62RS0002-01-2023-000252-30 2-1269/2023
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
13 марта 2023 года г. Рязань
Московский районный суд г. Рязани в составе:
председательствующей судьи Веселовой Г.В.,
с участием представителя истца администрации муниципального образования - Спасский муниципальный район Рязанской области – Семенова П.А., действующего на основании доверенности от 04.05.2022 года,
ответчика П.В.,
при секретаре Беллер А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале суда гражданское дело по иску администрации муниципального образования - Спасский муниципальный район Рязанской области к П.В. о признании недействительным разрешения на размещение визуальной наружной рекламы и информации,
УСТАНОВИЛ:
Администрации муниципального образования - Спасский муниципальный район Рязанской области (далее – администрация Спасского района) обратилась в суд с иском к П.В. о признании недействительным разрешения на размещение визуальной наружной рекламы и информации,
В обоснование требований истец указал, что в 2017 году на основании обращения ответчика ООО «ОБЛПРОЕКТ» в соответствии с требованиями Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» и документами территориального планирования, утвержденными постановлением администрации Спасского района № 750 от 09.07.2015, разработало проектную документацию по схеме размещения рекламных конструкций на территории муниципального образования (далее – МО) - Спасский муниципальный район. Заказчик предоставил в администрацию Спасского района указанную выше проектную документацию для её дальнейшего предварительного согласования. Министерство промышленности и экономического развития Рязанской области на основании обращения администрации Спасского района от 09.08.2017 издало приказ № 174/1 от 22.09.2017 о предварительном согласовании проекта схемы размещения рекламных конструкций на территории Спасского района.
В связи с этим ответчик 26 марта 2019 года обратился в администрацию Спасского района с заявлением о выдаче разрешения на установку рекламной конструкции по адресу: <адрес>
Рассмотрев указанное заявление, истец с учетом предварительного согласования проекта схемы размещения рекламных конструкций выдал П.В. разрешение ДД.ММ.ГГГГ от 28 марта 2019 года на размещение объекта визуальной наружной рекламы в виде отдельно стоящего рекламного щита размером 2,5 х 5,0 м. сроком на ДД.ММ.ГГГГ по адресу: <адрес>
08.05.2018 года Постановлением администрации Спасского района № 402 была утверждена схема размещения рекламных конструкций на территории муниципального образования - Спасский муниципальный район, в том числе и размещение рекламной конструкции ответчика П.В. по адресу: <адрес>
17.06.2018 года Постановлением администрации Спасского района № 316 утверждена новая схема размещения рекламных конструкций на территории муниципального образования - Спасский муниципальный район. Постановление № 402 от 08.05.2018 признано утратившим силы.
В соответствии с новой схемой на территории Спасского района имеется два места установки рекламной конструкции:
- <адрес>
<адрес>.
Постановлением администрации Спасского района от 06.08.2021 года № 410 «О внесении изменений в постановление администрации Спасского района от 17.06.2021 №316 «Об утверждении схемы размещения рекламных конструкций на территории муниципального образования - Спасский муниципальный район Рязанской области» в указанную выше схему добавлено место размещения рекламной конструкции: <адрес>
Указанные схемы утверждались с целью поэтапной систематизации размещения объектов наружной рекламы в соответствии с Концепцией по размещению рекламных и информационных конструкций, допустимых и недопустимых к установке на территории муниципального образования - Спасский муниципальный район Рязанской области, утвержденной Постановлением администрации Спасского района от 13.12.2020 № 646;- обеспечения интересов и прав участников рынка наружной рекламы; улучшения архитектурного облика муниципального образования - Спасский муниципальный район Рязанской области; формирования высокоэффективного рынка наружной рекламы.
Таким образом, на территории Спасского района в соответствии с положениями Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» и на основании нормативно-правовых актов органа местного самоуправления были определены схемы размещения рекламных конструкций.
Местоположение рекламной конструкции, разрешение на установку которой по адресу: <адрес> было выдано П.В., не соответствует схеме размещения рекламных конструкций, утвержденной постановлением администрации Спасского района от 06.08.2021 года № 410.
