№ 2-592/2024
24RS0006-01-2023-000281-02
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
15 марта 2024 года г. Красноярск
Центральный районный суд г. Красноярска в составе:
председательствующего судьи Приходько П.В.,
при секретаре Чап О.Б.,
с участием истца Шика М.Г.,
представителей ответчиков Отделения фонда пенсионного и социального страхования РФ по Красноярскому краю – Клименко О.О.,
КГКУ «УСЗН» - Шениной А.В.,
ТО КГКУ «УСЗН» по г. Боготолу и Боготольскому р-ну Красноярского края – Сазоновой Е.А.,
Министерства социальной политики Красноярского края – Конгаровой Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Шика ФИО7 к Краевому государственному казенному учреждению «Управление социальной защиты населения», Министерству социальной политики Красноярского края, Отделению фонда пенсионного и социального страхования РФ по Красноярскому краю о взыскании недоначисленных социальных доплат, компенсации морального вреда,
У С Т А Н О В И Л:
Шик М.Г. обратился в Боготольский районный суд Красноярского края с иском к Министерству социальной политики Красноярского края, ТО КГКУ «Управление социальной защиты населения» по г. Боготолу и Боготольскому району о взыскании недоначисленных социальных доплат, компенсации морального вреда.
Требования мотивированы тем, что с 2009 года истец является получателем пенсии по старости и ежемесячных денежных выплат. С 01.04.2014 года истцу установлена социальная доплата, которая с 2020 года отменена Управлением социальной защиты населения, о чем истец уведомлен не был. Истец полагает, что поскольку размер его пенсии составляет ниже прожиточного минимума, установленного в Красноярском крае, в ему положены к выплате социальные доплаты, которые ответчиком неправомерно не начислялись.
Определением Боготольского районного суда Красноярского края от 07.06.2023 года гражданское дело передано по подсудности в Центральный районный суд г. Красноярска.
Определением Центрального районного суда г. Красноярского, занесенным в протокол судебного заседания 06.02.2024 года, в качестве соответчика привлечено Отделение фонда пенсионного и социального страхования РФ по Красноярскому краю.
Истец, с учетом уточненных исковых требований, просит взыскать с ответчиков недополученную доплату до прожиточного минимума за период с 2020 года по 2023 год в размере 93698 руб., недополученный эквивалент набора социальных услуг в размере 61778 руб., недополученный районный коэффициент к единовременной денежной выплате в размере 44649 руб., компенсацию морального вреда в размере 100000 руб.
Истец Шик М.Г. в судебном заседании поддержал требования искового заявления с учетом уточнений, представители ответчиков Отделения фонда пенсионного и социального страхования РФ по Красноярскому краю – Клименко О.О., КГКУ «УСЗН» - Шенина А.В., ТО КГКУ «УСЗН» по г. Боготолу и Боготольскому р-ну Красноярского края – Сазонова Е.А., Министерства социальной политики Красноярского края – Конгарова Е.А. возражали по исковым требованиям, просили в их удовлетворении отказать в полном объеме по изложенным в письменных возражениях основаниям.
Выслушав участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с п. 5 ст. 12.1 Федерального закона от 17.07.1999 N 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» региональная социальная доплата к пенсии устанавливается пенсионеру уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в случае, если общая сумма его материального обеспечения, определенная в соответствии с частями 2 и 3 настоящей статьи, не достигает величины прожиточного минимума пенсионера, установленной в соответствии с пунктом 3 статьи 4 Федерального закона "О прожиточном минимуме в Российской Федерации" в субъекте Российской Федерации по месту его жительства или по месту его пребывания, превышающей величину прожиточного минимума пенсионера в целом по Российской Федерации. Региональная социальная доплата к пенсии устанавливается в таком размере, чтобы указанная общая сумма его материального обеспечения с учетом данной доплаты достигла величины прожиточного минимума пенсионера, установленной в данном субъекте Российской Федерации.
Пунктами 2, 3 ст. 12.1 Федерального закона от 17.07.1999 N 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» установлено, что при подсчете общей суммы материального обеспечения пенсионера учитываются суммы следующих денежных выплат, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации:
1) пенсий, в том числе сумма полагающейся страховой пенсии по старости с учетом фиксированной выплаты к страховой пенсии, повышений фиксированной выплаты к страховой пенсии, установленной в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", и накопительной пенсии, установленной в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 424-ФЗ "О накопительной пенсии", в случае отказа пенсионера от получения указанных пенсий;
1.1) срочной пенсионной выплаты;
2) дополнительного материального (социального) обеспечения;
3) ежемесячной денежной выплаты (включая стоимость набора социальных услуг);
4) иных мер социальной поддержки (помощи), установленных законодательством субъектов Российской Федерации в денежном выражении (за исключением мер социальной поддержки, предоставляемых единовременно).
При подсчете общей суммы материального обеспечения пенсионера не учитываются меры социальной поддержки, предоставляемые ему в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в натуральной форме, за исключением денежных эквивалентов мер социальной поддержки по оплате пользования телефоном, по оплате жилых помещений и коммунальных услуг, по оплате проезда на всех видах пассажирского транспорта (городского, пригородного и междугородного), а также денежных компенсаций расходов по оплате указанных услуг.
Социальная доплата к пенсии, предусмотренная настоящей статьей, устанавливается в беззаявительном порядке со дня, с которого назначена соответствующая пенсия, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную социальную доплату. При этом для определения денежных эквивалентов мер социальной поддержки и денежных компенсаций, перечисленных в части 3 настоящей статьи, в целях подсчета общей суммы материального обеспечения пенсионера представление документов не требуется. Орган, осуществляющий социальную доплату к пенсии, в течение пяти рабочих дней со дня вынесения решения об установлении социальной доплаты к пенсии извещает пенсионера об установлении ему указанной выплаты (пункт 7 статьи 12.1 Федерального закона от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи").
В пункте 8 статьи 12.1 Федерального закона от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" установлено, что размеры социальных доплат к пенсии, установленных в соответствии с настоящей статьей, пересматриваются при изменении величины прожиточного минимума пенсионера в целом по Российской Федерации и (или) в соответствующем субъекте Российской Федерации, устанавливаемой в соответствии с пунктами 2 и 3 статьи 4 Федерального закона "О прожиточном минимуме в Российской Федерации", при изменении размеров денежных выплат, перечисленных в части 2 настоящей статьи, а также при изменении денежных эквивалентов мер социальной поддержки и денежных компенсаций, перечисленных в части 3 настоящей статьи. Пересмотр размеров социальных доплат к пенсии при изменении величины прожиточного минимума пенсионера в соответствующем субъекте Российской Федерации производится с 1 января года, на который установлена указанная величина прожиточного минимума пенсионера. При пересмотре размеров социальных доплат к пенсии в связи с изменением величины прожиточного минимума пенсионера в соответствующем субъекте Российской Федерации общая сумма материального обеспечения пенсионера с учетом социальной доплаты к пенсии текущего года не может быть меньше общей суммы материального обеспечения пенсионера с учетом социальной доплаты к пенсии предыдущего года, если иное не предусмотрено настоящей статьей. При индексации, увеличении размеров денежных выплат, перечисленных в пунктах 1.1 и 2 части 2 настоящей статьи, установленных территориальными органами Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации, пересмотр размеров социальных доплат к пенсии производится с 1-го числа месяца, с которого индексируются, увеличиваются размеры указанных выплат. При изменении размеров денежных выплат, перечисленных в пунктах 1, 1.1, 2 и 3 части 2 настоящей статьи, установленных территориальными органами Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации, которое не связано с их индексацией, увеличением, пересмотр размеров социальных доплат к пенсии производится с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором наступили обстоятельства, влекущие изменение размеров социальных доплат к пенсии. При изменении размеров денежных выплат, перечисленных в пунктах 1, 2 и 3 части 2 настоящей статьи, установленных уполномоченными органами федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих пенсионное обеспечение в соответствии с Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей" (далее - Закон Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей"), которое не связано с их индексацией (корректировкой), пересмотр размеров социальных доплат к пенсии производится с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором территориальным органом Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации или уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации получено извещение о произведенном изменении размеров этих денежных выплат в соответствии с частью 13 настоящей статьи. При изменении пенсионером места жительства или места пребывания на территории Российской Федерации пересмотр размера социальной доплаты к пенсии с учетом величины прожиточного минимума пенсионера, установленной в субъекте Российской Федерации по новому месту его жительства или месту пребывания, производится с 1-го числа месяца, в котором наступили обстоятельства, влекущие изменение размера социальной доплаты к пенсии. Пересмотр размера федеральной социальной доплаты к пенсии при изменении размеров выплат, перечисленных в пункте 4 части 2 и в части 3 настоящей статьи, производится с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором территориальным органом Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации получено извещение уполномоченного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации об изменении размеров указанных выплат в соответствии с частью 13 настоящей статьи. Пересмотр размера региональной социальной доплаты к пенсии осуществляется в соответствии с настоящей статьей в порядке, определяемом законом или иными нормативными актами субъекта Российской Федерации. Размер социальной доплаты к пенсии не подлежит пересмотру в связи с индексацией (корректировкой) размеров денежных выплат, перечисленных в пунктах 1 и 3 части 2 настоящей статьи.
Размер социальной доплаты к пенсии при ее установлении определяется как разница между величиной прожиточного минимума пенсионера, установленной в соответствии с пунктом 3 статьи 4 Федерального закона "О прожиточном минимуме в Российской Федерации", и общей суммой установленных пенсионеру денежных выплат, перечисленных в пунктах 1 - 4 части 2 и в части 3 настоящей статьи (пункт 8.1 статьи 12.1 Федерального закона от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи").
В соответствии со статьей 1 Закона Красноярского края от 7 апреля 2022 г. N 3-612 "О региональной социальной доплате к пенсии в Красноярском крае" региональная социальная доплата к пенсии в Красноярском крае устанавливается в случае, если общая сумма материального обеспечения лица, определенная в соответствии с частями 2 и 3 статьи 12.1 Федерального закона от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи", не достигает величины прожиточного минимума пенсионера в Красноярском крае, установленной в соответствии со статьей 1 Закона края от 17 декабря 2004 г. N 13-2780 "О порядке установления величины прожиточного минимума в крае", превышающей величину прожиточного минимума пенсионера в целом по Российской Федерации. Региональная социальная доплата к пенсии устанавливается в таком размере, чтобы общая сумма материального обеспечения лица, указанного в абзаце первом настоящей статьи, с учетом данной доплаты достигла величины прожиточного минимума пенсионера в Красноярском крае, установленной в соответствии со статьей 1 Закона края от 17 декабря 2004 г. N 13-2780 "О порядке установления величины прожиточного минимума в крае".
Порядок установления, пересмотра размера региональной социальной доплаты к пенсии, а также порядок ее выплаты определяются Правительством края (статья 2 Закона Красноярского края от 7 апреля 2022 г. N 3-612 "О региональной социальной доплате к пенсии в Красноярском крае").
Порядок установления, пересмотра размера региональной социальной доплаты к пенсии в Красноярском крае, а также порядок ее выплаты утвержден постановлением Правительства Красноярского края от 5 декабря 2019 г. N 664-п (далее по тексту - Порядок).
Согласно пункту 1.2 Порядка региональная социальная доплата к пенсии устанавливается краевым государственным казенным учреждением "Управление социальной защиты населения", созданным для исполнения государственных полномочий министерства социальной политики Красноярского края в сфере социальной поддержки и социального обслуживания граждан (далее - уполномоченное учреждение), в случае, если общая сумма материального обеспечения гражданина, определенная в соответствии с частями 2 и 3 статьи 12.1 Федерального закона от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" (далее - Федеральный закон N 178-ФЗ), не достигает величины прожиточного минимума пенсионера, установленной в соответствии со статьей 1 Закона Красноярского края от 17 декабря 2004 г. N 13-2780 "О порядке установления величины прожиточного минимума в крае" (далее - Закон края N 13-2780), превышающей величину прожиточного минимума пенсионера в целом по Российской Федерации.
Региональная социальная доплата к пенсии устанавливается лицам, проживающим на территории Красноярского края (зарегистрированным по месту жительства, месту пребывания или фактически проживающим на территории Красноярского края), не осуществляющим работу и (или) иную деятельность, в период которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 167-ФЗ), пенсия (пенсии) которым установлена (установлены) в соответствии с законодательством Российской Федерации и выплачивается (выплачиваются) на территории Красноярского края (далее - граждане) (пункт 1.3 Порядка).
Региональная социальная доплата к пенсии устанавливается в таком размере, чтобы общая сумма материального обеспечения гражданина с учетом данной доплаты достигла величины прожиточного минимума пенсионера в Красноярском крае, установленной в соответствии со статьей 1 Закона края N 13-2780 (пункт 1.4 Порядка).
Величина прожиточного минимума в Красноярском крае определяется на основании ст. 1 Закона Красноярского края от 08.10.2009 года № 9-3671 «О величине прожиточного минимума пенсионера для определения размера социальной доплаты к пенсии в Красноярском крае».
Пунктом 1.5 Порядка установлено, что при подсчете общей суммы материального обеспечения гражданина учитываются суммы следующих денежных выплат, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Красноярского края: 1) пенсий, в том числе сумма полагающейся страховой пенсии по старости с учетом фиксированной выплаты к страховой пенсии, повышений фиксированной выплаты к страховой пенсии, установленной в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", и накопительной пенсии, установленной в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 424-ФЗ "О накопительной пенсии", в случае отказа пенсионера от получения указанных пенсий; 2) срочной пенсионной выплаты; 3) дополнительного материального (социального) обеспечения; 4) ежемесячной денежной выплаты (включая стоимость набора социальных услуг, предусмотренного статьей 6.2 Федерального закона N 178-ФЗ); 5) иных мер социальной поддержки (помощи), установленных законодательством Красноярского края в денежном выражении (за исключением мер социальной поддержки, предоставляемых единовременно).
