Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-1192/2024 ~ М-783/2024 от 10.06.2024

УИД 05RS0029-01-2024-001217-55

№ 2-1192/2024

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

10 сентября 2024 г.                              с.Карабудахкент

Карабудахкентский районный суд Республики Дагестан в составе:

председательствующего - судьи Казаватова А.А., при секретаре Саидовой Д.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску общества с ограниченной ответственностью «Газпром трансгаз Махачкала» к О. об обязании снести объект незаконного строительства,

установил:

ООО «Газпром трансгаз Махачкала» обратилось в суд с вышеназванным иском по тем основаниям, что оно осуществляет транспортировку газа по объектам магистрального газопровода публичного акционерного общества «Газпром» на территории Республики Дагестан. В соответствии с ежегодно заключаемыми договорами аренды, Гражданским кодексом Российской Федерации, Уставом, Общество несет бремя содержания и ответственности за находящееся в аренде имущество, осуществляет права пользователя и владельца имущества. По землям <адрес> проходит газопровод-отвод «Каспийск-Ачису» с рабочим давлением 28,4 атмосфер, диаметром трубы 325 мм, относящийся к газопроводу 1 класса и осуществляющий поставку газа населению и предприятиям <адрес> и <адрес> Республики Дагестан. Согласно пункта 7.15 СП 36.13330.2012 «Свод правил. Магистральные трубопроводы. Актуализированная редакция СНиП ДД.ММ.ГГГГ-85*», расстояния от оси подземных и наземных (в насыпи) трубопроводов до населенных пунктов, отдельных промышленных и сельскохозяйственных предприятий, зданий и сооружений должны приниматься в зависимости от класса и диаметра трубопроводов, степени ответственности объектов и необходимости обеспечения их безопасности, но не менее значений, указанных в таблице 4 и составляет не менее 100 метров. В нарушение указанных норм закона и без письменного разрешения истца, ответчиком на земельном участке с кадастровым номером 05:09:000001:0010 площадью 990 м?, в зоне минимальных расстояний на 14,9 км ГО «Каспийск-Ачису» сооружено капитальное строение (АЗС). Наличие спорных строений в охранной зоне противоречит требованиям Градостроительному кодексу РФ, ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации», Земельному кодексу РФ в части несоблюдения минимальных расстояний от магистрального газопровода, являющегося потенциально опасным объектом, которые могут повлечь за собой опасность для жизни и здоровья людей при пользовании строением, расположенным вблизи от магистрального газопровода высокого давления. Один лишь факт нахождения любых построек или сооружений в зоне минимально допустимых расстояний трубопроводов создает явную угрозу жизни и здоровью граждан. На такие объекты в обязательном порядке распространяются требования промышленной безопасности. Потому просит суд обязать ответчика осуществить снос объекта незаконного строительства - АЗС, расположенного на земельном участке с кадастровым номером 05:09:000001:0010 площадью 990 м?, сооруженного в зоне минимального расстояния ГО «Каспийск-Ачису», на участке 14,9 км; взыскать с ответчика расходы, понесенные истцом.

Представитель истца в суд не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие.

Ответчик О. в суд также не явилась, направила возражения по иску, в которых просила в иске отказать в полном объеме.

Представитель третьего лица администрации МР «Карабудахкентский район» в судебное заседание не явился, извещен о слушании дела, о причинах неявки суду не сообщил.

На основании ст.167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие сторон.

Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему выводу.

В соответствии со статьей 72.1 Конституции Российской Федерации в России создаются условия для взаимного доверия государства и общества, обеспечиваются сбалансированность прав и обязанностей гражданина, социальное партнерство, экономическая, политическая и социальная солидарность.

В соответствии со статьей 1065 Гражданского кодекса Российской Федерации опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность.

Федеральный закон от 21 июля 1997 года № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» относит магистральные газопроводы к категории опасных производственных объектов, что обусловлено взрыво-и пожароопасными свойствами транспортируемого по ним газа и подтверждается свидетельством о регистрации опасных производственных объектов. На такие объекты в обязательном порядке распространяются требования промышленной безопасности.

В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 3 Федерального закона от 21 июля 1997 года № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» требования промышленной безопасности - это условия, запреты, ограничения и другие обязательные требования, содержащиеся в настоящем Федеральном законе, других федеральных законах, принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актах Президента Российской Федерации, нормативных правовых актах Правительства Российской Федерации, а также федеральных нормах и правилах в области промышленной безопасности.

Требования промышленной безопасности должны соответствовать нормам в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, санитарно-эпидемиологического благополучия населения, охраны окружающей среды, экологической безопасности, пожарной безопасности, охраны труда, строительства, а также обязательным требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании.

В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 104 Земельного кодекса Российской Федерации зоны с особыми условиями использования территорий устанавливаются в следующих целях: безопасная эксплуатация объектов транспорта, связи, энергетики, объектов обороны страны и безопасности государства.

Пункт 6 статьи 105 Земельного кодекса Российской Федерации к зонам с особыми условиями использования территорий относит охранную зону трубопроводов (газопроводов, нефтепроводов и нефтепродуктопроводов, аммиакопроводов), а пункт 25 - зону минимальных расстояний до магистральных или промышленных трубопроводов.

Согласно пункту 1 статьи 107 Земельного кодекса Российской Федерации со дня установления или изменения зоны с особыми условиями использования территории на земельных участках, расположенных в границах такой зоны, не допускаются строительство, использование зданий, сооружений, разрешенное использование (назначение) которых не соответствует ограничениям использования земельных участков, предусмотренных решением об установлении, изменении зоны с особыми условиями использования территории, а также иное использование земельных участков, не соответствующее указанным ограничениям, если иное не предусмотрено пунктами 2 и 4 настоящей статьи.

Согласно статье 2 Федерального закона от 31 марта 1999 года № 69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации» охранная зона объектов системы газоснабжения - это территория с особыми условиями использования, которая устанавливается в порядке, определенном Правительством Российской Федерации, вдоль трассы газопроводов и вокруг других объектов данной системы газоснабжения в целях обеспечения нормальных условий эксплуатации таких объектов и исключения возможности их повреждения.

Пунктами 4.1, 4.2, 4.3 Правил охраны магистральных трубопроводов, утвержденных Постановлением Госгортехнадзора России от 22 апреля 1992 года № 9, предусмотрен порядок эксплуатации магистральных трубопроводов, для исключения возможности повреждения трубопроводов (при любом виде их прокладки) вдоль трасс трубопроводов устанавливаются охранные зоны.

Согласно статье 28 Федеральный закон от 31 марта 1999 года № 69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации» на земельных участках, прилегающих к объектам систем газоснабжения, в целях безопасной эксплуатации таких объектов устанавливаются охранные зоны газопроводов. Владельцы указанных земельных участков при их хозяйственном использовании не могут строить какие бы то ни было здания, строения, сооружения в пределах установленных минимальных расстояний до объектов системы газоснабжения без согласования с организацией - собственником системы газоснабжения или уполномоченной ею организацией; такие владельцы не имеют права чинить препятствия организации - собственнику системы газоснабжения или уполномоченной ею организации в выполнении ими работ по обслуживанию и ремонту объектов системы газоснабжения, ликвидации последствий возникших на них аварий, катастроф.

При этом в соответствии со статьей 32 Федерального закона от 31 марта 1999 года № 69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации» (в редакции, действовавшей до 01.01.2022) органы исполнительной власти и должностные лица, граждане, виновные в нарушении правил охраны магистральных трубопроводов, строительстве зданий, строений и сооружений без соблюдения безопасных расстояний до объектов систем газоснабжения или в их умышленном блокировании либо повреждении, иных нарушающих бесперебойную и безопасную работу объектов систем газоснабжения незаконных действиях, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации; здания, строения и сооружения, построенные ближе установленных строительными нормами и правилами минимальных расстояний до объектов систем газоснабжения, подлежат сносу за счет средств юридических и физических лиц, допустивших нарушения.

Согласно пункта 7.15 СП 36.13330.2012 «Свод правил. Магистральные трубопроводы. Актуализированная редакция СНиП ДД.ММ.ГГГГ-85*», расстояния от оси подземных и наземных (в насыпи) трубопроводов до населенных пунктов, отдельных промышленных и сельскохозяйственных предприятий, зданий и сооружений должны приниматься в зависимости от класса и диаметра трубопроводов, степени ответственности объектов и необходимости обеспечения их безопасности, но не менее значений, указанных в таблице 4 и составляет не менее 100 метров.

Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 342-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» Земельный кодекс Российской Федерации дополнен нормами главы XIX о зонах с особыми условиями использования территорий. К таким зонам отнесены охранные зоны магистральных газопроводов и зоны минимальных расстояний до них. Вопросы установления таких зон регулируются законодательством о промышленной безопасности и о газоснабжении (пункты 6 и 25 статьи 105 Земельного кодекса Российской Федерации).

Зоны с особыми условиями использования территорий и ограничения использования земельных участков в них считаются установленными со дня внесения сведений об этих зонах в Единый государственный реестр недвижимости (пункт 24 статьи 106 Земельного кодекса Российской Федерации). Со дня установления зоны с особыми условиями использования территории на расположенных в ее границах земельных участках не допускаются строительство, использование зданий, назначение которых не соответствует установленным ограничениям (пункт 1 статьи 107 Земельного кодекса Российской Федерации).

Графическое описание местоположения границ зоны с особыми условиями использования территории и перечень координат их характерных точек являются обязательным приложением к решению об установлении этой зоны (пункт 10 статьи 106 Земельного кодекса Российской Федерации).

Сведения о границах зоны с особыми условиями использования территории должны быть доведены до органа местного самоуправления, применительно к территории которого такая зона установлена (пункт 20 статьи 106 Земельного кодекса Российской Федерации).

Правообладатели земельных участков и расположенных на них объектов недвижимого имущества, находящихся в границах зоны с особыми условиями использования территории, должны быть уведомлены органом регистрации прав о внесении сведений о такой зоне в Единый государственный реестр недвижимости, а границы этой зоны должны быть обозначены на местности специальными знаками (пункт 21 статьи 106 Земельного кодекса Российской Федерации).

До внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о границах минимальных расстояний до магистральных газопроводов, в отношении которых не установлены зоны минимальных расстояний, правомерно возведенные в таких границах здания, сооружения сносу не подлежат (пункт 38 статьи 26Федерального закона от 03 августа 2018 года № 342-ФЗ).

Федеральным законом от 03 августа 2018 года № 339-ФЗ изменена редакция статьи 222 Гражданского кодекса Российской Федерации.

В новой редакции указанной статьи закреплена презумпция защиты добросовестного создателя самовольного объекта. В силу абзаца 2 пункта 1 статьи 222 Гражданского кодекса Российской Федерации не относится к самовольным постройкам здание, сооружение или другое строение, возведенные или созданные с нарушением установленных в соответствии с законом ограничений использования земельного участка, если собственник данного объекта не знал и не мог знать о действии указанных ограничений в отношении принадлежащего ему земельного участка.

Как следует из правовой позиции, изложенной в пункте 5 Обзора судебной практики по спорам, связанным с возведением зданий и сооружений в охранных зонах трубопроводов и в границах минимальных расстояний до магистральных или промышленных трубопроводов, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 23 июня 2021 года, не является самовольной постройка, возведенная в охранной зоне трубопровода или в пределах минимальных расстояний до магистрального или промышленного трубопровода, если лицо не знало и не могло знать о действии ограничений в использовании земельного участка, в частности, если не был обеспечен публичный доступ к сведениям о зоне с особыми условиями использования территории и о границах такой зоны.

Для правильного рассмотрения спора о признании самовольными постройками и о сносе объектов, расположенных в границах минимальных расстояний до газопровода, с учетом абзаца второго пункта 1 статьи 222 Гражданского кодекса Российской Федерации (в ред. Федерального закона от 3 августа 2018 года № 339-ФЗ) необходимо установить, знал или должен был знать ответчик о действии ограничений, установленных в связи с расположением принадлежащего ему земельного участка в пределах минимальных расстояний до оси магистрального газопровода, в частности, имел ли он публичный доступ к таким сведениям.

Несоблюдение правового режима зон с особыми условиями использования территорий, которые устанавливаются публичной властью, может привести к признанию возведенной на земельном участке постройки самовольной. При этом действующее законодательство исходит из принципа защиты добросовестных участников гражданского оборота, проявляющих при реализации своего права добрую волю, разумную осмотрительность и осторожность (постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 21 апреля 2003 года № 6-П, от 13 июля 2021 года № 35-П и др.). Следовательно, при введении ограничений права собственности на земельные участки баланс частных и публичных интересов достигается в том числе тем, что собственники участков должны иметь возможность знать об ограничениях их прав. Именно наличие такой возможности обусловливает допустимость привлечения лица, осуществившего постройку с нарушением ограничений, к ответственности в виде ее сноса за его счет.

Как отметил Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 3 июля 2019 года № 26-П, ранее действовавшее законодательство не обеспечивало общедоступный характер сведений о местонахождении трубопроводов, об ограничениях в использовании земельного участка в связи с наличием в непосредственной близости от него газопровода как опасного производственного объекта. Лишь с принятием Федерального закона от 3 августа 2018 года № 342-ФЗ можно связать начало комплексной регламентации зон с особыми условиями использования территорий, включая обеспечение публичности сведений о таких зонах. В частности, Земельный кодекс Российской Федерации был дополнен главой XIX «Зоны с особыми условиями использования территорий», предусмотревшей, помимо прочего, охранные зоны газопроводов и зоны минимальных расстояний до магистральных или промышленных газопроводов. Одновременно Федеральный закон от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» в развитие положений статьи 8.1 ГК РФ был дополнен требованием вносить в ЕГРН сведения о местоположении границ минимальных расстояний до магистральных или промышленных газопроводов.

В указанном решении Конституционный Суд Российской Федерации пришел к выводу, что принятие Закона № 342-ФЗ свидетельствует о ранее существовавшей недостаточной открытости сведений об ограничениях прав на земельные участки в связи с прохождением рядом с ними газопровода.

С позицией Конституционного Суда Российской Федерации согласуются положения абзаца 2 пункта 1 статьи 222 Гражданского кодекса Российской Федерации в редакции, введенной Федеральным законом от 3 августа 2018 года № 339-ФЗ, о том, что не является самовольной постройка, возведенная с нарушением ограничений использования земельного участка, если собственник данного объекта не знал и не мог знать о действии таких ограничений в отношении его участка.

Из материалов дела следует, что договором аренды имущества от 12.12.2023 №44/24 ООО «Газпром трансгаз Махачкала» за плату принял во временное владение и пользование имущество, в том числе газопровод-отвод «Каспийск-Ачису» с рабочим давлением 28,4 атмосфер, диаметром трубы 325 мм, относящийся к газопроводу 1 класса и осуществляющий поставку газа населению и предприятиям г. Каспийска и Карабудахкентского района Республики Дагестан.

Между тем, на основании постановления главы администрации с.Карабудахкент №49 от 22.05.1998 Балашову А. выделен земельный участок площадью 0,09 га под строительство стационарной автозаправочной станции из земель Карабудахкентской сельской администрации (бывший совхоз «Рассвет»).

Актом от 27.05.1998 комиссией произведен выбор указанного выше земельного участка, согласно которого испрашиваемый участок представляет собой прочие угодья и расположен вдоль трассы Ростов-Баку на 368 км около поворота в санаторий «Каспий», в момент выбора земельный участок свободен от застроек и сооружений.

Постановлением главы администрации Карабудахкентского района №115 от 30.07.2000 отведен земельный участок для строительства АСЗ площадью 0,09 га (прочьи угодья) Балашову А. из землепользования Карабудахкентской сельской администрации (бывшего совхоза «Рассвет») в границах проекта, составленного райкомземом.

18.12.2001 Балашову А.А. выдано свидетельство о государственной регистрации права серии 05-РД №040488 о наличии за ним права собственности на здание и сооружения АЗС, площадь нежилых помещений 26,15 м?, расположенные на земельном участке площадью 0,9 га, вдоль федеральной автомагистрали «Кавказ» км 973+270.

15.04.2008 на основании договора купли-продажи нежилое помещение было продано ответчику Омаровой П.С.

Материалы дела не содержат сведений о наличии вдоль трассы газопровода информационных табличек на момент начала строительства, вблизи земельного участка. Доказательств обратного суду не представлено.

Кроме того, значение имеет при разрешении данного спора осведомленность застройщика о наличии ограничений в использовании земельного участка в связи с существованием газопровода, а также виновное и недобросовестное пренебрежение установленными ограничениями, осуществление строительства вопреки таким ограничениям.

О виновности действий застройщиков говорит и статья 32 Федерального закона от 31 марта 1999 года № 69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации» (в редакции, действовавшей до 01.01.2022), согласно которой граждане, виновные в нарушении правил охраны магистральных трубопроводов, строительстве зданий, строений и сооружений без соблюдения безопасных расстояний до объектов систем газоснабжения, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации; здания, строения и сооружения, построенные ближе установленных строительными нормами и правилами минимальных расстояний до объектов систем газоснабжения, подлежат сносу за счет средств лиц, допустивших нарушения. В данном случае речь идет именно о виновном поведении застройщиков.

Именно на это указывают Конституционный Суд Российской Федерации и Верховный Суд Российской Федерации.

С учетом установленных обстоятельств, исковые требования ООО «Газпром трансгаз Махачкала» об устранении нарушений безопасных минимальных расстояний путем сноса объектов недвижимости удовлетворению не подлежат.

Кроме того, какую-либо деятельность по застройке участка ответчик, которому известно о существующих ограничениях в отношении земельного участка в связи с наличием газопровода, в настоящее время не осуществляет и после строительства нежилых помещений не осуществлял. Оснований полагать, что при существующих обстоятельствах ответчиком возможно возведение новых строений на своем участке, у суда нет.

Учитывая, что в удовлетворении исковых требований отказано, нет оснований для компенсации за счет ответчика расходов истца по оплате госпошлины. В этом требований судом также отказано.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

в удовлетворении исковых требований общества с ограниченной ответственностью «Газпром трансгаз Махачкала» к О. об обязании ответчика осуществить снос объекта незаконного строительства - АЗС, расположенного на земельном участке с кадастровым номером 05:09:000001:0010 площадью 990 м?, сооруженного в зоне минимального расстояния ГО «Каспийск-Ачису», на участке 14,9 км; взыскании с О. судебных расходов на оплату государственной пошлины в размере 6 000 руб., - отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Республики Дагестан через Карабудахкентский районный суд Республики Дагестан в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий:                                 А.А. Казаватов

2-1192/2024 ~ М-783/2024

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
ООО "Газпром трансгаз Махачкала"
Ответчики
Омарова Патимат Саидовна
Другие
Захаров Махач Магомед-Расулович
Омаров Арсен Ахмедович
Суд
Карабудахкентский районный суд Республики Дагестан
Судья
Казаватов Арсен Абдулмуслимович
Дело на странице суда
karabudahkentskiy--dag.sudrf.ru
10.06.2024Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
10.06.2024Передача материалов судье
10.06.2024Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
10.06.2024Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
10.06.2024Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
29.07.2024Судебное заседание
06.08.2024Судебное заседание
20.08.2024Судебное заседание
27.08.2024Судебное заседание
10.09.2024Судебное заседание
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее