Судья: Никонов П.Е. гр. дело № 33-3605/2022
(2-2-320/2021)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
25 мая 2022 года г.о.Самара
Судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда в составе:
Председательствующего – Занкиной Е.П.
Судей – Маликовой Т.А., Мельниковой О.А.
При секретаре – Нугайбековой Р.Р.
Рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе ООО «Газпром трансгаз Самара» на решение Кошкинского районного суда Самарской области от 20 декабря 2021 года, которым постановлено:
«Исковые требования ООО «Газпром трансгаз Самара» к Подосян Н.Р. об устранении нарушений путем сноса/демонтажа строений, расположенных в пределах минимальных расстояний магистрального газопровода – оставить без удовлетворения»,
Заслушав доклад судьи Самарского областного суда Занкиной Е.П., объяснения представителя ООО «Газпром трансгаз Самара» - Карпова С.И. в поддержание доводов жалобы, возражения на жалобу Подосян Н.Р., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
ООО «Газпром трансгаз Самара» обратилось в суд с иском к Подосян Н.Р. об устранении нарушений путем сноса самовольного строения.
Требования мотивированы тем, что в эксплуатации ООО «Газпром трансгаз Самара» находится опасный производственный объект – <данные изъяты> являющаяся частью Федеральной системы газоснабжения. На ООО «Газпром трансгаз Самара», как на владельца и эксплуатирующую организацию, возложена обязанность по соблюдению требований промышленной безопасности на объектах системы газоснабжения. В рамках проведения контроля за соблюдением требований промышленной безопасности в части соблюдения требований о минимальных расстояниях от опасного производственного объекта истцом на территории <адрес> выявлен факт возведения ответчиком неоконченного строительством жилого дома на принадлежащем ему земельном участке, расположенном по <адрес> а именно возведение фундамента, стен, ограждения с признаками начала строительства жилого дома. По результатам проверки ДД.ММ.ГГГГ составлен Акт о выявлении нарушения зоны минимальных допустимых расстояний до объектов системы газоснабжения, а также выписано ответчику Требование об устранении нарушения зоны минимальных расстояний ГРС-12 путем приостановления строительства жилого дома на принадлежащем ответчику земельном участке с кадастровым № на которое ответчик ответил отказом.
Ссылаясь на указанные обстоятельства, истец просил суд (с учетом уточнений) обязать ответчика осуществить снос самовольного строения – жилого дома, расположенного на земельном участке <адрес>, обеспечив соблюдение зоны минимально допустимых расстояний <данные изъяты> взыскать с ответчика расходы по оплате госпошлины в размере 6000 руб.
Судом постановлено вышеуказанное решение, которое в апелляционной жалобе ООО «Газпром трансгаз Самара» просит отменить, как незаконное и необоснованное, принять новое решение, которым исковые требования удовлетворить.
В суде апелляционной инстанции представитель истца ООО «Газпром трансгаз Самара» - Карпов С.И. доводы апелляционной жалобы поддержал.
Ответчик Подосян Н.Р. возражала против доводов жалобы, просила решение суда оставить без изменения.
Представитель третьего лица администрации муниципального района Елховский Самарской области не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, о причинах неявки не сообщил.
Судебная коллегия на основании ст.ст. 167, 327 ГПК РФ полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Заслушав участников процесса, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В силу ч.1 ст.195 ГПК РФ решение суда должно быть законным и обоснованным.
Решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (ч.1 ст.1, ч.3 ст.11 ГПК РФ).
Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (ст.ст. 55, 59 - 61, 67 ГПК РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Оспариваемое решение суда указанным требованиям закона не соответствует.
В соответствии с подп.2 п.1 ст.40 Земельного кодекса РФ собственник земельного участка имеет право возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.
В силу п.1 ст.263 Гражданского кодекса РФ собственник земельного участка может возводить на нем здания и сооружения, осуществлять их перестройку и снос, разрешать строительство на своем участке другим лицам. Эти права осуществляются при условии соблюдения градостроительных и строительных норм и правил, а также требований о целевом назначении земельного участка (п. 2 ст. 260 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В силу абзаца 2 п.1 ст.222 Гражданского кодекса РФ не является самовольной постройкой здание, сооружение или другое строение, возведенные или созданные с нарушением установленных в соответствии с законом ограничений использования земельного участка, если собственник данного объекта не знал и не мог знать о действии указанных ограничений в отношении принадлежащего ему земельного участка.
