Дело № 2-737/2022
64RS0046-01-2021-015207-87
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
21 февраля 2022 года г. Саратов
Ленинский районный суд г. Саратова в составе
председательствующего судьи Бабуриной И.Н.,
при секретаре Филатовой Д.Н.,
с участием помощника прокурора Гараниной И.О.,
представителя истца Маслюка С.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению администрации муниципального образования «Город Саратов, администрации Ленинского района муниципального образования «Город Саратов» к Кузьмину АН, Кузьминой ЕВ об изъятии жилого помещения, с выплатой денежного возмещения,
установил:
администрация муниципального образования «Город Саратов, администрация Ленинского района муниципального образования «Город Саратов» обратились в суд с иском к ответчикам, в котором просят изъять жилое помещение с кадастровым номером №, площадью № кв.м, находящегося по адресу: <адрес> путем выкупа у Кузьминых с выплатой возмещения собственникам в размере 1173714 руб. за счет средств казны муниципального образования «Город Саратов», выселить Кузьминых из вышеуказанного жилого помещения, прекратить право собственности Кузьминых на вышеуказанное жилое помещение, снять с регистрационного учета Кузьмина А.Н., Кузьмину Е.В. по вышеуказанному адресу, признать право собственности муниципального образования «Город Саратов» на данное жилое помещение.
Свои требования истцы мотивируют тем, что Кузьмин А.Н. и Кузьмина Е.В. являются долевыми сособственниками жилого помещения с кадастровым номером №, площадью № кв.м, находящегося по адресу: <адрес>.
Распоряжением администрации муниципального образования «Город Саратов» от 20.01.2016 г. № 16-р многоквартирный дом № 16 по ул. Техническая в г. Саратове признан аварийным и подлежащим сносу.
Жилое помещение, расположенное по вышеуказанному адресу, принадлежит ответчикам на основании договора на приватизацию жилого помещения от 02.12.2015 г. по ? доли на каждого.
Постановлением администрации муниципального образования «Город Саратов» от 01.07.2019 г. №1184 утверждена ведомственная целевая программа «Переселение граждан города Саратова из аварийного жилищного фонда в 2019-2025 годах».
Переселение граждан из указанного аварийного дома осуществляется в рамках Федерального закона от 21.07.2007 г. №185-ФЗ «О фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства».
Истцами ответчикам предлагалось подписать проект соглашения о возмещении выкупной стоимости за изымаемое жилое помещение. Возмещение (выкупная цена изымаемого жилого помещения) за изымаемую квартиру составляет 1173714 руб. Однако, вышеуказанное соглашение подписано не было.
Действующим жилищным законодательством установлен отдельный порядок расчета размера возмещения за изымаемое жилое помещение для граждан, которые приобрели право собственности в многоквартирном доме после признания его в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.
Согласно ч. 8.2 ст. 32 ЖК РФ такие граждане, за исключением граждан, право собственности у которых в отношении таких жилых помещений возникло в порядке наследования, имеют право на выплату возмещения за изымаемое жилое помещение, размер которого не может превышать стоимость приобретения ими такого жилого помещения, при этом положения частей 8 и 8.1 настоящей статьи в отношении таких граждан не применяются.
Размер возмещения за изымаемое жилое помещение не может превышать стоимость приобретенного жилого помещения, который согласно отчету об оценке стоимости жилого помещения составляет 1173714 руб.
Таким образом, в связи с не заключением с собственником аварийного жилого помещения соглашения об изъятии у них жилого помещения, на основании п. 9 ст. 32 ЖК РФ у администрации района возникли основания для принудительного изъятия жилого помещения, в связи с чем, истцы обратились в суд с указанным выше иском.
Представитель истцов администрации муниципального образования «Город Саратов, администрации Ленинского района муниципального образования «Город Саратов» в судебном заседании заявленные требования поддержал, просил их удовлетворить.
Ответчики в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом, согласия на компенсацию от ответчиков не поступало.
При указанных обстоятельствах, суд руководствуясь положениями ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, счел возможным перейти к рассмотрению дела по существу в отсутствие не явившихся участников процесса.
Суд, заслушав пояснения явившихся лиц, исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора, полагавшего исковые требования истцов не подлежащими удовлетворению, и оценив их в совокупности на предмет относимости, достоверности и допустимости, приходит к следующему.
