63RS0039-01-2022-002382-77
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
15 июля 2022 г. г.Самара
Ленинский районный суд г. Самары в составе
председательствующего судьи Наточеевой М.А.,
при секретаре Котине Г.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-2184/2022 по исковому заявлению <адрес> к Департаменту управления имуществом городского округа Самара об обязании организовать снос многоквартирного дома,
УСТАНОВИЛ:
<адрес> обратилась в суд с иском в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к Департаменту управления имуществом городского округа Самара об обязании организовать снос многоквартирного дома указав, что прокуратурой <адрес> проведен анализ исполнения жилищного законодательства на территории <адрес>.
На основании распоряжения первого заместителя главы г.о.Самары от ДД.ММ.ГГГГ №, заключения межведомственной комиссии г.о.Самара по <адрес> от 28.062012 №з многоквартирный дом, расположенный по адресу: <адрес>, <данные изъяты><данные изъяты> признан аварийным и подлежащим сносу.
Согласно п.4 распоряжением первого заместителя главы г.о.Самара от ДД.ММ.ГГГГ № снос аварийного многоквартирного жилого дома должен быть осуществлен собственником до ДД.ММ.ГГГГ.
Установлено, что аварийный жилой дом отселен, непригоден для эксплуатации, однако, Департамент управления имуществом г.о.Самара мероприятия по сносу (демонтажу) аварийного жилого дома с зачисткой территории от строительного мусора не проводятся.
В настоящее время жильцы указанного жилого дома выселены с предоставлением других жилых помещений, отвечающих требованиям санитарных норм и технических регламентов.
Непринятие мер по сносу многоквартирного дома нарушает права неопределенного круга лиц, создает угрозу возникновения пожаров, условия для совершения преступлений и террористических актов, причинения вреда жизни и здоровью неопределенного круга лиц, в том числе, в связи с отсутствием ограничения доступа к данным объектам, что является недопустимым.
Ссылаясь на указанные обстоятельства, прокурор <адрес> просит суд обязать Департамент управления имуществом городского округа Самара в течение одного месяцев со дня вступления решения в законную силу организовать проведение работ по сносу многоквартирного аварийного дома, расположенного по адресу: <адрес>, <данные изъяты> и произвести очистку территории от строительного мусора.
В судебном заседании помощник прокурора <адрес> Лохтов М.В. на требованиях изложенных в исковом заявлении настаивал, по основаниям, изложенных в нем, просил требования удовлетворить в полном объеме.
Ответчик Департамент управления имуществом г.о.Самара в судебное заседание своего представителя не направил, представил отзыв на исковое заявление, просил прокурору <адрес> отказать в заявленных требованиях, дело рассмотреть в отсутствие своего представителя.
Суд, выслушав помощника прокурора <адрес>, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч.1 ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых (служебных) отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений; защиты семьи, материнства, отцовства и детства; социальной защиты, включая социальное обеспечение; обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах; охраны здоровья, включая медицинскую помощь; обеспечения права на благоприятную окружающую среду; образования.
В соответствии с частью 2 статьи 40 Конституции Российской Федерации органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище.
В соответствии со статьей 14 Жилищного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относятся, в том числе признание в установленном порядке жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания; осуществление муниципального жилищного контроля.
Частью 1 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что жилое помещение может быть изъято у собственника в связи с изъятием земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд.
Согласно части 10 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок.
В соответствии с пунктом 49 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № к компетенции органа местного самоуправления отнесено принятие решения и издание распоряжения с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.
Таким образом, определение срока сноса многоквартирного дома, признанного аварийным и подлежащим сносу, а также срока отселения физических и юридических лиц относится к компетенции органа местного самоуправления.
При этом из смысла закона следует, что принятие органом местного самоуправления решений об изъятии жилого помещения и земельного участка, на котором расположен аварийный дом, требует соблюдения предварительной процедуры по направлению собственникам жилых помещений требования о сносе аварийного дома и является следствием невыполнения собственниками жилых помещений указанного требования в предоставленный им срок.
Указанное согласуется и с разъяснениям, содержащимся в пункте 22 постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации».
Судом установлено, что на основании распоряжения первого заместителя главы г.о.Самары от ДД.ММ.ГГГГ №, заключения межведомственной комиссии г.о.Самара по <адрес> от 28.062012 №з многоквартирный дом, расположенный по адресу: <адрес>, <данные изъяты> признан аварийным и подлежащим сносу (л.д.8-9).
Согласно п.4 распоряжением первого заместителя главы г.о.Самара от ДД.ММ.ГГГГ № снос аварийного многоквартирного жилого дома должен быть осуществлен собственником до ДД.ММ.ГГГГ.
Судом установлено, что во исполнении решения Ленинского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ по гражданскому делу №, Департаментом управления имуществом г.о.Самара был издан Приказ № от ДД.ММ.ГГГГ «О предоставлении жилого помещения по договору социального найма», из которого усматривается, что с нанимателем квартиры расторгнут договор социального найма жилого помещения муниципального жилищного фонда, расположенного по адресу: <данные изъяты> и нанимателю предоставлено другое жилое помещение муниципального жилищного фонда (л.д.42-44).
Департаментом управления имуществом г.о.Самара был издан Приказ № от ДД.ММ.ГГГГ, из которого усматривается, что с нанимателем квартиры расторгнут договор социального найма жилого помещения муниципального жилищного фонда, расположенного по адресу: <адрес> <данные изъяты>, <адрес> нанимателю предоставлено другое жилое помещение муниципального жилищного фонда (л.д.45-47).
Департаментом управления имуществом г.о.Самара был издан Приказ № от ДД.ММ.ГГГГ, из которого усматривается, что с нанимателем квартиры расторгнут договор социального найма жилого помещения муниципального жилищного фонда, расположенного по адресу: <адрес> <данные изъяты>, <адрес> нанимателю предоставлено другое жилое помещение муниципального жилищного фонда (л.д.48-50).
Департаментом управления имуществом г.о.Самара был издан Приказ № от ДД.ММ.ГГГГ, из которого усматривается, что с нанимателем квартиры расторгнут договор социального найма жилого помещения муниципального жилищного фонда, расположенного по адресу: <адрес> <данные изъяты>, <адрес> нанимателю предоставлено другое жилое помещение муниципального жилищного фонда (л.д.51-56).
Департаментом управления имуществом г.о.Самара был издан Приказ № от ДД.ММ.ГГГГ, из которого усматривается, что с нанимателем квартиры расторгнут договор социального найма жилого помещения муниципального жилищного фонда, расположенного по адресу: <адрес> <данные изъяты>, <адрес> нанимателю предоставлено другое жилое помещение муниципального жилищного фонда (л.д.57-59).
Департаментом управления имуществом г.о.Самара был издан Приказ № от ДД.ММ.ГГГГ, из которого усматривается, что с нанимателем квартиры расторгнут договор социального найма жилого помещения муниципального жилищного фонда, расположенного по адресу: <адрес> <данные изъяты>, <адрес> нанимателю предоставлено другое жилое помещение муниципального жилищного фонда (л.д.60-62).
Департаментом управления имуществом г.о.Самара был издан Приказ № от ДД.ММ.ГГГГ, из которого усматривается, что с нанимателем квартиры расторгнут договор социального найма жилого помещения муниципального жилищного фонда, расположенного по адресу: <адрес> <данные изъяты>, <адрес> нанимателю предоставлено другое жилое помещение муниципального жилищного фонда (л.д.63-65).
Департаментом управления имуществом г.о.Самара был издан Приказ № от ДД.ММ.ГГГГ, из которого усматривается, что с нанимателем квартиры расторгнут договор социального найма жилого помещения муниципального жилищного фонда, расположенного по адресу: <адрес> <данные изъяты>, <адрес> нанимателю предоставлено другое жилое помещение муниципального жилищного фонда (л.д.66-71).
Департаментом управления имуществом г.о.Самара был издан Приказ № от ДД.ММ.ГГГГ, из которого усматривается, что с нанимателем квартиры расторгнут договор социального найма жилого помещения муниципального жилищного фонда, расположенного по адресу: <адрес> <данные изъяты>, <адрес> нанимателю предоставлено другое жилое помещение муниципального жилищного фонда (л.д.72-74).
Департаментом управления имуществом г.о.Самара был издан Приказ № от ДД.ММ.ГГГГ, из которого усматривается, что с нанимателем квартиры расторгнут договор социального найма жилого помещения муниципального жилищного фонда, расположенного по адресу: <адрес> <данные изъяты>, <адрес> нанимателю предоставлено другое жилое помещение муниципального жилищного фонда (л.д.75-77).
Департаментом управления имуществом г.о.Самара был издан Приказ № от ДД.ММ.ГГГГ, из которого усматривается, что с нанимателем квартиры расторгнут договор социального найма жилого помещения муниципального жилищного фонда, расположенного по адресу: <адрес> <данные изъяты>, <адрес> нанимателю предоставлено другое жилое помещение муниципального жилищного фонда (л.д.78-80).
Департаментом управления имуществом г.о.Самара был издан Приказ № от ДД.ММ.ГГГГ, из которого усматривается, что с нанимателем квартиры расторгнут договор социального найма жилого помещения муниципального жилищного фонда, расположенного по адресу: <адрес> <данные изъяты>, <адрес> нанимателю предоставлено другое жилое помещение муниципального жилищного фонда (л.д.81-83).
Департаментом управления имуществом г.о.Самара был издан Приказ № от ДД.ММ.ГГГГ, из которого усматривается, что с нанимателем квартиры расторгнут договор социального найма жилого помещения муниципального жилищного фонда, расположенного по адресу: <адрес> <данные изъяты>, <адрес> нанимателю предоставлено другое жилое помещение муниципального жилищного фонда (л.д.84-86).
Департаментом управления имуществом г.о.Самара был издан Приказ № от ДД.ММ.ГГГГ, из которого усматривается, что с нанимателем квартиры расторгнут договор социального найма жилого помещения муниципального жилищного фонда, расположенного по адресу: <адрес> <данные изъяты>, <адрес> нанимателю предоставлено другое жилое помещение муниципального жилищного фонда (л.д.87-89).
Департаментом управления имуществом г.о.Самара был издан Приказ № от ДД.ММ.ГГГГ, из которого усматривается, что с нанимателем квартиры расторгнут договор социального найма жилого помещения муниципального жилищного фонда, расположенного по адресу: <адрес> <данные изъяты>, <адрес> нанимателю предоставлено другое жилое помещение муниципального жилищного фонда (л.д.90-94).
Департаментом управления имуществом г.о.Самара был издан Приказ № от ДД.ММ.ГГГГ, из которого усматривается, что с нанимателем квартиры расторгнут договор социального найма жилого помещения муниципального жилищного фонда, расположенного по адресу: <адрес> <данные изъяты>, <адрес> нанимателю предоставлено другое жилое помещение муниципального жилищного фонда (л.д.95-99).
Также в материалы дела представлены соглашения с нанимателями жилого помещения о возмещении за изымаемое жилое помещение для муниципальных нужд (л.д. 10-41).
Помощником прокурора <адрес> представлен акт обследования (многоквартирного дома), распложенного по адресу: <адрес> <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ, из которого видно, что в ходе визуального осмотра установлено, что вышеуказанный объект представляет собой дом, имеющий разрушения и повреждения, трещины в стенах, которые могут привести к снижению их несущей работоспособности. Дом отключен от инженерных коммуникаций, признаков проживания граждан в указанном доме в ходе осмотра не установлено.
В соответствии с п. «г1» ст. 47 Устава городского округа <адрес>, принятого решением Думы городского округа Самара от ДД.ММ.ГГГГ № Департамент управления имуществом г.о.Самара распоряжается муниципальным имуществом, за исключением земельных участков, находящихся в муниципальной собственности (отчуждает имущество, передает в безвозмездное пользование, аренду, залог, доверительное управление, осуществляет иное распоряжение), заключает и исполняет соответствующие договоры, является правопреемником по ранее заключенным договорам.
В соответствии с ч.4 ст. 45 Устава городского округа <адрес> права собственника в отношении муниципального имущества осуществляют Глава городского округа Самара и Департамент управления имуществом г.о.Самара.
Согласно п.1.9, п.1.10 Положения «О передаче управления и распоряжения муниципальным жилищным фондом городского округа Самара», утвержденного решением Думы г.о.Самара от ДД.ММ.ГГГГ № Департамент управления имуществом г.о.Самара осуществляет распоряжение муниципальным жилищным фондом в соответствии с действующим законодательством, Уставом городского округа Самара и настоящим Положением, согласно которого, осуществляет функции заказчика работ по сносу и реконструкции аварийного жилищного фонда городского округа Самара.
В соответствии с п.7 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, предусмотрено, что признание многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляется межведомственной комиссией на основании оценки соответствия указанных помещений и дома установленным в настоящем Положении требованиям.
Таким образом, судом установлено, что дом, распложенный по адресу: <адрес> <данные изъяты> является аварийным, в настоящее время жильцы указанного жилого дома выселены с предоставлением других жилых помещений, отвечающих требованиям санитарных норм и технических регламентов.
При изложенных обстоятельствах, суд соглашается с доводами истца о том, что непринятие мер по сносу многоквартирного дома нарушает права неопределенного круга лиц, создает угрозу возникновения пожаров, условия для совершения преступлений и террористических актов, причинения вреда жизни и здоровью неопределенного круга лиц, в том числе, в связи с отсутствием ограничения доступа к данным объектам, что является недопустимым.
В нарушение ст. 56 ГПК РФ ответчиком не представлено доказательств обратного.
Принимая во внимание данные обстоятельства, суд считает, что требования истца являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
Вместе с тем суд считает, что для проведения вышеуказанных действий необходим срок не менее 4 месяцев, полагая, что данный срок является разумным и достаточным для осуществления вышеуказанных обязанностей, входящих в непосредственную компетенцию ответчика, осуществление которых согласно вышеприведенному законодательству должно носить постоянный характер.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194 –199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования <адрес> к Департаменту управления имуществом городского округа Самара об обязании организовать снос многоквартирного дома – удовлетворить частично.
Обязать Департамент управления имуществом городского округа Самара (ИНН: 6315800001) в течение четырех месяцев со дня вступления решения в законную силу организовать проведение работ по сносу многоквартирного аварийного дома, расположенного по адресу: <адрес>, <данные изъяты> и произвести очистку территории от строительного мусора.
Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Ленинский районный суд г.Самары в течении месяца со дня его изготовления в окончательной форме.
Решение в окончательной форме изготовлено 22.07.2022 г.
Судья М.А. Наточеева