дело № 2-332/2020
УИД16RS0044-01-2020-000125-63
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
3 марта 2020 года город Чистополь
Чистопольский городской суд Республики Татарстан в составе председательствующего судьи Горошниковой Л.Н.,
при секретаре судебного заседания Ситдиковой Л.Т.,
с участием истца Хуснуллиной Г.Ш.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску
ФИО4 к ФИО5, ФИО1 об определении долей в праве общей собственности на квартиру, признании права собственности на долю в квартире в порядке наследования,
установил:
истец обратился в суд с иском к ответчикам об определении долей в праве общей собственности на квартиру, расположенную по адресу: <адрес>, по ? доли за каждым из сторон по делу и за матерью истца - ФИО2, умершей ДД.ММ.ГГГГ, установлении факта принятия наследства, открывшегося после смерти ФИО2, признании права собственности истца на ? долю в праве общей собственности на квартиру в порядке наследования после смерти ФИО2
В обоснование иска указано, что на основании договора на передачу жилого помещения в собственность граждан от ДД.ММ.ГГГГ зарегистрировано право совместной собственности ФИО2, ФИО4, ФИО1, ФИО5 без определения долей. ДД.ММ.ГГГГ мать истца ФИО2 умерла, истец является наследником ее имущества по закону. На момент смерти матери и до настоящего времени истец проживает в указанной квартире, несет расходы по ее содержанию.
В судебном заседании истец поддержала заявленные требования об определении долей собственников указанной квартиры и признании права собственности истца на ? долю в праве общей собственности на квартиру в порядке наследования после смерти матери ФИО2, указав, что спора о праве на наследство не имеется.
Ответчики в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены.
Выслушав объяснения истца, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с пунктом 2 статьи 244 Гражданского кодекса Российской Федерации, имущество может находиться в общей собственности с определением доли каждого из собственников в праве собственности (долевая собственность) или без определения таких долей (совместная собственность).
Из положений статьи 3.1 Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» следует, что в случае смерти одного из участников совместной собственности на жилое помещение, приватизированное до ДД.ММ.ГГГГ, определяются доли участников общей собственности на данное жилое помещение, в том числе доля умершего.
Судом установлено, что по договору на передачу жилого помещения в собственность граждан от ДД.ММ.ГГГГ ФИО2, ФИО11 (ФИО12) Г.Ш., ФИО5, ФИО7 передана в совместную собственность двухкомнатная квартира, общей площадью 36,2 кв.м., расположенная по адресу: <адрес>.
В силу пункта 5 статьи 244 Гражданского кодекса Российской Федерации, по соглашению участников совместной собственности, а при недостижении согласия по решению суда на общее имущество может быть установлена долевая собственность этих лиц.
Согласно пункту 1 статьи 245 Гражданского кодекса Российской Федерации, если доли участников долевой собственности не могут быть определены на основании закона и не установлены соглашением всех ее участников, доли считаются равными.
Поскольку доли участников общей собственности на квартиру изначально не определены, соглашением сторон не установлены, суд считает, что их доли являются равными - по 1\4 доли в праве общей долевой собственности.
В силу абзаца 2 пункта 2 статьи 218 Гражданского кодекса Российской Федерации, в случае смерти гражданина право собственности на принадлежавшее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или законом.
Статьей 1142 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что наследниками первой очереди по закону являются дети, супруг и родители наследодателя.
ДД.ММ.ГГГГ мать истца - ФИО2 умерла.
Согласно ответам нотариусов Чистопольского нотариального округа ФИО8, ФИО9 наследственное дело к имуществу ФИО2, умершей ДД.ММ.ГГГГ, не заводилось.
Из части 1 статьи 1154 Гражданского кодекса Российской Федерации следует, что наследство может быть принято в течение шести месяцев со дня открытия наследства.
В соответствии с частью 2 статьи 1153 ГК РФ признается, что наследник принял наследство, если он совершил действия, свидетельствующие о фактическом принятии наследства, в том числе, если наследник вступил во владение или управление наследственным имуществом.
На момент смерти ФИО2 истец была зарегистрирована и проживала совместно с ней в спорной квартире.
В пункте 8 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 9 "О судебной практике по делам о наследовании" разъяснено, что при отсутствии надлежаще оформленных документов, подтверждающих право собственности наследодателя на имущество, судами до истечения срока принятия наследства (статья 1154 Гражданского кодекса Российской Федерации) рассматриваются требования наследников о включении этого имущества в состав наследства, а если в указанный срок решение не было вынесено, - также требования о признании права собственности в порядке наследования.
Поскольку истец является наследником имущества ФИО2 умершей ДД.ММ.ГГГГ, фактически принявшим наследство, суд приходит к выводу о признании права собственности истца на ? долю в праве общей собственности на квартиру в порядке наследования.
Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
исковые требования удовлетворить.
Определить за ФИО4, ФИО1, ФИО5, ФИО2, умершей ДД.ММ.ГГГГ, по ? доли за каждым в праве общей собственности на квартиру, расположенную по адресу: <адрес>.
Признать право собственности ФИО4 на ? долю в праве общей собственности на квартиру, расположенную по адресу: <адрес>, в порядке наследования после смерти матери ФИО3, умершей ДД.ММ.ГГГГ.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Татарстан через Чистопольский городской суд Республики Татарстан в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Горошникова Л.Н.
Мотивированное решение в окончательной форме изготовлено 10 марта 2020 года.