Дело № 5-269/2020
УИД 59RS0035-01-2020-001179-86
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
по делу об административном правонарушении
г. Соликамск 22 апреля 2020 года
(резолютивная часть постановления вынесена и оглашена 20 апреля 2020 года)
Судья Соликамского городского суда Пермского края Игнатова М.С., с участием Арзютовой О.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), в отношении индивидуального предпринимателя Арзютовой О.Н., <дата> года рождения, уроженки <...>, зарегистрированной по адресу: <...>, ИНН 591902901415, ОГРНИП №, зарегистрирована Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы № по <...> <дата>, к административной ответственности не привлекавшейся,
у с т а н о в и л:
14.04.2020 года в отношении индивидуального предпринимателя Арзютовой О.Н. главным специалистом-экспертом Северного территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Пермскому краю ФИО4 составлен протокол об административном правонарушении, из которого следует, что 08.04.2020 года в 14:20 часов ИП Арзютова О.Н., осуществляющая деятельность в магазине «<данные изъяты>» по адресу: <...>, допустила в условиях введения в Пермском крае режима повышенной готовности ввиду угрозы распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) невыполнение противоэпидемических мероприятий, установленных Федеральным законом от 30.03.1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», СП 3.1.2.3117-13 «Профилактика гриппа и других острых респираторных вирусных инфекций», п. 6.2 постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 24.01.2020 года № 2 «О дополнительных мероприятиях по недопущению завоза и распространения новой короновирусной инфекции, вызванной 2019-nCoV», п. 1.3 постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 31.01.2020 года № 3 «О дополнительных санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятиях по недопущению завоза и распространения новой короновирусной инфекции, вызванной 2019-nCoV», пп. 1.3, 6 постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 30.03.2020 года № 9 «О дополнительных мерах по распространению COVID-19», пп. 2.2, 3.2, 3.6, 4.2, 4.5, 6.2 постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 03.02.2020 года № 3 «О мерах по предупреждению распространения гриппа и ОРВИ на территории Пермского края», а именно:
- в нарушение требований ст.ст. 10, 11, 29, 32 Федерального закона от 30.03.1999 года № 52-ФЗ, п.п. 9.8, 9.9 СП 3.1.2.3117-13 ИП Арзютовой О.Н. не разработан документ организации, регламентирующий проведение мероприятий на период распространение заболеваемости;
- в нарушение требований ст.ст. 10, 11, 29, 32 Федерального закона от 30.03.1999 года № 52-ФЗ, п.п. 9.8, 9.9, 12.12 СП 3.1.2.3117-13 регулярность проведения текущей дезинфекции (влажной уборки) помещений внутренними документами ИП Арзютовой О.Н. не предусмотрена, график дезинфекции (влажной уборки) отсутствует;
- в нарушение требований п.п. 9.8, 9.9 СП 3.1.2.3117-13, пп. 2.2, 3.6, 4.5, 6.2 постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 03.02.2020 года № 3 «О мерах по предупреждению распространения гриппа и ОРВИ на территории Пермского края» регулярность проведения текущей дезинфекции (влажной уборки) помещений не установлена, уборка проводится нерегулярно;
- в нарушение требований п.п. 9.8, 9.9, 12.12 СП 3.1.2.3117-13, пп. 2.2, 3.6, 4.5, 6.2 постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 03.02.2020 года № 3 «О мерах по предупреждению распространения гриппа и ОРВИ на территории Пермского края» регулярность проветривания помещений внутренними документами ИП Арзютовой О.Н. не предусмотрена, график проветривания отсутствует;
- в нарушение требований п.п. 9.8, 9.9 СП 3.1.2.3117-13, пп. 2.2, 3.6, 4.5, 6.2 постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 03.02.2020 года № 3 регулярность проветривания помещений не установлена, проводится во время приемки товара, при этом приемка товара производится через вход для посетителей;
- в нарушение требований пп. 6.1 постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 03.02.2020 года № 3 средства индивидуальной защиты персоналом не используются в полном объеме, запас масок отсутствует, персонал находится на рабочих местах без перчаток;
- контроль допуска персонала к работе (измерение температуры, фиксация в журнале и т.д.) не проводится (документация не представлена);
- в нарушение п. 6 постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 30.03.2020 года № 9 «О дополнительных мерах по распространению COVID-19» контроль соблюдения расстояния (социального дистанцирования) между персоналом, посетителями не осуществляется (разделительные линии, объявления и т.п.) не осуществляется.
Указанные действия ИП Арзютовой О.Н. квалифицированы должностным лицом по ч. 2 ст. 6.3 КоАП РФ.
В судебном заседании ИП Арзютова О.Н. с протоколом об административном правонарушении согласилась и дополнительно пояснила, что указанные в протоколе нарушения в настоящее время устранены, заведены графики дезинфекции (влажной уборки), проветривания помещения, журнал контроля допуска сотрудников магазина к работе (измерение температуры). Также ИП Арзютова О.Н. отметила, что площадь помещения позволяет соблюдать расстояние между посетителями, персоналом, при этом разделительная линия для контроля дистанции будет установлена. Приемка товара производится через вход для посетителей, поскольку доступ к заднему входу свободен только в летнее время года. Не отрицает того, что знала о введенном в Пермском крае режиме повышенной готовности ввиду угрозы распространения новой коронавирусной инфекции. С учетом небольшой проходимости в магазине, наличия кредитных обязательств, имущественного положения, просит назначить минимальное наказание.
Должностное лицо, составившее протокол об административном правонарушении, - главный специалист-эксперт Северного территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Пермскому краю ФИО4, в судебное заседание не явилась, о дате судебного заседания извещена надлежащим образом.
Заслушав лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, изучив материалы дела об административном правонарушении, судья городского суда приходит к следующим выводам.
Частью 1 ст. 6.3 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий.
В соответствии с ч. 2 ст. 6.3 КоАП РФ те же действия (бездействие), совершенные в период режима чрезвычайной ситуации или при возникновении угрозы распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, либо в период осуществления на соответствующей территории ограничительных мероприятий (карантина), либо невыполнение в установленный срок выданного в указанные периоды законного предписания (постановления) или требования органа (должностного лица), осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, о проведении санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий влекут наложение административного штрафа на граждан в размере от пятнадцати тысяч до сорока тысяч рублей; на должностных лиц – от пятидесяти тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от пятидесяти тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц – от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Согласно положениям ст. 11 Федерального закона от 30.03.1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее - Закон № 52-ФЗ) индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны:
- выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц;
- разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия;
- обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, а также продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов и товаров для личных и бытовых нужд при их производстве, транспортировке, хранении, реализации населению.
Исходя из требований ч. 1 ст. 29 указанного Федерального закона в целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должны своевременно и в полном объеме проводиться предусмотренные санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия, в том числе мероприятия по осуществлению санитарной охраны территории Российской Федерации, введению ограничительных мероприятий (карантина), осуществлению производственного контроля, мер в отношении больных инфекционными заболеваниями, проведению медицинских осмотров, профилактических прививок, гигиенического воспитания и обучения граждан.
Ограничительные мероприятия (карантин) вводятся (отменяются) на основании предложений, предписаний главных государственных санитарных врачей и их заместителей решением Правительства Российской Федерации или органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления, а также решением уполномоченных должностных лиц федерального органа исполнительной власти или его территориальных органов, структурных подразделений, в ведении которых находятся объекты обороны и иного специального назначения.
В соответствии с п. 1 ст. 32 Закона № 52-ФЗ производственный контроль, в том числе проведение лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарно-эпидемиологических требований и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий в процессе производства, хранения, транспортировки и реализации продукции, выполнения работ и оказания услуг, а также условиями труда осуществляется индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами в целях обеспечения безопасности и (или) безвредности для человека и среды обитания таких продукции, работ и услуг. Согласно ч. 3 ст. 39 названного Федерального закона соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.