В случае его осведомленности об этом возведенная постройка может быть признана самовольной в соответствии с правилами ст. 222 Гражданского кодекса Российской Федерации, не предусматривающей возмещение убытков лицу, осуществившему постройку. В случае, если он не знал и не мог знать о действии ограничений, постройка может быть снесена, но не как самовольная и только с возмещением убытков ее собственнику.
Данные разъяснения приведены в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 1 (2021), утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 07.04.2021 года.
Судом установлено и следует из материалов дела, что в эксплуатации ООО «Газпром трансгаз Самара» находится станция газораспределения <данные изъяты> являющийся частью Федеральной системы газоснабжения согласно п. 1 ст. 2 Федерального закона 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» относящийся к категории опасных производственных объектов (ОПО).
Основанием эксплуатации истцом указанного газопровода является договор аренды имущества № от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому арендодатель - ПАО «Газпром» - предоставляет арендатору – ООО «Газпром трансгаз Самара» за плату во временное владение и пользование принадлежащее ему на праве собственности имущество согласно прилагаемому перечню.
Согласно п. 4.4.2 договора, арендатор обязался использовать арендованное имущество исключительно по прямому назначению согласно целям, предусмотренным договором, в соответствии с правилами технической эксплуатации и содержать указанное имущество в полной исправности. Соблюдать технические и иные требования, предъявляемые к пользованию имуществом, арендуемым по настоящему договору, в соответствии с нормами эксплуатации.
В приложении к указанному договору - Перечне имущества ПАО «Газпром», введенного в эксплуатацию до ДД.ММ.ГГГГ, передаваемого в аренду, за № указана <данные изъяты>
На Общество, как на владельца и эксплуатирующую ОПО организацию, возложена обязанность по соблюдению требований промышленной безопасности на объектах системы газоснабжения, в том числе в отношении указанной выше <данные изъяты>
Согласно свидетельству о регистрации №, выданному ООО Газпром трансгаз Самара» опасные производственные объекты, эксплуатируемые истцом, зарегистрированы в государственном реестре опасных производственных объектов.
Подосян Н.Р. является собственником земельного участка <адрес> категория земель: земли населенных пунктов, виды разрешенного использования: для ведения личного подсобного хозяйства.
Земельный участок приобретен Подосян Н.Р. на основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ (право собственности зарегистрировано с ДД.ММ.ГГГГ).
Согласно выпискам из Единого государственного реестра недвижимости от 19.08.2016г., 28.06.2019г., 1805.2020г. в ЕГРН не содержатся сведения о наличии каких-либо ограничений или обременений в отношении земельного участка ответчика.
В соответствии с информацией администрации <адрес> № от 29.01.2018 года согласно правилам землепользования и застройки земельный участок по <адрес>, расположен в жилой зоне Ж1 «Зона застройки индивидуальными жилыми домами», которая выделена для обеспечения правовых условий формирования жилой застройки из индивидуальных и блокированных жилых домов, с минимально разрешенным набором услуг местного значения, размещения необходимых объектов инженерной и транспортной инфраструктуры. К основным видам разрешенного использования относятся в том числе индивидуальные жилые дома.
Установлено, что в течение 2016-2019 годов Подосян Н.Р. на указанном участке, которому присвоен <адрес> возведен жилой дом, площадью 145,6 кв.м, с кадастровым № который поставлен на учет ДД.ММ.ГГГГ и на который зарегистрировано право собственности Подосян Н.Р., что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ. В указанном доме по <адрес> зарегистрирован <данные изъяты>. Технические характеристики данного жилого дома соответствуют требованиям к жилым домам, установленным классификатором видов разрешенного использования земельных участков, что подтверждается техническим паспортом на указанный жилой дом от ДД.ММ.ГГГГ.
