Дело (УИД) №29RS0026-01-2021-001513-36
Производство №2-18/2022
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
с. Холмогоры 17 января 2022 года
Холмогорский районный суд Архангельской области в составе председательствующего судьи Коневца С.А.,
при секретаре Жгилёвой С.М.,
с участием прокурора – помощника прокурора Холмогорского района Гагарского Ю.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в с. Холмогоры гражданское дело по иску прокурора в интересах неопределенного круга лиц к государственному казенному учреждению Архангельской области «Дорожное агентство «Архангельскавтодор» о возложении обязанности обеспечить электрическое освещение на автомобильной дороге,
установил:
прокурор Холмогорского района Архангельской области обратился в суд с иском к ответчику в интересах неопределенного круга лиц, в котором просит обязать Государственное казенное учреждение Архангельской области «Дорожное агентство «Архангельскавтодор» (далее по тексту ГКУ АО «Дорожное агентство «Архангельскавтодор», Учреждение) в срок до 01 декабря 2023 года обеспечить надлежащее стационарное электрическое освещение на участке км. 4+830 – км. 7+050 автомобильной дороги «Подъезд к с. Холмогоры от автомобильной дороги М-8 «Холмогоры» в границах населенного пункта д. Данилово Холмогорского района Архангельской области в соответствие с требованиями ГОСТ Р 50597-2017, ГОСТ Р 52766-2007, сводов правил и национальных стандартов.
Свои требования обосновывает тем, что в ходе проведенной прокуратурой Холмогорского района проверки о безопасности дорожного движения выявлены нарушения закона в части содержания автомобильной дороги общего пользования регионального значения 11 ОП РЗ 11К-851 «Подъезд к с. Холмогоры от автомобильной дороги М-8 «Холмогоры», актом выявленных недостатков в эксплуатационном состоянии автомобильной дороги «Подъезд к с. Холмогоры от автомобильной дороги М-8 «Холмогоры», составленным старшим государственным инспектором дорожного надзора ОГИБДД ОМВД России по Холмогорскому району Архангельской области 17 ноября 2021 года установлено, что в границах населенного пункта д. Данилово МО «Матигорское» Холмогорского района Архангельской области, на участке км. 4+830 – км. 7+050, обозначенного дорожными знаками 5.23.1 «Начало населенного пункта», 5.24.1 «Конец населенного пункта», а также на расстоянии 100 метров до и после населенного пункта, в нарушение ГОСТ Р 50597-2017, ГОСТ Р 52766-2007 отсутствует надлежащее уличное освещение.
Прокурор в судебном заседании требования поддержал по доводам искового заявления, с учетом представленных возражений относительно срока исполнения решения суда и срока предъявления исполнительного листа, полагает возможным установить срок исполнения до 01 декабря 2024 года.
Представитель ответчика ГКУ Архангельской области «Дорожное агентство «Архангельскавтодор» в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом. Согласно представленному отзыву считает, что Учреждение не может непосредственно осуществлять производство работ, поскольку создано для осуществления управленческих, социально- культурных и иных функций. Кроме того, Учреждение самостоятельно не определяет стратегические направления развития дорог, принятие решения о проведении капитального ремонта, строительства и реконструкции дорог осуществляют органы государственной власти Архангельской области. Постановлением Правительства Архангельской области от 8 октября 2013 г № 463-пп утверждена Государственная программа Архангельской области «Развитие транспортной системы Архангельской области», направленная на развитие транспортной системы для устойчивого социально-экономического развития области, которой не предусмотрен капитальный ремонт, реконструкция автомобильной дороги общего пользования регионального значения «Подъезд к с. Холмогоры от автомобильной дороги М-8 «Холмогоры» на участке км 4+830 - км 7+050 в границах населенного пункта д. Данилово Холмогорского района Архангельской области, в целях его обустройства стационарным электрическим освещением. Поскольку в соответствии с Уставом Учреждения финансовое обеспечение его деятельности осуществляется за счет средств областного бюджета Архангельской области, то выполнение соответствующих мероприятий возможно только на объектах, поименованных в данной программе и в установленные государственной программой сроки. Просит в иске к ГКУ Архангельской области «Дорожное агентство «Архангельскавтодор» отказать. В случае удовлетворения исковых требований просит предоставить срок для исполнения решения суда до 01 декабря 2025 года.
Третье лицо Правительство Архангельской области просило рассмотреть дело в отсутствие своего представителя, представило возражения на иск, в которых указало, что автодороги, указанные в иске включены в Перечень автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения Архангельской области, и закреплены на праве оперативного управления за ответчиком. Функции по ремонту и содержанию дорог регионального значения осуществляет ГКУ Архангельской области «Дорожное агентство «Архангельскавтодор». В случае удовлетворения требований просили установить разумный срок для исполнения решения.
Представитель третьего лица ОГИБДД ОМВД России по Холмогорскому району в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом.
Представитель привлеченного в качестве третьего лица Министерство транспорта Архангельской области в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом.
В соответствии со ст. 167 ГПК РФ дело рассмотрено при данной явке.
Исследовав материалы дела, выслушав прокурора, суд приходит к следующему.
Правовые основы обеспечения безопасности дорожного движения на территории Российской Федерации определены в Федеральном законе от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения».
В силу ст. 12 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог техническим регламентам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.
Согласно ст. 12 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относятся, в том числе, осуществление регионального государственного надзора за обеспечением сохранности автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения; разработка основных направлений инвестиционной политики в области развития автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения; утверждение перечня автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения, перечня автомобильных дорог необщего пользования регионального или межмуниципального значения; осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения; утверждение нормативов финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт, содержание автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения и правил расчета размера ассигнований бюджета субъекта Российской Федерации на указанные цели.
В силу ст. 12 Закона Архангельской области от 12.11.2002 №125-17-ОЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Архангельской области» планирование, организация и осуществление дорожной деятельности осуществляются органами государственной власти Архангельской области в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе путем разработки, принятия и реализации государственных и ведомственных целевых программ Архангельской области по обеспечению сохранности и развития автомобильных дорог.
На основании пункта 2.1 Устава ГКУ Архангельской области «Дорожное агентство «Архангельскавтодор» предметом деятельности Учреждения является осуществление в пределах определенной уставом компетенции полномочий исполнительных органов государственной власти Архангельской области в сфере использования автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения на территории Архангельской области, включая территорию Ненецкого автономного округа и осуществления на них дорожной деятельности.
Целями деятельности ГКУ Архангельской области «Дорожное агентство «Архангельскавтодор» в силу пункта 2.2 Устава являются, в том числе, организация дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог за счет и в пределах предназначенных для этой цели финансовых средств, обеспечение в пределах своей компетенции безопасного бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам за счёт и в пределах предназначенных для этой цели финансовых средств; обеспечение сохранности автомобильных дорог и сооружений на них.
Для достижения указанных целей Учреждение участвует в разработке проектов областных программ развития сети автомобильных дорог и их содержания, финансируемых из средств областного бюджета; осуществляет, в том числе, функции государственного заказчика по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту, содержанию автомобильных дорог и иного имущества, входящего в состав автомобильных дорог, а также функции государственного заказчика областных целевых программ в сфере дорожного хозяйства Архангельской области (п. 2.3 Устава).
В соответствии с Постановлением Правительства Архангельской области от 13.06.2017 №237-пп «Об утверждении перечня автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения Архангельской области, перечня ледовых переправ, не вошедших в протяженность автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения Архангельской области, и перечня зимних автомобильных дорог (зимников) общего пользования, устройство и содержание которых осуществляется на автомобильных дорогах, принятых на основании договоров безвозмездного пользования, заключенных государственным казенным учреждением Архангельской области «Дорожное агентство «Архангельскавтодор», автомобильная дорога общего пользования 11 ОП РЗ 11К-851 «Подъезд к с. Холмогоры от автомобильной дороги М-8 «Холмогоры» отнесена к автомобильным дорогам общего пользования регионального значения.
Данная автомобильная дорога находится в собственности субъекта Российской Федерации – Архангельской области, передана на праве оперативного управления ответчику.
Таким образом, полномочия исполнительных органов государственной власти Архангельской области в сфере использования автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения на территории Архангельской области, включая участок км. 4+830 – км. 7+050 автомобильной дороги «Подъезд к с. Холмогоры от автомобильной дороги регионального значения общего пользования М-8 «Холмогоры» в границах населенного пункта д. Данилово Холмогорского района Архангельской области» и осуществление на нем дорожной деятельности, входят в компетенцию ГКУ Архангельской области «Дорожное агентство «Архангельскавтодор».
Из материалов дела следует, что актом выявленных недостатков в эксплуатационном состоянии автомобильной дороги «Подъезд к с. Холмогоры от автомобильной дороги М-8 «Холмогоры», составленным старшим государственным инспектором дорожного надзора ОГИБДД ОМВД России по Холмогорскому району Архангельской области 17 ноября 2021 года установлено, что по в границах населенного пункта д. Данилово МО «Матигорское» Холмогорского района Архангельской области, на участке км. 4+830 – км. 7+050, обозначенного дорожными знаками 5.23.1 «Начало населенного пункта», 5.24.1 «Конец населенного пункта», а также на расстоянии 100 метров до и после населенного пункта, в нарушение ГОСТ Р 50597-2017, ГОСТ Р 52766-2007 отсутствует надлежащее уличное освещение. По данному факту 28.10.2021 ОГИБДД ОМВД России по Холмогорскому району в отношении ГКУ Архангельской области «Дорожное агентство «Архангельскавтодор» составлен протокол об административном правонарушении по ч. 1 ст. 12.34 КоАП РФ.
В силу ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 08 ноября 2007 года N 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» протяженность автомобильной дороги в границах населенного пункта исчисляется от начальной точки до конечной точки автомобильной дороги по ее центральной оси.
В соответствии со ст. 46 Федерального закона от 27.12.2002 № 184-ФЗ «О техническом регулировании» со дня вступления в силу данного закона впредь до вступления в силу соответствующих технических регламентов требования к продукции или к связанным с ними процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными документами федеральных органов исполнительной власти, подлежат обязательному исполнению в части, соответствующей целям защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц. государственного или муниципального имущества.
Пунктом 6.9 «ГОСТ Р 50597-2017. Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля» (утв. Приказом Росстандарта от 26.09.2017 № 1245-ст) предусмотрено, что горизонтальная освещенность покрытия проезжей части улиц и ее равномерность должны быть не ниже значений, указанных в ГОСТ Р 52766, опоры искусственного освещения на дорогах должны соответствовать требованиям ГОСТ 32947, включение и выключение наружных осветительных установок осуществляют при естественной освещенности по ГОСТ Р 52766.
Согласно пункту 4.6.1.1 ГОСТ Р 52766-2007 «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования» на участках автомобильных дорог, проходящих по населенным пунктам и за их пределами на расстоянии от них не менее 100 м, должно быть предусмотрено стационарное электрическое освещение.
В соответствии с п. 10.1 «СП 34.13330.2021. Свод правил. Автомобильные дороги. СНиП 2.05.02-85*» следует, что обустройство автомобильных дорог техническими средствами и устройствами организации и обеспечения безопасности дорожного движения, в том числе средствами улучшения видимости (стационарное электрическое освещение, дорожные зеркала) следует проводить с учетом требований ГОСТ Р 52766.
Пунктом 7.44 СНиП 23-05-95 «Естественное и искусственное освещение» (утв. постановлением Минстроя РФ от 02.08.1995 № 18-78) предусмотрено, что на улицах и дорогах сельских поселений частичное или полное отключение освещения в ночное время не допускается.
Наличие на участке дороги надлежащего стационарного электрического освещения, предназначенного для улучшения условий видимости, обеспечения безопасности дорожного движения, напрямую связано с достижением указанных целей, предусмотренных статьей 46 Федерального закона от 27.12.2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании».
Суд считает данные исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Суд пришел к выводу об обоснованности возражений ответчика относительно предлагаемого срока исполнения, с учетом доводов прокурора полагает достаточным срок исполнения решения суда 01 декабря 2024 года.
В соответствии со ст. 103 ГПК РФ государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден, взыскивается с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, в размере 300 руб.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ «░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░░░░░░░░» ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ «░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░░░░░░░░» ░ ░░░░ ░░ 01 ░░░░░░░ 2024 ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░. 4+830 – ░░. 7+050 ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ «░░░░░░░ ░ ░. ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░-8 «░░░░░░░░░» ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░. ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ 50597-2017, ░░░░ ░ 52766-2007, ░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ «░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░░░░░░░░» ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░ 300 ░░░. 00 ░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░
(░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 24 ░░░░░░ 2022 ░░░░)