Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-1-1339/2023 ~ М-1-1175/2023 от 23.11.2023

дело (УИД) № 57RS0014-01-2023-001628-47

производство №2-1-1339/2023

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

21 декабря 2023 года город Мценск

Мценский районный суд Орловской области в составе:

председательствующего судьи Квасовой О.В.,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Аминевой А.А.,

с участием представителя истца помощника Мценского межрайонного прокурора Орловской области Решетниковой Н.Г.,

представителя ответчиков администрации г. Мценска Орловской области и Управления жилищно-коммунального хозяйства администрации г. Мценска Орловской области Власовой Е.В.,

представителя ответчика муниципального унитарного предприятия «Мценск-Тепло» г. Мценска Полуляка Г.В.,

представителя третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Приокского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору Изотова В.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Мценского районного суда Орловской области гражданское дело по исковому заявлению Мценской межрайонной прокуратуры Орловской области, действующей в защиту интересов неопределенного круга лиц, к администрации г. Мценска Орловской области, Управлению жилищно-коммунального хозяйства администрации г. Мценска Орловской области и муниципальному унитарному предприятию «Мценск-Тепло» г. Мценска о возложении обязанности,

установил:

Мценская межрайонная прокуратура Орловской области, действующая в защиту интересов неопределенного круга лиц, обратилась в суд с иском к администрации г. Мценска Орловской области и муниципальному унитарному предприятию «Мценск-Тепло» г. Мценска (далее по тексту МУП «Мценск-Тепло» г. Мценска) о возложении обязанности исполнить мероприятия муниципальной программы «Замена инженерных сетей теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения, отработавших нормативный срок службы, расположенных на территории города Мценска, на 2022-2024 года», утвержденной постановлением администрации г. Мценска от 10 ноября 2021 года №1065 и организовать работы по замене участков сетей теплоснабжения, отработавших нормативный срок службы свыше 25 лет.

В обоснование заявленных требований указано, что Мценской межрайонной прокуратурой была проведена проверка исполнения законодательства при подготовке объектов жилищно-коммунального хозяйства в рамках отопительного сезона 2023-2024 гг., в том числе исполнения муниципальной программы.

В ходе данной проверки установлено, постановлением администрации г. Мценска от 10.11.2021 №1065 утверждена муниципальная программа «Замена инженерных сетей теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения, отработавших нормативный срок службы, расположенных на территории города Мценска, на 2022-2024 годы» (далее - Программа). В рамках Программы реализуются мероприятия по замене участков сетей теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения, отработавших нормативный срок службы свыше 25 лет. Основное мероприятие - замена участков тепловых сетей, отработавших нормативный срок службы свыше 25 лет. В результате реализации данного мероприятия ожидается, что замена участков тепловых сетей, отработавших нормативный срок службы свыше 25 лет, составит не менее 12,6 км, замена будет производиться по 4,2 км ежегодно. Источник финансирования Программы - средства муниципальных предприятий теплоснабжения. На территории г. Мценска эксплуатацию сетей теплоснабжения осуществляет муниципальное унитарное предприятие «Мценск-Тепло» г. Мценска. В 2023 году фактически замена участков сетей теплоснабжения МУП «Мценск-тепло» г. Мценска осуществлена только на 0,6 км из 4,2 км запланированных сетей. В аналогичном периоде прошлого года заменено 2,07 км тепловых сетей, по результатам диагностики продлена эксплуатация 2,18 км тепловых сетей. Как правило, замена тепловых сетей производится лишь в результате аварии. Таким образом, по состоянию на 20 ноября 2023 года цели Программы не достигнуты, замена участков сетей теплоснабжения, отработавших нормативный срок свыше 25 лет, не выполнена.

С учетом уточнения исковых требований, истец просит обязать МУП «Мценск-тепло» г. Мценска исполнить мероприятия, предусмотренные муниципальной программой «Замена инженерных сетей теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения, отработавших нормативный срок службы, расположенных на территории города Мценска, на 2022-2024 годы», утвержденной постановлением администрации г. Мценска от 10 ноября 2021 года № 1065, в части замены запланированных участков сетей теплоснабжения в 2022 и 2023 годах; обязать администрацию г. Мценска Орловской области в соответствии с имеющимися полномочиями обеспечить контроль за достижением конечных результатов муниципальной программой «Замена инженерных сетей теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения, отработавших нормативный срок службы, расположенных на территории города Мценска, на 2022-2024 годы», утвержденной постановлением администрации г. Мценска от 10 ноября 2021 года №1065, в части замены запланированных участков сетей теплоснабжения в 2022 и 2023 годах.

В ходе рассмотрения дела к участию в деле в качестве соответчика было привлечено Управление жилищно-коммунального хозяйства администрации г. Мценска Орловской области.

В судебном заседании представитель истца помощник Мценского межрайонного прокурора Орловской области Решетникова Н.Г. исковые требования с учетом уточнения поддержала по доводам, изложенным в иске.

Представитель ответчиков администрации г. Мценска Орловской области и Управления жилищно-коммунального хозяйства администрации г. Мценска Орловской области Власова Е.В. исковые требования с учетом уточнения не признала, пояснив, что администрация г. Мценска Орловской области является не надлежащим ответчиком, согласно утвержденной программы Управление жилищно-коммунального хозяйства администрации г. Мценска Орловской области осуществляет контроль реализации программы и достижения конечных результатов.

Представитель ответчика муниципального унитарного предприятия «Мценск-Тепло» г. Мценска Полуляк Г.В. исковые требования с учетом уточнения признал в полном объеме.

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Приокского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору Изотов В.Н. не возражал против удовлетворения требований.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В силу статьи 17 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления городских округов обладают полномочиями в сфере организации теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения.

Исходя из положений пунктов 3, 4, 8, 11 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относится, в том числе, владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности городского округа, организация в границах городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом, организация мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа, участие в предупреждении и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Статьей 10 Федерального закона от 7 декабря 2011 года №416 «О водоснабжении и водоотведении» установлено, что собственники или иные законные владельцы централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, нецентрализованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и их отдельных объектов, организации, осуществляющие горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, принимают меры по обеспечению безопасности таких систем и их отдельных объектов, направленные на их защиту от угроз техногенного, природного характера и террористических актов, предотвращение возникновения аварийных ситуаций.

В соответствии со статьей 8 Федерального закона от 30 марта 1999 года №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.

Органы государственной власти и органы местного самоуправления, организации всех форм собственности, индивидуальные предприниматели, граждане обеспечивают соблюдение требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения за счет собственных средств (пункт 2 статьи 2 Федерального закона №52-ФЗ).

В соответствии со статьей 6 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» (далее - Федеральный закон №190-ФЗ) к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, городских округов по организации теплоснабжения на соответствующих территориях относятся: организация обеспечения надежного теплоснабжения потребителей на территориях поселений, городских округов, в том числе принятие мер по организации обеспечения теплоснабжения потребителей в случае неисполнения теплоснабжающими организациями или теплосетевыми организациями своих обязательств либо отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств; выполнение требований, установленных правилами оценки готовности поселений, городских округов к отопительному периоду, и контроль за готовностью теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций, отдельных категорий потребителей к отопительному периоду; утверждение схем теплоснабжения поселений, городских округов с численностью населения менее пятисот тысяч человек, в том числе присвоение статуса единой теплоснабжающей организации; согласование инвестиционных программ организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения, за исключением таких программ, которые согласовываются в соответствии с законодательством Российской Федерации об электроэнергетике; осуществление в ценовых зонах теплоснабжения после окончания переходного периода муниципального контроля за выполнением единой теплоснабжающей организацией мероприятий по строительству, реконструкции и модернизации объектов теплоснабжения, необходимых для развития, повышения надежности и энергетической эффективности системы теплоснабжения, определенных для нее в схеме теплоснабжения; рассмотрение разногласий, возникающих между единой теплоснабжающей организацией и потребителем тепловой энергии при определении в договоре теплоснабжения значений параметров качества теплоснабжения и (или) параметров, отражающих допустимые перерывы в теплоснабжении, в ценовых зонах теплоснабжения, в порядке обязательного досудебного урегулирования споров и определение значений таких параметров, рекомендуемых для включения в договор теплоснабжения.

Из содержания части 6 статьи 21 Федерального закона №190-ФЗ следует, что в случае приобретения муниципальным образованием источника тепловой энергии, тепловых сетей оно несет ответственность за их эксплуатацию.

Положениями частей 4 и 5 статьи 20 Федерального закона №190-ФЗ предусмотрена проверка готовности к отопительному сезону, как муниципальных образований, так и теплоснабжающих (теплосетевых) организаций, которые обязаны обеспечить безаварийную работу объектов теплоснабжения; обеспечить надежное теплоснабжение потребителей.

Пунктом 17 статьи 2 Федерального закона №190-ФЗ определено, что под надежностью теплоснабжения следует понимать характеристику состояния системы теплоснабжения, при котором обеспечиваются качество и безопасность теплоснабжения.

В соответствии с абзацем 1 статьи 7 Федерального закона от 21.12.1994 №68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» мероприятия, направленные на предупреждение чрезвычайных ситуаций, а также на максимально возможное снижение размеров ущерба и потерь в случае их возникновения, проводятся заблаговременно.

Из материалов дела следует и установлено судом, что постановлением администрации г. Мценска от 10.11.2021 №1065 утверждена муниципальная программа «Замена инженерных сетей теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения, отработавших нормативный срок службы, расположенных на территории города Мценска, на 2022-2024 годы».

Целью данной программы является поддержание в нормативном состоянии инженерных сетей теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения путем проведения замены участков сетей, отработавших нормативный срок службы свыше 25 лет.

Задачами программы являются выполнение работ по замене участков сетей теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения, отработавших срок службы свыше 25 лет.

Заказчиком программы является администрация г. Мценска со сроками реализации программы 2022-2024 годы. Система показателей (индикаторов) сформирована с учетом обеспечения возможности проверки и подтверждения достижения цели и решения задачи программы. В рамках программы реализуются мероприятия по замене участков сетей теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения, отработавших нормативный срок службы свыше 25 лет.

Основным мероприятием является замена участков тепловых сетей, отработавших нормативный срок службы свыше 25 лет. В результате реализации программы ожидается замена участков тепловых сетей не менее 12,6 км, по 4,2 км ежегодно.

Источником финансирования программы являются средства муниципальных предприятий теплоснабжения.

На территории г. Мценска Орловской области эксплуатацию сетей теплоснабжения осуществляет МУП «Мценск-Тепло» г. Мценска. В соответствии с Уставом МУП Мценск-Тепло» г. Мценска - предприятие создано для осуществления деятельности с целью обеспечения тепловой энергией потребителей г. Мценска. МУП «Мценск - Тепло» г. Мценска осуществляется следующие виды деятельности: реализация тепловой энергии, транспортировка теплоносителя; деятельность по обеспечению работоспособности тепловых сетей и котельных; эксплуатация котлов, сосудов, работающих под давлением, трубопроводов пара и горячей воды; ремонт тепловых сетей и другие виды деятельности.

Мценской межрайонной прокуратурой Орловской области проведена проверка, в ходе которой установлено, что в 2023 году замена участков сетей теплоснабжения МУП «Мценск-Тепло» г. Мценска осуществлена только на 0,6 км из 4,2 км запланированных сетей. В 2022 году заменено 2,07 км тепловых сетей, по результатам диагностики продлена эксплуатация 2,18 км тепловых сетей. Как правило, замена тепловых сетей производится лишь в результате аварии.

Распоряжением главы г. Мценска от 05.10.2023 № 447р «О начале отопительного сезона 2023-2024 гг.» пуск тепла на территории г. Мценска начат с 09.10.2023.

04 октября 2023 года МУП «Мценск-тепло» г. Мценска заключило договор с обществом с ограниченной ответственностью «Металлэксперт» на проведение диагностики 3,98 км трубопровода тепловых сетей для оценки возможности дальнейшей эксплуатации и необходимости их срочной замены, по результатам диагностики срок эксплуатации продлен на 3 года.

При этом техническое состояние инженерных сетей и объектов коммунального назначения устанавливается по показателю физического износа, характеризующему степень утраты первоначальных эксплуатационных свойств. Физический износ определяется путем обследования инженерных сетей, эксплуатируемых 25 лет и более, и несущих конструкций объектов коммунального назначения визуальным способом, инструментальными методами контроля и гидравлическими испытаниями, проводимыми ежегодно в соответствии с требованиями технической эксплуатации инженерных сетей и оборудования. По полученным результатам проведенных технических обследований оформляются акты осмотров инженерных сетей и (или) заключения сторонних организаций. По итогам проведенных мероприятий решается вопрос о необходимости проведения замены участков инженерных сетей учитывая годы ввода в эксплуатацию представленных участков, количество порывов, актов осмотров и заключений сторонних организаций (при необходимости). Планы мероприятий по проведению замены участков инженерных сетей формируются в обязательном порядке с учетом предписания, распоряжения надзорных органов, предусматривающие требования по замене конкретных элементов и систем.

Таким образом, установлено, что на дату рассмотрения спора цели программы не достигнуты, замена участков сетей теплоснабжения, отработавших нормативный срок свыше 25 лет в 2022 и 2023 годах не выполнена.

Данные обстоятельства подтверждаются актом проверки готовности муниципального образования город Мценск к отопительному периоду 2023-2024 гг. комиссией Приокского управления Ростехнадзора от 13 октября 2023 года. Представителями ответчиков данные обстоятельства при рассмотрении дела также не оспаривались.

Учитывая, что замена участков тепловых сетей, отработавших нормативный срок свыше 25 лет, в соответствии с Программой не производится в установленные сроки, тогда как их протяженность ежегодно будет нарастать и приведет к увеличению аварийности на тепловых сетях, что негативно скажется на надежности теплоснабжения потребителей, исковые требования следует удовлетворить.

Возложение на административных ответчиков обязанности по обеспечению контроля за достижением конечных результатов соответствует требованиям соразмерности способа защиты нарушенного права, положениям части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

исковые требования Мценской межрайонной прокуратуры Орловской области, действующей в защиту интересов неопределенного круга лиц, удовлетворить.

Обязать муниципальное унитарное предприятие «Мценск-Тепло» г. Мценска (ИНН ) исполнить мероприятия, предусмотренные муниципальной программой «Замена инженерных сетей теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения, отработавших нормативный срок службы, расположенных на территории города Мценска, на 2022-2024 годы», утвержденной постановлением администрации г. Мценска от 10 ноября 2021 года № 1065, в части замены запланированных участков сетей теплоснабжения в 2022 и 2023 годах.

Обязать администрацию г. Мценска Орловской области, Управление жилищно-коммунального хозяйства администрации г. Мценска Орловской области в соответствии с имеющимися полномочиями обеспечить контроль за достижением конечных результатов муниципальной программой «Замена инженерных сетей теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения, отработавших нормативный срок службы, расположенных на территории города Мценска, на 2022-2024 годы», утвержденной постановлением администрации г. Мценска от 10 ноября 2021 года № 1065, в части замены запланированных участков сетей теплоснабжения в 2022 и 2023 годах.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Орловского областного суда через Мценский районный суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Мотивированный текст решения изготовлен 28 декабря 2023 года.

Председательствующий О.В. Квасова

2-1-1339/2023 ~ М-1-1175/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Мценская межрайонная прокуратура
Решетникова Надежда Геннадьевна
Ответчики
Администрация г. Мценска Орловской области
Управление ЖКХ администрации г. Мценска
МУП "Мценск Тепло"
Другие
Власова Елена Викторовна
Полуляк Георгий Валентинович
Изотов Виктор Николаевич
Приокское управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору
Суд
Мценский районный суд Орловcкой области
Судья
Квасова О.В.
Дело на странице суда
mcensky--orl.sudrf.ru
23.11.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
23.11.2023Передача материалов судье
28.11.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
28.11.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
07.12.2023Подготовка дела (собеседование)
07.12.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
21.12.2023Судебное заседание
28.12.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
09.01.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее