дело № 71-442/2023
УИД: 66RS0004-01-2023-007025-69
РЕШЕНИЕ
г. Екатеринбург |
22 ноября 2023 года |
Судья Свердловского областного суда Краснова Н.В., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Романенкова А.В. на постановление судьи Ленинского районного суда г. Екатеринбурга от 25 сентября 2023 года № 5-385/2023, вынесенное в отношении Романенкова Александра Владимировича по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 20.3.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
установила:
обжалуемым постановлением судьи Романенкову А.В. за осуществление публичных действий, направленных на дискредитацию использования Вооруженных Сил Российской Федерации в целях защиты интересов Российской Федерации и ее граждан, поддержания международного мира и безопасности, назначено административное наказание в виде штрафа в размере 30000 рублей.
В жалобе Романенков А.В. просит об отмене постановления судьи, ссылаясь на нарушение права на защиту.
Проверив материалы дела, изучив жалобу, заслушав пояснения Романенкова А.В., поддержавшего доводы жалобы, оснований к отмене постановления судьи не нахожу.
Частью 1 ст. 20.3.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за публичные действия, направленные на дискредитацию использования Вооруженных Сил Российской Федерации в целях защиты интересов Российской Федерации и ее граждан, поддержания международного мира и безопасности, в том числе публичные призывы к воспрепятствованию использования Вооруженных Сил Российской Федерации в указанных целях, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния (в редакции Федерального закона от 4 марта 2022 года № 31-ФЗ).
Под дискредитацией использования Вооруженных Сил Российской Федерации следует понимать умышленные действия, направленные на формирование негативного отношения окружающих к их использованию в вышеуказанных целях.
Согласно п. п. 1 и 2 ст. 10 Федерального закона от 31 мая 1996 года №61-ФЗ «Об обороне» Вооруженные Силы Российской Федерации - государственная военная организация, составляющая основу обороны Российской Федерации. Вооруженные Силы Российской Федерации предназначены для отражения агрессии, направленной против Российской Федерации, для вооруженной защиты целостности и неприкосновенности территории Российской Федерации, а также для выполнения задач в соответствии с федеральными конституционными законами, федеральными законами и международными договорами Российской Федерации.
В силу ч. 3 ст. 69 Конституции Российской Федерации Российская Федерация оказывает поддержку соотечественникам, проживающим за рубежом, в осуществлении их прав, обеспечении защиты их интересов.
На основании ст. 79.1 Конституции Российской Федерации Российская Федерация принимает меры по поддержанию и укреплению международного мира и безопасности, обеспечению мирного сосуществования государств и народов, недопущению вмешательства во внутренние дела государства.
Согласно пп. 2, 3 п. 2.1 ст. 10 Федерального закона от 31 мая 1996 года №61-ФЗ «Об обороне» в целях защиты интересов Российской Федерации и ее граждан, поддержания международного мира и безопасности формирования Вооруженных Сил Российской Федерации могут оперативно использоваться за пределами территории Российской Федерации в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации и настоящим Федеральным законом для решения следующих задач: отражение или предотвращение вооруженного нападения на другое государство, обратившееся к Российской Федерации с соответствующей просьбой; защита граждан Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации от вооруженного нападения на них.
Статьей 10.1 Федерального закона от 31 мая 1996 года № 61-ФЗ «Об обороне» предусмотрено, что решение об оперативном использовании за пределами территории Российской Федерации в соответствии с п. 2.1 ст. 10 настоящего Федерального закона формирований Вооруженных Сил Российской Федерации принимается Президентом Российской Федерации на основании соответствующего постановления Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации.
В соответствии с п. «г» ч. 1 ст. 102 Конституции Российской Федерации к ведению Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации относится решение вопроса о возможности использования Вооруженных Сил Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации.
Подтверждая свою приверженность общепризнанным принципам и нормам международного права, прежде всего, целям и принципам Устава Организации Объединенных Наций (принят в г. Сан-Франциско 26 июня 1945 года), Российская Федерация и Донецкая Народная Республика (далее - ДНР), Российская Федерация и Луганская Народная Республика (далее - ЛНР) 21 февраля 2022 года заключили договоры о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи, по условиям которых стороны будут совместно принимать все доступные им меры для устранения угрозы миру, нарушения мира, а также для противодействия актам агрессии против них со стороны любого государства или группы государств и оказывать друг другу необходимую помощь, включая военную, в порядке осуществления права на индивидуальную или коллективную самооборону в соответствии со ст. 51 Устава Организации Объединенных Наций.
Постановлением Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 22 февраля 2022 года № 35-СФ «Об использовании Вооруженных Сил Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации» дано согласие Президенту Российской Федерации на использование Вооруженных Сил Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации на основе общепризнанных принципов и норм международного права.
В связи с просьбами о военной помощи глав ДНР и ЛНР, в соответствии с ч.7 ст. 51 Устава Организации Объединенных Наций, во исполнение ратифицированных Федеральным Собранием договоров о дружбе и взаимопомощи с ДНР и ЛНР, 24 февраля 2022 года Президентом Российской Федерации принято решение о проведении Вооруженными Силами Российской Федерации специальной военной операции на территории независимых ДНР и ЛНР в целях защиты граждан названных Республик, подвергающихся актам агрессии со стороны Республики Украина на протяжении восьми лет; демилитаризации и денацификации Республики Украина; защиты интересов Российской Федерации и её граждан; поддержания международного мира и безопасности.
Указанное является общеизвестной информацией, не подлежащей доказыванию.
Как следует из материалов дела, 28 июня 2023 года в 14:45 по адресу: г.Екатеринбург, ул. Фрунзе, д. 73а сотрудниками ЦПЭ ГУ МВД России по Свердловской области выявлен Романенков А.В., являющийся администратором телеграмм-канала «...», который публично демонстрировал публикации, доступные для просмотра в момент их выявления неопределенному кругу лиц, дискредитирующие использование Вооруженных Сил Российской Федерации в целях защиты интересов Российской Федерации и ее граждан, поддержания международного мира и безопасности.
По факту выявленного нарушения в отношении Романенкова А.В. старшим инспектором ОИАЗ УМВД России по г. Екатеринбургу Г составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст.20.3.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отвечающий требованиям ст. 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (л.д. 1-3).
Факт совершения Романенковым А.В. административного правонарушения подтверждается достаточной совокупностью доказательств, представленных в материалы дела, в том числе: рапортами сотрудников ОИАЗ УМВД России по г. Екатеринбургу (л.д. 12-14, 21-22, 30-32, 40-46, 51, 54), обращением в прокуратуру по факту выявления правонарушения с приложением скриншотов публикаций (л.д. 25-29), ответом на обращение (л.д. 33), актом осмотра с приложением скриншотов (л.д. 34-39), интернет-обращением (л.д. 49-50), объяснением К (л.д. 52-53), скриншотами публикаций (л.д. 55-58) сведениями из базы данных СПО СК: АС «Российский паспорт» (л.д. 4-5), справкой на физическое лицо (л.д. 6-8), копией паспорта Романенкова А.В. (л.д. 9-10) и иными материалами дела, получившими свою оценку на допустимость, полноту и относимость судьи при рассмотрении дела.
Из объяснений, данных Романенковым А.В. при составлении протокола об административном правонарушении (л.д. 3), следует, что он отрицает факт совершения административного правонарушения, при этом не оспаривает факт администрирования телеграмм-канала, на котором должностными лицами полиции выявлены публикации.
Оценив представленные доказательства всесторонне, полно, объективно, в их совокупности в соответствии с требованиями ст. 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья районного суда пришёл к обоснованному выводу о виновности Романенкова А.В. в осуществлении публичных действий, направленных на дискредитацию использования Вооруженных Сил Российской Федерации в целях защиты интересов Российской Федерации и ее граждан, поддержания международного мира и безопасности. Оснований не согласиться с выводами судьи не имеется.
Отрицание Романенковым А.В. своей вины в совершении административного правонарушения суд расценивает как защитную линию поведения, которая опровергнута исследованными доказательствами.
Таким образом, действия Романенкова А.В., выразившиеся в публичном высказывании, содержащем негативную оценку действиям Вооруженных сил Российской Федерации, как противоречащие здравому смыслу, были направлены на дискредитацию, то есть очернение, умышленный подрыв авторитета Вооруженных Сил Российской Федерации, искажение поставленных перед ними целей и задач, в связи с чем привлечение Романенкова А.В. к ответственности по ч. 1 ст. 20.3.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях является обоснованным.
Довод жалобы Романенкова А.В. о рассмотрении дела судьей в отсутствие лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, при отсутствии данных о его надлежащем извещении о месте и времени судебного разбирательства своего подтверждения не нашел.
Часть 2 ст. 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушения закрепляет общее правило, в соответствии с которым дело об административном правонарушении рассматривается с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. В отсутствие указанного лица дело может быть рассмотрено, в частности, в случае, если имеются данные о надлежащем извещении лица о месте и времени рассмотрения дела и если от лица не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.
Обеспечивая реализацию данного правила, ч. 1 ст. 25.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушения устанавливает, что лица, участвующие в производстве по делу об административном правонарушении, а также свидетели, эксперты, специалисты и переводчики извещаются или вызываются в суд, орган или к должностному лицу, в производстве которых находится дело, заказным письмом с уведомлением о вручении, повесткой с уведомлением о вручении, телефонограммой или телеграммой, по факсимильной связи либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование извещения или вызова и его вручение адресату.
Пунктом 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» предусмотрено, что в целях соблюдения установленных ст. 29.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушения сроков рассмотрения дел об административных правонарушениях судье необходимо принимать меры для быстрого извещения участвующих в деле лиц о времени и месте судебного рассмотрения. Поскольку Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях не содержит каких-либо ограничений, связанных с таким извещением, оно в зависимости от конкретных обстоятельств дела может быть произведено с использованием любых доступных средств связи, позволяющих контролировать получение информации лицом, которому оно направлено (судебной повесткой, телеграммой, телефонограммой, факсимильной связью и т.п., посредством SMS-сообщения, в случае согласия лица на уведомление таким способом и при фиксации факта отправки и доставки SMS-извещения адресату).
Как видно из определения судьи Ленинского районного суда г. Екатеринбурга от 11 сентября 2023 года рассмотрение дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 20.3.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Романенкова А.В. назначено на 12:00 21 сентября 2023 года (л.д. 53).
Из направленного 19 сентября 2023 года ходатайства Романенкова А.В. (л.д. 64) следует, что он о времени и месте рассмотрения дела 21 сентября 2023 года судьей районного суда извещен, но просит отложить рассмотрение дела на более позднюю дату в связи с прохождением планового лечения в стационаре.
Удовлетворив ходатайство Романенкова А.В., судья Ленинского районного суда г. Екатеринбурга отложил рассмотрение дела на 25 сентября 2023 года, уведомив о месте и времени рассмотрения дела Романенкова А.В. телефонограммой по номеру телефона <№> (л.д. 68).
22 сентября 2023 года Романенковым А.В. вновь было направлено ходатайство об отложении дела на более позднюю дату, в связи с нахождением на госпитализации в больнице.
Заявленное Романенковым А.В. ходатайство (л.д. 69) об отложении судебного заседания, назначенного на 25 сентября 2023 года, судьей районного суда разрешено в соответствии со ст. 24.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в его удовлетворении отказано, о чем вынесено определение.
Уведомление Романенкова А.В. телефонограммой согласуется с положениями ст. 25.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и правовой позицией, приведенной в пункте 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года № 5.
Кроме того, вопреки доводам жалобы, надлежащее извещение Романенкова А.В. судьей Ленинского районного суда г. Екатеринбурга подтверждается и ходатайством Романенкова А.В. об отложении судебного заседания от 22 сентября 2023 года (л.д. 79), в котором он указывает, что о дате, времени и месте судебного разбирательства, назначенного на 25 сентября 2023 года, то есть на дату вынесения обжалуемого постановления, он уведомлен.
Романенков А.В., будучи осведомленным о том, что в отношении его ведется производство по делу об административном правонарушении, в судебное заседание не явился, защитника не направил, неоднократно заявлял ходатайства об отложении рассмотрения дела.
Таким образом, судьей районного суда были созданы необходимые условия для реализации указанным лицом права на непосредственное участие в рассмотрении дела, однако, он в судебные заседания не явился, распорядившись своими процессуальными правами по собственному усмотрению.
Дело рассмотрено судьей районного суда в отсутствие Романенкова А.В. с соблюдением требований ч. 2 ст. 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при наличии данных о надлежащим извещении его о месте и времени рассмотрения дела.
Подлежит отклонению довод Романенкова А.В. относительно необоснованного отказа в удовлетворении его ходатайства об отложении судебного заседания как основанный на неверном толковании норм права.
Согласно ст. 24.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лица, участвующие в производстве по делу об административном правонарушении, имеют право заявлять ходатайства, подлежащие обязательному рассмотрению судьей, органом, должностным лицом, в производстве которых находится данное дело. Ходатайство заявляется в письменной форме и подлежит немедленному рассмотрению. Решение об отказе в удовлетворении ходатайства выносится судьей, органом, должностным лицом, в производстве которых находится дело об административном правонарушении, в виде определения. При этом данной статьей не предусматривается обязательное удовлетворение таких ходатайств.
Ходатайства Романенкова А.В. об отложении судебного разбирательства разрешены судьей в соответствии со ст. 24.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, так первое ходатайство об отложении судебного заседания удовлетворено, слушание дела отложено судьей на 25 сентября 2023 года, по второму ходатайству об отложении дела - вынесено определение об отказе в его удовлетворении.
Принципы презумпции невиновности и законности, закрепленные в ст.ст.1.5, 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, при рассмотрении дела, соблюдены.
Каких-либо нарушений процессуальных прав Романенкова А.В., связанных с ограничением в доступе к правосудию, в праве на справедливое судебное разбирательство и равноправие сторон, из материалов дел не усматривается. Право на судебную защиту, гарантированное ст. 46 Конституции Российской Федерации, им реализовано беспрепятственно.
Нарушений, гарантированных Конституцией Российской Федерации и ст. 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, из представленных материалов также не усматривается. Романенков А.В. не был ограничен в возражениях на предъявленное ему обвинение, при рассмотрении дела обосновывал свою позицию по делу, в реализации процессуальных прав ущемлен не был.
Приведенные в жалобе доводы не нашли своего подтверждения в материалах настоящего дела об административном правонарушении, противоречат совокупности собранных по делу доказательств, не ставят под сомнение наличие в действиях Романенкова А.В. состава и события административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст.20.3.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В ходе рассмотрения данного дела об административном правонарушении в соответствии с требованиями ст. 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях были всесторонне, полно, объективно и своевременно выяснены обстоятельства совершенного административного правонарушения.
Постановление о привлечении Романенкова А.В. к административной ответственности соответствует требованиям ст. 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного ч. 1 ст. 4.5 названного Кодекса для данной категории дел. В постановлении судьи отражено событие правонарушения, квалификация деяния, приведены обстоятельства, установленные при рассмотрении дела, доказательства, исследованные в судебном заседании.
Административное наказание в виде административного штрафа назначено Романенкова А.В. соответствии с требованиями ст. ст. 3.1, 3.5, 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в минимальном размере, предусмотренном санкцией ч. 1 ст. 20.3.3 названного Кодекса, является справедливым и соразмерным содеянному.
Оснований для признания назначенного Романенкову А.В. наказания чрезмерно суровым не имеется, поскольку оно согласуется с его предупредительными целями (ст. 3.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях), соответствует принципам законности, справедливости, неотвратимости и целесообразности юридической ответственности, а также тяжести содеянного.
Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, предусмотренных ст. 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не установлено.
Существенных нарушений процессуальных требований при производстве по делу не допущено, оснований для отмены или изменения постановления судьи не имеется.
Руководствуясь ст. 30.6, п. 1 ч. 1 ст. 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
решил:
постановление судьи Ленинского районного суда г. Екатеринбурга от 25 сентября 2023 года № 5-385/2023, вынесенное в отношении Романенкова Александра Владимировича по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 20.3.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, а жалобу – без удовлетворения.
Вступившее в законную силу решение может быть обжаловано (опротестовано) путем подачи жалобы (протеста) непосредственно в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции.
Судья Свердловского
областного суда Н.В.Краснова