Дело № 2-1441
УИД: №
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Краснокамск 16 сентября 2022 года
Краснокамский городской суд Пермского края в составе председательствующего судьи Журавлевой В.М.,
при секретаре Мусавировой Л.А.,
с участием представителя истца пом.прокурора г.Краснокамска Леонтьевой Е.В.,
представителя ответчика Стефаненко А.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Краснокамского городского суда <адрес> гражданское дело по иску прокурора <адрес> к администрации Краснокамского городского округа о возложении обязанности обеспечить стационарное электрическое освещение автомобильных дорог в д.Нагорная Краснокамского городского округа <адрес>,
у с т а н о в и л :
Прокурор <адрес> обратился в суд с иском к администрации Краснокамского городского округа о возложении обязанности обеспечить уличное электрическое освещение автомобильных дорог в д.<адрес>, в порядке ст.39 ГПК РФ уточнил срок исполнения решения -до ДД.ММ.ГГГГ. Исковые требования мотивированы тем, что от жителей д.Нагорная поступило обращение по вопросу отсутствия уличного электрического освещения в населенном пункте д.Нагорная, в ходе рассмотрения которого 01.04.2022г. прокуратурой <адрес> совместно с сотрудниками ОГИБДД ОМВД России по <адрес> проведена проверка соблюдения требований законодательства о благоустройстве, о безопасности дорожного движения на территории д.<адрес>. По результатам проверки выявлено нарушение требований п.4№, а именно отсутствует стационарное электрическое уличное освещение на территории населенного пункта д.Нагорная. Указанное свидетельствует о ненадлежащем исполнении администрацией округа законодательства в области благоустройства и содержания дорожной инфраструктуры, а также безопасности дорожного движения.
Представитель истца в судебном заседании требования поддержала с учетом уточнения по сроку исполнения решения суда, просила установить срок до ДД.ММ.ГГГГ. Суду пояснила, что в прокуратуру <адрес> поступали жалобы жителей д.Нагорная Краснокамскаого городского округа на отсутствие уличного освещения. Прокуратура вносила в адрес главы Краснокамского городского округа представление, однако из-за отсутствия ассигнований меры для оборудования уличного освещения в д.Нагорная не предприняты, чем нарушаются права неопределенного круга лиц.
Представитель ответчика не согласна с заявленными требованиями, указав, что не оспаривают факт отсутствия уличного освещения в д.Нагорная Краснокамского городского округа, однако из-за дефицита бюджета оборудовать освещение не представляется возможным. Просила учесть, что орган местного самоуправления вправе сам решать, когда и на какие цели направить средства соответствующего бюджета. Просила отказать в удовлетворении иска.
Заслушав пояснения лиц, участвующих в деле, исследовав письменные доказательства, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных требований.
В соответствии с ч.1 ст.132 Конституции Российской Федерации органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения.
В силу п.4 ст.16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа, в том числе, относится организация в границах муниципального, городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
На основании п.1 ч.2 ст.50 названного закона в собственности городского округа может находиться, в том числе имущество, предназначенное для электроснабжения населения.
Согласно ч.1 ст.6 Федерального закона №-Ф3 от ДД.ММ.ГГГГ «Об электроэнергетике», общими принципами организации государственной политики в сфере электроэнергетики является, в том числе, обеспечение энергетической безопасности.
В силу п. 6 ст. 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» дорожная деятельность включает деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог. В соответствии с ч. 3 ст. 15 Федерального закона № 257-ФЗ осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения обеспечивается уполномоченными органами местного самоуправления.
Согласно п. 5 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Правовые основы обеспечения безопасности дорожного движения на территории Российской Федерации определены в Федеральном законе от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения». В соответствии со статьей 6 Федерального закона № 196-ФЗ органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в пределах своей компетенции самостоятельно решают вопросы обеспечения безопасности дорожного движения. Полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований.
На основании статей 17 и 18 Федерального закона «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» содержание и ремонт автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения, а также обеспечения сохранности автомобильных дорог.
В соответствии с пунктом 4.6.1.1 ФИО5 52766-2007 «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования» (утв. Приказом Ростехрегулирования от ДД.ММ.ГГГГ №-ст) стационарное электрическое освещение на автомобильных дорогах должно быть на участках, проходящих по населенным пунктам и за их пределами на расстоянии от них не менее 100 м.
Согласно пункту 2.5 СНиП ДД.ММ.ГГГГ-85 «Автомобильные дороги (с Изменениями №)», утвержденным постановлением Государственного комитета СССР по делам строительства от ДД.ММ.ГГГГ №. стационарное электрическое освещение на автомобильных дорогах следует предусматривать на участках в пределах населенных пунктов, а при наличии возможности использования существующих электрических распределительных сетей - также на больших мостах, автобусных остановках, пересечениях дорог.
Судом установлено, что ОГИБДД Отдела МВД России <адрес> ДД.ММ.ГГГГ была проведена проверка улично-дорожной сети автомобильных дорог в границах д.Нагорная Краснокамского городского округа, в ходе которой был выявлен недостаток, угрожающий безопасности дорожного движения, в нарушении п.4.6.1.1. ФИО5 52766-2007 «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования», отсутствует стационарное электрическое освещение.
По данному факту ДД.ММ.ГГГГ начальником ОГИБДД Отдела МВД России <адрес> в адрес главы <адрес> было внесено представление об устранении причин и условий, способствовавших реализации угроз безопасности граждан и общественной безопасности.
На данное представление Глава Краснокамского городского округа ДД.ММ.ГГГГ дал ответ, согласно которому в связи с утвержденным бюджетом на ДД.ММ.ГГГГ год выполнить мероприятия по устройству стационарного освещения в д.Нагорная в текущем году не представляется возможным.
На территории Краснокамского городского округа действуют Правила благоустройства территории Краснокамского городского округа, утвержденные решением Краснокамской городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ №. Правила обязательны для применения всеми физическими и юридическими лицами независимо от их организационно-правовой формы. Контроль за исполнением Правил осуществляют: администрация <адрес> и муниципальные учреждения, созданные для осуществления деятельности по благоустройству территорий округа.
Правила благоустройства и содержания территории Краснокамского городского округа разработаны с целью определения порядка содержания и уборки территорий населенных пунктов в зимний и летний периоды, установления требований при выполнении уборочных работ, обеспечивающих чистоту и необходимые условия безопасного движения транспортных средств, пешеходов, ответственности за нарушение санитарного содержания и благоустройства территорий населенных пунктов, состояние объектов наружного освещения, зеленых насаждений, зданий, сооружений и других объектов городской и сельской инфраструктуры, создания безопасной, удобной,экологически благоприятной и привлекательной городской среды, способствующей комплексному и устойчивому развитию Краснокамского городского округа.
Согласно п. 1.16 Правил, комплексный проект благоустройства должен учитывать следующие принципы формирования безопасной городской среды:
- ориентация на пешехода, формирование единого (безбарьерного) пешеходного уровня;
наличие устойчивой природной среды и природных сообществ, зеленых насаждений - деревьев и кустарников;
комфортный уровень освещения территории.
Особенности содержания отдельных элементов благоустройства регламентированы гл.17 Правил. В силу п.17.2 Правил улицы, дороги, площади, набережные, мосты и пешеходные аллеи, общественные и рекреационные территории, территории жилых кварталов, микрорайонов, жилых домов, территории промышленных и коммунальных объектов, а также арки, дорожные знаки и указатели, информационные конструкции освещаются в темное время суток по графику, утвержденному администрацией города. Собственники или уполномоченные собственником лица обязаны организовать освещение объектов, указанных в настоящем пункте.
Согласно п. ДД.ММ.ГГГГ Правил для освещения проезжей части улиц и сопутствующих им тротуаров рекомендуется в зонах интенсивного пешеходного движения применять двухконсольные опоры со светильниками на разной высоте, снабженными разноспектральными источниками света. Над проезжей частью улиц, дорог и площадей светильники на опорах рекомендуется устанавливать на высоте не менее 8 м. В пешеходных зонах высота установки светильников на опорах принимается не менее 3,5 м и не более 5,5 м. Светильники (бра, плафоны) для освещения проездов, тротуаров и площадок, расположенных у зданий, рекомендуется устанавливать на высоте не менее 3 м. (п. ДД.ММ.ГГГГ Правил). Опоры уличных светильников для освещения проезжей части автомагистралей (общегородских и районных) располагаются на расстоянии не менее 0,6 м от лицевой грани бортового камня до цоколя опоры, на иных автомобильных дорогах это расстояние допускается уменьшать до 0,3 м при условии отсутствия автобусного или троллейбусного движения, а также регулярного движения грузовых машин. Опоры уличных светильников не должны находиться между пожарным гидрантом и проезжей частью улиц и дорог (п. ДД.ММ.ГГГГ Правил). Опоры на пересечениях автомобильных дорог с иными автомобильными дорогами устанавливаются до начала закругления тротуаров и не ближе 1,5 м от въездов, не нарушая единого строя линии их установки (п. ДД.ММ.ГГГГ Правил).
В соответствии с п. 7 ч. 1 ст. 2 Федерального закона Российской Федерации № 35-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «О противодействии терроризму» одним из основных принципов противодействия терроризму является приоритет мер по его предупреждению.
Оценив все имеющиеся в деле доказательства, суд полагает, что непринятие мер по организации уличного освещения населенного пункта д.Нагорная Краснокамского городского округа может повлиять на рост совершения противоправных и уголовных деяний, в том числе террористического характера, создает предпосылки для роста количества дорожно-транспортных происшествий, нарушает права граждан на безопасное и беспрепятственное передвижение по улицам в темное время суток.
Отсутствие уличного электрического освещения существенно нарушает права жителей д.Нагорная Краснокамского городского округа, ставит под угрозу их права на безопасное проживание в принадлежащих им индивидуальных жилых домах, расположенных в границах населенного пункта, ставят под угрозу их жизнь и здоровье.
Таким образом, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований прокурора <адрес>, действующего в интересах неопределенного круга лиц.
Доводы стороны ответчика о том, что бюджет Краснокамского городского округа принимается с дефицитом, не может являться основанием к отказу в удовлетворении заявленных исковых требований, поскольку в данном случае нарушаются права неопределенного круга лиц на безопасное передвижение по улицам в темное время суток.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198, 199 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
Удовлетворить исковые требования Прокурора <адрес>.
Обязать администрацию Краснокамского городского округа <адрес> в срок до ДД.ММ.ГГГГ оборудовать уличное электрическое освещение автомобильных дорог в д.Нагорная Краснокамского городского округа, а именно: автомобильных дорог <адрес>, протяженностью 260м., <адрес>, протяженностью 600м., пер.Безымянный, протяженностью 50м., а также участок дороги за пределами д.Нагорная на расстоянии от населенного пункта не менее 100 м., в соответствии с требованиями:
ФИО5 52766-2007 «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования», утвержденным Приказом Ростехрегулирования от ДД.ММ.ГГГГ №-ст.,
СНиП ДД.ММ.ГГГГ-85 «Автомобильные дороги (с Изменениями №)», утвержденным постановлением Государственного комитета СССР по делам строительства от ДД.ММ.ГГГГ №.
Решение может быть обжаловано в <адрес>вой суд через Краснокамский городской суд <адрес> в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья Журавлева В.М.