В соответствии с пунктом 1.8 Порядка сведения об установленных выплатах, перечисленных в подпунктах 1 - 4 пункта 1.5 Порядка, сведения о факте установления гражданину пенсии, размер которой ниже величины прожиточного минимума пенсионера, установленной в Красноярском крае, сведения о факте осуществления (прекращения) гражданами работы и (или) иной деятельности, в период которой гражданин подлежит обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом N 167-ФЗ, в целях установления региональной социальной доплаты к пенсии представляются территориальным органом Фонда в порядке межведомственного информационного взаимодействия с учетом требований Федерального закона от 27 июля 2010 г. N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг".
Региональная социальная доплата к пенсии устанавливается уполномоченным учреждением (территориальным отделением) на основании сведений, представляемых территориальным органом Фонда в соответствии с пунктом 1.8 Порядка (пункт 1.9 Порядка).
Из указанных положений следует, что размер социальной доплаты к пенсии при ее установлении определяется как разница между величиной прожиточного минимума пенсионера в Красноярском крае и общей суммой установленных пенсионеру денежных выплат, перечисленных в подпунктах 1 - 4 части 2 и части 3 статьи 12.1 Федерального закона от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи".
Как следует из материалов дела и установлено судом, Шик М.Г. состоит на учете в ТО КГКУ «УСЗН» по категории «<данные изъяты>» с 13.01.2016 года, является получателем страховой пенсии по старости на основании ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» с 29.11.2009 года (бессрочно), фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости с учетом повышенной фиксированной выплаты к указанной страховой пенсии на основании ст.ст. 16, 17 Федерального закона от 28.12.2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» с 29.11.2009 года (бессрочно), единовременной выплаты на основании Указа Президента Российской Федерации от 24.08.2021 года № 486 «О единовременной выплаты гражданам, получающим пенсии» с 01.09.2021 года по 30.09.2021 года, ежемесячной денежной выплаты инвалидами (справка серии №) на основании п. 1ст. 28.1 Федерального закона от 24.11.1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» с 14.01.2016 года (бессрочно), что подтверждается справкой от 09.03.2022 года, выданной УПФР в г. Ачинске Красноярского края, справкой ОПФР.
Согласно справке от 31.08.2022 года, выданной ОПФР по Красноярскому краю, Шик М.Г. состоит на учете и является получателем следующих видов выплат: страховая пенсия по старости с 22.11.2009 года (бессрочно), ежемесячная денежная выплата с 14.01.2016 года (бессрочно), федеральная социальная доплата с 01.04.2014 года по 31.12.2019 года.
Обращаясь в суд с настоящим иском, истец указывает, что за период с 2020 года по 2023 год назначенный размер выплачиваемой ему пенсии составляет менее установленного прожиточного минимума, в связи с чем ему должна быть установлена доплата к пенсии до размера прожиточного минимума и исходит из того, что соотношение размера прожиточного минимума должно осуществляться только с размером выплачиваемой ему пенсии без учета размера выплачиваемых ему иных мер социальной поддержки.
Как следует из представленных ответчиками расчетов, по состоянию на 01.01.2020 года общая сумма материального обеспечения истца составляла 12116,19 руб., в том числе: пенсия, выплаченная за декабрь 2019 года – 7957,93 руб., ежемесячная денежная выплата (включая стоимость набора социальных услуг) за декабрь 2019 года – 2701,62 руб., меры социальной поддержки на оплату жилья и коммунальных услуг за декабрь 2019 года – 1456,64 руб.
Величина прожиточного минимума пенсионера в Красноярском крае за период с 2020 года по 2023 год составляла:
в 2020 году — 10039 руб. (статья 1 Закона Красноярского края от 08.10.2009 года № 9-3671 «О величине прожиточного минимума пенсионера для определения размера социальной доплаты к пенсии в Красноярском крае»);
в 2021 году — 10 963 руб. (статья 1 Закона Красноярского края от 08.10.2009 года № 9-3671 «О величине прожиточного минимума пенсионера для определения размера социальной доплаты к пенсии в Красноярском крае»);
с 01.01.2022 года по 30.06.2022 года — 12080 руб. (пункт 1 постановления Правительства Красноярского края от 29.09.2021 года № 674-п «Об установлении величины прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения Красноярского края на 2022 год»);
с 01.07.2022 года по 31.12.2022 года — 13288 руб. (пункт 1 постановления Правительства Красноярского края от 29.09.2021 года № 674-п «Об установлении величины прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения Красноярского края на 2022 год»);
в 2023 году — 13722 руб. (пункт 1 постановления Правительства Красноярского края от 20.12.2022 года № 1124-п «Об установлении величины прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения Красноярского края на 2023 год»).
Иная величина прожиточного минимума для установления региональной социальной доплаты не применяется.
Как следует из представленных ответчиками расчетов, общая сумма материального обеспечения истца за спорный период (2020 год -2023 год) составила:
Год | Размерпрожиточного минимума для расчета РСД | Пенсия | Ежемесячнаяденежнаявыплата(включая стоимостьнабора социальныхуслуг) | Мерысоциальнойподдержки | ОСМО | ||||||||
2020 | |||||||||||||
Январь | 10039 | 7957,93 | 2701,62 | 1456,64 | 12116,19 | ||||||||
Февраль | 10039 | 8483,23 | 2701,62 | 1464,61 | 12649,46 | ||||||||
Март | 10039 | 8483,23 | 2782,67 | 1464,55 | 12730,45 | ||||||||
Апрель | 10039 | 8483,23 | 2782,67 | 1464,55 | 12730,45 | ||||||||
Май | 10039 | 8483,23 | 2782,67 | 1464,55 | 12730,45 | ||||||||
Июнь | 10039 | 8483,23 | 2782,67 | 1486,18 | 12752,08 | ||||||||
Июль | 10039 | 8483,23 | 2782,67 | 1466,62 | 12732,52 | ||||||||
Август | 10039 | 8483,23 | 2782,67 | 1623,95 | 12889,85 | ||||||||
Сентябрь | 10039 | 8483,23 | 2782,67 | 1623,95 | 12889,85 | ||||||||
Октябрь | 10039 | 8483,23 | 2782,67 | 1527,01 | 12792,91 | ||||||||
Ноябрь | 10039 | 8483,23 | 2782,67 | 1526,32 | 12792,22 | ||||||||
Декабрь | 10039 | 8483,23 | 2782,67 | 1526,32 | 12792,22 | ||||||||
2021 | |||||||||||||
Январь | 10963 | 8483,23 | 2782,67 | 1434,17 | 12700,07 | ||||||||
Февраль | 10963 | 9017,69 | 2782,67 | 1480,27 | 13280,63 | ||||||||
Март | 10963 | 9017,69 | 2919,02 | 1483,84 | 13420,55 | ||||||||
Апрель | 10963 | 9017,69 | 2919,02 | 1540,74 | 13477,45 | ||||||||
Май | 10963 | 9017,69 | 2919,02 | 2015,41 | 13952,12 | ||||||||
Июнь | 10963 | 9017,69 | 2919,02 | 1813,19 | 13749,90 | ||||||||
Июль | 10963 | 9017,69 | 2919,02 | 1576,87 | 13513,58 | ||||||||
Август | 10963 | 9017,69 | 2919,02 | 1656,85 | 13593,56 | ||||||||
Сентябрь | 10963 | 9017,69 | 2919,02 | 1653,77 | 13590,48 | ||||||||
Октябрь | 10963 | 9017,69 | 2919,02 | 1667,15 | 13603,86 | ||||||||
Ноябрь | 10963 | 9017,69 | 2919,02 | 1613,07 | 13549,78 | ||||||||
Декабрь | 10963 | 9017,69 | 2919,02 | 1613,07 | 13549,78 | ||||||||
2022 | |||||||||||||
Январь | 12080 | 9793,16 | 2919,02 | 1528,17 | 14240,35 | ||||||||
Февраль | 12080 | 9793,16 | 3164,22 | 1540,53 | 14497,91 | ||||||||
Март | 12080 | 9793,16 | 3164,22 | 1540,53 | 14497,91 | ||||||||
Апрель | 12080 | 9793,16 | 3164,22 | 1547,18 | 14504,56 | ||||||||
Май | 12080 | 9793,16 | 3164,22 | 1547,18 | 14504,56 | ||||||||
Июнь | 13288 | 10772,60 | 3164,22 | 1617,93 | 15554,75 | ||||||||
Июль | 13288 | 10772,60 | 3164,22 | 1546,93 | 15482,75 | ||||||||
Август | 13288 | 10772,60 | 3164,22 | 1699,08 | 15635,90 | ||||||||
Сентябрь | 13288 | 10772,60 | 3164,22 | 1619,39 | 15556,21 | ||||||||
Октябрь | 13288 | 10772,60 | 3164,22 | 1825,68 | 15762,50 | ||||||||
Ноябрь | 13288 | 10772,60 | 3164,22 | 1667,89 | 15604,71 | ||||||||
Декабрь | 13288 | 10772,60 | 3164,22 | 1714,98 | 15651,80 | ||||||||
2023 | |||||||||||||
Январь | 13722 | 11886,28 | 3164,22 | 1876,24 | 16926,74 | ||||||||
Февраль | 13722 | 11886,28 | 3540,76 | 1787,96 | 17215 | ||||||||
Март | 13722 | 11886,28 | 3540,76 | 1836,71 | 17263,75 | ||||||||
Апрель | 13722 | 11886,28 | 3540,76 | 1787,96 | 17215 | ||||||||
Май | 13722 | 11886,28 | 3540,76 | 1869,21 | 17296,25 | ||||||||
Июнь | 13722 | 11886,28 | 3540,76 | 1869,21 | 17296,25 | ||||||||
Июль | 13722 | 11886,28 | 3540,76 | 1869,21 | 17296,25 | ||||||||
Август | 13722 | 11886,28 | 3540,76 | 1990,06 | 17417,10 | ||||||||
Сентябрь | 13722 | 11886,28 | 3540,76 | 1869,21 | 17296,25 | ||||||||
Октябрь | 13722 | 11886,28 | 3540,76 | 1990,06 | 17417,10 | ||||||||
Ноябрь | 13722 | 11886,28 | 3540,76 | 1990,06 | 17417,10 | ||||||||
Декабрь | 13722 | 11886,28 | 3540,76 | 1869,21 | 17296,25 |
Выплата истцу указанных сумм подтверждается представленной в материалы дела историей выплат, информацией о выплаченных суммах за период с 2020 года по 2023 год, справкой о произведенных перечислениях.
Таким образом, сумма материального обеспечения истца за период с 2020 года по 2023 год превышала величину прожиточного минимума пенсионера в Красноярском крае, поскольку дополнительно к пенсии по старости истцу выплачивались ежемесячные денежные выплаты, включая стоимость набора социальных услуг, а также меры социальной поддержки на оплату жилья и коммунальных услуг.
При этом такая мера социальной поддержки как стоимость набора социальных услуг выплачивалась Фондом пенсионного и социального страхования Российской Федерации, а до 31.12.2022 — Государственным учреждением — Отделением Пенсионного фонда Российской Федерации по Красноярскому краю (далее — СФР) в соответствии с пунктом 5 статьи 28.1 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 22.01.2015 № 35н «Об утверждении Порядка осуществления ежемесячной денежной выплаты отдельным категориям граждан в Российской Федерации». Меры социальной поддержки на оплату жилья и коммунальных услуг выплачивались ТО КГКУ «УСЗН» согласно пункту 6 Административного регламента предоставления министерством социальной политики Красноярского края государственной услуги по предоставлению мер социальной поддержки на оплату жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, утвержденного приказом министерства от 02.03.2023 № 56-Н. Меры социальной поддержки на оплату жилья и коммунальных услуг, установленные истцу в соответствии со статьей 17 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» — в размере 50 процентов расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг предоставлялись в форме компенсаций в соответствии со статьей 7 Закона Красноярского края от 17.12.2004 № 13-2804 «О социальной поддержке населения при оплате жилья и коммунальных услуг».
Оценив представленные в материалах дела доказательства по правилам ст. 67 ГПК РФ, суд исходит из того, что порядок расчета общей суммы материального обеспечения истца в целях установления истцу федеральной социальной доплаты ответчиком не нарушен, неустановление истцу спорной доплаты в заявленный в иске период обусловлено превышением совокупной суммы получаемой истцом пенсии и мер социальной поддержки над размером прожиточного минимума, установленного в Красноярском крае, в связи с чем суд приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения исковых требований о взыскании с ответчиков недополученной доплаты до прожиточного минимума за период с 2020 года по 2023 год в размере 93698 руб.
При этом судом не принимается во внимание довод истца о том, что при решении вопроса о начислении доплаты учитывается только страховая пенсия, как основанный на неверном толковании норм материального права, в том числе положений п. 2 ст. 12.1 Федерального закона от 17.07.1999 N 178-ФЗ «О государственной социальной помощи», регламентирующего виды выплат, учитываемых при подсчете общей суммы материального обеспечения пенсионера.
Кроме того, суд находит обоснованными доводы представителя Министерства социальной политики Красноярского края (далее – Министерство) о том, что Министерство не является надлежащим ответчиком в рамках разрешения настоящего гражданского спора, поскольку Министерство не наделено полномочиями по установлению и выплате региональной социальной доплаты к пенсии, соответствующими полномочиями обладает КГКУ «УСЗН» в силу п. 1.1 Порядка установления, пересмотра размера региональной социальной доплаты к пенсии в Красноярском крае, а также порядка ее выплаты, утвержденного постановлением Правительства Красноярского края от 05.12.2019№ 664-п. Назначение и выплата ежемесячной денежной выплаты, включая стоимость набора социальных услуг, также не входят в компетенцию Министерства.
Разрешая требования истца о взыскании недополученного эквивалента набора социальных услуг, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 6.1 Федерального закона от 17.07.1999 N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг имеют следующие категории граждан:
1) инвалиды войны;
2) участники Великой Отечественной войны;
3) ветераны боевых действий, указанные в подпунктах 1 - 4 пункта 1 статьи 3 Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах";
4) военнослужащие, проходившие военную службу в воинских частях, учреждениях, военно-учебных заведениях, не входивших в состав действующей армии, в период с 22 июня 1941 года по 3 сентября 1945 года не менее шести месяцев, военнослужащие, награжденные орденами или медалями СССР за службу в указанный период;
5) лица, награжденные знаком "Жителю блокадного Ленинграда", лица, награжденные знаком "Житель осажденного Севастополя", лица, награжденные знаком "Житель осажденного Сталинграда";
6) лица, работавшие в период Великой Отечественной войны на объектах противовоздушной обороны, местной противовоздушной обороны, на строительстве оборонительных сооружений, военно-морских баз, аэродромов и других военных объектов в пределах тыловых границ действующих фронтов, операционных зон действующих флотов, на прифронтовых участках железных и автомобильных дорог, а также члены экипажей судов транспортного флота, интернированных в начале Великой Отечественной войны в портах других государств;
7) члены семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий, члены семей погибших в Великой Отечественной войне лиц из числа личного состава групп самозащиты объектовых и аварийных команд местной противовоздушной обороны, а также члены семей погибших работников госпиталей и больниц города Ленинграда;
8) инвалиды;
9) дети-инвалиды;
10) лица, подвергшиеся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, а также вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, и приравненные к ним категории граждан.
В силу ст. 6.2 вышеуказанного Закона в состав предоставляемого гражданам из числа категорий, указанных в статье 6.1 настоящего Федерального закона, набора социальных услуг включаются следующие социальные услуги:
1) обеспечение в соответствии со стандартами медицинской помощи необходимыми лекарственными препаратами для медицинского применения в объеме не менее, чем это предусмотрено перечнем жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, сформированным в соответствии с Федеральным законом от 12 апреля 2010 года N 61-ФЗ "Об обращении лекарственных средств", по рецептам на лекарственные препараты, медицинскими изделиями по рецептам на медицинские изделия, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов;
1.1) предоставление при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение, осуществляемое в целях профилактики основных заболеваний, в санаторно-курортные организации, определенные в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд;
2) бесплатный проезд на пригородном железнодорожном транспорте, а также на междугородном транспорте к месту лечения и обратно.
Согласно п. 2 ст. 28.1 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" ежемесячная денежная выплата устанавливается в размере:1) инвалидам I группы - 2 162 рублей; 2) инвалидам II группы, детям-инвалидам - 1 544 рублей; 3) инвалидам III группы - 1 236 рублей.
Гражданин, имеющий право на получение социальных услуг в соответствии с настоящим Федеральным законом, может отказаться от их получения, обратившись с заявлением в территориальный орган Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации, осуществляющий ему ежемесячную денежную выплату, непосредственно в территориальный орган Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации, через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг (далее - многофункциональный центр) или иным способом (в том числе направить заявление в форме электронного документа, порядок оформления которого определяется Правительством Российской Федерации и который направляется с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, включая единый портал государственных и муниципальных услуг) (ч. 3 ст. 6.3 "О государственной социальной помощи").
Как следует из пояснений истца, от предоставления набора социальных услуг в натуральной форме он отказался, выразил согласие на выплату в денежной форме, указанные доводы положены истцом в основание исковых требований.
Представителем ответчика КГКУ «УСЗН» также не оспаривался факт обращения истца с заявлением об отказе от получения набора социальных услуг в пользу денежного эквивалента.
Данное обстоятельство сторонами в ходе судебного разбирательства не оспаривалось.
При таких обстоятельствах, учитывая, что стоимость набора социальных услуг в денежном эквиваленте произведена в пользу истца за спорный период в размере, установленном в соответствии с положениями Федерального закона от 17.07.1999 N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" (графа № 4 вышеприведенной таблицы), оснований для применения иного порядка расчета стоимости набора социальных услуг, и как следствие для доплаты недополученной суммы эквивалента набора социальных услуг в размере 61778 руб., судом по доводам истца не усматривается.
Разрешая требование истца о взыскании недополученного районного коэффициента к единовременной денежной выплате, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для его удовлетворения, поскольку пунктом 7 Порядка осуществления ежемесячной денежной выплаты отдельным категориям граждан в Российской Федерации, утвержденного Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 21.01.2015 года № 35-н, установлено, что ежемесячная денежная выплата назначается без учета районного коэффициента, устанавливаемого Правительством Российской Федерации в зависимости от района (местности) проживания.
В силу пункта 1 статьи 150 Гражданского кодекса Российской Федерации жизнь и здоровье, достоинство личности, личная неприкосновенность, честь и доброе имя, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, неприкосновенность жилища, личная и семейная тайна, свобода передвижения, свобода выбора места пребывания и жительства, имя гражданина, авторство, иные нематериальные блага, принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона, неотчуждаемы и непередаваемы иным способом.
Согласно статье 151 Гражданского кодекса Российской Федерации если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда. При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями гражданина, которому причинен вред.
В силу пункта 1 статьи 1099 Гражданского кодекса Российской Федерации основания и размер компенсации гражданину морального вреда определяются правилами, предусмотренными главой 59 (статьи 1064 - 1101 Гражданского кодекса Российской Федерации) и статьей 151 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Согласно пунктам 1, 2 статьи 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации, определяющей общие основания гражданско-правовой ответственности за причинение вреда, вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред. Лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине. Законом может быть предусмотрено возмещение вреда и при отсутствии вины причинителя вреда.
В пункте 12 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 15 ноября 2022 г. N 33 "О практике применения судами норм о компенсации морального вреда" даны разъяснения о том, что обязанность компенсации морального вреда может быть возложена судом на причинителя вреда при наличии предусмотренных законом оснований и условий применения данной меры гражданско-правовой ответственности, а именно: физических или нравственных страданий потерпевшего; неправомерных действий (бездействия) причинителя вреда; причинной связи между неправомерными действиями (бездействием) и моральным вредом; вины причинителя вреда (статьи 151, 1064, 1099 и 1100 Гражданского кодекса Российской Федерации). Потерпевший - истец по делу о компенсации морального вреда должен доказать факт нарушения его личных неимущественных прав либо посягательства на принадлежащие ему нематериальные блага, а также то, что ответчик является лицом, действия (бездействие) которого повлекли эти нарушения, или лицом, в силу закона обязанным возместить вред. Вина в причинении морального вреда предполагается, пока не доказано обратное. Отсутствие вины в причинении вреда доказывается лицом, причинившим вред (пункт 2 статьи 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации). В случаях, предусмотренных законом, компенсация морального вреда осуществляется независимо от вины причинителя вреда (пункт 1 статьи 1070, статья 1079, статьи 1095 и 1100 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Моральный вред, причиненный действиями (бездействием), нарушающими имущественные права гражданина, подлежит компенсации в случаях, предусмотренных законом (пункт 2 статьи 1099 Гражданского кодекса Российской Федерации).
По смыслу приведенных нормативных положений гражданского законодательства и разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации, моральный вред - это нравственные или физические страдания, причиненные действиями (бездействием), посягающими на принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона нематериальные блага, перечень которых законом не ограничен. Необходимыми условиями для возложения обязанности по компенсации морального вреда являются: наступление вреда, противоправность поведения причинителя вреда, наличие причинной связи между наступлением вреда и противоправностью поведения причинителя вреда, вина причинителя вреда. При этом законом установлена презумпция вины причинителя вреда, которая предполагает, что доказательства отсутствия его вины должен представить сам ответчик. Потерпевший же представляет доказательства, подтверждающие факт наличия вреда (физических и нравственных страданий - если это вред моральный), а также доказательства того, что ответчик является причинителем вреда или лицом, в силу закона обязанным возместить вред.
Учитывая, что нарушение пенсионных и социальных прав затрагивает имущественные права граждан, суд приходит к выводу о том, что требование о компенсации морального вреда, исходя из положений пункта 2 статьи 1099 Гражданского кодекса Российской Федерации, не подлежит удовлетворению, так как специального закона, допускающего в указанном случае возможность привлечения органов, осуществляющих пенсионное и социальное обеспечение, к такой ответственности, не имеется, а кроме того, в ходе судебного разбирательства по изложенным выше основаниям не нашел подтверждения факт нарушения пенсионных и социальных прав истца ответчиками.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении исковых требований Шика ФИО7 к Краевому государственному казенному учреждению «Управление социальной защиты населения», Министерству социальной политики Красноярского края, Отделению фонда пенсионного и социального страхования РФ по Красноярскому краю о взыскании недоначисленных социальных доплат, компенсации морального вреда отказать.
Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд через Центральный районный суд г. Красноярска в течение месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.
Председательствующий П.В. Приходько
Мотивированное решение изготовлено 10 апреля 2024 года