Дело №
№
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Кировский районный суд <адрес>
в составе председательствующего судьи Лопаткина В.А.,
при секретарях судебного заседания ФИО1, ФИО2,
с участием старшего помощника прокурора КАО <адрес> ФИО3, представителя ответчика БДОУ <адрес> «Детский сад №» - ФИО4,
рассмотрев ДД.ММ.ГГГГ года в открытом судебном заседании в <адрес>
гражданское дело по иску прокурора Кировского административного округа <адрес> в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, в том числе несовершеннолетних к бюджетному дошкольному общеобразовательному учреждению <адрес> «Детский сад №»,
установил:
Прокурор Кировского административного округа <адрес>, действующий в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, в том числе несовершеннолетних обратился в суд с иском к БДОУ <адрес> «Детский сад №», Департаменту образования Администрации <адрес> об обязании устранить имеющиеся нарушения, выделении финансирования. В обоснование исковых требований указал, что в ходе проведенной прокуратурой проверки соблюдения требований законодательства в сфере санитарно-эпидемиологическом благополучии населения в деятельности БДОУ <адрес> «Детский сад №» выявлены нарушения, указанные в предписании Управления Роспотребнадзора по <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ (срок исполнения до ДД.ММ.ГГГГ), а именно: использование несоответствующих баков для приготовления блюд; отсутствие оборудования в зоне размещения электроплиты на пищеблоке локальной вытяжной системой; плитка с дефектами на полу в варочном зале, складе скоропортящихся продуктов; электрокипятильник, предназначенный для кипячения воды детям (питьевой режим), в исправном состоянии; источник искусственного освещения с дефектами в прачечной, гладильной. Из материалов проверки следует, что БДОУ <адрес> «Детский сад №» собственными средствами для устранения нарушений требований санитарно-эпидемиологического законодательства не располагает. Департаментом образования Администрации <адрес> вопрос возможности финансирования вышеназванных работ до настоящего времени не рассмотрен. Департаментом образования Администрации <адрес> вопрос возможности финансирования вышеназванных работ будет рассмотрен в ходе исполнения бюджета <адрес> на 2024 год и плановый период 2025-2026 годов. На основании изложенного просит обязать БДОУ <адрес> БДОУ <адрес> «Детский сад №» устранить нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства, указанные в предписаниях Управления Роспотребнадзора по <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ (п. 3, п. 4, п. 6, п. 9, п. 10), обязать департамент образования Администрации <адрес> обеспечить финансирование работ по устранению нарушений санитарно-эпидемиологического законодательства в БДОУ <адрес> «Детский сад №», расположенного по адресу: <адрес>.
Впоследствии истцом представлено уточненное исковое заявление, согласно которому истец просил суд обязать БДОУ <адрес> «Детский сад №» устранить нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства, указанные в предписаниях Управления Роспотребнадзора по <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ (п. 3, п. 4, п. 6, п. 9, п. 10). В части требований к Департаменту образования Администрации <адрес> об обязании департамента образования Администрации <адрес> обеспечить финансирование работ по устранению нарушений санитарно-эпидемиологического законодательства в БДОУ <адрес> «Детский сад №» истец отказался.
Старший помощник прокурора Кировского АО <адрес> ФИО3 в судебном заседании уточненные исковые требования поддержала в полном объеме.
Представитель ответчика БДОУ <адрес> «Детский сад №» ФИО4, действующая на основании Устава в судебном заседании факт нарушения законодательства не отрицала.
Департамент образования Администрации <адрес> в судебное заседание не явился, о времени и месте слушания дела извещен надлежащим образом, причины неявки суду не сообщил, ходатайствовал о рассмотрении дела без участия представителя.
Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав и законных интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц.
В силу ч. 2 ст. 15 Конституции Российской Федерации органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.
Статьей 2 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.
На основании п. 2 ч. 6 ст. 28, п. 8 и 9 ч. 1 ст. 41 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации, обеспечить безопасность обучающихся и проводить профилактику несчастных случаев с обучающимися во время пребывания их в образовательной организации.
Статья 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 52-ФЗ «О санитарно- эпидемиологическом благополучии населения» (далее - Федеральный закон № 52-ФЗ) гарантирует охрану прав граждан на благоприятную среду обитания.
Юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц (ст. 11 Федерального закона № 52-ФЗ).
В соответствии со ст. 28 Федерального закона № 52-ФЗ в организациях отдыха и оздоровления детей, дошкольных и других образовательных организациях независимо от организационно-правовых форм должны осуществляться меры по профилактике заболеваний, сохранению и укреплению здоровья обучающихся и воспитанников, в том числе меры по организации их питания, и выполняться требования санитарного законодательства.
Согласно ст. 24 Федерального закона № 52-ФЗ при эксплуатации производственных, общественных помещений, зданий, сооружений, оборудования и транспорта должны обеспечиваться безопасные для человека условия труда, быта и отдыха в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами РФ.
Положениями ч. 6 и ч. 7 ст. 55.24 ГРК РФ закреплено, что в целях обеспечения безопасности зданий, сооружений в процессе их эксплуатации должны обеспечиваться техническое обслуживание зданий, сооружений, эксплуатационный контроль, текущий ремонт зданий, сооружений. Эксплуатационный контроль за техническим состоянием зданий, сооружений проводится в период эксплуатации таких зданий, сооружений путем осуществления периодических осмотров, контрольных проверок и (или) мониторинга состояния оснований, строительных конструкций, систем инженерно-технического обеспечения и сетей инженерно-технического обеспечения в целях оценки состояния конструктивных и других характеристик надежности и безопасности зданий, сооружений, систем инженерно-технического обеспечения и сетей инженерно-технического обеспечения и соответствия указанных характеристик требованиям технических регламентов, проектной документации, а также в соответствии с исполнительной документацией.
Согласно ч. 8 ст. 55.24 ГрК РФ, техническое обслуживание зданий, сооружений, текущий ремонт зданий, сооружений проводятся в целях обеспечения надлежащего технического состояния таких зданий, сооружений. Под надлежащим техническим состоянием зданий, сооружений понимаются поддержание параметров устойчивости, надежности зданий, сооружений, а также исправность строительных конструкций, систем инженерно-технического обеспечения, сетей инженерно-технического обеспечения, их элементов в соответствии с требованиями технических регламентов, проектной документации и в соответствии с исполнительной документацией.
В судебном заседании установлено, что здание, расположенное по адресу: <адрес> находится в оперативном управлении БДОУ <адрес> «Детский сад №».
БДОУ <адрес> «Детский сад №» является юридическим лицом (имеет самостоятельный баланс, лицевые счета, открытые в установленном законом порядке, печать установленного образца, штамп и бланки со своим наименованием), осуществляющим образовательную деятельность на основании Устава, лицензии Министерства образования <адрес>.
В ходе осуществления надзорной деятельности прокуратурой Кировского АО проведена проверка соблюдения требований в сфере санитарно-эпидемиологического законодательства в деятельности БДОУ <адрес> «Детский сад №», расположенного по адресу: <адрес>.
В ходе проверки установлено, что БДОУ <адрес> «Детский сад №» функционирует с многочисленными имеющимися нарушениями санитарно-эпидемиологического законодательства, предписанием Управления Роспотребнадзора по <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ предписано: для приготовления блюд использовать баки из нержавеющей стали (п. 2.4.6.2 СП ДД.ММ.ГГГГ-20); оборудовать зону размещения электроплиты на пищеблоке локальной вытяжной системой (п. 2.13 СаиПин 2.3/ДД.ММ.ГГГГ-20); заменить плитку с дефектами на полу в варочном зале, складе скоропортящихся продуктов (п. 2.5.2 СП ДД.ММ.ГГГГ-20, п. 2.16 СанПин 2.3/ДД.ММ.ГГГГ-20); обеспечить кипятильником в исправном состоянии, предназначенным для кипячения воды детям (питьевой режим (п. 2.6.6, 2.4.6.2 СП ДД.ММ.ГГГГ-20); заменить источники искусственного освещения в прачечной, гладильной (п. 2.8.9 СП ДД.ММ.ГГГГ-20).
Из материалов проверки следует, что БДОУ <адрес> «Детский сад №», в связи с отсутствием собственных денежных средств, ДД.ММ.ГГГГ направлялась служебная записка о выделении средств, необходимых для устранения нарушений требований законодательства, однако Департаментом образования Администрации <адрес> вопрос возможности финансирования вышеназванных работ будет рассмотрен только в ходе исполнения бюджета <адрес> на 2023 год и плановый период 2024-2025 годов.
В настоящее время департаментом образования Администрации <адрес> денежные средства для проведения ремонтных работ не выделены.
Согласно п. 1.6. Устава БДОУ <адрес> «Детский сад №» учредителем Учреждения является муниципальное образование городской округ <адрес>. Функции и полномочия Учреждения осуществляет департамент образования Администрации <адрес>.
БДОУ <адрес> «Детский сад №» является некоммерческой организацией, созданной муниципальным образованием городской округ <адрес> в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов местного самоуправления в сфере образования (п. 1.3. Устава).
В соответствии с Уставом Учреждение в своей деятельности руководствуется Конституцией РФ, федеральным и региональным законодательством, в том числе Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования, актами органов местного самоуправления <адрес>, настоящим Уставом, договорами об образовании между Учреждением и родителями (иными законными представителями) воспитанников (п. 1.15. Устава).
На основании положений Устава детского сада Учредитель устанавливает муниципальное задание в соответствии с предусмотренными Уставом основными видами деятельности. Формирование и финансовое обеспечение выполнения муниципального задания осуществляется Учредителем с учетом расходов на содержание недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленного за Учреждением на праве оперативного управления или приобретенного им за счет средств, выделенных ему на приобретение такого имущества.
Уменьшение объема субсидии, предоставленной на выполнение муниципального задания, в течение срока его выполнения осуществляется только при соответствующем изменении муниципального задания.
Согласно Постановления Администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-п «О порядке формирования и финансового обеспечения выполнения муниципального задания» финансовое обеспечение выполнения муниципального задания осуществляется в пределах утвержденных бюджетных ассигнований на соответствующие цели.
Финансовое обеспечение выполнения муниципального задания казенными учреждениями <адрес> осуществляется в соответствии с показателями бюджетной сметы учреждения, утвержденной учредителем путем предоставления субсидии.
Департамент образования Администрации <адрес> является структурным подразделением Администрации <адрес>, осуществляющим от имени муниципального образования городской округ <адрес> функции в сфере образования (Решение Омского городского Совета от ДД.ММ.ГГГГ № «О департаменте образования Администрации <адрес>»).
Решением Омского городского Совета от ДД.ММ.ГГГГ № «О бюджете <адрес> на 2024 год и плановый период 2025 и 2026 годов» утвержден перечень главных распорядителей бюджета <адрес>, к числу которых относится департамент образования Администрации <адрес>.
Согласно пункту 17 Положения о департаменте образования, утвержденного Решением Омского городского Совета от ДД.ММ.ГГГГ №, основными задачами департамента являются, в том числе, создание в подведомственных муниципальных образовательных учреждениях условий для реализации гарантированных Конституцией Российской Федерации и законодательством Российской Федерации об образовании прав граждан на получение образования, создание необходимых условий для материально- технического обеспечения подведомственных муниципальных учреждений.
Деятельность департамента образования в финансово-экономической сфере определена пунктом 20 вышеназванного Положения, в соответствии с которым департамент участвует в формировании бюджета <адрес> по направлениям деятельности департамента на очередной финансовый год и плановый период; осуществляет планирование соответствующих расходов бюджета, составляет обоснования бюджетных ассигнований; составляет, утверждает и ведет бюджетную роспись, распределяет бюджетные ассигнования, лимиты бюджетных обязательств по подведомственным муниципальным учреждениям и исполняет соответствующую часть бюджета; вносит предложения по формированию и изменению лимитов бюджетных обязательств и сводной бюджетной росписи; определяет порядок утверждения бюджетных смет подведомственных муниципальных учреждений; формирует муниципальные задания в соответствии с действующим законодательством осуществляет иные бюджетные полномочия, установленные действующим законодательством.
В сфере материально-технического обеспечения департамент: разрабатывает мероприятия по укреплению учебно-материальной базы подведомственных муниципальных образовательных учреждений в соответствии с государственными нормативными требованиями по технике безопасности и охране труда; организует и координирует материально- техническое обеспечение подведомственных муниципальных учреждений; осуществляет функции муниципального заказчика при размещении заказа на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для муниципальных нужд в пределах компетенции департамента (пункт 21 Положения).
Учитывая, что Департамент образования Администрации <адрес> наделен полномочиями главного распорядителя бюджета <адрес>, за выявленные в деятельности БДОУ <адрес> «Детский сад №» нарушения требований санитарно-эпидемиологического законодательства несет ответственность департамент образования Администрации <адрес>.
В судебном заседании Старший помощник прокурора Кировского АО <адрес> ФИО3, от исковых требований, заявленных к ответчику Департаменту образования Администрации <адрес>, отказалась в части требований об обязании департамента образования Администрации <адрес> обеспечить финансирование работ по устранению нарушений санитарно-эпидемиологического законодательства в БДОУ <адрес> «Детский сад №».
В соответствии со ст. 39 ГПК РФ истец вправе отказаться от иска. Суд не принимает отказ от иска, если это противоречит закону или нарушает права и законные интересы других лиц.
Отказ исковых требований к Департаменту образования Администрации <адрес> является безусловным, добровольным и заявлен без воздействия со стороны третьих лиц.
В соответствии со ст. 220-221 ГПК РФ суд прекратил производство по делу.
В соответствии с ч. 2 ст. 13 ГПК РФ вступившие в законную силу судебные постановления, а также законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и обращения судов являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.
Учитывая, высокую степень опасности и социальную значимость объекта, суд не усматривает оснований для установления в силу положений ст. 206 ГПК РФ срока для исполнения решения.
В соответствии со статьей 103 ГПК РФ с БДОУ <адрес> «Детский сад №» в доход местного бюджета подлежит взысканию государственная пошлина в размере 300 рублей.
Руководствуясь ст.ст. 103, 194-199 ГПК РФ,
решил:
Исковые требования прокурора Кировского административного округа <адрес> удовлетворить.
Обязать БДОУ <адрес> «Детский сад №» (№) устранить нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства, указанные в предписаниях Управления Роспотребнадзора по <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ (п.п. 3,4,6,9,10):
- для приготовления блюд использовать посуду из нержавеющей стали;
- оборудовать зону размещения электроплиты на пищеблоке локальной вытяжной системой;
- заменить плитку с дефектами на полу в варочном зале, складе скоропортящихся продуктов;
- обеспечить кипятильником в исправном состоянии, предназначенным для кипячения воды детям;
- заменить источники искусственного освещения в прачечной, гладильной.
Взыскать с БДОУ <адрес> «Детский сад №» в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 300 рублей.
Решение может быть обжаловано в Омский областной суд, путем подачи апелляционной жалобы через Кировский районный суд <адрес>, в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья: В.А. Лопаткин
Решение изготовлено в окончательной форме ДД.ММ.ГГГГ.
<данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> |