Дело № 2-299/2022
УИД 27RS0017-01-2022-000451-79
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
02 ноября 2022 года с. Троицкое
Нанайский районный суд Хабаровского края в составе:
председательствующего судьи Сосницкой Е.В.,
при секретаре Митрохиной Ю.С.,
с участием истца Степановой Л.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Степановой Ларисы Алексеевны к администрации сельского поселения «Село Джари» Нанайского муниципального района Хабаровского края о признании права собственности на жилой дом,
УСТАНОВИЛ:
Степанова Л.А. обратилась в суд с иском к администрации сельского поселения «Село Джари» Нанайского муниципального района Хабаровского края о признании за ней право собственности на жилой <адрес> в <адрес>, мотивируя его тем, что указанный жилой дом она с супругом получили в 1988 году, когда работали в ММПП ЖКХ Нанайского района. При заселении в 1988 году им был выписан ордер, но на руки не выдали, договор социального найма с ними не заключался. Документов, подтверждающих их вселение в указанный жилой дом не сохранилось. На протяжении 34 лет она добросовестно владеет недвижимым имуществом, как своим собственным, делает ремонты, регулярно оплачивает счета за потребляемую электроэнергию, налоги на землю, при этом свое право на приватизацию реализовать не может, так как ММПП ЖКХ ликвидирован и снят с налогового учета (02.07.2008). Дом не оформлен ни в государственную, ни в муниципальную собственность, ни в собственность сельского поселения с. Джари.
В связи, с чем просит признать за ней право собственности на жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>.
В судебном заседании Степанова Л.А. заявленные исковые требования поддержала в полном объеме, по обстоятельствам, изложенным в исковом заявлении
Представитель ответчика - администрации сельского поселения «Село Джари» Нанайского муниципального района Хабаровского края не явился. Согласно предоставленного в суд отзыва, администрация сельского поселения с. Джари, просит рассмотреть гражданское дело в отсутствие представителя администрации, в удовлетворении исковых требований не возражают.
Суд, руководствуясь ч. 5 ст. 167 ГПК РФ, полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя ответчика.
Изучив представленные материалы дела, суд приходит к следующему.
При рассмотрении дела установлено, что жилой <адрес> в <адрес>, был предоставлен Степановой Л.А. и ее бывшему супругу Степанову В.Г. ММПП ЖКХ в связи с их работой в данной организации.
Согласно справке с администрации сельского поселения «Село Джари» от 16.05.2022 №177 следует, что по адресу: <адрес> расположен жилой дом, который находился на балансе ММПП ЖКХ.
Из справки выданной администрацией сельского поселения «Село Джари» от 26.08.2022 №502 следует, что по адресу: <адрес> расположен жилой дом, который находился на балансе ММПП ЖКХ. После ликвидации организации договор социального найма жилого дома, корешок ордера и поквартирная карточка в администрацию села, с целью принятия жилого дома в муниципальную собственность, не передавались.
Согласно справке администрации сельского поселения «Село Джари» от 17.08.2022 №491 следует, что Степанова Лариса Васильевна, ДД.ММ.ГГГГ года рождения действительно зарегистрирована и проживает по адресу: <адрес>. По данному адресу зарегистрирована и проживает одна.
Согласно справке администрации сельского поселения «Село Джари» от 17.08.2022 №490 следует, что земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, с 1987 года находится в пользовании у Степановой Л.А.
Согласно сведениям представленным администрацией сельского поселения «Село Джари» Нанайского муниципального района Хабаровского края и администрацией Нанайского муниципального района жилое помещение - <адрес> в <адрес> не включен в реестр муниципального имущества ни сельского поселения село Джари, ни Нанайского муниципального района.
Согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц Муниципальное многоотраслевое производственное предприятие Жилищно - коммунального хозяйства Нанайского района Хабаровского края ликвидировано и снято с налогового учёта 02.07.2008 года.
Согласно справке ГУ «Краевое бюро технической инвентаризации» от 14.12.2006 №4505 регистрация права собственности на жилое помещение расположенное по адресу: <адрес> не проводилась.
Согласно справке КГБУ «Хабкрайкадастр» право собственности за Степановой Л.А. на объекты недвижимого имущества жилого назначения (в том числе на приватизированную квартиру) отсутствует.
Согласно выписке из ЕГРН Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Хабаровскому краю информация, о зарегистрированных правах в едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним на объект недвижимого имущества на жилое помещение - жилой <адрес> в <адрес>, отсутствует.
Согласно свидетельству о расторжении брака I-ДВ №702387 брак между Степановым Владимиром Геннадьевичем и Степановой Ларисой Алексеевной прекращен 04.01.1997 года на основании решения Нанайского районного суда Хабаровского края от 24.12.1996 года.
Согласно информации начальника отделения по вопросам миграции ОМВД России по Нанайскому району Гудковой И.В. следует, что Степанов Владимир Геннадьевич, ДД.ММ.ГГГГ года рождения уроженец <адрес> регистрации по месту жительства, по месту пребывания по адресу: <адрес> не имеет.
Согласно поквартирной карточки нанимателем жилого помещение - дома, расположенного по адресу: <адрес> является Степанова Лариса Алексеевна.
Согласно свидетельству о смерти I-ДВ от 06.05.2015 г. Степанова Евдокия Владимировна. ДД.ММ.ГГГГ года рождения, умерла ДД.ММ.ГГГГ.