Пункт 9.8 СП 3.1.2.3117-13 «Профилактика гриппа и других острых респираторных вирусных инфекций» (утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 18.11.2013 № 63) устанавливает, что руководителями организаций и предприятий принимаются меры по защите работающего персонала от заболевания гриппом и ОРВИ, особенно в организациях с высоким риском распространения вирусов (предприятия торговли, сферы обслуживания, общественного транспорта). Организациями обеспечивается, в том числе выполнение мероприятий плана по профилактике гриппа и ОРВИ (пункт 9.9 указанных СП 3.1.2.3117-13). Санитарно-гигиенические мероприятия предусматривают: формирование здорового образа жизни, закаливающие процедуры, физическое воспитание, оздоровление условий труда и быта и другие (пункт 12.12). Указанные положения санитарных правил устанавливают требования к комплексу организационных, санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, проведение которых направлено на предупреждение возникновения и распространения заболеваний гриппом и острыми респираторными вирусными инфекциями.
Исходя из требований постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 03.02.2020 года № 3 «О мерах по предупреждению распространения гриппа и ОРВИ на территории Пермского края» руководителям организаций, предприятий и учреждений, независимо от форм собственности, индивидуальным предпринимателям Пермского края постановлено применять средства индивидуальной защиты органов дыхания, неспецифической профилактики гриппа и ОРВИ, особенно в организациях с высоким риском распространения вирусов, в том числе предприятия торговли (п. 6.1), а также увеличить кратность проведения проветривания и влажной уборки с применением моющих и дезинфицирующих средств в помещениях постоянного пребывания сотрудников и посетителей (п. 6.2).
Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 30.03.2020 № 9 (в ред. от 03.04.2020) «О дополнительных мерах по недопущению распространения COVID-2019» установлена необходимость гражданам соблюдать дистанцию до других граждан не менее 1 метра, в том числе в общественных местах и общественном транспорте, за исключением случаев оказания услуг по перевозке пассажиров и багажа легковым такси.
Из материалов дела об административном правонарушении усматривается, что в ходе проведенной проверки ИП Арзютовой О.Н. Северным территориальным отделом Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Пермскому краю выявлены нарушения требований санитарного законодательства, а именно невыполнение противоэпидемических мероприятий в условиях введения в Пермском крае режима повышенной готовности ввиду угрозы распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19).
Факт совершения ИП Арзютовой О.Н. административного правонарушения и ее виновность подтверждаются представленными в материалы дела письменными доказательствами: протоколом об административном правонарушении № от 14.04.2020 года, в котором подробно изложено существо нарушения; протоколом осмотра принадлежащих индивидуальному предпринимателю помещений и находящихся там вещей и документов от 08.04.2020 года; видеоматериалами; выпиской из ЕГРИП, а также пояснениями самого лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, которая в судебном заседании не отрицала факт отсутствия графиков дезинфекции (влажной уборки), проветривания помещения, журнала контроля допуска сотрудников магазина к работе (измерение температуры), и иными доказательствами.
Совокупность собранных по делу и исследованных доказательств является достаточной для установления вины ИП Арзютовой О.Н. в совершении инкриминируемого деяния. Протокол об административном правонарушении и другие материалы дела составлены в соответствии с требованиями закона, надлежащим должностным лицом, оснований не доверять сведениям, указанным в них, не имеется, поэтому судья признает их допустимыми доказательствами.
Таким образом, ИП Арзютовой О.Н. допущено нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий в условиях введения в Пермском крае режима повышенной готовности ввиду угрозы распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19), что является административным правонарушением, предусмотренным ч. 2 ст. 6.3 КоАП РФ.
Вместе с тем, вменяя ИП Арзютовой О.Н. невыполнение противоэпидемических мероприятий, установленных пп. 2.2, 3.6, 4.5 постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 03.02.2020 года № 3 «О мерах по предупреждению распространения гриппа и ОРВИ на территории Пермского края», должностное лицо не учло, что требование обеспечить проведение текущей дезинфекции с применением дезинфицирующих средств, эффективных в отношении вирусов гриппа, проветривание, обеззараживание воздушной среды, соблюдение температурного режима в организациях, введение масочного режима для сотрудников организаций, установлено для руководителей медицинских организаций Пермского края, а требования обеспечить проведение текущей дезинфекции с применением дезинфицирующих средств, эффективных в отношении вирусов гриппа, проветривание, соблюдение температурного режима в организациях, витаминизацию пищи, обеспечить проведение текущей дезинфекции с применением дезинфицирующих средств, эффективных в отношении вирусов гриппа, проветривание, соблюдение температурного режима в организациях, витаминизацию пищи – для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, деятельность которых связана с воспитанием и обучением детей в дошкольных организациях и организациях, осуществляющих присмотр и уход в Пермском крае.
При таких обстоятельствах подлежит исключению из объема вмененного ИП Арзютовой О.Н. административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 6.3 КоАП РФ, указание на нарушение указанным лицом пп. 2.2, 3.6, 4.5 постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 03.02.2020 года № 3 «О мерах по предупреждению распространения гриппа и ОРВИ на территории Пермского края».
Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, предусмотренных ст. 24.5 КоАП РФ, не установлено. Срок привлечения к административной ответственности за совершение административного правонарушения не истек.
Обстоятельством, смягчающим административную ответственность, суд признает раскаяние лица, совершившего административное правонарушение. Отягчающих административную ответственность обстоятельств судом не установлено.
При назначении наказания судья учитывает характер и обстоятельства совершенного административного правонарушения, личность виновной, ее имущественное положение, наличие смягчающего и отсутствие отягчающих административную ответственность обстоятельств.
В соответствии с ч. 2.2 ст. 4.1 КоАП РФ при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, личностью и имущественным положением привлекаемого к административной ответственности физического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для граждан составляет не менее десяти тысяч рублей, а для должностных лиц – не менее пятидесяти тысяч рублей.
При этом согласно ч. 2.3 ст. 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания в соответствии с ч. 2.2 ст. 4.1 КоАП РФ размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для граждан или должностных лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II КоАП РФ.
Учитывая характер и последствия совершенного ИП Арзютовой О.Н. правонарушения, имущественное положение последней, прихожу к выводу о том, что назначение административного наказания в виде административного штрафа в размере 50 000 рублей, предусмотренное санкцией ч. 2 ст. 6.3 КоАП РФ, не соответствует характеру совершенного административного правонарушения, конкретным обстоятельствам дела и может повлечь избыточное ограничение имущественных прав и интересов, а потому полагаю возможным применить положения ч. 2.2 ст. 4.1 КоАП РФ и назначить ИП Арзютовой О.Н. наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного ч. 2 ст. 6.3 КоАП РФ, с учетом требований ч. 2.3 ст. 4.1 КоАП РФ. Административное наказание в виде административного штрафа в размере 25 000 рублей, в рассматриваемом случае, соответствует тяжести совершенного правонарушения, а также принципам справедливости, целесообразности и законности административной ответственности.
Руководствуясь ст.ст. 29.9, 29.10 КоАП РФ, судья
п о с т а н о в и л:
Признать индивидуального предпринимателя Арзютову О.Н. виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 6.3 КоАП РФ, и назначить административное наказание в виде административного штрафа в размере 25 000 рублей, подлежащего уплате по следующим реквизитам:
получатель – Управление Федерального казначейства по Пермскому краю (Управление Роспотребнадзора по Пермскому краю);
ИНН/КПП 5904122386/590401001;
р/счет 40101810700000010003 Отделение Пермь;
БИК 045773001;
наименование платежа – административный штраф по постановлению № 5-269/2020 от 22.04.2020 года в отношении ИП Арзютова О.Н.;
КБК 14111601061010003140;
ОКТМО 57730000.
Административный штраф должен быть уплачен в полном размере лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу, за исключением случаев, предусмотренных частями 1.1, 1.3 и 1.4 настоящей статьи, либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 настоящего Кодекса.
Документ, подтверждающий уплату штрафа необходимо предоставить в Соликамский городской суд Пермского края.
В соответствии с ч. 1 ст. 20.25 КоАП РФ неуплата административного штрафа в срок, предусмотренный настоящим Кодексом, - влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа, но не менее одной тысячи рублей, либо административный арест на срок до пятнадцати суток, либо обязательные работы на срок до пятидесяти часов.
Постановление может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Соликамский городской суд в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.
Судья М.С. Игнатова