Дело №
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
<адрес> 6 октября 2023 года
Судья Магасского районного суда Республики Ингушетия Цицкиев Р.Б., рассмотрев дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 статьи 20.2 КоАП РФ, в отношении Хаштырова М. Х., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца <адрес> Республики Ингушетия, проживающего по адресу: <адрес>, с.<адрес>,
У С Т А Н О В И Л:
ДД.ММ.ГГГГ участковым уполномоченным полиции ОМВД России по <адрес> Гиреевым З.М. составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 20.2 КоАП РФ, в отношении Хаштырова М.Х..
Согласно протоколу, ДД.ММ.ГГГГ Хаштыров М.Х. опубликовал видеозапись под названием «Обращение Совета тейпов Республики Ингушетия к руководству РИ» на канале «Совет тейпов РИ» по электронному адресу, который ДД.ММ.ГГГГ организовал и провел собрание незарегистрированной общественной организации «Совет тейпов РИ» по адресу: РИ, <адрес>, с.<адрес>, тем самым нарушил требования ФЗ № от ДД.ММ.ГГГГ, что содержит признаки административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.2 КоАП РФ
Из рапорта начальника ЦПЭ МВД по <адрес> Эльджаркиева И.А. следует, что в ходе мониторинга информационно-телекоммуникационной сети интернет на сайте «youtube.com» обнаружена видеозапись под названием: «Обращение Совета тейпов Республики Ингушетия к руководству Республики Ингушетия» продолжительностью 20 минут 36 секунд, опубликованная ДД.ММ.ГГГГ на канале «Совет тейпов Республики Ингушетия» по электронному адресу: https://www.youtube.com/watch?v=DUErlGlu6ow, данный видеоматриал содержит обращение мужчины на ингушском языке в адрес руководства республики и находится в свободном доступе, на момент производства оперативно-розыскных мероприятий «наблюдение» видеоматериал имеет 4963 просмотров. По результатам проверки установлено, что лицом на видеозаписи является гражданин Хаштыров М. Х., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, зарегистрированный и проживающий по адресу: <адрес>, с.<адрес>, который выступал с критикой в адрес руководства Республики Ингушетия.
Лица, участвующие в производстве по делу об административном правонарушении, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного заседания, в суд не явились. В соответствии со ст. 25.1 КоАП РФ дело рассмотрено без участия неявившихся лиц.
Изучив материалы дела об административном правонарушении, прихожу к следующему.
В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
В соответствии с ч. 1 ст. 20.2 КоАП РФ нарушение организатором публичного мероприятия установленного порядка организации либо проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 - 4 и 9 настоящей статьи, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или обязательные работы на срок до сорока часов; на должностных лиц - от пятнадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.
Из протокола об административном правонарушении усматривается, что Хаштыров М.Х. опубликовал видеозапись под названием «Обращение Совета тейпов Республики Ингушетия к руководству РИ» на канале «Совет тейпов РИ» по электронному адресу, который ДД.ММ.ГГГГ организовал и провел собрание незарегистрированной общественной организации «Совет тейпов РИ» по адресу: РИ, <адрес>, с.<адрес>, тем самым нарушил требования Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №- ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» (далее – Федеральный закон N 54-ФЗ).
Данные обстоятельства послужили основанием для составления должностным лицом административного органа протокола об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 20.2 КоАП РФ, в отношении Хаштырова М.Х.
Статьей 31 Конституции РФ гарантировано право граждан РФ собираться мирно, без оружия проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование.
Порядок обеспечения реализации установленного Конституцией РФ права граждан Российской Федерации собираться мирно, без оружия проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование регламентируется Федеральным законом N 54-ФЗ.
Одним из принципов проведения публичных мероприятий выступает законность - соблюдение положений Конституции РФ, а также вышеуказанного Федерального закона, иных законодательных актов Российской Федерации.
В рамках организации публичного мероприятия статьей 4 Федерального закона N 54-ФЗ предусматривается ряд процедур, направленных на обеспечение мирного и безопасного характера публичного мероприятия, согласующегося с правами и интересами лиц, не принимающих в нем участия, и позволяющих избежать возможных нарушений общественного порядка и безопасности.
К таким процедурам относится уведомление о проведении публичного мероприятия, в соответствии с п. 1 ч. 4 ст. 5 и ч. 1 ст. 7 Федерального закона N 54-ФЗ. Указанный закон не допускает проведение публичного мероприятия без соответствующего уведомления органов исполнительной власти (за исключением одиночного пикета).
Правовой статус участника публичного мероприятия закреплен в статье 6 Федерального закона N 54-ФЗ.
Организатор публичного мероприятия и иные граждане с момента согласования с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления места и (или) времени проведения публичного мероприятия имеют право беспрепятственно проводить предварительную агитацию среди граждан, сообщая им информацию о месте (местах), времени, целях проведения публичного мероприятия и иную информацию, связанную с подготовкой и проведением публичного мероприятия, а также призывать граждан и их объединения принять участие в готовящемся публичном мероприятии. Для проведения предварительной агитации могут использоваться средства массовой информации, устные призывы, распространяться листовки, плакаты и объявления, использоваться иные не запрещенные законодательством России формы агитации.
Частью 5 названной выше нормы предусмотрено, что организатор публичного мероприятия не вправе проводить его, если уведомление о проведении публичного мероприятия не было подано в срок либо если с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления не было согласовано изменение по их мотивированному предложению места и (или) времени проведения публичного мероприятия (а в случае, указанном в пункте 2 части 1 статьи 12 настоящего Федерального закона, также о выборе одной из форм проведения публичного мероприятия, заявляемых его организатором), и в случаях, предусмотренных частями 4, 5 и 7 статьи 12 настоящего Федерального закона.
В соответствии с частью 4 статьи 5 Федерального закона N 54-ФЗ организатор публичного мероприятия не вправе проводить его, если уведомление о проведении публичного мероприятия не было подано в срок либо если с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления не было согласовано изменение места и (или) времени проведения публичного мероприятия по их мотивированному предложению.
В силу положений статей 4 и 10 Федерального закона N 54-ФЗ, к организации публичного мероприятия относятся изготовление и распространение средств наглядной агитации, а также другие действия, совершаемые в целях подготовки и проведения публичного мероприятия.
Анализ положений ст. 20.2 КоАП РФ позволяет сделать вывод о том, что норма КоАП РФ распространяется только на организаторов публичного мероприятия, нарушивших установленный в ч. 5 ст. 5 Федерального закона N 54-ФЗ запрет на его организацию или проведение без подачи уведомления в орган публичной власти.
Таким образом, административные правонарушения, предусмотренные ст. 20.2 КоАП РФ разграничиваются по субъектному составу лиц, их совершивших. КоАП РФ дифференцируется административная ответственность нарушившего установленный порядок проведения публичного мероприятия лица в зависимости от того, является ли он его организатором или участником.
Из материалов дела усматривается, что Хаштыров М.Х. принимал участие в проводимом собрании, между тем, сведений о том, что последний являлся организатором названного собрания и предпринимал меры к его организации, материалы дела не содержат.
В силу п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при отсутствии состава административного правонарушения.
При указанных обстоятельствах, полагаю необходимым прекратить производство по делу об административном правонарушении в связи с отсутствием в действиях Хаштырова М.Х. состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.2 КоАП РФ.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 24.5, 29.9, 29.10 КоАП РФ,
П О С Т А Н О В И Л :
Производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 статьи 20.2 КоАП РФ, в отношении Хаштырова М. Х., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, прекратить на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Ингушетия в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления.
Судья
Копия верна:
Судья Магасского районного суда Р.Б. Цицкиев