Судебный акт #1 (Определение) по делу № 12-56/2023 от 30.05.2023

Дело №12-118/2021

УИД №33MS0011-27022019-5-000285

РЕШЕНИЕ

по делу об административном правонарушении

16 июня 2023 года                                                                   г. Муром

Судья Муромского городского суда Владимирской области Муравьева Т.А.,

с участием заявителя Овчинникова С.И., представителя Управления Росгвардии по Владимирской области Цыплова Н.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Овчинникова С. И. на постановление мирового судьи судебного участка №1 города Мурома и Муромского района Владимирской области, исполняющего обязанности мирового судьи судебного участка №7 города Мурома и Муромского района Владимирской области, от 23 мая 2023 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 20.10 Кодекса РФ об административных правонарушениях,

установил:

Постановлением мирового судьи судебного участка №1 города Мурома и Муромского района Владимирской области, исполняющего обязанности мирового судьи судебного участка №7 города Мурома и Муромского района Владимирской области, от 23 мая 2023 года Овчинников С.И. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 20.10 Кодекса РФ об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), при следующих обстоятельствах: 16 мая 2023 года в 8 часов 20 минут установлено, что в период с 4 мая 2023 года по 16 мая 2023 года он, в нарушение ч. 1 ст. 22 Федерального Закона от 13 декабря 1996 года № 150-ФЗ «Об оружии», п. 54 Правил оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории РФ, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 21 июля 1998 № 814, хранил по адресу: ...., гражданское огнестрельное оружие ограниченного поражения марки .... на основании разрешения ...., срок действия которого истек 3 мая 2023 года, не приняв меры к продлению срока действия указанного разрешения, при этом его действия не содержат уголовно наказуемого деяния. Оружие изъято и передано на хранение в МО МВД России «Муромский». Вынесенным постановлением Овчинникову С.И. назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 5000 рублей с конфискацией в федеральную собственность гражданского огнестрельного оружия ограниченного поражения марки .....

Не согласившись с постановлением мирового судьи, Овчинников С.И. обратился в суд с жалобой, в которой просит об его отмене. В обоснование жалобы указал, что приобретенное им на основании полученной ранее лицензии оружие исходя из положений ст. 13 Федерального закона «Об оружии» никто не вправе изымать. Полагает, что ему незаконно отказано должностным лицом Управления Росгвардии по Владимирской области в продлении разрешения на хранение и ношение оружия из-за отсутствия у него регистрации по месту жительства, т.к. термины «отсутствие регистрации» и «постоянное место жительства» не тождественны, а получение разрешения на хранение и ношение оружия не приравнивается к получению лицензии на приобретение, экспонирование или коллекционирование оружия. Регистрация или отсутствие регистрации по месту жительства не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией РФ, федеральными законами, конституциями (уставами) и законами субъектов Российской Федерации. Конституционный Суд РФ в постановлении №11-П от 2 июня 2011 года признал положение статьи, ограничивающей права и свободы человека и гражданина на основании отсутствия регистрации, не соответствующими Конституции РФ.

Заявитель Овчинников С.И. в судебном заседании в полном объеме поддержал доводы жалобы, просил по указанным в ней основаниям постановление мирового судьи отменить, производство по делу прекратить. Пояснил, что в марте 2023 года он обращался в г. Муроме в отделение лицензионно-разрешительной работы Управления Росгвардии по Владимирской области с заявлением о продлении срока действия разрешения на хранение и ношение имеющегося оружия посредством портала Госуслуг. При личном посещении лицензионно-разрешительного подразделения сотрудником Росгвардии ему было предложено оформить регистрацию на территории г. Мурома и Муромского района для продления срока действия такого разрешения и предоставить об этом соответствующие документы. Он проживает в г. Муроме по месту регистрации своей супруги и сам регистрации по месту жительства или временного пребывания на территории Российской Федерации не имеет, что мотивирует своей гражданской позицией. Поскольку регистрацию по месту жительства (пребывания) он не оформил и соответствующие документы в лицензионно-разрешительное подразделение не предоставил, ему было отказано в выдаче разрешительного документа, о чем в начале апреля 2023 года пришло письменное сообщение в его личный кабинет на портале Госуслуг. Он данное решение правоохранительного органа в установленном законом порядке не обжаловал. При этом сотрудники Росгвардии при посещении им лицензионно-разрешительного подразделения ему разъясняли, что в случае истечения срока действия имеющегося разрешения на хранение оружия он обязан его сдать в правоохранительные органы, в противном случае он будет привлечен к административной ответственности за незаконное хранение оружия. Он этому не поверил и более с заявлением о продлении срока разрешения на хранение оружия не обращался, поскольку полагает, что регистрация по месту жительства для продления срока разрешения на хранение оружие не обязательна. Срок действия ранее выданного разрешения на хранение и ношения оружия у него истек 3 мая 2023 года. После указанной даты он оружие не сдал, в связи с чем 16 мая 2023 года оно было изъято по месту его жительства сотрудником Росгвардии и в отношении него был составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ст. 20.10 КоАП РФ.

Представитель Управления Росгвардии по Владимирской области Цыплов Н.А. против удовлетворения жалобы возражал, полагая обжалуемое постановление мирового судьи законным и обоснованным. Для продления срока действия разрешения на хранение оружия необходима регистрация по месту жительства, что подтверждает постоянное место жительства гражданина. Овчинников С.И. обратился 7 марта 2023 года посредством портала Госуслуг с заявлением о продлении срока разрешения на хранение и ношение оружия, при этом не представил сведения о регистрации по месту жительства. При личном посещении лицензионно-разрешительного подразделения Росгвардии в г. Муроме он пояснил, что регистрироваться на территории г. Мурома и Муромского района в настоящее время не желает и справку о проживании по месту жительства предоставлять не будет. При этом Овчинников С.И. вообще не имеет регистрации по месту жительства либо пребывания в Российской Федерации. Согласно адресной справки, предоставленной ОВМ МО МВД России «Муромский», Овчинников С.И. снят с регистрационного учета по месту жительства по адресу: ...., 05.06.2021. Овчинникову С.И. были разъяснены положения законодательства, однако данный недостаток он не устранил. Поэтому 7 апреля 2023 года ему было отказано в получении разрешительного документа в связи с несоответствием требованиям п. 6 ч. 20 ст. 13 Федерального закона «Об оружии». Срок разрешения на хранение и ношение оружия истек 3 мая 2023 года, при этом Овчинников С.И. оружие не сдал, а продолжил его хранить по месту жительства. Поэтому 16 мая 2023 года оружие у Овчинникова С.И. было изъято в порядке ст. 27 Федерального закона «Об оружии» в присутствии двух понятых и передано на хранение в МО МВД России «Муромский», в отношении него составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ст. 20.10 КоАП РФ.

Ознакомившись с доводами жалобы, выслушав заявителя, представителя Управления Росгвардии по Владимирской области, исследовав материалы дела об административном правонарушении, судья приходит к следующим выводам.

В силу ч. 3 ст. 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судья не связан с доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.

В соответствии со ст. 20.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях незаконные изготовление, приобретение, продажа, передача, хранение, перевозка, транспортирование, ношение или использование оружия, основных частей огнестрельного оружия и патронов к оружию, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей с конфискацией оружия, основных частей огнестрельного оружия и патронов к оружию или без таковой либо административный арест на срок от пяти до пятнадцати суток с конфискацией оружия, основных частей огнестрельного оружия и патронов к оружию или без таковой; на должностных лиц - от десяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей с конфискацией оружия, основных частей огнестрельного оружия и патронов к оружию или без таковой либо дисквалификацию на срок от шести месяцев до трех лет с конфискацией оружия, основных частей огнестрельного оружия и патронов к оружию или без таковой; на юридических лиц - от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей с конфискацией оружия, основных частей огнестрельного оружия и патронов к оружию или без таковой либо административное приостановление их деятельности на срок до шестидесяти суток.

Согласно п. 3 примечания к ст. 20.10 КоАП РФ под незаконными изготовлением, приобретением, продажей, передачей, хранением, транспортированием, перевозкой, ношением или использованием оружия, основных частей огнестрельного оружия и патронов к оружию в соответствии с настоящей статьей понимаются действия, совершение которых законодательством Российской Федерации не предусмотрено либо запрещено, а также для совершения которых требуется специальное разрешение (лицензия), если такое разрешение (лицензия) в установленном законодательством Российской Федерации порядке виновному лицу предоставлено не было, а также если действие предоставленного разрешения (лицензии) прекращено и лицо было об этом уведомлено любым способом, позволяющим подтвердить факт получения уведомления.

В силу ч. 1 ст. 22 Федерального закона от 13 декабря 1996 года N 150-ФЗ «Об оружии» (здесь и далее - в редакции, действовавшей на момент выявления административного правонарушения) хранение гражданского и служебного оружия и патронов к нему осуществляется юридическими лицами и гражданами, получившими в федеральном органе исполнительной власти, уполномоченном в сфере оборота оружия, или его территориальном органе разрешение на хранение или хранение и ношение оружия.

Аналогичные требования установлены п. 54 Правил оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 июля 1998 года N 814.

В силу п. 67 Инструкции по организации работы органов внутренних дел по контролю за оборотом гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации, утвержденной приказом МВД России от 12 апреля 1999 года N 288 «О мерах по реализации Постановления Правительства Российской Федерации от 21 июля 1998 года N 814», не позднее чем за месяц до истечения срока действия выданных лицензий, а также разрешений на хранение, хранение и использование, хранение и ношение оружия их владельцы представляют в орган внутренних дел по месту учета оружия заявления и документы, необходимые для получения соответствующих лицензий и разрешений.

По истечении срока действия разрешения при несоблюдении предусмотренных Федеральным законом об оружии условий его продления хранение оружия является незаконным, так как отсутствует подтверждение соблюдения владельцем оружия необходимых безопасных условий его хранения и использования.

Данная правовая позиция сформулирована Конституционным Судом Российской Федерации в определении от 19 ноября 2015 года N 2557-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина З. на нарушение его конституционных прав положением части 6 статьи 20.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» и содержится в постановлении Верховного Суда Российской Федерации от 1 декабря 2016 года N 41-АД16-17, от 3 июля 2019 года N 82-АД19-3.

Установлено, что Овчинников С.И. обращался 7 марта 2023 года в отделение лицензионно-разрешительной работы (по Муромскому, Меленковскому, Селивановскому и Гороховецкому районам) Управления Росгвардии по Владимирской области с заявлением о продлении срока действия разрешения .... на хранение и ношение гражданского огнестрельного оружия ограниченного поражения марки ...., со сроком действия до 3 мая 2023 года.

7 апреля 2023 года должностным лицом отделения лицензионно-разрешительной работы (по Муромскому, Меленковскому, Селивановскому и Гороховецкому районам) Управления Росгвардии по Владимирской области Овчинникову С.И. отказано в получении разрешительного документа.

Как подача данного заявления Овчинниковым С.И., так и направление ответа ему осуществлялось посредством портала Госуслуг.

Будучи осведомленным об указанном решении, Овчинников С.И. в установленном законом порядке отказ в получении разрешительного документа не обжаловал, повторно с заявлением о продлении срока действия разрешения на хранение и ношение оружия в правоохранительные органы не обращался, находящееся у него оружие в правоохранительные органы в срок до 4 мая 2023 года, то есть до истечения срока действия имеющего разрешения на хранение и ношение оружия, не сдал.

16 мая 2023 года должностным лицом Управления Росгвардии по Владимирской области выявлен факт хранения Овчинниковым С.И. в нарушение ч. 1 ст. 22 Федерального Закона от 13 декабря 1996 года № 150-ФЗ «Об оружии», п. 54 Правил оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории РФ, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 21 июля 1998 № 814, в период с 4 мая 2023 года по 16 мая 2023 года по адресу: ...., гражданского огнестрельного оружия ограниченного поражения марки ...., срок действия разрешение серии .... на хранение и ношение которого истек 3 мая 2023 года, при этом его действия не содержат уголовно наказуемого деяния.

Таким образом, Овчиннников С.И. совершил административное правонарушение, предусмотренное ст. 20.10 Кодекса РФ об административных правонарушениях, - незаконное хранение оружия, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния.

Указанные обстоятельства правильно установлены мировым судьей при рассмотрении дела об административном правонарушении и подтверждаются собранными по делу доказательствами, в том числе, протоколом об административном правонарушении от 16 мая 2023 года, который составлен в соответствии с требованиями ст. 28.2 КоАП РФ и в котором отражены обстоятельства совершения административного правонарушения, а также все сведения, необходимые для разрешения дела (л.д. 2); рапортом инспектора ОЛРР (л.д. 4); письменными объяснениями Ю.. и Л., присутствовавшими при изъятии оружия (л.д. 6, 7); протоколом изъятия оружия, боеприпасов и патронов к нему от 16 мая 2023 года (л.д. 8-9); разрешением серии .... на хранение и ношение оружия марки ...., срок действия которого истек 3 мая 2023 года (л.д. 12), иными материалами дела об административном правонарушении.

Объективных данных, свидетельствующих о принятии привлекаемым к административной ответственности лицом необходимых и достаточных мер, направленных на недопущение нарушения действующего законодательства, не установлено и в материалах дела не имеется.

Доводы Овчинникова С.И. о том, что ему незаконно было отказано в продлении срока действия разрешения на хранение оружия и оно у него незаконно изъято, не могут быть приняты во внимание, поскольку установление законности данных решений должностного лица Росгвардии не относится к обстоятельствам, подлежащим установлению при рассмотрении настоящего дела.

При несогласии с указанными решениями должностного лица (об отказе в выдаче разрешительного документа на хранение оружия в соответствии с Федеральным законом «Об оружии»; об изъятии оружия в порядке ст. 27 Федерального закона «Об оружии») Овчинников С.И. вправе был обжаловать их в установленном законом порядке, в том числе, обратиться в суд с административным исковым заявлением в порядке Кодекса административного судопроизводства РФ (далее - КАС РФ), чего им сделано не было.

До настоящего времени решения должностного лица государственного органа об отказе в выдаче разрешительного документа на хранение оружия в соответствии с Федеральным законом «Об оружии» и об изъятии оружия в порядке ст. 27 Федерального закона «Об оружии» Овчинниковым С.И. в установленном законом порядке не оспорены и не отменены.

Вместе с тем, само по себе обращение с жалобой на отказ в получении разрешительного документа на хранение оружия не влечет устранение обязанности прекратить хранение оружия по истечении срока действия имеющегося разрешения.

Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 12 апреля 2018 года N 866-О «По запросу Ивановского областного суда о проверке конституционности части 6 статьи 20.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», оружие, будучи техническим средством, конструктивно предназначенным для поражения живой или иной цели, способно причинить существенный вред жизни, здоровью людей, имуществу, природе и тем самым создает повышенную опасность для этих охраняемых Конституцией Российской Федерации ценностей, а также сопряжено с угрозой посягательства на другие конституционно значимые ценности, в том числе основы конституционного строя, права и законные интересы граждан, безопасность государства, что требует от федерального законодателя установления механизма их защиты в рамках правового режима оборота оружия, предусматривающего специальные правила его приобретения, продажи, передачи, хранения, перевозки и ношения.

Осознавая, что срок действия разрешительного документа на хранение и ношение оружия истек и ему официально отказано в выдаче разрешительного документа на хранение оружия, Овчинников С.И. оружие в правоохранительные органы не сдал и при отсутствии действительного разрешительного документа продолжил его хранить, что образует состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 20.10 КоАП РФ.

Поэтому при указанных обстоятельствах выводы и суждения мирового судьи, изложенные в обжалуемом постановлении по результатам проверки доводов Овчинникова С.И. о том, что ему незаконно отказано в продлении срока действия разрешения на хранение оружия ввиду отсутствия регистрации по месту жительства и что такая регистрация не требуется для продления разрешения на хранение и ношение оружия, подлежат исключению из текста постановления и, соответственно, постановление по делу об административном правонарушении в данной части подлежит изменению.

Мировой судья, рассмотрев данные вопросы, вышел за пределы рассмотрения дела об административном правонарушении и рассмотрел вопросы, которые подлежат рассмотрению и разрешению в ином процессуальном порядке - в соответствии с КАС РФ.

Вместе с тем, вывод мирового судьи о наличии в деянии Овчинникова С.И. состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 20.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, соответствует фактическим обстоятельствам дела и имеющимся доказательствам.

Требования ст. 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях выполнены, при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства его совершения, предусмотренные ст. 26.1 названного кодекса.

Совокупность установленных фактических и правовых оснований позволяет прийти к выводу о том, что событие административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, установлены и доказаны на основании исследования перечисленных выше и иных представленных в материалы дела доказательств, являющихся достаточными и согласующимися между собой.

При таких обстоятельствах постановлением мирового судьи судебного участка №1 г. Мурома и Муромского района Владимирской области, исполняющего обязанности мирового судьи судебного участка №7 г. Мурома и Муромского района Владимирской области, от 23 мая 2023 года, которым Овчинников С.И. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 20.10 КоАП РФ сомнений в своей законности не вызывает, является правильным и оснований для его отмены не усматривается.

Административное наказание в виде административного штрафа назначено Овчинникову С.И. с учетом характера совершенного правонарушения, личности виновного, его имущественного положения, отсутствия обстоятельств, смягчающих и отягчающих административную ответственность, в пределах санкции ст. 20.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в минимальном размере.

Вместе с тем, с учетом конкретных обстоятельств настоящего дела, имеются основания для изменения обжалуемого судебного акта в части назначенного Овчинникову С.И. дополнительного наказания.

Овчинникову С.И. назначено наказание в виде штрафа с конфискацией огнестрельного оружия марки .....

Санкцией ст. 20.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для граждан предусмотрена административная ответственность в виде наложения административного штрафа в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей с конфискацией оружия, основных частей огнестрельного оружия и патронов к оружию или без таковой.

Поскольку конфискация оружия предусмотрена в ст. 20.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в качестве дополнительного наказания, не являющегося обязательным, судья в случае назначения дополнительного наказания должен мотивировать в постановлении свои выводы.

В постановлении мирового судьи от 23 мая 2023 года мотивы назначения дополнительного наказания Овчинникову С.И. в виде конфискации огнестрельного оружия и обстоятельства, отягчающие административную ответственность, не приведены.

При таких обстоятельствах, необходимость применения к Овчинникову С.И. дополнительного наказания в виде конфискации огнестрельного оружия марки ...., с учетом того, что Овчинников С.И. впервые совершил административное правонарушение, отсутствия в материалах дела сведений о наличии каких-либо иных нарушений правил хранения оружия, а также конкретных обстоятельств настоящего дела, не может быть признана обоснованной.

Указанная правовая позиция соответствует практике суда кассационной инстанции общей юрисдикции, изложенной при рассмотрении конкретных дел (см. Постановление Шестого кассационного суда общей юрисдикции от 13.04.2023 N 16-1434/2023).

Поэтому постановление мирового судьи судебного участка №1 г. Мурома и Муромского района Владимирской области, исполняющего обязанности мирового судьи судебного участка №7 г. Мурома и Муромского района Владимирской области, от 23 мая 2023 года, которым Овчинников С.И. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 20.10 КоАП РФ, подлежит также изменению путем исключения из него указания на назначение Овчинникову С.И. дополнительного административного наказания в виде конфискации огнестрельного оружия марки .....

В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 30.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об изменении постановления, если при этом не усиливается административное наказание или иным образом не ухудшается положение лица, в отношении которого вынесено постановление.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 30.6-30.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях,

постановил:

постановление мирового судьи судебного участка №1 города Мурома и Муромского района Владимирской области, исполняющего обязанности мирового судьи судебного участка №7 города Мурома и Муромского района Владимирской области, от 23 мая 2023 года, вынесенное по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 20.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Овчинникову С.И., изменить,

исключить из постановления выводы и суждения мирового судьи, изложенные в тексте описательно-мотивировочной части постановления по результатам проверки доводов Овчинникова С.И. о том, что ему незаконно отказано в продлении срока действия разрешения на хранение оружия ввиду отсутствия регистрации по месту жительства и что такая регистрация не требуется для продления разрешения на хранение и ношение оружия,

исключить назначение дополнительного административного наказания в виде конфискации огнестрельного оружия марки .....

В остальной части указанный судебный акт оставить без изменения, жалобу Овчинникова С.И. - без удовлетворения.

Решение вступает в законную силу с момента его вынесения и может быть пересмотрено в порядке, установленном ст.ст. 30.12-30.18 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Судья                                                        Т.А. Муравьева

12-56/2023

Категория:
Административные
Статус:
Изменено с изменением наказания
Ответчики
Овчинников Сергей Игоревич
Суд
Муромский городской суд Владимирской области
Судья
Муравьёва Татьяна Анатольевна
Статьи

ст.20.10 КоАП РФ

Дело на сайте суда
muromsky--wld.sudrf.ru
30.05.2023Материалы переданы в производство судье
30.05.2023Материалы переданы в производство судье
16.06.2023Судебное заседание
16.06.2023Вступило в законную силу
07.07.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
07.07.2023Дело оформлено
Судебный акт #1 (Определение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее