Дело № 5-100/19
УИД29RS0008-01-2019-001024-97
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
18 апреля 2019 года город Котлас
Судья Котласского городского суда Архангельской области Минина Марина Борисовна в помещении Котласского городского суда Архангельской области по адресу: Архангельская область, город Котлас, улица Мелентьева, дом № 27, флигель 3, рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 9.1 КоАП РФ, в отношении
общества с ограниченной ответственностью «Птицефабрика Котласская», расположенного по адресу: Архангельская область, г. Котлас, пос. Вычегодский, Фабричный проезд, д. 1-А, поставленного на налоговый учёт 19 ноября 2015 года Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы № 1 по Архангельской области и Ненецкому автономному округу, ИНН 2904027948, ОГРН 1152901011460,
у с т а н о в и л:
общество с ограниченной ответственностью «Птицефабрика Котласская» нарушило требования промышленной безопасности в области промышленной безопасности опасного производственного объекта при следующих обстоятельствах.
Государственным инспектором Котласского отдела государственного энергетического надзора и промышленной безопасности Северо-Западного Управления Ростехнадзора Балакшиным А.Н. на основании распоряжения заместителя руководителя Северо-Западного управления Ростехнадзора от 11.03.2019 № 58-1617/Рк проведена внеплановая выездная проверка соблюдения требований промышленной безопасности при эксплуатации опасного производственного объекта - сети газопотребления обществом с ограниченной ответственностью «Птицефабрика Котласская» (сокращенное наименование - ООО «Птицефабрика Котласская»).
По результатам указанной проверки должностным лицом установлено, что 21 марта 2019 года в 16 часов 00 минут ООО «Птицефабрика Котласская», расположенное по адресу: Архангельская область, г. Котлас, п. Вычегодский, Фабричный проезд, д. 1-А, при эксплуатации опасного производственного объекта (сеть газопотребления ООО «Птицефабрика Котласская», рег. №А27-02299-0002, III класс опасности), нарушило положения ч. 1 ст. 9, ч. 2 ст. 10 Федерального закона от 21 июля 1997 года № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» (далее по тексту - Федеральный закон № 116-ФЗ); п.п. 12 ст. 12 Федерального закона от 04 мая 2011 года № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее по тексту - Федеральный закон № 99-ФЗ); п. 9 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила безопасности сетей газораспределения и газопотребления», утверждённых приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 15 ноября 2013 года № 542 (далее по тексту - Правила безопасности сетей газораспределения и газопотребления); п. 9 Положения о разработке планов мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий на опасных производственных объектах, утвержденных Постановлением Правительства РФ № 730 от 26 августа 2013 года (далее по тексту - Положение); п. 11 (б) Правил организации и осуществления производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности на опасном производственном объекте, утвержденных Постановлением Правительства РФ № 263 от 10 марта 1999 года (далее по тексту - Правила организации и осуществления производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности на ОПО), а именно:
- осуществляет эксплуатацию опасного производственного объекта (сеть газопотребления ООО «Птицефабрика Котласская», рег. №А27-02299-0002, III класс опасности) без наличия лицензии на эксплуатацию;
- не выполняется комплекс мероприятий, включая мониторинг, техническое обслуживание и ремонт сети газопотребления, обеспечивающих содержание в исправном и безопасном состоянии - на подземном газопроводе высокого давления не обеспечено устранение нарушений по переизоляции подземных участков газопровода, указанных в п. 8.2 заключения экспертизы промышленной безопасности № ТУ.10.725/2018. рег. № 27-ТУ-00231-2019;
- план мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий на ОПО - сеть газопотребления ООО «Птицефабрика Котласская» не согласован с аварийно-спасательной службой (формированием);
- отсутствует план работы по осуществлению производственного контроля на опасном производственном объекте (сеть газопотребления) на 2019 год;
- отсутствует персонал, осуществляющий обслуживание и ремонт сети газопотребления ООО «Птицефабрика Котласская»;
- отсутствует договор по техническому обслуживанию сети газопотребления ООО «Птицефабрика Котласская» с организацией, имеющей опыт проведения указанных работ.
В судебное заседание законный представитель ООО «Птицефабрика Котласская» Румынин М.В., извещённый надлежащим образом, не явился, представил письменное ходатайство о снижении размера административного штрафа.
Защитник Павлов А.С. в судебном заседании вину юридического лица в совершении административного правонарушения признал, представил документы, свидетельствующие об устранении выявленных нарушений. Заявил ходатайство о назначении административного наказания в виде штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного ч. 1 ст. 9.1 КоАП РФ, указывая на тяжелое финансовое положение предприятия, отсутствие негативных последствий, совершение правонарушения впервые.
Должностное лицо, составившее протокол об административном правонарушении, Балакшин А.Н. в судебном заседании полагает необходимым привлечь ООО «Птицефабрика Котласская» к административной ответственности.
Проверив материалы дела, выслушав пояснения защитника Павлова А.С., должностного лица Балакшина А.Н., считаю, что вина ООО «Птицефабрика Котласская» в нарушении требований промышленной безопасности в области промышленной безопасности опасного производственного объекта нашла своё подтверждение.
Частью 1 статьи 9.1 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение требований промышленной безопасности или условий лицензий на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов.
Частью 1 ст. 9 Федерального закона № 116-ФЗ установлено, что организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана в том числе, соблюдать положения настоящего Федерального закона, других федеральных законов, принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, а также федеральных норм и правил в области промышленной безопасности; иметь лицензию на осуществление конкретного вида деятельности в области промышленной безопасности, подлежащего лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации; обеспечивать укомплектованность штата работников опасного производственного объекта в соответствии с установленными требованиями; организовывать и осуществлять производственный контроль за соблюдением требований промышленной безопасности.
В силу требований п.п.12 ст. 12 Федерального закона № 99-ФЗ эксплуатация взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности подлежит лицензированию.
Часть 2 ст. 10 Федерального закона № 116-ФЗ предусматривает, что планирование мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий на опасных производственных объектах I, II и III классов опасности, предусмотренных пунктами 1, 4, 5 и 6 приложения 1 к настоящему Федеральному закону, осуществляется посредством разработки и утверждения планов мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий на таких опасных производственных объектах. Порядок разработки планов мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий на опасных производственных объектах и требования к содержанию этих планов устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Планы мероприятий согласовываются руководителями профессиональных аварийно-спасательных служб или профессиональных аварийно-спасательных формирований, с которыми заключен договор на обслуживание объектов (п. 9 Положения).
Согласно п. 11 (б) Правил организации и осуществления производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности на ОПО работник, ответственный за осуществление производственного контроля, обязан, в том числе, разрабатывать план работы по осуществлению производственного контроля в подразделениях эксплуатирующей организации.
В соответствии с требованиями п. 9 Правил безопасности сетей газораспределения и газопотребления, организации, осуществляющие деятельность по эксплуатации, техническому перевооружению, ремонту, консервации и ликвидации сетей газораспределения и газопотребления, кроме требований, предусмотренных Федеральным законом «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», другими федеральными законами, принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации в области промышленной безопасности, должны в том числе: выполнять комплекс мероприятий, включая мониторинг, техническое обслуживание и ремонт сетей газораспределения и газопотребления, обеспечивающих содержание сетей газораспределения и газопотребления в исправном и безопасном состоянии; выполнять работы по техническому обслуживанию, ремонту и аварийно-диспетчерскому обеспечению сетей газораспределения и газопотребления; в случае отсутствия газовой службы в составе организации, эксплуатирующей сети газораспределения и газопотребления, предприятием должен быть заключен договор на оказание услуг по техническому обслуживанию и ремонту сети газораспределения и сети газопотребления с организацией, имеющей опыт проведения указанных работ.
Из приведённых положений законодательства следует, что ответственность за нарушение правил промышленной безопасности опасных производственных объектов, возлагается на лицо, эксплуатирующее опасные производственные объекты.
Из материалов дела следует, что ООО «Птицефабрика Котласская» является действующим юридическим лицом, поставлено на налоговый учёт.
Согласно свидетельству о регистрации А27-02299 от 23 ноября 2018 года ООО «Птицефабрика Котласская» является организацией, эксплуатирующей опасный производственный объект - сеть газопотребления ООО «Птицефабрика Котласская», зарегистрированного в государственном реестре опасных производственных объектов 23 ноября 2018 года за № А27-02299-0002 по классу опасности III.
21 марта 2019 года в 16 часов 00 минут в ходе внеплановой выездной проверки в отношении ООО «Птицефабрика Котласская», проведенной на основании распоряжения заместителя руководителя Северо-Западного управления Ростехнадзора от 11.03.2019 № 58-1617/Рк, выявлены следующие нарушения, допущенные ООО «Птицефабрика Котласская» при эксплуатации опасного производственного объекта (сеть газопотребления ООО «Птицефабрика Котласская», рег. №А27-02299-0002, III класс опасности):
- осуществляет эксплуатацию опасного производственного объекта (сеть газопотребления ООО «Птицефабрика Котласская», рег. №А27-02299-0002, III класс опасности) без наличия лицензии на эксплуатацию;
- не выполняется комплекс мероприятий, включая мониторинг, техническое обслуживание и ремонт сети газопотребления, обеспечивающих содержание в исправном и безопасном состоянии - на подземном газопроводе высокого давления не обеспечено устранение нарушений по переизоляции подземных участков газопровода, указанных в п. 8.2 заключения экспертизы промышленной безопасности № ТУ.10.725/2018. рег. № 27-ТУ-00231-2019;
- план мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий на ОПО - сеть газопотребления ООО «Птицефабрика Котласская» не согласован с аварийно-спасательной службой (формированием);
- отсутствует план работы по осуществлению производственного контроля на опасном производственном объекте (сеть газопотребления) на 2019 год;
- отсутствует персонал, осуществляющий обслуживание и ремонт сети газопотребления ООО «Птицефабрика Котласская»;
- отсутствует договор по техническому обслуживанию сети газопотребления с организацией, имеющей опыт проведения указанных работ,
о чём составлен акт проверки № 58-1617-1670/А от 21 марта 2019 года.
Протокол об административном правонарушении в отношении ООО «Птицефабрика Котласская» составлен в присутствии защитника Павлова А.С. правильно и в соответствии с требованиями статьи 28.2 КоАП РФ. Событие правонарушения и сведения об ООО «Птицефабрика Котласская», как лице, его совершившем, изложены в соответствии с фактическими обстоятельствами дела.
Представленные по делу доказательства согласуются между собой, получены уполномоченными должностными лицами с соблюдением установленного законом порядка и отнесены статьёй 26.2 КоАП РФ к числу допустимых доказательств по делу об административном правонарушении.
Исследовав доказательства по делу, считаю, что указанные в протоколе об административном правонарушении нарушения требований промышленной безопасности опасного производственного объекта нашли своё подтверждение в ходе рассмотрения дела об административном правонарушении.
При такой ситуации действия ООО «Птицефабрика Котласская»подлежат квалификации по части 1 статьи 9.1 КоАП РФ как нарушение требований промышленной безопасности в области промышленной безопасности опасного производственного объекта.
Согласно ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признаётся виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
По смыслу приведённых норм, отсутствие вины юридического лица характеризуется объективной невозможностью соблюдения установленных правил, либо необходимостью принятия мер, от юридического лица независящих.
Доказательств наличия чрезвычайных и непреодолимых обстоятельств, исключающих возможность соблюдения требований промышленной безопасности, а также свидетельствующих о том, что ООО «Птицефабрика Котласская» приняло все зависящие от него меры по недопущению правонарушения, в материалах дела не имеется.
При назначении административного наказания учитываются характер совершённого ООО «Птицефабрика Котласская» административного правонарушения, его имущественное и финансовое положение, обстоятельства, влияющие на административную ответственность.
Защитником Павловым А.С. в материалы дела представлены документы, свидетельствующие об устранении части нарушений, выявленных в ходе проверки.
Указанное обстоятельство судья учитывает в качестве смягчающего обстоятельства.
Также, обстоятельством, смягчающим административную ответственность ООО «Птицефабрика Котласская», является признание вины.
Обстоятельств, отягчающих административную ответственность ООО «Птицефабрика Котласская», не установлено.
Санкция ч. 1 ст. 9.1 КоАП РФ предусматривает назначение наказания для юридических лиц в виде административного штрафа от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
В силу положений п. 3.2. ст. 4.1 КоАП РФ при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершённого административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.
Согласно ч. 3.3 ст. 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания в соответствии с частью 3.2 настоящей статьи размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса.
Учитывая характер и обстоятельства совершённого ООО «Птицефабрика Котласская» административного правонарушения, финансовое и имущественное положение юридического лица, наличие смягчающих обстоятельств при отсутствии отягчающих административную ответственность обстоятельств, в целях назначения справедливого и соразмерного наказания и возможности его исполнения, считаю необходимым назначить ООО «Птицефабрика Котласская» административное наказание в виде административного штрафа в низшем размере, чем установлено санкцией части 1 статьи 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Обстоятельств, исключающих производство по делу, а также оснований для освобождения от административной ответственности, не имеется. Обстоятельств, свидетельствующих о малозначительности административного правонарушения, судьёй не установлено.
Срок давности привлечения к административной ответственности не истёк.
Руководствуясь ст. ст. 29.9-29.11, ч. 3.2 ст. 4.1 КоАП РФ,
п о с т а н о в и л:
Общество с ограниченной ответственностью «Птицефабрика Котласская» признать виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.1 КоАП РФ, и назначить административное наказание в виде штрафа в размере 100 000 (ста тысяч) рублей 00 копеек.
Штраф подлежит уплате по следующим реквизитам: ....
В соответствии с частью 1 статьи 32.2 КоАП РФ штраф должен быть уплачен не позднее 60 дней со дня вступления постановления о наложении штрафа в законную силу, за исключением случаев, предусмотренных частями 1.1, 1.3 и 1.4 настоящей статьи, либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьёй 31.5 КоАП РФ.
В силу ч. 5 ст. 32.2 КоАП РФ при отсутствии документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, и информации об уплате административного штрафа в Государственной информационной системе о государственных и муниципальных платежах, по истечении срока, указанного в части 1, 1.1 или 1.4 настоящей статьи, судья, вынесший постановление, изготавливает второй экземпляр указанного постановления и направляет его в течение десяти суток, а в случаях, предусмотренных частями 1.1 и 1.4 настоящей статьи, в течение одних суток судебному приставу-исполнителю для исполнения в порядке, предусмотренном федеральным законодательством.
Неуплата административного штрафа в установленный законом срок, влечёт наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа, но не менее одной тысячи рублей, либо административный арест на срок до пятнадцати суток, либо обязательные работы на срок до пятидесяти часов.
Постановление может быть обжаловано в Архангельском областном суде в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления.
Судья М.Б. Минина