мотивированное решение составлено 24 июля 2023 года
66RS0059-01-2023-000622-67
№2-609/2023
ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
19 июля 2023 года с.Туринская Слобода
Туринский районный суд Свердловской области в составе:
председательствующего - судьи Циркина П.В.,
при секретаре судебного заседания Налимовой В.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в суде гражданское дело по иску Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Свердловской области к муниципальному унитарному предприятия «Жилкомсервис» о возложении обязанности выполнить обязательные требования санитарного законодательства,
установил:
Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Свердловской области (далее по тексту Управление) обратилось в Туринский районный суд Свердловской области с исковым заявлением к муниципальному унитарному предприятия «Жилкомсервис» (далее по тексту МУП «Жилкомсервис») о возложении обязанности выполнить обязательные требования санитарного законодательства.
В заявлении указало, что истец является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей и потребительского рынка. В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ была проведена выездная плановая проверка ответчика на основании решения от ДД.ММ.ГГГГ №. В ходе проверки установлено, что у МУП «Жилкомсервис» отсутствует проект санитарно-защитной зоны и результаты его санитарно-эпидемиологической экспертизы следующих объектов, переданных в хозяйственное ведение от Администрации Усть-Ницинского сельского поселения: угольной котельной (<адрес>), угольной котельной (<адрес>), тракторного гаража (<адрес>). Данные объекты являются источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека, поскольку оказывают негативное воздействие на окружающую среду, а следовательно у ответчика имеется обязанность принимать меры, направленные на установление санитарно-защитной зоны для их эксплуатации. МУП «Жилкомсервис» на протяжении длительного времени не выполняются требования санитарного законодательства в указанной части, что создает угрозу жизни и здоровья населения. На основании изложенного просит суд признать бездействие МУП «Жилкомсервис», выразившееся в невыполнении обязательных требований санитарного законодательства незаконным. Обязать МУП «Жилкомсервис» в срок до ДД.ММ.ГГГГ разработать проекты санитарно-защитных зон на следующие объекты: угольная котельная, расположенная по адресу: <адрес>, угольная котельная, расположенная по адресу: <адрес>, тракторный гараж, расположенный по адресу: <адрес>.
В судебное заседание истец Управление, ответчик МУП «Жилкомсервис», третье лицо на стороне ответчика, не заявляющее самостоятельных исковых требований относительно предмета спора администрация Усть-Ницинского сельского поселения Слободо-Туринского муниципального района не явились. Были надлежащим образом уведомлены о времени и месте его проведения. Истец ходатайствовал о рассмотрении дела в свое отсутствие. Ответчик и третье лицо о причинах неявки суд не уведомили, не ходатайствовали об отложении дела слушанием. При таких обстоятельствах с согласия истца суд, руководствуясь статьей 233 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, принимает решение о рассмотрении дела в отсутствии ответчика в порядке заочного производства по имеющимся в деле доказательствам.
Исследовав письменные доказательства по делу, суд считает исковые требования подлежащими удовлетворению в полном объеме по следующим основаниям.
Право граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду гарантировано в статьях 41 и 42 Конституции Российской Федерации.
Одним из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду является обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения, то есть, такого состояния здоровья населения, среды обитания человека, при котором отсутствует вредное воздействие факторов среды обитания на человека и обеспечиваются благоприятные условия его жизнедеятельности, тем самым достигается реальная реализация права граждан на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека (преамбула, абзац второй статьи 1, абзац второй статьи 8 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения").
В соответствии с абзацем десятым статьи 1 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", санитарно-эпидемиологические требования - обязательные требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания, условий деятельности юридических лиц и граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, используемых ими территорий, зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования, транспортных средств, несоблюдение которых создает угрозу жизни или здоровью человека, угрозу возникновения и распространения заболеваний и которые устанавливаются государственными санитарно-эпидемиологическими правилами и гигиеническими нормативами (санитарные правила), а в отношении безопасности продукции и связанных с требованиями к продукции процессов ее производства, хранения, перевозки, реализации, эксплуатации, применения (использования) и утилизации, которые устанавливаются документами, принятыми в соответствии с международными договорами Российской Федерации, и техническими регламентами.
