УИД 61RS0036-01-2023-000590-52
Дело №
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
23 мая 2023 года Каменский районный суд Ростовской области в составе председательствующего судьи Матвиенко Д.Н.,
при секретаре Раевой Н.В.,
с участием истца Богдановой В.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Богдановой ФИО9 к ГУП РО «Управление развития систем водоснабжения» об обязании опломбировать счетчик, признании незаконным действий, выразившихся в начислении дополнительных выплат за водопотребление, взыскании морального вреда,
У С Т А Н О В И Л:
Богданова В.И. обратилась в суд с иском, с последующим дополнением исковых требований, к ГУП РО «УРСВ» об обязании опломбировать счетчик, признании незаконным действий, выразившихся в начислении дополнительных выплат за водопотребление, взыскании морального вреда. В обоснование исковых требования указала, что в поселке <адрес> ранее исполнителем коммунальной услуги по холодному водоснабжению до ДД.ММ.ГГГГ года являлось МУП «Коммунальщик», в настоящее время услуги по холодному водоснабжению и водоотведению осуществляется государственным унитарным предприятием <адрес> («Управление развития систем водоснабжения» (далее - ГУП РО «УРСВ»). После смены указанных организаций ответчиком в отношении истца начались незаконные начисления платы за услугу по холодному водоснабжению. Ответчик обязал истца установить счетчик в колодце и опломбировать его. Считает, что указанное требование не законно, так как потребитель имеет право принимать решение об установке индивидуальных приборов учета, соответствующих действующему законодательству РФ (подпункт «3» пункта 31 Правилам предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354 - далее Правила). Так потребитель имеет право принимать решение об установке индивидуального, общего (квартирного) или комнатного прибора учета, соответствующего требованиям законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений, в том числе прибора учета, функциональные возможности которого позволяют определять объемы потребленных коммунальных ресурсов дифференцированно по времени суток или по иным критериям, отражающим степень использования коммунальных ресурсов, даже если такой индивидуальный или общий (квартирный) прибор учетапо функциональным возможностям отличается от коллективного (общедомового) прибора учета, которым оснащен многоквартирный дом, и обращаться за выполнением действий по установке такого прибора учета к лицам, осуществляющим соответствующий вид деятельности, за исключением случаев установки и ввода в эксплуатацию приборов учета электрической энергии, в отношении которых выполнение указанных мероприятий в соответствии с пунктом 80(1) настоящих Правил возложено на гарантирующего поставщика или сетевую организацию. В силу п. 81(9) Правил предоставления коммунальных услуг ввод приборов учета в эксплуатацию осуществляется исполнителем без взимания платы. Согласно пп. "и" п. 33 данных Правил потребитель вправетребовать от исполнителя совершения действий по вводу в эксплуатацию установленного индивидуального, общего (квартирного) или комнатного прибора учета, соответствующего требованиям законодательства РФ об обеспечении единства измерений. Подпунктом "у" п. 31 Правил предоставления коммунальных услуг предусмотрено: исполнитель обязаносуществлять по заявлению потребителя ввод в эксплуатацию установленного индивидуального, общего (квартирного) или комнатного прибора учета, соответствующего законодательству РФ об обеспечении единства измерений. Исполнитель обязан не создавать потребителю препятствий в реализации его права на установку индивидуального (п. 31 Правил). Исполнитель обязан осуществить ввод в эксплуатацию ПУ после его ремонта, замены и поверки (п. 31 Правил).
В настоящее время у истца установлено 2 счетчика: один в доме, второй на улице в колодце. Ранее начисления производились по счетчику в доме, однако как уже было указано, под угрозой отключения истца заставили установить счетчик в колодце и написать заявление, однако она с этим не согласна. Ответчик снял пломбу в доме. Она направляла заявление в адрес ответчика об опломбировке счетчика в доме вновь, однако ответчик бездействует, указывая на то, что по причине несоблюдения выданных ДД.ММ.ГГГГ технических условий на установку прибора учета, последний не был принят к учету. В этой связи ГУП РО «УРСВ» произведен перерасчет за предыдущие периоды (после того, как истец написала заявление об опломбировке счетчика в колодце) с учетом благоустройства жилого помещения по нормативу потребления 5,9 куб.м, на человека по количеству проживающих лиц - 2 человека, с учетом повышающего коэффициента равного 1,5, а так же с учетом имеющейся с поливной площади равной 350 куб.м, по нормативу 0,18 куб.м, на 1 кв.м, поливной площади.
Задолженность в результате перерасчета ГУП РО «УРСВ» составляет более 46 тысяч рублей, однако она регулярно осуществляет платежи в соответствии с Постановлением правительства № 354. Кроме того, согласно приказу Министерства строительства и жилищно- коммунального хозяйства РФ от 28.08.2020 № 485/пр «Об утверждении критериев наличия (отсутствия) технической возможности установки индивидуального, общего (квартирного), коллективного (общедомового) приборов учета, а также формы акта обследования на предмет установления наличия (отсутствия) технической возможности установки таких приборов учета и порядка ее заполнения» установка прибора учета невозможна, если выявлено хотя бы одно условие: температурный режим, влажность, электромагнитные помехи, затопления помещений, и (или) невозможно обеспечить доступ для снятия показаний прибора учета соответствующего вида, его обслуживания, замены, а в случае необходимости проведения реконструкции (ремонта) внутридомовой системы (внутриквартирного оборудования) привести их в соответствие с указанными требованиями.
Истец также указывает, что с учетом ее возраста (№ лет), не может спускаться в колодец и снимать показания, температурный режим на улице явно не подходит для ПУ, так согласно паспорту ПУ он должен быть не ниже 5 градусов.
На основании изложенного, истец просит суд признать незаконным бездействие Каменского филиала ГУП РО «УРСВ» в части опломбирования счетчика в доме, начисления сверхустановленных Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354 за водопотребление. Также просит обязать Каменский филиал ГУП РО «УРСВ» обязать опломбировать счетчик в доме в течении месяца; взыскать с Каменского филиала ГУП РО «УРСВ» уплаченную госпошлину и моральный вред в размере 10 000 рублей.
В судебном заседании истец Богданова В.И. поддержала и просила удовлетворить исковые требования, с учетом дополнений, в полном объеме, по основаниям, изложенным в иске. Суду пояснила, что никакой незаконный врезки в городской водопровод, минуя прибор учета, как указано в акте контрольного обследования, с ее стороны не было. Считает акт контрольного обследования от ДД.ММ.ГГГГ, в котором указано, что обнаружена незаконная врезка в обход прибора учета не соответствующим действительности. С момента приобретения домовладения в 2010 году коммуникации не меняли. В метре от её земельного участка проходит магистральный трубопровод. Учёт воды производится, у неё два счётчика: в колодце и в доме, единого ПУ нет. В колодце счетчик был опломбирован в ДД.ММ.ГГГГ году, в доме нет.
Ответчик ГУП РО «УРСВ»надлежащим образом извещенное о времени и месте судебного заседания, представителя не направило, об отложении судебного заседания не ходатайствовало.
Третье лицо Территориальный отдел Управления Роспотребнадзора по Ростовской области в городах Каменск-Шахтинский, Донецк, Гуково, Зверево, Красный Сулин, Красносулинском и Каменском районах, надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного заседания, представителя не направил, просил рассмотреть дело в отсутствие его представителя.
Дело рассмотрено в отсутствие ответчика, представителя третьего лица, в порядке ст. 167 ГПК РФ.
Ответчик ГУП РО «УРСВ» представило в суд отзыв на исковое заявление, в котором просило отказать в удовлетворении исковых требований истца в полном объеме, указав на то, что договор холодного водоснабжения и водоотведения с собственником жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес> письменном виде не заключался. В силу п. 6 и п. 7 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. № 354 (далее-Правила) с Ответчиком договор заключен путем совершения потребителем конклюдентных действий на условиях предусмотренных Правилами. На основании Акта контрольного обследования № 221409 от 16.05.2018 г., согласно которому водомер СВ-15Г № 034618510 (расположенный непосредственно в доме), дата заводской поверки, согласно паспорта ПУ: 18.01.2011 г. - был снят с учета в связи с истекшим сроком межповерочного интервала (МПИ). В данном акте, абоненту было предписано срочно поверить или заменить прибор учета воды, а так же оборудовать узел учета, согласно выданных абоненту технических условий № 67 от ДД.ММ.ГГГГ г., и вызвать представителя ГУП РО «УРСВ» для приемки и опломбировки прибора учета (ПУ). Согласно технических условий, выданных ДД.ММ.ГГГГ ПУ после поверки должен быть установлен в колодце. По факту выхода из строя в связи с истечением МПИ индивидуального прибора учета, за период с ДД.ММ.ГГГГ.была произведена корректировка расчета платы за коммунальные услуги «водоснабжение» и «водоотведение» по адресу: <адрес> (расчет прилагается). Предоставленное заявителем свидетельство о поверке прибора учета СГВ-15 № М034618510 от ДД.ММ.ГГГГ распространяется на отношения, возникающие по его использованию с даты поверки (ДД.ММ.ГГГГ) по ДД.ММ.ГГГГ. Возможно принятие данного прибора к учету и опломбировке, но при соблюдении требования его установки в колодце на границе эксплуатационной балансовой ответственности, согласно действующих технических условий. Технические условия, выдаваемые ГУ РО «УРСВ» полностью соответствуют действующему законодательству. Порядок и место установки прибора учета холодной воды, законодатель определяет в соответствии с Федеральным законом от 7 декабря 2011 года № 416 «О водоснабжении и водоотведении» и Правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 29 июля 2013 года №644, а также Правилами организации коммерческого учета воды, сточных вод, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 4 сентября 2013 года № 776. Абонент, как указано, поверил прибор учета ДД.ММ.ГГГГ только по факту произведенной контрольной проверки (Свидетельство о поверке № и установил ПУ на прежнее место, что противоречит техническим условиям № от ДД.ММ.ГГГГ полученных абонентом. Согласно акта от ДД.ММ.ГГГГ, составленного по итогу проверки, проведенной контролёром ГУП РО «УРСВ», в присутствии представителя Администрации Богдановского сельского поселения, было выявлено, что узел учета оборудован в нарушение технических условий, ПУ не может быть принят к учету. Далее ДД.ММ.ГГГГ в адрес ГУП РО «УРСВ» поступило заявление от ФИО2 об обследовании колодца на предмет наличия (отсутствия) технической возможности установки в нем прибора учета. По факту проведенного обследования было установлено, что узел учета не соответствует техническим условиям, следовательно, прибор учета, прошедший поверку не может быть опломбирован и принят к коммерческой эксплуатации. По факту проведенной проверки в колодце, расположенном на территории земельного участка абонента, обнаружена незаконная врезка в обход водомера, вода по которой направлялась на полив приусадебного участка площадью 350 м2, а также заполнения накопительной емкости для летнего душа. Что зафиксировано в Акте контрольного обследования № от ДД.ММ.ГГГГ Узел учета на момент обследования по-прежнему оборудован в помещении, что противоречило техническим условиям № от ДД.ММ.ГГГГ, имеющимся у абонента. Данный водомер учитывает только воду, поступающую в помещение, однако вода, которую абонент использует для полива приусадебного участка и наполнения емкости остается неучтенной. Абонент мотивировал данный факт тем, что поскольку домовладение подключено к системе централизованного водоотведения, то используемая вода для полива не может учитываться при начислениях за канализацию. Абоненту было предложено в целях уменьшения материальных затрат временно, до момента согласования узла учета, опломбировать водомер, установленный в помещении, с возможностью его дальнейшей эксплуатации; так же абоненту было предложено перекрыть и опломбировать запорную арматуру на отводной линии, идущей в обход водомера дабы в дальнейшем не производить начислений за полив по нормативу. Также абоненту было предложено обратится в производственно-технический отдел (ПТО) для возможного внесения изменений в имеющиеся технические условия, а также для получения согласования на установку, в помещении водомера, учитывающего объемы воды, на которую начисляется услуга водоотведения. Так же абоненту было разъяснено о необходимости установки в колодце дополнительного водомера, который бы учитывал воду, затраченную на полив, а также его регистрации в абонентском отделе. Абоненту было разъяснено о необходимости погашения задолженности за предыдущие периоды, возникшей в результате произведенного перерасчета, связанного с не своевременно пройденной поверкой имеющегося прибора учета, а также были разъяснены возможные последствия длительной неуплаты имеющейся задолженности. По причине несоблюдения технических условий № от ДД.ММ.ГГГГ и не обращения абонента в отдел ПТО по вопросу внесения изменений в проектную документацию прибор учета абонента как указано выше не был принят к учету. На основании Акта контрольного обследования № от ДД.ММ.ГГГГ абоненту был произведен перерасчет за предыдущие периоды с учетом благоустройства жилого помещения абонента по нормативу потребления 5,9 м3 на человека по количеству проживающих 2 человека, с учетом повышающего коэффициента равного 1,5; а так же с учетом имеющейся с поливной площади равной 350 м2 по нормативу 0,18 м3 на 1 кв.м поливной площади. В произведенном перерасчете учтены все произведенные абонентом оплаты. Начисления по услуге холодного водоснабжения производились согласно нормативов, установленных Постановлением Региональной Службы по тарифам <адрес>. Все расчеты произведены в соответствии с нормативами установленными законодательством России и установленными в каждый период тарифами Росстандарта (2018-2022 гг), а также показаниями приборов учета. Из представленных документов четко видно, что ГУП РО «УРСВ» не производит каких-либо начислений за оказанные услуги в размере выше положенных, а также не предъявляет требования по поверке либо установке приборов учета исключительно в рамках действующего законодательства России. Согласно акта контрольного обследования № от ДД.ММ.ГГГГ прибор учета (ПУ) водомер СВК-15 №,согласно Технических условий на водоснабжение № от ДД.ММ.ГГГГ (расположенный в колодце) опломбирован контрольной пломбой и принят к учету, в квитанциях на оплату услуг поставленного ресурса указан номер данного прибора учета, начисления с этого момента согласно показаний данного прибора учета.Опломбировка прибора учета (СВК-15 №) произведена согласно имеющихся тех условий в колодце, на линии эксплуатационного балансового разделения ответственности, узел между сетью ГУП РО «УРСВ» и трубопроводом абонента, соответственно прибор учета расположенный непосредственно в доме (СВ-15Г №) к учету не принят так как согласно технических условий данный прибор учета должен располагаться в колодце на границе эксплуатационной балансовой ответственности. В случае учета водопотребления по прибору учета расположенного в доме, вторая линия ведущая во двор домовладения остается безучетной и данное принятие прибора учета вступает в противоречие с имеющимися тех условиями на подключение и корректное расположение прибора учета в колодце. Как видно из прилагаемых фотографий трубопровода в колодце домовладения Богдановой В.И., в месте врезки в сетевую трубу «УРСВ» трубопровода ведущего в домовладение Богдановой В.И., согласно выданных тех условий и п. 4 Постановления Правительства от ДД.ММ.ГГГГ №, прибор учета № расположен на границе балансового разграничения, перед разветвлением трубопровода Богдановой на две линии, одна непосредственно в дом, вторая на территорию двора домовладения, и таким образом данный водомер (ПУСВК-15 №) учитывает весь потребленный объем воды, как в доме так и на территории домовладения. Очевидно, что начислений сверх установленных Истцу не произведено, начисления произведены законно в соответствии с действующими нормами права, в соответствии с действовавшими тарифами и объемами водопотребления/водоотведения. Прибор учета на границе эксплуатационной балансовой ответственности опломбирован корректно, в соответствии в действующими тех.условиями. Моральный ущерб истцу не причинен. Истец ни чем не мотивирует причинение морального ущерба, не ясно в чем таковой заключается и чем обоснован размер компенсации морального вреда.
Также третье лицо территориальный отдел Управления Роспотребнадзора по <адрес> в городах Каменск-Шахтинский, Донецк, Гуково, Зверево, Красный Сулин, Красносулинском и Каменском районах, представило в суд отзыв на исковое заявление, указав следующее. Статьей 539 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент - оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии. Договор энергоснабжении заключается с абонентом при наличии у него отвечающего установленным техническим требованиям энергопринимающего устройства, присоединенного к сетям энергоснабжающей организации, и другого необходимого оборудования, а также при обеспечении учета потребления энергии. К отношениям по договору энергоснабжения, не урегулированным настоящим Кодексом, применяются законы и иные правовые акты об энергоснабжении, а также обязательные правила, принятые в соответствии с ними. Пунктом 2 статьи 548 ГК РФ регламентировано, что к отношениям, связанным со снабжением через присоединенную сеть газом, нефтью и нефтепродуктами, водой и другими товарами, правила энергоснабжения (статьи 539 - 547) применяются, если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не вытекает из существа обязательств. Согласно п. 1 ст. 540 ГК РФ, в случае, когда абонентом по договору энергоснабжения выступает гражданин, использующий энергию для бытового потребления, договор считается заключенным с момента первого фактического подключения абонента в установленном порядке к присоединенной сети. Помимо этого, законодатель Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" возложил на собственников жилых домов, собственников помещений в многоквартирных домах обязанность обеспечить оснащение таких домов приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также надлежащую эксплуатацию этих приборов учета, их сохранность и своевременную замену. Однако, монтаж прибора учета, как имущества истца за пределами, принадлежащего ему на праве собственности, земельного участка не позволит в полной мере соблюсти требования, как ст. 210 Гражданского кодекса Российской Федерации, так и ч. 7 ст. 13 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 261-ФЗ в части обеспечения сохранности и содержания в надлежащем состоянии. Из части 2 статьи 13 указанного выше Федерального закона следует, что расчеты за энергетические ресурсы должны осуществляться на основании данных о количественном значении энергетических ресурсов, произведенных, переданных, потребленных, определенных при помощи приборов учета используемых энергетических ресурсов. Установленные в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации приборы учета используемых энергетических ресурсов должны быть введены в эксплуатацию не позднее месяца, следующего за датой их установки, и их применение должно начаться при. осуществлении расчетов за энергетические ресурсы не позднее первого числа месяца, следующего за месяцем ввода этих приборов учета в эксплуатацию. Согласно части 8 статьи 13 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 261-ФЗ, действия по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов вправе осуществлять лица, отвечающие требованиям, установленным законодательством Российской Федерации для осуществления таких действий. В соответствии с частью 9 статьи 13 Закона об энергосбережении, с ДД.ММ.ГГГГ организации, которые среди прочего осуществляют снабжение тепловой энергией или их передачу и сети инженерно-технического обеспечения которых имеют непосредственное присоединение к сетям, входящим в состав инженерно-технического оборудования объектов, подлежащих в соответствии с требованиями настоящей статьи оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, обязаны осуществлять деятельность по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют. В силу подпунктов "т", "у" пункта 31 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утв. Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № (далее Правила), исполнитель обязан не создавать препятствий потребителю в реализации его права на установку индивидуального, общего (квартирного) или комнатного прибора учета, соответствующего требованиям законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений; осуществлять по заявлению потребителя ввод в эксплуатацию установленного индивидуального, общего (квартирного) или комнатного прибора учета, соответствующего законодательству Российской Федерации об обеспечении единства измерений, не позднее месяца, следующего за датой его установки, а также приступить к осуществлению расчетов размера платы за коммунальные услуги исходя из показаний введенного в эксплуатацию прибора учета, начиная с 1-го числа месяца, следующего за месяцем ввода прибора учета в эксплуатацию. Пунктом 81 этих же Правил предусмотрено, что оснащение жилого или нежилого помещения приборами учета, ввод установленных приборов учета в эксплуатацию, их надлежащая техническая эксплуатация, сохранность и своевременная замена должны быть обеспечены собственником жилого или нежилого помещения. Подпунктом "а" п. 82 тех же Правил на исполнителя возложена обязанность проводить проверки состояния установленных и введенных в эксплуатацию индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета и распределителей, факта их наличия или отсутствия.
Выслушав истца, изучив материалы дела, дав оценку представленным доказательствам, суд приходит к выводу, что в удовлетворении исковых требований следует отказать, по следующим основаниям.
В соответствии с пунктом 1 статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации одним из основных начал гражданского законодательства является обеспечение восстановления нарушенных прав и их судебная защита.
В силу п. 1 ст. 8 ГК РФ гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
Отказ граждан и юридических лиц от осуществления принадлежащих им прав не влечет прекращения этих прав, за исключением случаев, предусмотренных законом (пункт 2 статьи 9 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями (абзац первый ст. 309 ГК РФ).
Согласно ч. 1 ст. 30 ЖК РФ собственник жилого помещения осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему на праве собственности жилым помещением в соответствии с его назначением и пределами его использования, которые установлены настоящим Кодексом.
На основании ч. 1 ст. 153 ЖК РФ граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
В соответствии с ч. 1 ст. 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твердых коммунальных отходов), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.При расчете платы за коммунальные услуги для собственников помещений в многоквартирных домах, которые имеют установленную законодательством Российской Федерации обязанность по оснащению принадлежащих им помещений приборами учета используемой воды и помещения которых не оснащены такими приборами учета, применяются повышающие коэффициенты к нормативу потребления соответствующего вида коммунальной услуги в размере и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации.
В соответствии с ч. 1 ст. 157 Правительство Российской Федерации постановлением от 06.05.2011 N 354 утвердило Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов и особенности применения этих Правил.
Статьей 539 ГК РФ установлено, что по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент - оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии. Договор энергоснабжении заключается с абонентом при наличии у него отвечающего установленным техническим требованиям энергопринимающего устройства, присоединенного к сетям энергоснабжающей организации, и другого необходимого оборудования, а также при обеспечении учета потребления энергии.
К отношениям по договору энергоснабжения, не урегулированным настоящим Кодексом, применяются законы и иные правовые акты об энергоснабжении, а также обязательные правила, принятые в соответствии с ними.
Пунктом 2 статьи 548 ГК РФ регламентировано, что к отношениям, связанным со снабжением через присоединенную сеть газом, нефтью и нефтепродуктами, водой и другими товарами, правила энергоснабжения (статьи 539 - 547) применяются, если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не вытекает из существа обязательств.
Согласно п. 1 ст. 540 ГК РФ, в случае, когда абонентом по договору энергоснабжения выступает гражданин, использующий энергию для бытового потребления, договор считается заключенным с момента первого фактического подключения абонента в установленном порядке к присоединенной сети.
Помимо этого, законодатель Федеральным законом от 23.11.2009 № 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" возложил на собственников жилых домов, собственников помещений в многоквартирных домах обязанность обеспечить оснащение таких домов приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также надлежащую эксплуатацию этих приборов учета, их сохранность и своевременную замену.
Из части 2 статьи 13 указанного выше Федерального закона следует, что расчеты за энергетические ресурсы должны осуществляться на основании данных о количественном значении энергетических ресурсов, произведенных, переданных, потребленных, определенных при помощи приборов учета используемых энергетических ресурсов. Установленные в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации приборы учета используемых энергетических ресурсов должны быть введены в эксплуатацию не позднее месяца, следующего за датой их установки, и их применение должно начаться при. осуществлении расчетов за энергетические ресурсы не позднее первого числа месяца, следующего за месяцем ввода этих приборов учета в эксплуатацию.
Согласно части 8 статьи 13 Федерального закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ, действия по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов вправе осуществлять лица, отвечающие требованиям, установленным законодательством Российской Федерации для осуществления таких действий.
В соответствии с частью 9 статьи 13 Закона об энергосбережении, с 1 июля 2010 года организации, которые среди прочего осуществляют снабжение тепловой энергией или их передачу и сети инженерно-технического обеспечения которых имеют непосредственное присоединение к сетям, входящим в состав инженерно-технического оборудования объектов, подлежащих в соответствии с требованиями настоящей статьи оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, обязаны осуществлять деятельность по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют.
В силу подпунктов "т", "у" пункта 31 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утв. Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 года № 354 (далее Правила), исполнитель обязан не создавать препятствий потребителю в реализации его права на установку индивидуального, общего (квартирного) или комнатного прибора учета, соответствующего требованиям законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений; осуществлять по заявлению потребителя ввод в эксплуатацию установленного индивидуального, общего (квартирного) или комнатного прибора учета, соответствующего законодательству Российской Федерации об обеспечении единства измерений, не позднее месяца, следующего за датой его установки, а также приступить к осуществлению расчетов размера платы за коммунальные услуги исходя из показаний введенного в эксплуатацию прибора учета, начиная с 1-го числа месяца, следующего за месяцем ввода прибора учета в эксплуатацию.
Пунктом 81 этих же Правил предусмотрено, что оснащение жилого или нежилого помещения приборами учета, ввод установленных приборов учета в эксплуатацию, их надлежащая техническая эксплуатация, сохранность и своевременная замена должны быть обеспечены собственником жилого или нежилого помещения.Подпунктом "а" п. 82 тех же Правил на исполнителя возложена обязанность проводить проверки состояния установленных и введенных в эксплуатацию индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета и распределителей, факта их наличия или отсутствия.
В судебном заседании установлено и подтверждается материалами дела, что Богданова В.И. является собственником жилого дома и земельного участка, расположенных по адресу: <адрес>. (л.д.№ оборот)
С ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время услуги по холодному водоснабжению в <адрес>, в соответствии с публичным договором оказывает ГУП РО «УРСВ».
Договор водоснабжения является публичным договором в соответствии с положениями Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении».
В случае, когда абонент по договору выступает гражданин, использующий энергию для бытового потребления, договор считается заключенным с момента первого фактического подключения абонента в установленном порядке к присоединенной сети. Инженерные сети должников подключены (технически присоединены) к централизованным сетям водоснабжения. Договор, содержащий положения о предоставлении коммунальных услуг, может быть заключен в письменной форме или путем совершения потребителем действий, свидетельствующих о его намерении потреблять коммунальные услуги или о фактическом потреблении таких услуг.
Договор холодного водоснабжения и водоотведения с истцом в письменном виде не заключался.
В силу п. 6 и п. 7 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. № 354 (далее-Правила) с ответчиком договор заключен путем совершения потребителем конклюдентных действий на условиях предусмотренных Правилами.
Актом контрольного обследования ГУП <адрес> «УРСВ» № от ДД.ММ.ГГГГ по адресу проживания истца: ростовская область, <адрес>, установлено что водомер СВ-15Г № (расположенный непосредственно в доме), дата заводской поверки, согласно паспорта ПУ: ДД.ММ.ГГГГ - был снят с учета в связи с истекшим сроком межповерочного интервала (МПИ). В данном акте, абоненту было предписано срочно поверить или заменить прибор учета воды, а так же оборудовать узел учета, согласно выданных абоненту технических условий № от ДД.ММ.ГГГГ, и вызвать представителя ГУП РО «УРСВ» для приемки и опломбировки прибора учета (ПУ). Согласно технических условий, выданных ДД.ММ.ГГГГ ПУ после поверки должен быть установлен в колодце (л.д.№).
Данный Акт составлен с участием присутствующего лица Богдановой В.И., в акте имеется её подпись. Данный акт не содержит каких-либо замечаний со стороны присутствующего лица.
Согласно п. 80 Правил оснащение жилого или нежилого помещения приборами учета, ввод установленных приборов учета в эксплуатацию, их надлежащая техническая эксплуатация, сохранность и своевременная замена должны быть обеспечены собственником жилого или нежилого помещения.
В соответствии с пп. д) п. 81(12) Правил по истечению межповерочного интервала поверки прибор учета считается вышедшим из строя и в силу п. 80 Правил не допускается к использованию учета объема (количества) коммунальных услуг, предоставленных потребителю в жилом или в нежилом помещении.
Согласно пп. «а» п. 59 Правил, в случае выхода из строя прибора учета, плата за коммунальную услугу, предоставленную потребителю в жилом или в нежилом помещении за расчетный период, определяется исходя из рассчитанного среднемесячного объема потребления коммунального ресурса потребителем, определенного по показаниям прибора учета за период не менее 6 месяцев, а если период работы прибора учета составил меньше 6 месяцев, - тоза фактический период работы прибора учета, но не менее 3 месяцев в случае выхода из строя или утраты ранее введенного в эксплуатацию прибора учета либо истечения срока его эксплуатации, определяемого периодом времени до очередной поверки, - начиная с даты, когда наступили указанные события, а если дату установить невозможно, - то начиная с расчетного периода, в котором наступили указанные события, до даты, когда был возобновлен учет коммунального ресурса путем введения в эксплуатацию соответствующего установленным требованиям прибора учета, но не более 3 расчетных периодов подряд для жилого помещения и не более 2 расчетных периодов подряд для нежилого помещения.
По истечении предельного количества расчетных периодов, указанных в пункте 59 Правил № 354, за которые плата за коммунальную услугу определяется по данным, предусмотренным указанным пунктом, плата за коммунальную услугу, предоставленную в жилое помещение, рассчитывается в соответствии с пунктом 42 Правил № 354 исходя из нормативов потребления коммунальных услуг с применением повышающего коэффициента 1,5 (п. 60 Правил).
Предоставленное истцом свидетельство о поверке прибора учета СГВ-15 № М034618510 от ДД.ММ.ГГГГ распространяется на отношения, возникающие по его использованию с даты поверки, т.е. ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ
Технические условия, выдаваемые ГУ РО «УРСВ» полностью соответствуют действующему законодательству. Порядок и место установки прибора учета холодной воды, законодатель определяет в соответствии с Федеральным законом от 7 декабря 2011 года № 416 «О водоснабжении и водоотведении» и Правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 29 июля 2013 года №644, а также Правилами организации коммерческого учета воды, сточных вод, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 4 сентября 2013 года № 776.
В соответствии с п. 5. ст. 20 Федерального закона № 416, приборы учета воды, сточных вод размещаются абонентом, организацией, эксплуатирующей водопроводные или канализационные сети, на границе балансовой принадлежности сетей, границе эксплуатационной ответственности абонента, указанных организаций или в ином месте в соответствии с договорами холодного водоснабжения, договорами о подключении (технологическом присоединении).
В ст. 35 Правил №644 конкретно указано место установки прибора учета – граница эксплуатационной ответственности, балансовой принадлежности водопроводных и канализационных сетей абонента и организации водопроводно-канализационного хозяйства.
Согласно п. 32 Правил №644 при отсутствии акта разграничения эксплуатационной ответственности граница эксплуатационной ответственности по объектам централизованных систем холодного водоснабжения и (или) водоотведения, в том числе водопроводным и (или) канализационным сетям и сооружениям на них, устанавливается по границе балансовой принадлежности абонента и организации водопроводно-канализационного хозяйства либо другого абонента.
Из данных положений действующим законодательства следует, что прибор учета должен стоять в месте врезки водопровода абонента в действующую сеть.
Нормы, которые должны учитываться абонентом при обустройстве места установки прибора учета содержатся в «СП 30.13330.2016. СНиП 2.04.01-85. Свод правил. Внутренний водопровод и канализация зданий», утвержденный и введенный в действие Приказом Минстроя России от 16 декабря 2016 года № 951/пр.
Абонент должен оборудовать на границе земельного участка помещение водомерного узла. В соответствии с Постановлением Госстроя РФ от 27 сентября 2003 года № 170 «Об утверждении Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда» помещение водомерного узла должно быть защищено от проникновения грунтовых, талых и дождевых вод; содержаться в чистоте, иметь освещение; вход в помещение водомерного узла посторонних лиц не допускается.
Также СП 30.13330.2016 допускается установка счетчиков холодной и/или горячей воды вне зданий, в специальных колодцах в случае, если в паспорте счетчика указано, что он может работать в условиях затопления. При этом предусмотрено, что при устройстве колодца в грунтовых условиях его стенки должны быть надежно гидроизолированы и достигать в высоту 1,5 м, гидроизоляцию должно иметь и днище, основания под колодцы необходимо уплотнять на глубину 1 м.
Согласно п. 4.2.4 ГОСТ Р 50193.2-92, «Требования к установке водосчетчиков», колодец со счетчиком должен быть защищен от затопления и от дождя, пунктом 4.2.5. установлено, что размещение счетчика должно соответствовать его типу. Пункт 4.1.3. указывает, что во всех случаях следует избегать загрязнения, особенно когда счетчик установлен в колодце, путем монтажа счетчика и его арматуры на достаточной высоте над полом. При необходимости колодец снабжается отстойником или стоком для отвода воды.
С доводами истца о том, что счетчики воды должны устанавливаться только в жилых помещениях, при температуре окружающей среды не ниже 5 градусов Цельсия, суд не может согласиться, поскольку тип прибора учета зависит от места его размещения. Также колодезные типы счетчиков предназначены для установки в колодцах.
В соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ № 354 от 06.05.2011г., оснащение жилого помещения приборами учета, ввод установленных приборов учета в эксплуатацию, их надлежащая техническая эксплуатация, сохранность и своевременная замена должны быть обеспечены собственником жилого помещения; также обязанностью потребителя является проведение поверок приборов учета в сроки, установленные технической документацией на прибор учета.
Вместе с тем, в нарушение технических условий полученных истцом, после поверки прибора учета (ДД.ММ.ГГГГ) данный ПУ был установлен на прежнее место.
Согласно акту от ДД.ММ.ГГГГ, составленного по итогу проверки, проведенной контролёром ГУП РО «УРСВ», в присутствии представителя Администрации Богдановского сельского поселения, было выявлено, что узел учета оборудован в нарушение технических условий, в связи с чем, ПУ не было принято к учету.
ДД.ММ.ГГГГ в адрес ответчика поступило заявление от истца об обследовании колодца на предмет наличия (отсутствия) технической возможности установки в нем прибора учета.
По факту проведенного обследования было установлено, что узел учета не соответствует техническим условиям, в связи с чем, прибор учета, прошедший поверку не мог быть опломбирован и принят к коммерческой эксплуатации.
В жилых домах внутридомовые инженерные системы включают расположенные в пределах земельного участка, на котором расположен жилой дом, а также находящиеся в жилом доме инженерные коммуникации (сети), механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, с использованием которых осуществляется потребление коммунальных услуг - п. 2 Правил № 354. Технические требования, предъявляемые при проектировании строительства или реконструкции внутридомовых инженерных систем домовладения регулируются требованиями СНиП 2.4.01-85 «Внутренний водопровод и канализация зданий», с учетом требований СНиП 2.04.02-84 «Водоснабжение. Наружные сети и сооружения» (в соответствующих актуализированных редакциях).
В СНиП 2.4.01-85 «Внутренний водопровод и канализация зданий» определено, что внутренний водопровод - это система трубопроводов и устройств, обеспечивающая подачу воды к санитарно-техническим приборам, пожарным кранам и технологическому оборудованию, обслуживающая одно здание или группу зданий и сооружений и имеющая общее водоизмерительное устройство от сети водопровода населенного пункта или промышленного предприятия.
Согласно п. 9 Правил организации коммерческого учета воды, сточных вод, утвержденных постановлением Правительства РФ от 04.09.2013г. № 776 (далее-Правила № 776) по истечении интервала между поверками либо после выхода приборов учета из строя или их утраты, если это произошло до истечения межповерочного интервала, приборы учета, не соответствующие требованиям законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений, подлежат поверке либо замене на новые приборы учета.
Технической документации, подтверждающей обоснование установки вышедшего из строя прибора учета (в дальнейшем прошедшего поверку) в месте его установки (технических условий на подключение, проекта строительства внутреннего водопровода домовладения, проекта строительства узлов учета), содержащей иные требования по строительству водопровода в домовладении на дату его строительства, чем те которые предусмотрены указанными выше СНИП, абонентом в адрес ГУП РО «УРСВ» не предоставлено.
Данными строительными нормами, техническими условиями и правилами установлено требование по оборудованию прибора учета воды (водоизмерительного устройства) от сети водопровода населенного пункта.
По факту проведенной проверки в колодце, расположенном на территории земельного участка истца, была обнаружена незаконная врезка в обход водомера, вода по которой направлялась на полив приусадебного участка площадью 350 м2, а также заполнения накопительной емкости для летнего душа. Данный факт зафиксировано в Акте контрольного обследования № 285287 от 29.08.2018 г. Узел учета на момент обследования по-прежнему был оборудован в помещении, в нарушение технических условий № 67 от 23.01.2018 г
Истцу было разъяснено о необходимости установки в колодце дополнительного водомера, который бы учитывал воду, затраченную на полив, а также его регистрации в абонентском отделе. Также было разъяснено о необходимости погашения задолженности за предыдущие периоды, возникшей в результате произведенного перерасчета, связанного с не своевременно пройденной поверкой имеющегося прибора учета.
На основании Акта контрольного обследования № 285287 от 29.08.2018г. абоненту был произведен перерасчет за предыдущие периоды с учетом благоустройства жилого помещения абонента по нормативу потребления 5,9 м3 на человека по количеству проживающих 2 человека, с учетом повышающего коэффициента равного 1,5; а так же с учетом имеющейся с поливной площади равной 350 м2 по нормативу 0,18 м3 на 1 кв.м поливной площади.
В произведенном перерасчете учтены все произведенные абонентом оплаты. Начисления по услуге холодного водоснабжения производились согласно нормативов, установленных Постановлением Региональной Службы по тарифам Ростовской области. Данные начисления отражены в акте сверки. Также в перерасчёте учтено ошибочное начисление в апреле 2018г. за полив, которое было снято с истца.
В свою очередь истец, считая начисления неверными, вносила оплату за водопотребление, игнорируя суммы указанные в квитанциях, о чем свидетельствует представленный истцом расчёт, в связи с чем образовалась задолженность, которую истец оплачивала, добросовестно заблуждаясь о необходимости оплаты по показаниям прибора учета.
Согласно акту контрольного обследования № от ДД.ММ.ГГГГ прибор учета (ПУ) водомер СВК-15 № опломбирован контрольной пломбой и принят к учету, в квитанциях на оплату услуг поставленного ресурса указан номер данного прибора учета, начисления с этого момента производятся согласно показаний данного прибора учета. Опломбировка произведена согласно имеющихся технических условий в колодце, на линии эксплуатационного балансового разделения ответственности, узел между сетью ответчика и трубопроводом истца.
Вместе с тем, прибор учета расположенный непосредственно в доме (СВ-15Г №) к учету не может быть принят ответчиком, так как согласно техническим условиям данный прибор учета должен располагаться в колодце на границе эксплуатационной балансовой ответственности.
В соответствии с п. 4 Постановления Правительства от 4 сентября 2013 г. № 766 «Об утверждении правил организации коммерческого учета воды, сточных вод» предусмотрено, что приборы учета воды, сточных вод размещаются абонентом или организацией, осуществляющей транспортировку горячей воды, холодной воды, сточных вод (далее - транзитная организация), на границе балансовой принадлежности сетей или на границе эксплуатационной ответственности абонента и (или) транзитной организации сорганизацией, осуществляющей горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение (далее - организация, осуществляющая водоснабжение и (или) водоотведение), другими организациями, эксплуатирующими водопроводные и (или) канализационные сети, если иное не предусмотрено договорами водоснабжения, договором водоотведения, единым договором холодного водоснабжения и водоотведения, договором по транспортировке холодной воды, договором по транспортировке горячей воды, договором по транспортировке сточных вод, договором о подключении (технологическом присоединении) к централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, договором по водоподготовке, договором по очистке сточных вод, а также иными договорами, заключаемыми с организациями, осуществляющими водоснабжение и (или) водоотведение. Подключение (технологическое присоединение) абонентов к централизованной системе горячего водоснабжения и (или) централизованной системе холодного водоснабжения (далее - централизованные системы водоснабжения) без оборудования узла учета приборами учета воды не допускается.
С учетом изложенного, а также с учетом положений Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 6 мая 2011 г. N 354, поскольку именно на собственника жилого помещения возложена обязанность по осуществлению надлежащей технической эксплуатации, сохранности, своевременной замены приборов учета, суд не усматривает оснований для удовлетворения исковых требований истца.
Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении исковых требований Богдановой ФИО8 к Каменскому филиалу ГУП РО "УРСВ" об обязании опломбировать счетчик, признании незаконным действий, выразившихся в начислении дополнительных выплат за водопотребление, взыскании морального вреда отказать в полном объеме.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ростовский областной суд через Каменский районный суд в течение месячного срока со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Решение в окончательной форме принято 30 мая 2023г.
Судья________________