Согласно п. 3 ч. 20 ст. 19 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» разрешение может быть признано недействительным в судебном порядке в случае несоответствия установки рекламной конструкции в данном месте схеме размещения рекламных конструкций (в случае, если место установки рекламной конструкции в соответствии с частью 5.8 настоящей статьи определяется схемой размещения рекламных конструкций) - по иску органа местного самоуправления.
На основании изложенного Администрации муниципального образования - Спасский муниципальный район Рязанской области просит суд признать недействительным разрешение №, выданное ДД.ММ.ГГГГ П.В. сроком на ДД.ММ.ГГГГ на размещение визуальной наружной рекламы и информации в Спасском районе в виде отдельно стоящего рекламного щита размером 2,5 х 5,0 м по адресу: <адрес>
В судебном заседании представитель истца администрации муниципального образования - Спасский муниципальный район Рязанской области – Семенов П.А., действующий на основании доверенности от 04.05.2022 года, исковые требования поддержал в полном объеме по основаниям, изложенным в иске, просил их удовлетворить.
Ответчик П.В. в судебном заседании против удовлетворения исковых требований возражал, указав, что разрешение было выдано ему в соответствии с действующим законодательством и утвержденными схемами, в связи с чем не может быть признано недействительным.
Выслушав стороны, изучив материалы дела, суд приходит к следующему:
В соответствии с ч. 1 ст. 19 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» распространение наружной рекламы с использованием щитов, стендов, строительных сеток, перетяжек, электронных табло, воздушных шаров, аэростатов и иных технических средств стабильного территориального размещения, монтируемых и располагаемых на внешних стенах, крышах и иных конструктивных элементах зданий, строений, сооружений или вне их, а также остановочных пунктов движения общественного транспорта, осуществляется владельцем рекламной конструкции, являющимся рекламораспространителем, с соблюдением требований настоящей статьи.
Согласно ч. 9 ст. 19 указанного выше Закона «О рекламе» установка и эксплуатация рекламной конструкции допускаются при наличии разрешения на установку и эксплуатацию рекламной конструкции (далее также - разрешение), выдаваемого на основании заявления собственника или иного указанного в частях 5, 6, 7 настоящей статьи законного владельца соответствующего недвижимого имущества либо владельца рекламной конструкции органом местного самоуправления муниципального района на территории которого предполагается осуществлять установку и эксплуатацию рекламной конструкции. Указанное заявление подается заявителем в письменной форме или в форме электронного документа с использованием федеральной государственной информационной системы «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)» (далее - единый портал государственных и муниципальных услуг) и (или) региональных порталов государственных и муниципальных услуг в орган местного самоуправления муниципального района, на территории которого предполагается осуществлять установку и эксплуатацию рекламной конструкции.
В силу ч. 5.8. ст. 19 Закона «О рекламе» органы местного самоуправления муниципальных районов утверждают схемы размещения рекламных конструкций на земельных участках независимо от форм собственности, находящихся в муниципальной собственности. Схема размещения рекламных конструкций является документом, определяющим места размещения рекламных конструкций, типы и виды рекламных конструкций, установка которых допускается на данных местах. Схема размещения рекламных конструкций должна соответствовать документам территориального планирования и обеспечивать соблюдение внешнего архитектурного облика сложившейся застройки, градостроительных норм и правил, требований безопасности и содержать карты размещения рекламных конструкций с указанием типов и видов рекламных конструкций, площади информационных полей и технических характеристик рекламных конструкций. Схема размещения рекламных конструкций и вносимые в неё изменения подлежат предварительному согласованию с уполномоченным органом исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти данного субъекта Российской Федерации. Схема размещения рекламных конструкций и вносимые в нее изменения подлежат опубликованию (обнародованию) в порядке, установленном для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов, и размещению на официальном сайте органа местного самоуправления муниципального района в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Постановлением администрации Спасского района от 03.12.2020 № 646 утверждена Концепция по размещению рекламных и информационных конструкций, допустимых и недопустимых к установке на территории муниципального образования - Спасский муниципальный район Рязанской области. В соответствии с общими положениями (раздел 1) Концепция по размещению рекламных и информационных конструкций, допустимых и недопустимых к установке на территории муниципального образования - Спасский муниципальный район Рязанской области разработана в целях сохранения и надлежащего использования объектов культурного наследия, формирования полноценного внешнего архитектурного облика сложившейся застройки муниципального образования - Спасский муниципальный район Рязанской области посредством упорядочения мест размещения рекламных и информационных конструкций, определения типов и видов рекламных и информационных конструкций, допустимых и недопустимых к установке на территории Спасского муниципального района, определения требований к таким рекламным конструкциям с учетом необходимости сохранения внешнего архитектурного облика сложившейся застройки муниципального образования - Спасский муниципальный район Рязанской области (п. 1.1.). Настоящая Концепция разработана на основании сложившегося внешнего архитектурного облика Спасского муниципального района, визуального анализа существующего положения в размещении рекламных и информационных конструкций, а также Федеральных законов от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе», от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» (п. 1.2.).