Разрешение на строительство указанного жилого дома выдано администрацией муниципального района <адрес> ДД.ММ.ГГГГ № на основании градостроительного плана земельного участка, утвержденного постановлением Главы администрации муниципального района <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №, срок действия разрешения установлен до ДД.ММ.ГГГГ в соответствии со схемой планировочной организации земельного участка. Данное разрешение на строительство отменено распоряжением Главы муниципального района <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №, которое, в свою очередь, признано незаконным и отменено распоряжением Главы муниципального района <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № на основании вступившего в законную силу решения <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ.
В рамках проведения контроля за соблюдением требований промышленной безопасности в части соблюдения требований о минимальных расстояниях от ОПО, Обществом на территории <адрес> выявлен факт размещения в пределах минимальных расстояний ОПО неоконченного строительством жилого дома на земельном участке, расположенном по <адрес>, что подтверждается актом от ДД.ММ.ГГГГ о полевых геодезических измерениях земельного участка, согласно которому нарушение составило 7 м.
По результатам проверки ДД.ММ.ГГГГ составлен акт о выявлении нарушения зоны минимальных расстояний <данные изъяты>, а также выписано Подосян Н.Р. требование об устранении нарушения зоны минимальных расстояний <данные изъяты> путем приостановления строительства жилого дома на принадлежащем ответчику земельном участке с кадастровым №
Разрешая спор, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований ООО «Газпром трансгаз Самара», исходя из следующего.
Согласно Протоколу совещания по вопросам соблюдения охранных зон и зон минимальных расстояний опасных производственных объектов магистральных газопроводов на территории муниципального района <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, проведенного с участием представителей администрации муниципального района <адрес>, глав сельских поселений, представителей ООО «Газпром трансгаз Самара», участниками совещания приняты решения, в том числе: администрации муниципального района обеспечить работы по внесению в графические материалы правил землепользования и застройки объектов магистральных газопроводов; на основании заключенного соглашения о порядке использования земель в охранных зонах и зонах минимальных расстояний запрашивать у ООО «Газпром трансгаз Самара» информацию об отсутствии ограничений в использовании земельными участками при их предоставлении, выдаче разрешений на строительство и т.д.
Из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ между ООО «Газпром трансгаз Самара» и администрацией муниципального района <адрес> заключено соглашение о порядке использования земель муниципального района <адрес> находящихся в охранных, санитарнозащитных зонах и зонах минимально-допустимых расстояний объектов магистральных газопроводов и газораспределительных станций ООО «Газпром трансгаз Самара», в п. 1.4 которого перечислены имеющиеся на территории района магистральные газопроводы и ГРС, указаны параметры данных зон, в том числе <данные изъяты>
В силу п. 6.2 Соглашения муниципальный район <адрес> обязан, в том числе при предоставлении земельных участков юридическим и физическим лицам, извещать их об обременении охранными, санитарно-защитными зонами и зонами минимально допустимых расстояний газопроводов и ГРС с учетом беспрепятственного доступа эксплуатирующего персонала ООО «Газпром трансгаз Самара» к указанному в п. 1.4. оборудованию опасных производственных объектов (пп. «в»); давать указания юридическим и физическим лицам до начала использования земельного участка, обремененного охранными, санитарно-защитными зонами и зонами минимально допустимых расстояний, получать в ООО «Газпром трансгаз Самара» технические условия на возможность проведения каких-либо работ в этих зонах (пп. «д»); оформлять совместные акты с ООО «Газпром трансгаз Самара» на установленные знаки обозначения линейной части магистральных газопроводов (пп. «е»), не реже одного раза в три года проверять правильность нанесения трасс газопроводов на топографических картах муниципального образования с обязательным составлением двухсторонних актов с ООО «Газпром трансгаз Самара» (пп. «ж»), на землях, принадлежащих юридическим и физическим лицам, содействовать в оформлении прав на земельные участки на период строительства, ремонта и обследования газопроводов и КЛС (пп. «з»).
Однако, как отметил суд первой инстанции, в материалах дела не имеется и истцом не представлено каких-либо доказательств того, что администрация района уведомляла Подосян Н.Р. об ограничениях, имеющихся на спорном земельном участке до выдачи разрешения на строительство. Относимых и допустимых доказательств, свидетельствующих о наличии ограничений (обременений) земельного участка, принадлежащего Подосян Н.Р. на праве собственности, на котором расположен спорный дом, в материалах дела отсутствуют.
