РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Самара
27.09.2023
Самарский областной суд в составе:
председательствующего судьи Клюева С.Б.,
при секретаре Рогаткове М.В.,
с участием прокурора Зоричевой Е.С.,
представителя ООО «Строммашина» Алифанова А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 3а-1853/2023 по административному исковому заявлению ООО «Строммашина» к Министерству имущественных отношений Самарской области об оспаривании нормативного правового акта в части,
УСТАНОВИЛ:
ООО «Строммашина» (далее также – административный истец, общество) обратилось в Самарский областной суд с административным исковым заявлением, в котором просит признать недействующим со дня принятия Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2022 год, утвержденный приказом Министерства имущественных отношений Самарской области от 22.10.2021 № 2233 (приложение № 1) в части включения в него под пунктом № 22392 нежилого здания с кадастровым номером №
Требования обусловлены тем, что в указанный пункт Перечня включено принадлежащее административному истцу на праве собственности нежилое здание, которое не отвечает критериям статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации. Включение указанного объекта в Перечни влечет увеличение налогооблагаемой базы по налогу на имущество юридических лиц и нарушает права и законные интересы административного истца.
В судебном заседании представитель административного истца по доверенности Алифанов А.А. поддержал заявленные требования, пояснил, что объект используется в составе производственного предприятия для осуществления производственной деятельности. Объект находится на охраняемой территории предприятия. Бытовые услуги третьим лицам в здании никогда не оказывались.
Министерство имущественных отношений Самарской области в своих возражениях выражает несогласие с заявленными требованиями, ссылаясь на то, что включение нежилого помещения в Перечни обусловлено тем, что по сведениям Единого государственного реестра недвижимости нежилое здание с кадастровым номером 63:01:0912004:2231, имеет наименование: «Блок цехов № 3 (цех №1, цех № 7, бытовки, распределительное устройство № 2», что позволяет его отнести к объектам, предусмотренным п. 4 ст. 378.2 НК РФ.
Заслушав представителя административного истца, исследовав материалы дела, выслушав заключение прокурора, полагавшего, что требования административного истца подлежат удовлетворению, суд приходит к выводу о том, что заявленные требования следует удовлетворить.
В соответствии с требованиями статей 72 и 76 Конституции Российской Федерации, подпункта 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных /представительных/ и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» от 06.10.1999 № 184-ФЗ к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения отнесено, в том числе, решение вопросов установления, изменения и отмены региональных налогов и сборов.
Налог на имущество организаций является региональным налогом, устанавливается и вводится в действие в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации и законами субъектов Российской Федерации, и с момента введение в действие обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации (статьи 14, 372 НК РФ).
Пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 настоящей статьи, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, направляет перечень в электронной форме в налоговый орган по субъекту Российской Федерации, размещает перечень на своем официальном сайте или на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
В соответствии с Постановлением Правительства Самарской области Министерство имущественных отношений Самарской области от 25.11.2014 № 719 уполномочено органом исполнительной власти Самарской области на утверждение перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.
В рамках переданных полномочий Министерством имущественных отношений Самарской области издан Приказ от 22.10.2021 № 2233, которым утвержден Перечень объектов недвижимого имущества на 2022 год; Приказ опубликован на официальном сайте http://www.pravo.samregion.ru 22.10.2021.
Факт включения нежилого здания в соответствующий перечень подтверждается материалами дела и сторонами по существу не оспаривается.
В соответствии с пунктом 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, действовавшим в редакции на момент принятия оспариваемого нормативного правового акта, налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества, утвержденная в установленном порядке, в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения: 1) административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них; 2) нежилые помещения, назначение которых в соответствии с кадастровыми паспортами объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания; 3) объекты недвижимого имущества иностранных организаций, не осуществляющих деятельности в Российской Федерации через постоянные представительства, а также объекты недвижимого имущества иностранных организаций, не относящиеся к деятельности данных организаций в Российской Федерации через постоянные представительства; 4) жилые дома и жилые помещения, не учитываемые на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета.
В соответствии с пунктами 3 и 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации в редакции, действовавшей на момент принятия Перечня, в целях настоящей статьи административно-деловым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения. При этом:
здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, если назначение помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии с кадастровыми паспортами соответствующих объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки);
фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).
В целях настоящей статьи торговым центром (комплексом) признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. При этом:
здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии с кадастровыми паспортами соответствующих объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;
фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Установлено, что объект недвижимости - здание с кадастровым номером № на момент включения его в оспариваемый перечень имел наименование: «Блок цехов № 3 (цех №1, цех № 7, бытовки, распределительное устройство № 2», назначение: «нежилое», площадь: 17379,6 кв.м, виды разрешенного использования: «данные отсутствуют».
Наименование здания изменено в 2023 году на основании ходатайства административного истца с «Блок цехов № 3 (цех №1, цех № 7, бытовки, распределительное устройство № 2» на «Данные отсутствуют».
Здание расположено в пределах земельного участка с кадастровым номером №, площадью 34472 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, виды разрешенного использования: «под завод», что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости от 24.08.2023.
В соответствии с техническим паспортом по состоянию на 20.04.2000 года, здание не имеет в своем составе помещений, предназначенных для использования в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Из пояснений представителя административного истца в судебном заседании и представленных им документов следует, что здание находится на огороженной забором территории, охраняемой, с пропускным и внутриобъектовым режимом. Здание используется арендатором ООО «ТПК Брик» в составе предприятия в целях собственной производственной деятельности.
Таким образом, наименование здания: «Блок цехов № 3 (цех №1, цех № 7, бытовки, распределительное устройство № 2» при установленных обстоятельствах не свидетельствует об использовании административным данного объекта для осуществления самостоятельного вида соответствующей предпринимательской деятельности (оказание бытовых услуг населению). Наоборот, его функционирование является частью процесса производственной деятельности предприятия. Сведения, о том, что данный объект когда-либо использовался, либо изначально возводится в целях оказания бытовых услуг административным ответчиком в материалы дела не представлено.
Таким образом, по сведениям Единого государственного реестра недвижимости и документам технического учета (инвентаризации) наименование и назначение спорного нежилого здания не могут быть признаны безусловно определенными в целях применения положений п.п. 2 п. 1, п. 3-4.1 ст. 378.2 НК РФ, поскольку прямо не предусматривают размещение административно-делового, торгового центра, офисов, объектов бытового обслуживания или общественного питания.
Осмотр нежилого здания на момент формирования и утверждения Перечня Министерством имущественных отношений Самарской области не проводился.
В связи с чем суд приходит к выводу о том, что здание с кадастровым номером № необоснованно включено в соответствующий Перечень по данному основанию.
Таким образом, спорный объект недвижимости, включенный в оспариваемый Перечень, не соответствует критериям, установленным статьёй 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, поскольку не предусматривает оказания соответствующего вида услуг неопределенному кругу лиц на основании публичной оферты в качестве самостоятельного вида деятельности, в силу чего требования административного истца о признании недействующим Перечня объекта недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2022 год, подлежат удовлетворению.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установив, что оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части не соответствует нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, признает этот нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.
С учетом ограниченного срока применения оспариваемой нормы (2022 год), суд полагает, что восстановлению прав и законных интересов административного истца будет способствовать признание ее недействующей со дня принятия.
В соответствии со ст. 103 КАС РФ, судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением административного дела.
В соответствии со ст.111 КАС РФ, в пользу заявителя подлежат взысканию расходы по оплате государственной пошлины в размере 4500 рублей, в связи с подачей настоящего административного иска в суд. Указанные расходы подтверждаются платежным поручением от 25.07.2023 № 625.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 175-180, 208-215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Требования ООО «Строммашина» удовлетворить.
Признать недействующим со дня принятия:
Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2022 год, утвержденный приказом Министерства имущественных отношений Самарской области от 22.10.2021 № 2233 (приложение № 1) в части включения в него под пунктом № 22392 нежилого здания с кадастровым номером №
Взыскать с Министерства имущественных отношений Самарской области в пользу общества с ограниченной ответственностью «Строммашина» судебные расходы по административному делу № 3а-1853/2023 в размере 4 500 руб.
Сообщение о решении суда подлежит опубликованию в официальном печатном издании «Волжская коммуна» в течение одного месяца со дня вступления его в законную силу.
Решение суда может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья С.Б. Клюев
Решение суда в окончательной форме изготовлено 10.10.2023.