Статьей 1 Закона РФ от 04.07.1991 № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» под приватизацией жилых помещений понимается бесплатная передача в собственность граждан Российской Федерации на добровольной основе занимаемых ими жилых помещений в государственном и муниципальном жилищном фонде, а для граждан Российской Федерации, забронировавших занимаемые жилые помещения, - по месту бронирования жилых помещений.
В соответствии со ст.11 Закона РФ от 04.07.1991 № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», каждый гражданин имеет право на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации, жилого помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде социального использования один раз.
Согласно ст.2 Закона РФ от 04.07.1991 № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», граждане Российской Федерации, имеющие право пользования жилыми помещениями государственного или муниципального жилищного фонда на условиях социального найма, вправе приобрести их на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, в общую собственность либо в собственность одного лица, в том числе несовершеннолетнего, с согласия всех имеющих право на приватизацию данных жилых помещений совершеннолетних лиц и несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет.
На основании ст.4 Закона РФ от 04.07.1991 № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», не подлежат приватизации жилые помещения, находящиеся в аварийном состоянии, в общежитиях, в домах закрытых военных городков, а также служебные жилые помещения, за исключением жилищного фонда совхозов и других сельскохозяйственных предприятий, к ним приравненных, и находящийся в сельской местности жилищный фонд стационарных учреждений социальной защиты населения.
Положениями ст.6 Закона РФ от 04.07.1991 № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» определено, что передача жилых помещений в собственность граждан осуществляется уполномоченными собственниками указанных жилых помещений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также государственными или муниципальными унитарными предприятиями, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, государственными или муниципальными учреждениями, казенными предприятиями, в оперативное управление которых передан жилищный фонд.
Согласно пункту 2 Постановления ВС РФ от 27.12.1991 № 3020-1 «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность», объекты государственной собственности, указанные в Приложении № 3 к настоящему Постановлению, независимо от того, на чьем балансе они находятся, передаются в муниципальную собственность городов (кроме городов районного подчинения) и районов (кроме районов в городах).
В пункте 1 Приложении № 3 указано, что жилищный и нежилой фонд, находящийся в управлении исполнительных органов местных Советов народных депутатов (местной администрации), в том числе здания и строения, ранее переданные ими в ведение (на баланс) другим юридическим лицам, относятся к муниципальной собственности.
Таким образом, спорное жилое помещение относится к объектам муниципальной собственности в силу прямого указания закона - постановления ВС РФ от 27.12.1991 № 3020-1, в связи с чем, оно подлежало передаче в муниципальную собственность, и на администрацию была возложена обязанность по их принятию.
Как следует из разъяснений, приведенных в п.8 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.08.1993г. № 8 «О некоторых вопросах применения судами Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», гражданам не может быть отказано в приватизации занимаемых ими жилых помещений на предусмотренных этим Законом условиях, если они обратились с таким требованием.
При этом необходимо учитывать, что соблюдение установленного ст.ст. 7, 8 названного Закона порядка оформления передачи жилья обязательно как для граждан, так и для должностных лиц, на которых возложена обязанность по передаче жилых помещений в государственном и муниципальном жилищном фонде в собственность граждан (в частности, вопрос о приватизации должен быть решен в двухмесячный срок, заключен договор на передачу жилья в собственность, право собственности подлежит государственной регистрации в Едином государственном реестре учреждениями юстиции, со времени совершения которой и возникает право собственности гражданина на жилое помещение).
Согласно ст.8 Закона РФ от 04.07.1991 № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», решение вопроса о приватизации жилых помещений должно приниматься по заявлениям граждан в двухмесячный срок со дня подачи документов. В случае нарушения прав гражданина при решении вопросов приватизации жилых помещений он вправе обратиться в суд.
Следовательно, если гражданин по независящим от него причинам не может реализовать свое право на приватизацию занимаемого им по договору социального найма жилого помещения, то он вправе обратиться с иском о признании за ним права собственности в судебном порядке.
Судом установлено, что право собственности на <адрес> ни за кем не зарегистрировано. Степанова Л.А. с момента предоставления дома проживает в указанной квартире, владеет ею открыто и добросовестно, ранее не участвовала в приватизации жилья.
Законность вселения истца в спорную квартиру никем не оспаривается, выданный ордер на квартиру в установленном законом порядке оспорен не был и недействительным не признан, каких-либо доказательств, подтверждающих, что истец проживает в указанном доме на иных основаниях, в том числе не допускающих в дальнейшем возможность его бесплатной приватизации в соответствии с нормами Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», материалы дела не содержат.
Судом также установлено (и не оспаривается сторонами), что спорный жилой дом не относится к жилым помещениям, которые, согласно ст.4 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», не подлежат приватизации.
Указанное оценивается судом, как свидетельствующее о том, что на спорный дом распространяется правовой режим, установленный для жилых помещений, предоставленных по договорам социального найма, и оно может быть приватизировано на общих основаниях.
При таких обстоятельствах, поскольку спорное жилое помещение не имеет особенностей правового режима, не позволяющего произвести его отчуждение в частную собственность, учитывая принцип равенства граждан, закрепленный в ст.19 Конституции Российской Федерации, а также ст.11 Закона РФ от 04.07.1991 № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», истец имеет право на передачу ей жилого помещения в собственность в порядке приватизации.
Кроме того, ответчик - администрация сельского поселения «Село Джари», на территории которого находится указанное недвижимое имущество, с иском согласна, что в силу ст. 173 ч.3 ГПК РФ является основанием для удовлетворения заявленных требований.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ «░░░░ ░░░░░» ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░ - ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░.░░.░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░ <░░░░░>, ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░ <░░░░░>.
░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░: 07.11.2022 ░░░░.
░░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░.