Также в материалы дела не представлено доказательств того, что зона минимальных расстояний на местности была обозначена опознавательными знаками на этапе возведения спорного строения Подосян Н.Р., и она была проинформирована о границах зоны минимальных расстояний ГРС-12.
Каких-либо санкций за административные правонарушения в области строительства и землепользования на этапе возведения спорного объекта к ответчику не применялось.
Суд пришел к выводу, что при постройке жилого дома ответчиком были соблюдены все требования действующего законодательства: жилой дом возведен на предоставленном для таких целей земельном участке категории земель: земли населенных пунктов, с видом разрешенного использования: для ведения личного подсобного хозяйства, в соответствии с утвержденным в установленном порядке градостроительным планом земельного участка и на основании полученного в установленном законом порядке разрешения на строительство, законность которого подтверждена решением суда. О расположении земельного участка в зоне минимальных расстояний от объектов газовых сетей собственнику известно не было, что ответчику не было известно о действии ограничений в отношении земельного участка, подтверждается также отсутствием в Едином государственном реестре недвижимости сведений об ограничениях и о границах зон с особыми условиями использованиями земельного участка.
При таких обстоятельствах, суд пришел к выводу об отсутствии вины Подосян Н.Р. в несоблюдении минимальных расстояний до <данные изъяты> при строительстве в 2016-2019 годах спорного жилого дома, Подосян Н.Р. не знала и не могла знать о местоположении <данные изъяты>, наличии охранных зон и минимальных расстояний, в связи с чем, отсутствуют основания для возложения на нее ответственности в виде сноса принадлежащего ей жилого дома за ее счет.
Судебная коллегия не может согласиться с выводами суда первой инстанции, поскольку они не основаны на правильном применении норм материального права, применительно к установленным по делу обстоятельствам.
В силу статьи 2 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" газопроводы относятся к категории опасных производственных объектов.
Согласно статье 2 Федерального закона от 31 марта 1999 г. N 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации" охранная зона газопровода - зона с особыми условиями использования территории, которая устанавливается в порядке, определенном Правительством Российской Федерации, вдоль трассы газопроводов и вокруг других объектов данной системы газоснабжения в целях обеспечения нормальных условий эксплуатации таких объектов и исключения возможности их повреждения.
Для обеспечения требований промышленной безопасности в соответствии со ст. 28 ФЗ «О газоснабжении в РФ» на земельных участках, отнесенных к землям транспорта, устанавливаются зоны с особыми условиями использования. Границы таких зон для объектов системы газоснабжения определяются на основании строительных норм и правил, правил охраны магистральных трубопроводов, других утвержденных в установленном порядке нормативных документов.
Владельцы указанных земельных участков при их хозяйственном использовании не могут строить какие бы то ни было здания, строения, сооружения в пределах установленных минимальных расстояний до объектов системы газоснабжения без согласования с организацией- собственником системы газоснабжения или уполномоченной ею организацией.
Охранные зоны газопроводов, установлены законодательством Российской Федерации в административном порядке, признаются существующими и юридически действительными с 1975 г. (на основании ранее действующих СНиП 11-4578 "Магистральные трубопроводы", Правил охраны магистральных газопроводов, утвержденных постановлением Совета министров СССР от 12 апреля 1979 г. N 341 "Об усилении охраны магистральных трубопроводов"). Данные зоны считаются фактически установленными в силу расположения газопровода на земельном участке и действия нормативных правовых актов, определяющих границы этих зон.
Кроме того, как ранее возникшее, до вступления в силу Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", ограничение по использованию земельного участка является, в соответствии со статьей 6 данного Закона, юридически действительными.
Особые условия использования земельных участков, находящихся в пределах минимальных допустимых расстояний, установлены в рамках положений статьи 56 Земельного кодекса Российской Федерации, одинаковы для всех землепользователей.
Императивные требования, предусмотренные пунктом 6 статьи 90 Земельного кодекса Российской Федерации, статьями 1, 28 Федерального закона от 31 марта 1999 г. N 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации", статьями 2, 9, 11 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов", пунктами 4.1, 4.4 Правил охраны магистральных трубопроводов (утв. Минтопэнерго Российской Федерации 29 апреля 1992 г., постановлением Госгортехнадзора Российской Федерации от 22 апреля 1992 г. N 9), пунктами 3.16 СНиП 2.05.06-85* "Магистральные трубопроводы" (утв. Постановлением Госстроя СССР от 30 марта 1985 г. N 30) действуют вне зависимости от наличия или отсутствия в ЕГРН сведений о постановке на учет охранных зон.