Соблюдение настоящей Концепции обязательно для всех физических и юридических лиц независимо от формы собственности и ведомственной принадлежности, а также для индивидуальных предпринимателей при установке и эксплуатации типов и видов рекламных и информационных конструкций на территории муниципального образования - Спасский муниципальный район Рязанской области (п. 1.3.). Нарушением внешнего архитектурного облика сложившейся застройки муниципального образования - Спасский муниципальный район Рязанской области является:
- установка и эксплуатация рекламных и информационных конструкций на территории муниципального образования - Спасский муниципальный район Рязанской области, не соответствующих типам и видам рекламных и информационных конструкций, согласно разделу 2 настоящей Концепции;
- установка и эксплуатация рекламных и информационных конструкций, не соответствующих требованиям к размещению рекламных и информационных конструкций с учетом сохранения внешнего архитектурного облика сложившейся застройки муниципального образования - Спасский муниципальный район Рязанской области, согласно разделам 3, 4 Концепции;
- установка и эксплуатация рекламных конструкций на территории муниципального образования - Спасский муниципальный район Рязанской области на нестационарных торговых объектах и иных объектах, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов (п. 1.4.).
В судебном заседании установлено, что в 2017 году на основании обращения ответчика П.В. ООО «ОБЛПРОЕКТ» в соответствии с требованиями Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» и документами территориального планирования, утвержденными постановлением администрации Спасского района № 750 от 09.07.2015, разработало проектную документацию по схеме размещения рекламных конструкций на территории муниципального образования (далее – МО) - Спасский муниципальный район. Заказчик предоставил в администрацию Спасского района указанную выше проектную документацию для её дальнейшего предварительного согласования. Министерство промышленности и экономического развития Рязанской области на основании обращения администрации Спасского района от 09.08.2017 издало приказ № 174/1 от 22.09.2017 о предварительном согласовании проекта схемы размещения рекламных конструкций на территории Спасского района.
В связи с этим 26 марта 2019 года П.В. обратился в администрацию Спасского района с заявлением о выдаче разрешения на установку рекламной конструкции по адресу: <адрес>
Рассмотрев указанное заявление, истец с учетом предварительного согласования проекта схемы размещения рекламных конструкций выдал П.В. разрешение № от 28 марта 2019 года на размещение объекта визуальной наружной рекламы в виде отдельно стоящего рекламного щита размером 2,5 х 5,0 м. сроком на ДД.ММ.ГГГГ по адресу: <адрес>
08.05.2018 года Постановлением администрации Спасского района № была утверждена схема размещения рекламных конструкций на территории муниципального образования - Спасский муниципальный район, в том числе и размещение рекламной конструкции ответчика П.В. по адресу: <адрес>
17.06.2018 года Постановлением администрации Спасского района № 316 утверждена новая схема размещения рекламных конструкций на территории муниципального образования - Спасский муниципальный район. Постановление № 402 от 08.05.2018 признано утратившим силы.
В соответствии с новой схемой на территории Спасского района были определены два места установки рекламной конструкции:
- <адрес>
<адрес>
Постановлением администрации Спасского района от 06.08.2021 года № 410 «О внесении изменений в постановление администрации Спасского района от 17.06.2021 №316 «Об утверждении схемы размещения рекламных конструкций на территории муниципального образования - Спасский муниципальный район Рязанской области» в указанную выше схему добавлено место размещения рекламной конструкции: автодорога <адрес>
Указанные схемы утверждались с целью поэтапной систематизации размещения объектов наружной рекламы в соответствии с Концепцией по размещению рекламных и информационных конструкций, допустимых и недопустимых к установке на территории муниципального образования - Спасский муниципальный район Рязанской области, утвержденной Постановлением администрации Спасского района от 13.12.2020 № 646; обеспечения интересов и прав участников рынка наружной рекламы; улучшения архитектурного облика муниципального образования - Спасский муниципальный район Рязанской области; формирования высокоэффективного рынка наружной рекламы.
Данные обстоятельства не оспаривались сторонами, подтверждаются копиями постановлений, принятых администрацией Спасского района, схемами размещения рекламных конструкций на территории МО – Спасский муниципальный район, заявлением П.В. на установку рекламной конструкции, проектной документацией «Дополнение к схеме размещения рекламных конструкций на территории МО – Спасский муниципальный район (рекламный щит №)», разрешением № от 28.03.2019, выданным П.В. на размещение визуальной рекламы и информации в Спасском районе, и другими материалами дела.
Таким образом, в судебном заседании установлено, что на территории Спасского района в соответствии с положениями Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» и на основании нормативно-правовых актов органа местного самоуправления были определены схемы размещения рекламных конструкций.
При этом, местоположение рекламной конструкции, разрешение на установку которой по адресу: <адрес> было выдано П.В., не соответствует схеме размещения рекламных конструкций, утвержденной постановлением администрации Спасского района от 06.08.2021 года № 410.
В результате изменения схемы размещения рекламных конструкций на территории Спасского района Рязанской области местоположение визуальной рекламной конструкции, разрешение на размещение которой получено П.В., перестало соответствовать утвержденным схемам.
Согласно п. 3 ч. 20 ст. 19 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» разрешение может быть признано недействительным в судебном порядке в случае несоответствия установки рекламной конструкции в данном месте схеме размещения рекламных конструкций (в случае, если место установки рекламной конструкции в соответствии с частью 5.8 настоящей статьи определяется схемой размещения рекламных конструкций) - по иску органа местного самоуправления.
Поскольку место установки рекламной конструкции, указанное в разрешении № от 28 марта 2019 года, не вошло в перечень мест размещения, определенных схемой размещения рекламных конструкций на территории муниципального образования - Спасский муниципальный район Рязанской области, утвержденной постановлением № 410 от 06 августа 2018 года, суд полагает, что имеются основания, предусмотренные п. 3 ч. 20 ст. 19 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» для признания недействительным ранее выданного П.В. разрешения.
Доводы П.В. о том, что на момент выдачи разрешение соответствовало действующему законодательству и утвержденным схемам не могут служить основаниям для отказа в иске.
Более того, ч. 20.1 ст. 19 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» предусмотрено, что в случае внесения изменения в схему размещения рекламных конструкций, в результате которого место размещения ранее установленной рекламной конструкции перестало соответствовать указанной схеме и разрешение на установку и эксплуатацию такой рекламной конструкции было признано недействительным по основанию, предусмотренному пунктом 3 части 20 настоящей статьи, владельцу рекламной конструкции выплачивается компенсация за счет средств соответствующего местного бюджета.
Таким образом, исковые требования администрации муниципального образования - Спасский муниципальный район Рязанской области к П.В. о признании недействительным разрешения на размещение визуальной наружной рекламы и информации подлежат удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,
РЕШИЛ:
Исковые требования администрации муниципального образования - Спасский муниципальный район Рязанской области к П.В. о признании недействительным разрешения на размещение визуальной наружной рекламы и информации – удовлетворить.
Признать недействительным разрешение №, выданное 28 марта 2019 года П.В. сроком на ДД.ММ.ГГГГ на размещение визуальной наружной рекламы и информации в Спасском районе в виде отдельно стоящего рекламного щита размером 2,5 х 5,0 м по адресу: <адрес>
Решение может быть обжаловано в Рязанский областной суд через Московский районный суд г. Рязани в течение месяца дня его принятия в окончательной форме.
Решение в окончательной форме изготовлено 20 марта 2023 года
Судья (подпись) Г.В. Веселова
Копия верна: Судья Г.В. Веселова