Согласно абзацу четвертому пункта 1 статьи 2 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается посредством выполнения санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и обязательного соблюдения гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности.
Статьей 11 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" предусмотрены обязанности индивидуальных предпринимателей и юридических лиц в соответствии с осуществляемой ими деятельностью: выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия; обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, а также продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов и товаров для личных и бытовых нужд при их производстве, транспортировке, хранении, реализации населению; осуществлять производственный контроль, в том числе посредством проведения лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарно-эпидемиологических требований и проведением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий при выполнении работ и оказании услуг, а также при производстве, транспортировке, хранении и реализации продукции.
Пунктами 1 и 3 статьи 20 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" установлено, что атмосферный воздух в городских и сельских поселениях, на территориях промышленных организаций, а также воздух в рабочих зонах производственных помещений, жилых и других помещениях (места постоянного или временного пребывания человека) не должен оказывать вредное воздействие на человека.
Нормативы предельно допустимых выбросов химических, биологических веществ и микроорганизмов в воздух, проекты санитарно-защитных зон утверждаются при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии указанных нормативов и проектов санитарным правилам.
В соответствии с пунктом 2 статьи 12 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" постановлением Правительства Российской Федерации от 3 марта 2018 г. N 222 утверждены Правила установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон (далее - Правила).
Согласно пункту 2 Правил, вступивших в силу 15 марта 2018 г., правообладатели объектов капитального строительства, введенных в эксплуатацию до дня вступления в силу настоящего постановления, в отношении которых подлежат установлению санитарно-защитные зоны, обязаны провести исследования (измерения) атмосферного воздуха, уровней физического и (или) биологического воздействия на атмосферный воздух за контуром объекта и представить в Федеральную службу по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (ее территориальные органы) заявление об установлении санитарно-защитной зоны с приложением к нему документов, предусмотренных пунктом 14 Правил, утвержденных настоящим постановлением, в срок не более одного года со дня вступления в силу настоящего постановления.
Указанные Правила определяют порядок установления, изменения и прекращения существования санитарно-защитных зон, а также особые условия использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон. Санитарно-защитные зоны устанавливаются в отношении действующих, планируемых к строительству, реконструируемых объектов капитального строительства, являющихся источниками химического, физического, биологического воздействия на среду обитания человека (объекты), в случае формирования за контурами объектов химического, физического и (или) биологического воздействия, превышающего санитарно-эпидемиологические требования (пункт 1 Правил).
Пункт 3 Правил (в редакции, действовавшей до 12 марта 2022 г.) предусматривал, что решение об установлении, изменении или о прекращении существования санитарно-защитной зоны принимают следующие уполномоченные органы по результатам рассмотрения заявления об установлении, изменении или о прекращении существования санитарно-защитной зоны: а) Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека - в отношении объектов I и II класса опасности в соответствии с классификацией, установленной санитарно-эпидемиологическими требованиями (санитарная классификация), групп объектов, в состав которых входят объекты I и (или) II класса опасности, а также в отношении объектов, не включенных в санитарную классификацию; б) территориальные органы Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека - в отношении объектов III - V класса опасности в соответствии с санитарной классификацией, а также в отношении групп объектов, в состав которых входят объекты III - V класса опасности.
Пункт 3 Правил (в редакции постановления Правительства РФ от 3 марта 2022 г. N 286, действующей с 13 марта 2022 г.) предусматривает, что решения об установлении, изменении или о прекращении существования санитарно-защитных зон принимает Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека или ее территориальные органы по результатам рассмотрения заявлений об установлении, изменении или о прекращении существования санитарно-защитных зон. Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека определяет предусмотренные классификацией, установленной санитарно-эпидемиологическими требованиями, виды объектов, в отношении которых решения об установлении, изменении или о прекращении существования санитарно-защитных зон принимаются ее территориальными органами.