В настоящее время зоны минимальных расстояний до магистральных трубопроводов с учетом изменений, внесенных Федеральным законом от 3 августа 2018 г. N 342-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации", указаны как отдельные зоны с особыми условиями использования территорий (подпункт 25 статьи 105 Земельного кодекса Российской Федерации) и подлежат внесению в ЕГРН не позднее 1 января 2025 г. (статья 71.1 Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости").
Ограничения, в использовании земельных участков, находящихся в пределах зон минимальных расстояний магистральных газопроводов, сведения о которых не внесены в ЕГРН, по смыслу Федерального закона от 3 августа 2018 г. N 342-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" существуют до 1 января 2025 г.
Требования по внесению сведений о границах зон с особыми условиями использования территорий в ЕГРН возникли на основании статьи 7 Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", который вступил в силу с 1 января 2017 г.
Согласно статьям 1, 4 Федерального закона от 18 июня 2001 г. N 78-ФЗ "О землеустройстве", в редакции, действовавшей до 1 января 2017 г., зоны с особыми условиями использования территорий, а также части указанных территорий и зон ранее относились к объектам землеустройства. В настоящее время, согласно пункту 12 статьи 26 Закона N 342-ФЗ, обязательства собственников магистральных газопроводов по внесению сведений о границах зон с особыми условиями использования территорий в ЕГРН должны быть выполнены до 1 января 2025 г.
Пунктом 8 статьи 26 Федерального закона от 3 августа 2018 г. 342-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации", установлено, что до 1 января 2022 г. зоны с особыми условиями использования территорий считаются установленными в случае отсутствия сведений о таких зонах в ЕГРН, если такие зоны установлены до дня официального опубликования настоящего Федерального закона одним из следующих способов: нормативным правовым актом, предусматривающим установление зон с особыми условиями использования территорий в границах, установленных указанным актом, без принятия решения исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления об установлении таких зон либо согласования уполномоченным органом исполнительной власти границ зоны с особыми условиями использования территории.
В соответствии с пунктом 10 статьи 26 Закона N 342-ФЗ зоны с особыми условиями использования территорий, которые установлены до дня официального опубликования настоящего Федерального закона нормативными правовыми актами или решениями об их установлении, при соблюдении условий, указанных в частях 8 и 9 настоящей статьи, считаются установленными вне зависимости от соответствия решений об их установлении требованиям, установленным в соответствии со статьей 106 Земельного кодекса (в редакции настоящего Федерального закона). Внесение изменений в указанные решения или принятие новых решений об установлении таких зон и (или) их границ в соответствии с требованиями Земельного кодекса (в редакции настоящего Федерального закона) не требуется, за исключением случая, предусмотренного частью 11 настоящей статьи.
Таким образом, положениями Закона N 342-ФЗ урегулированы вопросы признания зон минимальных расстояний, сведения о которых не внесены в ЕГРН, поскольку существование зон минимальных расстояний до магистрального газопровода влекущее за собой ограничения по использованию земельного участка, обусловлено фактом существования самого опасного производственного объекта.
Из пунктов 1, 2 Обзора судебной практики по спорам, связанным с возведением зданий и сооружений в охранных зонах трубопроводов и в границах минимальных расстояний до магистральных или промышленных трубопроводов, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации от 23 июня 2021 г., следует, что до утверждения Правительством Российской Федерации в соответствии со статьей 106 Земельного кодекса положений об охранных зонах трубопроводов и о зонах минимальных расстояний до магистральных или промышленных трубопроводов правовой режим и порядок установления охранных зон трубопроводов и минимальных расстояний до промышленных и магистральных трубопроводов определяется Правилами N 9; Правилами охраны газораспределительных сетей, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 20 ноября 2000 г. N 878; Правилами охраны магистральных газопроводов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 8 сентября 2017 г. N 1083; Сводом правил "СП 36.13330.2012. Свод правил. Магистральные трубопроводы. Актуализированная редакция СНиП 2.05.06-85*", утвержденным приказом Федерального агентства по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству от 25 декабря 2012 г. N 108/ГС.
Пунктом 3 части 8 статьи 26 Федерального закона от 3 августа 2018 г. N 342-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" предусмотрена возможность установления, в частности, охранных зон трубопроводов (газопроводов) и зон минимальных расстояний до магистральных или промышленных трубопроводов (газопроводов). До 1 января 2025 г. зоны с особыми условиями использования территорий считаются установленными в случае отсутствия сведений о таких зонах в ЕГРН, если такие зоны установлены до 1 января 2022 г. нормативным правовым актом, предусматривающим установление зон с особыми условиями использования территорий в границах, установленных указанным актом, без принятия решения исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления об установлении таких зон либо согласования уполномоченным органом исполнительной власти границ зоны с особыми условиями использования территории. В случаях, если это предусмотрено законодательством, действовавшим на день установления зоны с особыми условиями использования территории, такая зона считается установленной при условии, что установлено или утверждено описание местоположения границ такой зоны в текстовой и (или) графической форме или границы такой зоны обозначены на местности.
Из материалов дела следует, что магистральный газопровод построен и введен в эксплуатацию до вступления в силу Закона N 342-ФЗ, постановление Правительства Российской Федерации в соответствии со статьей 106 Земельного кодекса Российской Федерации не утверждено, Правила содержат порядок определения границ и правовой режим охранной зоны магистрального газопровода. Т.о., охранная зона магистрального газопровода, а равно зона минимальных расстояний установлены в силу прямого указания закона.
Определение территории, входящей в границы минимальных расстояний до магистрального или промышленного трубопровода, до установления этой зоны в порядке, установленном статьей 106 Земельного кодекса, осуществляется с учетом положений СНиПа 2.05.06-85*, границы минимальных расстояний исходя из установленных судом обстоятельств могут определяться по Правилам N 9 и СНиПом 2.05.06-85* (статья 26 Закона N 342-ФЗ).
В силу пункта 7.15 СНиПа 2.05.06-85* расстояния от оси подземных и наземных (в насыпи) трубопроводов до населенных пунктов, отдельных промышленных и сельскохозяйственных предприятий, зданий и сооружений должны приниматься в зависимости от класса и диаметра трубопроводов, степени ответственности объектов и необходимости обеспечения их безопасности, но не менее значений, указанных в таблице 4.
Согласно акту № от 28.05.2019г. о полевых геодезических испытаниях земельного участка, находящегося в границах минимальных расстояний от <данные изъяты> по <адрес>, минимальные расстояния, взятые по кратчайшему расстоянию от <данные изъяты> до объектов ответчика, расположенных на участке, составляют 129 м. до ограждения участка – 129 м., до строения – 143 м.
Границы зоны минимальных расстояний в соответствии с СП 36.13330.2012 «Магистральные трубопроводы. Актуализированная редакция СНиП 2.05.06-85*» для указанного строения составляют 150 метров от ГРС согласно требованиям п.6.16 таб. 5 ( поз1).
Согласно примечания № к указанной таблице, для НПС, ГРС зданий и сооружений по поз. 1_12,14 расстояния принимаются от ограждений станций.
В соответствии с абз. 4 ст.32 Закона о газоснабжении здания, строения и сооружения, построенные ближе установленных строительными нормами и правилами минимальных расстояний до объектов систем газоснабжения, подлежат сносу за счет средств юридических и физических лиц, допустивших нарушения.
Учет установленных минимальных расстояний при формировании земельных участков органами местного самоуправления для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства, дачного хозяйства, и ИЖС является обязательным и необходимым условием с целью дальнейшего предотвращения негативных последствий.
Ссылка суда на то, что Подосян Н.Р. осуществляла строительство жилого дома на основании разрешения на строительство, а также ссылка на решение <адрес> от 24.05.2018г., которым признано незаконным и отменено распоряжение администрации м.<адрес> № от 31.01.2018г. об отмене разрешения на строительство жилого дома № от 19.11.2016г., судебная коллегия отклоняет по следующим основаниям.
В решении от 24.05.2018г. суд пришел к выводу о незаконности распоряжения администрации об отмене разрешения на строительство жилого дома Подосян Н.Р., сославшись на то, что в соответствии с п. 3 Правил охраны магистральных газопроводов, охранные зоны объектов магистральных газопроводов устанавливаются вдоль линейной части магистрального газопровода - в виде территории, ограниченной условными параллельными плоскостями, проходящими на расстоянии 25 м. от оси магистрального газопровода с каждой стороны. Из чертежа градостроительного плана земельного участка и линий градостроительного регулирования следует, что фундамент жилого дома на спорном земельном участке расположен за пределами установленной п. 3 Правил охраны магистральных газопроводов охранной зоны объектов магистральных газопроводов ( вдоль линейной части магистрального газопровода в виде территории, ограниченной условными параллельными плоскостями, проходящими на расстоянии 25 м. от оси магистрального газопровода с каждой стороны) и составляет 50 и 43 м., т.е фундамент не входит в охранную зону.
Однако, данное решение не имеет преюдициального значения для данного спора, поскольку ООО «Газпром трансгаз Самара» к участию в рассмотрении данного дела не привлекалось, представитель администрации м..р <адрес> в судебном заседании административные исковые требований Подосян Н.Р. признал Н.Р. в части отмены распоряжения администрации.
Кроме того, исходя из предъявленных ООО «Газпром трансгаз Самара» требований истец указывает на нарушение ответчиком зоны минимальных расстояний от жилого дома до газорасперделительной станции.
В соответствии с п. 2 Правил охраны магистральных газопроводов для целей настоящих Правил магистральный газопровод может включать следующие объекты: линейная часть магистрального газопровода; компрессорные станции; газоизмерительные станции; газораспределительные станции, узлы и пункты редуцирования газа и пр.
В силу п. 3 Правил охранные зоны объектов магистральных газопроводов устанавливаются: а) вдоль линейной части магистрального газопровода – в виде территории, ограниченной условными параллельными плоскостями, проходящими на расстоянии 25 м. от оси магистрального газопровода с каждой стороны; д) вокруг компрессорных станций, газоизмерительных станций, газораспеределительных станций, узлов и пунктов редуцирования газа, станций охлаждения газа – в виде территории, ограниченной условной замкнутой линией, отстоящей от внешней границы указанных объектов на 100 м. с каждой стороны.
Границы минимальных расстояний в соответствии с СП 36.13330.2012 « Магистральные трубопроводы. Актуализированная редакция СНиП 2.05.06-85*» составляют для газопровода -100м от оси газопровода с каждой стороны, для ГРС- 150 м от ограждения с каждой стороны.
По результатам полевых геодезических измерений земельного участка ответчика, отраженных в акте от 28.05.2019г., схеме расположения земельного участка следует, что расстояние от строения до ограждения ГРС -12 составляет 143м., расстояние от ограждения земельного участка ответчика до ограждения ГРС-12 129 м., соответственно, участок и строение попадают в границу минимальных расстояний от ГРС -12. ( л.д 40 45 т.1).
При этом, Подосян Н.Р. в ходе судебного разбирательства не оспаривала расположение возведенного строения в пределах зоны минимальных расстояний магистрального газопровода.
С учетом изложенного, судебная коллегия приходит к выводу, что расположение строения ответчика в нарушение минимальных расстояний от <данные изъяты> создает угрозу жизни и здоровью, как самого ответчика, так и граждан, дома которых расположены вблизи от земельного участка ответчика, а также является дополнительным катализатором и распространяющим пожар элементом в случае аварии на газопроводе, препятствует локализации и уменьшению последствий возможных аварий и катастроф.
Доводы ответчика о том, что ей не было известно, что спорный земельный участок находится в зоне с особыми территориальными условиями и имеет ряд ограничений, что согласно ответа администрации м.<адрес> зона минимальных расстояний линии <данные изъяты> на местности не обозначена опознавательными знаками, судебной коллегией отклоняются.
Как указано выше, охранные зоны газопроводов установлены законодательством Российской Федерации в административном порядке, они признаются существующими и юридически действительными с 1975 года (на основании ранее действующих СНиП 11-4578 «Магистральные трубопроводы», Правил охраны магистральных газопроводов, утвержденных постановлением Совета министров СССР от ДД.ММ.ГГГГ № «Об усилении охраны магистральных трубопроводов»). Данные зоны считаются фактически установленными в силу расположения газопровода на земельном участке и действия нормативных правовых актов, определяющих границы этих зон.
Таким образом, любое строительство ответчиком в указанной зоне могло производиться только по согласованию с истцом.
Согласно соглашению о порядке использования земель муниципального района Елховский от 29.11.2012г., заключенному между ООО «Газпром трансгаз Самара» и Администрацией м.<адрес>, настоящее Соглашение заключено в целях обеспечения безопасности при эксплуатации производственных объектов магистрального транспорта газа, устойчивого развития территории, во исполнение ФЗ «О промышленной безопасности производственных объектов», ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», Градостроительного кодекса РФ, для обеспечения безопасности жизни граждан и их имущества от опасных производственных факторов объектов магистральных газопроводов применяются зоны минимально-допустимых расстояний.
Земельные участки, входящие в охранные, санитарно-защитные зоны и зоны минимально-допустимых расстояний, не изымаются у землепользователей и используются ими для проведения сельскохозяйственных и иных работ с обязательным соблюдением требований «Правил охраны магистральных трубопроводов». СНиП 2.05.06-85* «Магистральные трубопроводы», СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03. «Правил охраны линий и сооружений связи РФ».
Согласно ФЗ «О газоснабжении в РФ», здания, строения и сооружения, построенные ближе установленных строительными нормами и правилами минимальных расстояний до объектов газоснабжения подлежат сносу за счет средств юридических и физически лиц, допустивших нарушения. (п.5.3)
В соответствии с п.6.2 Соглашения, муниципальный район Елховский обязался давать указание юридическим и физическим лицам до начала использования земельного участка, обремененного охранными, санитарно-защитными зонами и зонами минимально-допустимых расстояний, получать в ООО «Газпром трансгаз Самара» технические условия на возможность проведения каких-либо работ в этих зонах.
Таким образом, строительство ответчиком объекта в минимальных расстояниях без согласования с истцом запрещено действующим законодательством, создает угрозу для жизни и здоровья, в силу закона является основанием для его сноса.
Ответчик, действуя добросовестно, при должной степени осмотрительности должен был удостовериться в соблюдении им требований законодательства Российской Федерации в части строительства в установленной зоне минимальных расстояний магистрального газопровода, тем более, что в 2016г. вставал вопрос о нарушении Подосян указанной зоны, т.е. разрешение на строительство отменялось, тем не менее, ответчик в ООО «Газпром трансгаз Самара» за согласованием строительства не обращалась.
Согласно ч.1 ст.98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных частью второй статьи 96 настоящего Кодекса.
В случае, если суд вышестоящей инстанции, не передавая дело на новое рассмотрение, изменит состоявшееся решение суда нижестоящей инстанции или примет новое решение, он соответственно изменяет распределение судебных расходов (ч.3 ст.98 ГПК РФ).
В связи с отменой решения и принятием нового решения об удовлетворении исковых требований, с ответчика в пользу истца подлежат взысканию судебных расходы по оплате государственной пошлины в размере 6000 руб.
Согласно п.2 ст.328 ГПК РФ, по результатам рассмотрения апелляционных жалобы, представления суд апелляционной инстанции вправе отменить или изменить решение суда первой инстанции полностью или в части и принять по делу новое решение.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 328-330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Кошкинского районного суда Самарской области от 20 декабря 2021 года отменить, постановить по делу новое решение.
Исковые требования ООО «Газпром трансгаз Самара» - удовлетворить.
Обязать Подосян Н.Р. осуществить снос самовольного строения – жилого дома, расположенного на земельном участке <адрес> обеспечив соблюдение зоны минимально допустимых расстояний Станция газораспределения <данные изъяты>
Взыскать с Подосян Н.Р. в пользу ООО «Газпром трансгаз Самара» расходы по уплате государственной пошлины в размере 6000 рублей.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в Шестой кассационный суд общей юрисдикции в течение трех месяцев через суд первой инстанции.
Председательствующий: подпись
Судьи: подписи
Копия верна.
Судья: