дело № 2-278/2023
УИД 03RS0033-01-2023-000080-87
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Благовещенск 01 марта 2023 года
Благовещенский районный суд Республики Башкортостан в составе председательствующего судьи Басырова Р.Р.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Романенковым А.В.,
с участием представителя истца – помощника Благовещенского межрайонного прокурора Республики Башкортостан Рассказова И.В., представителя ответчика администрации сельского поселения Изяковский сельсовет муниципального района Благовещенский район Республики Башкортостан Сухаревой К.А., представителя третьего лица администрации Муниципального района Благовещенский район Республики Башкортостан Селезневой А.Л.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Благовещенского межрайонного прокурора Республики Башкортостан Елизарова Д.С. в интересах неопределенного круга лиц к Администрации сельского поселения Изяковский сельсовет муниципального района Благовещенский район Республики Башкортостан о возложении обязанности ликвидировать несанкционированную свалку,
УСТАНОВИЛ:
Благовещенский межрайонный прокурор Республики Башкортостан в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском об обязании Администрацию сельского поселения Изяковский сельсовет муниципального района Благовещенский район Республики Башкортостан ликвидировать несанкционированную свалку, расположенную по адресу: Республика Башкортостан, Благовещенский район, д. <адрес> объемом 501,986 куб. м., площадью 0,5 га.
В обоснование требований указано, что Благовещенской межрайонной прокуратурой Республики Башкортостан во исполнение п.п. 3.1, 3.20 приказа Генерального прокурора РФ от 15.04.2021 № 198 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законодательства об охране окружающей среды» проведена проверка исполнения требований законодательства в сфере обращения с отходами производства и потребления в деятельности органов местного самоуправления. Согласно Уставу сельского поселения к вопросам местного значения Сельского поселения относятся участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению) и транспортированию твердых коммунальных отходов. На территории сельского поселения на земельных участках, право собственности на которые не разграничено, имеется несанкционированная свалка, состоящая из твердых бытовых отходов, расположенная в Благовещенском районе в д. <адрес> объемом 501,986 куб. м., площадью 0,5 га.
Несанкционированная свалка находится на земельном участке, расположенном на территории сельского поселения. Указанная свалка не относится к числу вновь образованных, функционирует более 3 лет, когда полномочия по сбору и вывозу бытовых отходов и мусора возлагались на органы местного самоуправления. Захламления образовались в течение длительного, неоднократного сброса бытовых отходов, которые при надлежащей организации контроля должны были своевременно выявляться и пресекаться. В результате непринятия должных мер по организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора, а также бездействия органа местного самоуправления по ликвидации несанкционированных свалок на территории сельского поселения, на земельных участках право собственности на которые не разграничено, грубо нарушены права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, приводящее также к негативному воздействию на нее.
В судебном заседании представитель истца Рассказов И.В. исковые требования поддержал по основаниям, изложенным в иске, просил удовлетворить.
Представитель ответчика администрации сельского поселения Изяковский сельсовет муниципального района Благовещенский район РБ Сухарева К.А., представитель привлеченного к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора - администрации муниципального района Благовещенский район РБ Селезнева А.Л. с иском согласились, просили установить срок для ликвидации несанкционированной свалки до 7 месяцев. Представитель истца не возражал.
Суд, выслушав стороны, изучив материалы дела, приходит к следующему выводу.
Статьей 42 Конституции Российской Федерации закреплено право каждого на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
В соответствии со ст. 58 Конституции Российской Федерации каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.
Как следует из ч. 1 ст. 13 Земельного кодекса РФ, охрана земель представляет собой деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, направленную на сохранение земли как важнейшего компонента окружающей среды и природного ресурса. В силу ч. 2 ст. 13 Земельного кодекса РФ целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по воспроизводству плодородия земель сельскохозяйственного назначения; защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения химическими веществами, в том числе радиоактивными, иными веществами и микроорганизмами, загрязнения отходами производства и потребления и другого негативного воздействия; защите сельскохозяйственных угодий от зарастания деревьями и кустарниками, сорными растениями, сохранению мелиоративных защитных лесных насаждений, сохранению достигнутого уровня мелиорации. В соответствии со ст. 42 Земельного кодекса РФ, собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны: использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; сохранять межевые, геодезические и другие специальные знаки, установленные на земельных участках в соответствии с законодательством; осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов, в том числе меры пожарной безопасности; не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы.
Согласно п. 18 ч. 1 ст. 14 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" вопросам местного значения городского поселения относятся участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению) и транспортированию твердых коммунальных отходов.
Пункт 1 ст. 8 Федерального закона "Об отходах производства и потребления" также предусматривает, что организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора относится к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области обращения с отходами.
В соответствии с п. 14 ч. 1 ст. 15 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов относится к вопросам местного значения района.
В соответствии с ч. 2 ст. 7 Закон Республики Башкортостан от 18.03.2005 № 162-з «О местном самоуправлении в Республике Башкортостан» к вопросам местного значения сельских поселений относятся вопросы, предусмотренные ч. 3 ст. 14 вышеуказанного Федерального закона. Настоящим Законом за сельскими поселениями закрепляются также другие вопросы местного значения из числа предусмотренных частью 1 статьи 14 Федерального закона вопросов местного значения городских поселений, за исключением предусмотренных п.п. 4, 4.1, 5, 23 ч. 1 ст. 14 Федерального закона.
Кроме того, согласно ч. 3 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131 - ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к полномочиям сельских поселения относится утверждение правил благоустройства территории поселения, осуществление контроля за их соблюдением, организация благоустройства территории поселения в соответствии с указанными правилами.
В силу ч. 1 ст. 51 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.
В соответствии с ч. 1 ст. 13.4 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ Об охране окружающей среды» накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации.
Согласно примечанию к пункту 7.8 ГОСТа 30772-2001, если юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, производящие отходы, не установлены, собственником отходов являются органы местного самоуправления, юридические лица или индивидуальные предприниматели, ответственные за территории, на которых эти отходы находятся.
Собственник земельного участка в силу п. 18 постановления Правительства РФ от 12.11.2016 № 1156 обязан самостоятельно обеспечить ликвидацию места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов или заключить договор на оказание услуг по ликвидации выявленного места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов с региональным оператором.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации в постановления от 26.04.2016 № 13-П «По делу о проверке конституционности пункта 18 части 1 статьи 14 и пункта 14 части 1 статьи 15 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в связи с жалобой администрации муниципального образования «Нерюнгринский район» подчеркнул, что отраслевое законодательство не ставит решение вопроса о характере и объеме полномочий и о финансовых обязательствах муниципальных образований в области обращения с отходами в зависимость от принадлежности соответствующих отходов к конкретному виду (промышленным или бытовым), видовой классификации отходов не может быть придано - при отсутствии специального законодательного регулирования - нормативно-правовое значение в целях установления пределов ответственности муниципальных образований, в том числе с учетом возможной принадлежности отходов, несанкционированно размещенных на территории муниципальною образования, к производным от жизнедеятельности данного местного сообщества.
Пунктом 7.8 Межгосударственного стандарта ГОСТ 30772-2001 Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения» (введен в действие постановлением Госстандарта РФ от 28.12.2001 № 607-сг) предусмотрено, что собственником отходов является юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, производящие отходы, к собственности которого они находятся, которое намерено осуществлять заготовку, переработку отходов и другие работы по обращению с отходами, включая их отчуждение. При этом, согласно примечанию к п. 7.8 ГОСТа 30772-2001 в случае, если собственник отходов не установлен, то собственником отходов являются органы местного самоуправления, юридические лица или индивидуальные предприниматели, ответственные за территории, па которых эти отходы находятся.
Следовательно, в силу ст. 3.3 Федерального закона от 25.10.2001 № 137- ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» полномочиями по распоряжению земельным участком, на котором выявлены места несанкционированного размещения твердых бытовых отходов, обладает именно администрация сельского поселения.
Согласно Уставу сельского поселения следует, что к вопросам местного значения Сельского поселения относятся участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению) и транспортированию твердых коммунальных отходов.
Установлено, что на территории сельского поселения на земельных участках, право собственности, на которые не разграничено, имеется несанкционированная свалка, состоящая из твердых бытовых отходов, полиэтиленовых пакетов, бутылок, расположенные: РБ, Благовещенский район, <адрес> объемом 501,986 куб. м., площадью 0,5 га.
Несанкционированная свалка находятся на земельном участке, расположенном на территории сельского поселения.
Частью 1 ст. 13 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» предусмотрено, что территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями.
Все юридические лица - собственники предприятий, а также владеющие или управляющие имуществом предприятия по основанию, предусмотренному законодательством или договором, обязаны обеспечивать чистоту на площадках по сбору отходов и прилегающей к ней территории; обеспечивать исправность, чистоту и покраску мусорных контейнеров; в весенне-летний период проводить специальную обработку и дезинфекцию контейнеров; контролировать соблюдение графика вывоза мусора.
В соответствии с ч. 1 ст. 22 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В судебном заседании установлено, что Благовещенской межрайонной прокуратурой во исполнение п.п. 3.1, 3.20 приказа Генерального прокурора РФ от 15.04.2021 № 198 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законодательства об охране окружающей среды» проведена проверка исполнения требований законодательства в сфере обращения с отходами производства и потребления в деятельности органов местного самоуправления. Согласно акту проверки, проведенной проверкой установлено, что на территории сельского поселения на вышеназванном земельном участке, право собственности на которые не разграничено, имеется санкционированная свалка, состоящая из твердых бытовых отходов, полиэтиленовых пакетов, бутылок.
Наличие данной свалки подтверждается представленными истцом фототаблицами и не оспаривается ответчиком.
Также, следует учитывать, что указанная свалка не относится к числу вновь образованных, функционирует более 3 лет, когда полномочия по сбору и вывозу бытовых отходов и мусора возлагались на органы местного самоуправления. Захламления образовались в течение длительного, неоднократного сброса бытовых отходов, которые при надлежащей организации контроля должны были своевременно выявляться и пресекаться.
Таким образом, в результате непринятия должных мер по организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора, а также бездействия органа местного самоуправления по ликвидации несанкционированных свалок на территории сельского поселения, на земельных участках право собственности на которые не разграничено, грубо нарушены права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, приводящее также к негативному воздействию на нее.
Учитывая данные обстоятельства, суд считает, что нарушение требований вышеназванного федерального природоохранного законодательства влечет нарушение прав граждан на благоприятную окружающую среду, так как в результате воздействия природных процессов (ветра, дождя) отходы разлагаются, попадают в почву, проникают в подземные воды и по водостокам – в открытые водоемы, отравляя источники водоснабжения. Кроме того, в результате распространения загрязнений по воде и воздуху ставится под угрозу здоровье жителей, проживающих вблизи со свалкой.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что вследствие бездействия Администрации сельского поселения Изяковский сельский совет Благовещенского района РБ по выполнению своих законных обязанностей по организации мер по сбору и вывозу бытовых отходов и мусора образовалась несанкционированная свалка на территории сельского поселения Изяковский сельсовет Благовещенского района РБ, чем нарушаются права и свободы граждан на благоприятную окружающую среду.
Поскольку на момент рассмотрения дела ответчиком не представлено доказательств исполнения требований закона, суд считает, что иск подлежит удовлетворению.
В соответствии с ч.2 ст.206 ГПК РФ, при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Учитывая вышеприведенную норму права, суд считает возможным установить в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено - в течение 7 месяцев со дня вступления в законную силу решения суда.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198, 235 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Благовещенского межрайонного прокурора Республики Башкортостан Елизарова Д.С. в интересах неопределенного круга лиц к Администрации сельского поселения Изяковский сельсовет муниципального района Благовещенский район Республики Башкортостан о возложении обязанности ликвидировать несанкционированную свалку, удовлетворить.
Обязать Администрацию сельского поселения Изяковский сельсовет муниципального района Благовещенский район Республики Башкортостан в течение 7 месяцев со дня вступления решения в законную силу ликвидировать несанкционированную свалку, расположенную:
- Республика Башкортостан, Благовещенский район, д. <адрес> объемом 501,986 куб. м., площадью 0,5 га.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Башкортостан в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме через Благовещенский районный суд Республики Башкортостан.
Судья Р.Р. Басыров
Решение суда в окончательной форме изготовлено 03 марта 2023 года.