Дело №
Р Е Ш Е Н И Е
именем РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
12 марта 2020 года с. Сарманово
Сармановский районный суд Республики Татарстан в составе:
председательствующего судьи Ханипова Р.М.,
при секретаре Хазиевой Р.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Гариповой Венеры Кутдусовны к исполнительному комитету Сармановского муниципального района Республики Татарстан, исполнительному комитету Рангазарского сельского поселения Сармановского муниципального района Республики Татарстан об установлении факта владения и пользования наследодателем при жизни недвижимым имуществом на праве собственности,
У С Т А Н О В И Л :
Гарипова В.К. обратилась в суд с исковым заявлением к исполнительному комитету Сармановского муниципального района РТ, исполнительному комитету Рангазарского сельского поселения Сармановского муниципального района РТ, содержащим требование в вышеприведенной формулировке.
В обоснование своего требования истец указала на то, что ДД.ММ.ГГГГ умерла её мама – ФИО1, проживавшая по день смерти в <адрес> РТ.
После смерти матери открылось наследство, в том числе состоящее из жилого дома и земельного участка, расположенных по адресу: РТ, <адрес>. Дом был возведен родителями истца в ДД.ММ.ГГГГ году на земельном участке, предоставленном для ведения личного подсобного хозяйства.
Истец является наследником первой очереди по закону, однако, не может оформить свои наследственные права относительно названного жилого дома с земельным участком, поскольку мать при жизни надлежащим образом не оформила жилой дом и не зарегистрировала за собой право собственности на недвижимость в соответствующих органах государственной регистрации права.
Нотариус Сармановского нотариального округа РТ указала на невозможность выдачи свидетельства на наследство, ссылаясь на отсутствие правоустанавливающих документов.
В связи с чем, по причине отсутствия правоустанавливающих документов на жилой дом, истец просила суд установить факт владения и пользования жилым домом с земельным участком на праве собственности за её умершей матерью при жизни.
На судебное заседание истец Гарипова В.К. и третье лицо – нотариус Сармановского нотариального округа РТ не явилась, представив заявления о рассмотрении дела без их участия. При этом, истец заявленное требование поддержала, просила его удовлетворить, а нотариус каких-либо возражений не заявила.
Представители ответчиков – исполнительного комитета Сармановского муниципального района РТ, исполнительного комитета Рангазарского сельского поселения Сармановского муниципального района РТ на судебное заседание не явились, будучи надлежащим образом извещенными о времени и месте рассмотрения данного гражданского дела.
Суд счел возможным рассмотреть дело без участия не явившихся участников судебного разбирательства.
Изучив доводы истца, содержащиеся в исковом заявлении, допросив свидетелей, и исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ч. 1 ст. 264 ГПК РФ, суд устанавливает факты, от которых зависит возникновение, изменение, прекращение личных и имущественных прав граждан, организаций (в том числе, согласно п. 6 ч. 2 ст. 264 ГПК РФ, факт владения и пользования недвижимым имуществом).
Как усматривается из материалов дела, а именно из ксерокопии свидетельства о смерти серии III-КБ № от ДД.ММ.ГГГГ, ФИО1 умерла ДД.ММ.ГГГГ в д. Бал-<адрес> РТ (актовая запись № от ДД.ММ.ГГГГ).
Истец, исходя из копии решения Советского районного суда <адрес> РТ от ДД.ММ.ГГГГ, которым установлен факт родственных отношений, является дочерью умершей.
Соответственно истец является наследником первой очереди после смерти своей матери.
Из справки № от ДД.ММ.ГГГГ, выданной исполнительным комитетом Рангазарского сельского поселения Сармановского муниципального района РТ, следует, что мать истца постоянно по день смерти была зарегистрирована и проживала одна по адресу: РТ, <адрес>. Её дочь – Гарипова В.К. (истец по делу) приняла наследство и вступила в управление им.
Согласно письма от ДД.ММ.ГГГГ нотариуса Сармановского нотариального округа РТ истец, как наследник, обратилась с заявлением о выдаче свидетельства о праве на наследство умершей, в чем ей, однако, было отказано по причине отсутствия правоустанавливающих документов на недвижимое имущество и рекомендовано обратиться в районный суд.
В материалах дела имеются документы, свидетельствующие о наличии жилого дома с кадастровым номером № по вышеуказанному адресу, а именно: РТ, <адрес>, который исходя из ксерокопии имеющегося регистрационного удостоверения, выданного Сармановским БТИ, принадлежал матери истца.
Данный жилой дом расположен на земельном участке с кадастровым номером №, который, согласно выписки из похозяйственной книги № от ДД.ММ.ГГГГ, выданной исполнительным комитетом Рангазарского сельского поселения Сармановского муниципального района РТ, был предоставлен матери истца для ведения личного подсобного хозяйства на праве постоянного (бессрочного) пользования.
Также, факт владения и пользования названной недвижимостью именно умершей матерью истца при жизни подтвердили допрошенные в судебном заседании свидетели ФИО4, ФИО5, которые указали, что ФИО1, которую они очень хорошо знали, действительно проживала в указанном выше жилом доме. Последняя открыто владела им и пользовалась со своей семьей, как своим собственным. Каких-либо споров по недвижимости никогда не возникало.
Данных о регистрации права собственности на жилой дом с земельным участком по указанному выше адресу за кем-либо у суда не имеется, сведения о собственниках и наличии правопритязаний отсутствуют.
Названные объекты недвижимости также в реестре муниципальной собственности не значатся, на балансе муниципального образования «Рангазарское сельское поселение» Сармановского муниципального района РТ, а также района, не состоит.
Таким образом, факт владения и пользования при жизни умершей матерью истца на праве собственности жилым домом с земельным участком, очевиден и спора не вызывает.
Суд принимает во внимание, что установление факта владения и пользования недвижимым имуществом на праве собственности за её умершей матерью дает истцу возможность реализовать свои права, как наследника в отношении этого недвижимого имущества.
Исходя из анализа и оценки доказательств в совокупности с материалами дела, доводами истца, показаниями свидетелей, при отсутствии каких-либо возражений со стороны иных лиц и правопритязаний на недвижимость третьих лиц, суд находит доказанным факт владения и пользования ФИО1, умершей ДД.ММ.ГГГГ, на праве собственности при жизни жилым домом и земельным участком, расположенными в д. <адрес> РТ, и считает поданное исковое заявление подлежащим удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст. 194-199, 264, 268 ГПК РФ,
Р Е Ш И Л:
Исковое заявление Гариповой Венеры Кутдусовны, – удовлетворить.
Установить факт владения и пользования при жизни ФИО1, умершей ДД.ММ.ГГГГ в д. <адрес> Республики Татарстан, на праве собственности недвижимым имуществом – жилым домом с кадастровым номером № и земельным участком с кадастровым номером №, расположенными по адресу: <адрес>.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Татарстан в месячный срок через Сармановский районный суд Республики Татарстан.
Судья Р.М. Ханипов