Дело №
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
... <адрес>
Советский районный суд <адрес> РСО-Алания в составе:
Председательствующего судьи Тотровой Е.Б.
При секретаре Такоевой М.Т.
Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Государственного учреждения – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в <адрес> РСО-Алания к Григалашвили А.И. о взыскании суммы неосновательного обогащения
У с т а н о в и л :
Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в <адрес> РСО-Алания обратилось в суд с вышеуказанными требованиями.
В исковом заявлении указано, что 03.12.2008г. Григалашвили А.И. обратилась с заявлением в ГУ УПФР по <адрес> о назначении ей трудовой пенсии по старости за работу в особых условиях труда с необходимым пакетом документов, подтверждающим факт особого характера или условий труда, необходимых для назначения льготной (досрочной) пенсии.
При подаче заявления Григалашвили А.И. представлены следующие документы: паспорт, трудовая книжка, справка, уточняющая характер работы или условия труда и подтверждающая постоянную занятость на льготной работе, справка о заработной плате, страховое свидетельство, копия сберкнижки.
Из представленных документов следует, что ответчик работала в Прикаспийском металлургическом комбинате на получение металла электролитическим способом в растворах солей и щелочей в качестве аппаратчика приготовления химических растворов, занятой на приготовлении гипохлорита с 10.08.1980г. по 04.10.1988г., что явилось основанием в соответствии с п.п. 2 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», назначить досрочную трудовую пенсию по старости.
В ходе проверки, проведенной в Управлении, установлен факт предоставления Григалашвили А.И. недостоверных документов в подтверждение права на досрочное назначение трудовой пенсии, а именно в соответствии с архивной справкой о переименованиях Производственного объединения «Прикаспийский горно-металлургический комбинат» (ПО «ПМГК») №/М от 06.01.2011г. в 1989г. комбинат назывался Производственное объединение «Прикаспийский горно-металлургический комбинат», а в 1999г. (на момент выдачи справки от 30.06.1999г. №, представленной в Управление) Пизводственное объединение «Прикаспийский горно-металлургический комбинат» был преобразован в Открытое Акционерное Общество «АК «Каскор» (ОАО «АК «Каскор»), тогда как в справке, представленной в Управление указано «Прикаспийский металлургический комбинат».
В связи с обнаружением обстоятельств (документов), опровергающих достоверность сведений, представленных ранее, в подтверждение права на указанную пенсию, с 28.02.2017г. выплата пенсии Григалашвили А.И. прекращена.
За весь период времени по выплатному делу ответчика с момента назначения 03.12.2008г. до момента прекращения выплаты 28.02.2017г., незаконно начислена и выплачена пенсия в размере 876 114,72 рублей.
С учетом удержанной из вновь назначенной пенсии суммы 48 557,85 рублей с 01.07.2018г. по 29.02.2020г. остаток ущерба составляет 827 556,87 рублей.
Просит взыскать с Григалашвили А.И. в пользу Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в <адрес> РСО-Алания в сумме 827 556,87 рублей.
Истец обратился с заявлением о рассмотрении дела в отсутствие представителя.
Ответчик Григалашвили А.И. в судебное заседание не явилась, о причинах неявки не сообщила.
Исследовав письменные материалы дела, суд считает исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Дело рассмотрено с учетом требований ст. 167 ГПК РФ.
В соответствии с п.п. 7 п. 1 ст. 8 ГК РФ гражданские права и обязанности возникают как из договоров, так и вследствие неосновательного обогащения, когда обязательство имеет недоговорной характер.
Согласно с. 1102 ГК РФ лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой, оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных ст. 1109 ГК РФ, независимо от того, явилось ли неосновательное обогащение результатом поведения приобретателя имущества, самого потерпевшего, третьих лиц или произошло помимо их воли.
В соответствии со ст. 3 Федерального Закона от 17.12.2001г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях», право на трудовую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным Законом «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», при соблюдении ими условий, предусмотренных настоящим Федеральным Законом.
Согласно ст. 25 ФЗ № от 17.01.2001г. «О трудовых пенсиях» физические и юридические лица несут ответственность за достоверность сведений, содержащихся в документах, представляемых ими для установления и выплаты страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии.
В случае обнаружения органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, ошибки, допущенной при установлении и (или) выплате страховой пенсии, установлении, перерасчете размера, индексации и (или) выплате фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), производится устранение данной ошибки в соответствии с законодательством РФ.
Установление указанной пенсии или выплаты в размере, предусмотренном законодательством РФ, или прекращение выплаты указанной пенсии или выплаты в связи с отсутствием права на них производится с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором была обнаружена соответствующая ошибка.
Излишне выплаченные пенсионеру суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) в случаях, предусмотренных частями 2-4 настоящей статьи, определяются за период, в течение которого выплата указанных сумм производилась пенсионеру неправомерно, в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере пенсионного обеспечения.
Как установлено материалами дела, 03.12.2008г. Григалашвили А.И. обратилась с заявлением в ГУ УПФР по <адрес> о назначении ей трудовой пенсии по старости за работу в особых условиях труда с необходимым пакетом документов, подтверждающим факт особого характера или условий труда, необходимых для назначения льготной (досрочной) пенсии.
При подаче заявления Григалашвили А.И. представлены следующие документы: паспорт, трудовая книжка, справка, уточняющая характер работы или условия труда и подтверждающая постоянную занятость на льготной работе, справка о заработной плате, страховое свидетельство, копия сберкнижки.
Из представленных документов следует, что ответчик работала в Прикаспийском металлургическом комбинате на получение металла электролитическим способом в растворах солей и щелочей в качестве аппаратчика приготовления химических растворов, занятой на приготовлении гипохлорита с 10.08.1980г. по 04.10.1988г., что явилось основанием в соответствии с п.п. 2 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», назначить досрочную трудовую пенсию по старости.
В ходе проверки, проведенной Управлением установлен факт предоставления Григалашвили А.И. недостоверных документов в подтверждение права на досрочное назначение трудовой пенсии.
В связи с обнаружением обстоятельств (документов), опровергающих достоверность сведений, представленных Григалашвили А.И., выплата пенсии ответчику прекращена с 28.02.2017г. на основании п. 3 ч. 1 ст. 22 Федерального Закона «О трудовых пенсиях».
За период с 03.12.2008г. по 28.02.2017г. Григалашвили А.И. была начислена и выплачена пенсия в размере 876 114,72 рублей.
С 01.07.2018г. Григалашвили А.И. назначена трудовая пенсия по старости, с которой по период 29.02.2020г. была удержана сумма в размере 48 557,85 рублей в счет погашения ущерба, и остаток ущерба составляет 827 556,87 рублей.
Таким образом, судом установлено, что государству в лице Управления причинен ущерб на сумму 827 556,87 рублей, подлежащий возмещению путем взыскания указанной суммы с Григалашвили А.И.
В силу требований ст. 103 ГПК РФ с ответчика подлежит взысканию государственная пошлина.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 193-199 ГПК РФ, суд
Р е ш и л:
Исковые требования Государственного учреждения – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в <адрес> РСО-Алания удовлетворить.
Взыскать с Григалашвили А.И. в пользу Государственного учреждения – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в <адрес> РСО-Алания неосновательно приобретенную (или сбереженную) сумму денежных средств в размере 827 556,87 (восемьсот двадцать семь тысяч пятьсот пятьдесят шесть) рублей 87 копеек.
Взыскать с Григалашвили А.И. государственную пошлину в доход местного бюджета в размере 13 775 (тринадцать тысяч семьсот пятьдесят шесть) рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд РСО-Алания в течение месяца со дня изготовления его в мотивированном виде.
Судья Тотрова Е.Б.