Пунктами 14 - 17 Правил предусмотрен порядок подачи и перечень необходимых документов для разрешения вопросов об установлении санитарно-защитной зоны.
Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 25 сентября 2007 г. N 74 введена в действие с 1 марта 2008 г. новая редакция СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов" (далее - СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03), и требования данных санитарных правил СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 в силу предписаний статьи 11 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" обязательны к выполнению индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами, при этом СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 с 15 марта 2018 г. действуют в части, не противоречащей Правилам N 222.
Согласно пункту 2.1 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 в целях обеспечения безопасности населения и в соответствии с Федеральным законом от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" вокруг объектов и производств, являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека, устанавливается специальная территория с особым режимом использования - санитарно-защитная зона (СЗЗ), размер которой обеспечивает уменьшение воздействия загрязнения на атмосферный воздух (химического, биологического, физического) до значений, установленных гигиеническими нормативами, а для предприятий I и II класса опасности - как до значений, установленных гигиеническими нормативами, так и до величин приемлемого риска для здоровья населения. По своему функциональному назначению санитарно-защитная зона является защитным барьером, обеспечивающим уровень безопасности населения при эксплуатации объекта в штатном режиме.
Размер санитарно-защитной зоны и рекомендуемые минимальные разрывы устанавливаются в соответствии с главой VII и приложениями 1 - 6 к настоящим санитарным правилам. Для объектов, являющихся источниками воздействия на среду обитания, для которых настоящими санитарными правилами не установлены размеры санитарно-защитной зоны и рекомендуемые разрывы, а также для объектов I - III классов опасности разрабатывается проект ориентировочного размера санитарно-защитной зоны.
Ориентировочный размер санитарно-защитной зоны должен быть обоснован проектом санитарно-защитной зоны с расчетами ожидаемого загрязнения атмосферного воздуха (с учетом фона) и уровней физического воздействия на атмосферный воздух и подтвержден результатами натурных исследований и измерений.
В соответствии с пунктом 13 статьи 26 Федерального закона от 3 августа 2018 г. N 342-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" с 1 января 2025 г. определенные в соответствии с требованиями законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения ориентировочные, расчетные (предварительные) санитарно-защитные зоны прекращают существование, а ограничения использования земельных участков в них не действуют. Собственники зданий, сооружений, в отношении которых были определены ориентировочные, расчетные (предварительные) санитарно-защитные зоны, до 1 октября 2024 г. обязаны обратиться в органы государственной власти, уполномоченные на принятие решений об установлении санитарно-защитных зон, с заявлениями об установлении санитарно-защитных зон или о прекращении существования ориентировочных, расчетных (предварительных) санитарно-защитных зон с приложением документов, предусмотренных положением о санитарно-защитной зоне. Органы государственной власти, органы местного самоуправления, а также правообладатели объектов недвижимости, расположенных полностью или частично в границах ориентировочных, расчетных (предварительных) санитарно-защитных зон, вправе обратиться в органы государственной власти, уполномоченные на принятие решений об установлении санитарно-защитных зон, с заявлениями об установлении санитарно-защитных зон или о прекращении существования ориентировочных, расчетных (предварительных) санитарно-защитных зон с приложением необходимых документов. До дня установления санитарно-защитной зоны возмещение убытков, причиненных ограничением прав правообладателей объектов недвижимости в связи с определением до дня официального опубликования настоящего Федерального закона ориентировочной, расчетной (предварительной) санитарно-защитной зоны, выкуп объектов недвижимости, возмещение за прекращение прав на земельные участки в связи с невозможностью их использования в соответствии с разрешенным использованием не осуществляются.
Судом установлено, что на основании постановления главы Усть-Ницинского сельского поселения от 02.02.2009 года за №4 было создано МУП «Жилкомсервис» (л.д. 7). Согласно устава данной организации ответчик осуществляет следующие виды деятельности: откачка и вывоз нечистот, вывоз сухого мусора, техническое обслуживание объектов жилищно-коммунального хозяйства, оказание бытовых услуг населению, деятельность по обеспечению работоспособности котельных, производство пара и горячей воды (тепловой энергии) котельными и пр. (п.13) (л.д.8-18).
На основании договора № от ДД.ММ.ГГГГ МУП «Жилкомсервис» в хозяйственное ведение с последующим закреплением муниципального имущества было передано ряд объектов недвижимого и движимого имущества, среди которых два здания котельных, расположенные в <адрес> и <адрес>, а также здание гаража, расположенное в <адрес> (л.д. 19-23).
В рамках контрольно-надзорного мероприятия территориальным отделом истца было принято решение о проведение плановой выездной проверки ДД.ММ.ГГГГ МУП «Жилкомсервис» (л.д.24-29).
В ходе проверки, согласна акта от ДД.ММ.ГГГГ было установлено, что отсутствует проект санитарно-защитной зоны и результаты его санитарно-эпидемиологической экспертизы на две угольных котельных, расположенных по адресам: <адрес> и <адрес>, тракторного гаража, расположенного в <адрес>, которые являются источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека в нарушение п.2.1 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 (л.д. 30-36).
По результатам проверки ответчику было выдано предписание об устранении выявленных нарушений (л.д. 37-39).
Как следует из содержания указанных выше норм материального права, установление, изменение, прекращение санитарно-защитной зоны представляет целый комплекс мероприятий, обязанность по исполнению которых законом возложена на владельца объекта, в отношении которого подлежит установлению санитарно-защитная зона, и только решение об установлении, изменении или о прекращении существования санитарно-защитных зон по заявлению заинтересованного лица принимает Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека или ее территориальные органы по результатам рассмотрения заявления об установлении, изменении или о прекращении существования санитарно-защитной зоны.
В силу положений статьи 3 Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" экологическая опасность планируемой и осуществляемой хозяйственной и иной деятельности, экологический вред, причиняемый окружающей среде, а также здоровью и имуществу граждан негативным воздействием окружающей среды в результате хозяйственной и иной деятельности юридических и физических лиц, презимюруется.
На основании изложенного исковые требования Управления подлежат удовлетворению.
В соответствии с ч. 1 ст. 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесённые по делу судебные расходы пропорционально удовлетворенным исковым требованиям.
Подаче настоящего иска Управление в силу закона было освобождено от оплаты государственной пошлины. Ответчик же не освобожден от оплаты указанных расходов. На основании положений ч.3 ст.103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации с МУП «Жилкомсервис» подлежит взысканию судебные расходы в размере 6000 руб. в доход местного бюджета.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-198, 233 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
исковые требования Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Свердловской области к муниципальному унитарному предприятия «Жилкомсервис» о возложении обязанности выполнить обязательные требования санитарного законодательства удовлетворить.
Обязать муниципальное унитарное предприятие «Жилкомсервис» (идентификатор №) в срок до ДД.ММ.ГГГГ разработать проекты санитарно-защитных зон на следующие объекты: угольная котельная, расположенная по адресу: <адрес>, угольная котельная, расположенная по адресу: <адрес>, тракторный гараж, расположенный по адресу: <адрес>.
Разъяснить муниципальному унитарному предприятия «Жилкомсервис», что оно вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения.
Заочное решение суда может быть обжаловано ответчиком в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении заявления об отмене этого решения суда.
Иными лицами, участвующими в деле, а также лицами, которые не были привлечены к участию в деле и вопрос о правах и об обязанностях которых был разрешен судом, заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Свердловский областной суд в течение одного месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления, с подачей жалобы через Туринский районный суд Свердловской области.
Председательствующий П.В. Циркин