Право на жилище - одно из важнейших социально-экономических прав граждан России.
В соответствии со ст. 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище.
Никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда, принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения ч. 5 ст. 35 Конституции Российской Федерации).
Согласно ч. 1 ст. 1 ЖК РФ жилищное законодательство основывается на необходимости обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для осуществления гражданами права на жилище, его безопасности, на неприкосновенности и недопустимости произвольного лишения жилища, на необходимости беспрепятственного осуществления вытекающих из отношений, регулируемых жилищным законодательством, прав (далее - жилищные права), а также на признании равенства участников регулируемых жилищным законодательством отношений (далее - жилищные отношения) по владению, пользованию и распоряжению жилыми помещениями, если иное не вытекает из Кодекса, другого федерального закона или существа соответствующих отношений, на необходимости обеспечения восстановления нарушенных жилищных прав, их судебной защиты, обеспечения сохранности жилищного фонда и использования жилых помещений по назначению.
В силу ч. 4 ст. 15 ЖК РФ жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным' органом исполнительной власти.
Жилищные права собственника жилого помещения в доме, признанном в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу, обеспечиваются в порядке, предусмотренном ст. 32 ЖК РФ, в соответствии с ч. 1 данной статьи жилое помещение может быть изъято у собственника в связи с изъятием земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд.
Собственнику жилого помещения, подлежащего изъятию, направляется уведомление о принятом решении об изъятии земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд, а также проект соглашения об изъятии недвижимости для государственных или муниципальных нужд в порядке и в сроки, которые установлены федеральным законодательством (ч. 4 ст. 32 ЖК РФ).
Возмещение за жилое помещение, сроки и другие условия изъятия определяются соглашением с собственником жилого помещения. Принудительное изъятие жилого помещения на основании решения суда возможно только при условии предварительного и равноценного возмещения, (ч. 6 ст. 32 ЖК РФ).В п. 3 ст. 2 Федерального закона от 21.07.2007 г. №185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» определено, что под переселением граждан из аварийного жилищного фонда понимается принятие решений и проведение мероприятий в соответствии со ст.ст. 32, 86, ч.ч. 2 и 3 ст. 88 ЖК РФ.
Собственник жилого помещения в признанном аварийным и подлежащим сносу многоквартирном доме, если такой дом включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, вправе требовать либо выплаты выкупной цены за изымаемое жилое помещение, либо предоставления другого благоустроенного жилого помещения на праве собственности.
По общему правилу, в случае, когда собственники жилых помещений в таком доме в предоставленный им срок не осуществили его снос или реконструкцию, органом местного самоуправления принимается решение об изъятии земельного участка, на котором расположен указанный аварийный дом, для муниципальных нужд и, соответственно, об изъятии каждого жилого помещения в доме путем выкупа.
По соглашению с собственником жилого помещения ему может быть предоставлено взамен изымаемого жилого помещения другое жилое помещение с зачетом его стоимости при определении размера возмещения за изымаемое жилое помещение (ч. 8 ст. 32 ЖК РФ).
Вместе с тем, если жилой дом, признанный аварийным и подлежащим сносу, включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, то собственник жилого помещения в таком доме в силу п. 3 ст. 2, ст. 16 Федерального закона от 21.07.2007 г. №185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» имеет право на предоставление другого жилого помещения либо его выкуп.
При этом собственник жилого помещения имеет право выбора любого из названных способов обеспечения его жилищных прав.
Таким образом, законодатель определил альтернативные способы обеспечения граждан, проживающих в аварийных домах, жилищными правами, при этом каждый из способов является самостоятельным, избрание же того или иного способа не находится в зависимой последовательности друг от друга.
Федеральным законом от 27.12.2019 г. №473-ФЗ «О внесении изменений в жилищный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон «О фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» в части переселения граждан из аварийного жилищного фонда» ст. 32 ЖК РФ дополнена ч. 8.2, согласно которой граждане, приобретшие право собственности на жилое помещение в многоквартирном доме после признания его в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, имеют право на выплату возмещения за изымаемое жилое помещение, размер которого не может превышать стоимость приобретения ими такого жилого помещения, при этом положения ч.ч. 8 и 8.1 ст. 32 ЖК РФ в отношении таких граждан не применяются.
В соответствии с ч. 1 ст. 6 ЖК РФ акт жилищного законодательства не имеет обратной силы и применяется к жилищным отношениям, возникшим после введения его в действие. Положения ч. 2 ст. 6 ЖК РФ допускают применение акта жилищного законодательства к жилищным отношениям, возникшим до введения его в действие, но только в случаях, прямо предусмотренных этим актом. Отношения, регулируемые жилищным законодательством, как правило, носят длящийся характер и, соответственно, права и обязанности субъектов этих отношений могут возникать и после того, как возникло само правоотношение.
Однако, право собственности на спорное жилое помещение у ответчиков возникло до введения в действие части 8.2 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации, при этом Федеральный закон от 27.12.2019 г. №473-ФЗ не содержит положений о распространении нового правового регулирования (части 8.2 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации) на отношения, возникшие из договоров, заключенных до его вступления в силу, то есть до 28.12.2019 г., в связи с чем, указанная правовая норма, как не имеющая обратной силы, не может применяться к настоящему жилищному спору.
Принимая во внимание принцип прямого действия норм жилищного права во времени и отсутствие в указанном выше нормативном акте оговорки о его обратной силе, право на получение ответчиками жилого помещения за изымаемое имущество должно реализовываться по правилам, установленным частью 7 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации, без учета ограничений, установленных частью 8.2 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации, поскольку, действуя добросовестно в условиях правовой определенности, ответчики, как собственники жилого помещения вправе были рассчитывать на защиту своих прав с учетом действующего на момент приобретения квартиры законодательства.
Как установлено судом и следует из материалов дела, Кузьмин А.Н. и Кузьмина Е.В. являются долевыми сособственниками жилого помещения с кадастровым номером №, площадью № кв.м, находящегося по адресу: <адрес>.
Распоряжением администрации муниципального образования «Город Саратов» от 20.01.2016 г. № 16-р многоквартирный <адрес> признан аварийным и подлежащим сносу.
Жилое помещение, расположенное по вышеуказанному адресу, принадлежит ответчикам на основании договора на приватизацию жилого помещения от 02.12.2015 г. по ? доли на каждого.
Постановлением администрации муниципального образования «Город Саратов» от 01.07.2019 г. №1184 утверждена ведомственная целевая программа «Переселение граждан города Саратова из аварийного жилищного фонда в 2019-2025 годах».
Переселение граждан из указанного аварийного дома осуществляется в рамках Федерального закона от 21.07.2007 г. №185-ФЗ «О фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства».
Истцами ответчикам предлагалось подписать проект соглашения о возмещении выкупной стоимости за изымаемое жилое помещение. Возмещение (выкупная цена изымаемого жилого помещения) за изымаемую квартиру составляет 1173714 руб. Однако, вышеуказанное соглашение подписано не было.
В судебное заседание также не представлены сведения о согласии ответчиков на компенсацию в денежном выражении.
Таким образом, ответчики претендуют на предоставление взамен изымаемого жилого помещения другого жилого помещения, следовательно, у администрации муниципального образования «Город Саратов» и администрации Ленинского района муниципального образования «Город Саратов» возникла обязанность предоставить им равноценное жилое помещение.
В связи с чем, суд приходит к выводу о том, что ответчики, как собственники жилого помещения, расположенного в многоквартирном доме, признанном аварийным и включенном в ведомственную программу переселения граждан из аварийного жилья, имеют право как на выкуп жилого помещения, так и на предоставление им взамен изымаемого жилого помещения иного равнозначного по площади жилого помещения в собственность, в связи с чем, оснований для удовлетворения исковых требований администрации муниципального образования «Город Саратов, администрации Ленинского района муниципального образования «Город Саратов», не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
исковые требования администрации муниципального образования «Город Саратов, администрации Ленинского района муниципального образования «Город Саратов» к Кузьмину АН, Кузьминой ЕВ об изъятии жилого помещения, с выплатой денежного возмещения оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Саратовский областной суд в течение месяца с момента изготовления решения в окончательной форме через Ленинский районный суд <адрес>.
Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.
Председательствующий