Судебный акт #1 (Решение) по делу № 3а-610/2024 ~ М-2598/2023 от 28.12.2023

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

г. Самара 8 апреля 2024 года

Самарский областной суд в составе:

председательствующего судьи Щетинкиной И.А.,

при секретаре судебного заседания Канюшевой О.А.,

с участием представителя административного истца Петрушовой Е.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело
№ 3а-610/2024 по административному исковому заявлению Кирюшиной ФИО6 об установлении кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества равной их рыночной стоимости,

у с т а н о в и л:

административный истец обратился в Самарский областной суд с административным иском об установлении кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества:

- с кадастровым номером , площадью 179,1 кв.м, по адресу: <адрес>, равной его рыночной стоимости по состоянию на 01.01.2021 в размере 840402 рубля,

- с кадастровым номером , площадью 63 кв.м, по адресу: <адрес> равной его рыночной стоимости по состоянию на 01.01.2021 в размере 725 604 рубля,

- с кадастровым номером , площадью 163,3 кв.м, по адресу: <адрес> равной его рыночной стоимости по состоянию на 01.01.2021 в размере 892 927 рубля,

- с кадастровым номером , площадью 100,9 кв.м, по адресу: <адрес>, равной его рыночной стоимости по состоянию на 01.01.2021 в размере 554 632 рубля,

- с кадастровым номером , площадью 683,2 кв.м, по адресу: <адрес>, равной его рыночной стоимости по состоянию на 01.01.2021 в размере 3788 415 рублей,

- с кадастровым номером , площадью 149,6 кв.м, по адресу: <адрес>, равной его рыночной стоимости по состоянию на 01.01.2021 в размере 701 429 рублей,

- с кадастровым номером , площадью 1778,7 кв.м, по адресу: <адрес>, равной его рыночной стоимости по состоянию на 01.01.2021 в размере
18958 574 рубля,

- с кадастровым номером , площадью 84,3 кв.м, по адресу: <адрес>, равной его рыночной стоимости по состоянию на 01.01.2021 в размере 836 126 рублей,

- с кадастровым номером , площадью 1568,2 кв.м, по адресу: <адрес>, равной его рыночной стоимости по состоянию на 01.01.2021 в размере 10793 716 рублей,

- с кадастровым номером , площадью 239,6 кв.м, по адресу: <адрес>, равной его рыночной стоимости по состоянию на 01.01.2021 в размере 2546 173 рубля,

- с кадастровым номером , площадью 1161 кв.м, по адресу: <адрес>, равной его рыночной стоимости по состоянию на 01.01.2021 в размере 10126 701 рубль.

В обоснование заявленных требований административный истец указал, что является собственником объектов недвижимости с кадастровыми номерами , , , , , , , , , , , кадастровая стоимость которых превышает их рыночную стоимость, что нарушает права и законные интересы административного истца, поскольку влечет увеличение налоговых платежей.

В судебном заседании представитель административного истца Петрушова Е.Н., действующая на основании доверенности, просила заявленные требования удовлетворить по доводам, изложенным в административном иске, а в отношении объекта с кадастровым номером выводам эксперта.

Административные ответчики министерство имущественных отношений Самарской области, ГБУ Самарской области «Центр кадастровой оценки», Управление Росреестра по Самарской области, а также заинтересованные лица администрация г.о. Тольятти, Правительство Самарской области, ППК «Роскадастр» в лице филиала ППК «Роскадастр» по Самарской области, извещенные о рассмотрении дела в соответствии с требованиями положений главы 9 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ), представителей не направили, о причинах неявки не сообщили, ходатайств об отложении слушания дела не представили.

В письменном отзыве на иск с учетом дополнительных пояснений ГБУ Самарской области «Центр кадастровой оценки» разрешение административного иска оставило на усмотрение суда, просил рассмотреть дело в отсутствие представителя, указав, что стоимость объектов недвижимого имущества, определенная в отчетах об оценке и в заключении эксперта, находится в диапазоне рыночных цен для сегмента рынка, к которому относятся рассматриваемые объекты.

Учитывая требования статьи 150 КАС РФ, положения статьи 14 Международного пакта о гражданских и политических правах, гарантирующие равенство всех перед судом, в соответствии с которыми неявка лица в суд есть его волеизъявление, свидетельствующее об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в разбирательстве, а потому не является преградой для рассмотрения дела, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.

Выслушав объяснения явившихся по делу лиц, оценив имеющиеся в деле доказательства, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии с частью 1 статьи 4 КАС РФ каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.

В силу положений части 1 статьи 245 КАС РФ, части 1 статьи 22 Федерального закона от 3 июля 2016 года № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» (далее – Федеральный закон № 237-ФЗ) юридические лица и граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.

Результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в суде на основании установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости, определенной на дату, по состоянию на которую определена его кадастровая стоимость (пункт 2 части 1 статьи 248 КАС РФ, часть 7 статьи 22 Федерального закона № 237-ФЗ).

В соответствии с частью 3 статьи 24 Федерального закона № 237-ФЗ решение о дате перехода к проведению государственной кадастровой оценки в соответствии с данным Федеральным законом принимается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.

Постановлением Правительства Самарской области от 28 февраля 2018 года № 106 «О дате перехода к проведению государственной кадастровой оценки на территории Самарской области в соответствии с Федеральным законом от 03.07.2016 № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» установлена дата перехода к проведению государственной кадастровой оценки на территории Самарской области в соответствии с Федеральным законом от 3 июля 2016 года № 237-ФЗ –1 марта 2018 года.

Из материалов дела следует, что административному истцу на праве собственности принадлежат объекты недвижимого имущества:

- здание с кадастровым номером , площадью 179,1 кв.м, по адресу: <адрес>, западнее здания административно-бытового корпуса (лит. А) на территории базы отдыха «Островок» на полуострове Копылово, назначение: нежилое, наименование: Коттедж № 3 базы отдыха «Островок»,

- здание с кадастровым номером , площадью 63 кв.м, по адресу: <адрес>, восточнее здания коттеджа № 1 (лит. А9) на территории базы отдыха «Островок» на полуострове Копылово, назначение: нежилое наименование: Дом отдыха,

- здание с кадастровым номером , площадью 163,3 кв.м, по адресу: <адрес>

- здания с кадастровым номером , площадью 100,9 кв.м, по адресу: <адрес>, назначение: нежилое, наименование: Гостиница базы отдыха «Островок»,

- нежилое здание с кадастровым номером , площадью 683,2 кв.м, по адресу: <адрес> назначение: нежилое, наименование: Дом отдыха,

- здание с кадастровым номером , площадью 149,6 кв.м, по адресу: <адрес>, назначение: нежилое, наименование: Коттедж № 1 базы отдыха «Островок»,

- здание с кадастровым номером , площадью 1778,7 кв.м, по адресу: <адрес>, назначение: нежилое, наименование: Гостиница,

- здание с кадастровым номером , площадью 84,3 кв.м, по адресу: <адрес>, назначение: нежилое, наименование: Дом отдыха,

- здание с кадастровым номером , площадью 1568,2 кв.м, по адресу: <адрес>, назначение: нежилое, наименование: Гостиница,

- здание с кадастровым номером , площадью 239,6 кв.м, по адресу: <адрес> назначение: нежилое, наименование: Дом рыбака,

- здание с кадастровым номером , площадью 1161 кв.м, по адресу: <адрес> назначение: нежилое, наименование: физкультурно-оздоровительный комплекс.

В сведения ЕГРН внесена информация о кадастровой стоимости, утвержденной приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 25.11.2021 № 2451 по состоянию на 01.01.2021 в отношении объектов

- с кадастровым номером в размере 2490495 рублей 38 коп.,

- с кадастровым номером в размере 2610099 рублей 64 коп.,

- с кадастровым номером в размере 2385915 рублей 06 коп.,

- с кадастровым номером в размере 8962315 рублей 92 коп.,

- с кадастровым номером в размере 2391126 рублей 18 коп.,

- с кадастровым номером в размере 44549 307 рублей 73 коп.,

- с кадастровым номером в размере 1259069 рублей 20 коп.,

- с кадастровым номером в размере 37242627 рублей 58 коп.,

- с кадастровым номером в размере 3426737 рублей 44 коп.,

- с кадастровым номером в размере 43952681 рубль 39 коп.

Актом ГБУ Самарской области «Центр кадастровой оценки» об установлении кадастровой стоимости № от ДД.ММ.ГГГГ в отношении объекта с кадастровым номером по состоянию на 01.01.2021 установлена кадастровая стоимость в размере 983853 рубля 30 коп.

Административный истец, будучи собственником рассматриваемых объектов, является плательщиком налога на имущество. Налоговой базой для исчисления налога на имущество является кадастровая стоимость каждого объекта недвижимости.

Установление кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости направлено на защиту интересов административного истца от недостоверной, экономически необоснованной базы для определения размера налога на имущество.

Согласно статье 22 Федерального закона № 237-ФЗ результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в комиссии или суде по заявлению об оспаривании.

Заявление об оспаривании может быть подано в комиссию или в суд со дня внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о кадастровой стоимости объекта недвижимости до дня внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о кадастровой стоимости такого объекта недвижимости, определенной в результате проведения новой государственной кадастровой оценки или по итогам оспаривания кадастровой стоимости в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом, или в соответствии со статьей 16 настоящего Федерального закона.

Административный истец воспользовался предоставленным статьей 22 Федерального закона № 237-ФЗ правом на оспаривание результатов определения кадастровой стоимости объекта недвижимости и 28.12.2023 обратился с соответствующим заявлением о пересмотре кадастровой стоимости в суд.

В соответствии с п.1 ст.22 Федерального закона № 237-ФЗ для обращения в суд предварительное обращение в комиссию не является обязательным.

При таких обстоятельствах, обращение административного истца в суд с настоящим административным исковым заявлением об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости равной его рыночной стоимости является обоснованным.

Целью настоящего административного судебного разбирательства является не опровержение кадастровой стоимости (определенной методами массовой оценки), а установление кадастровой стоимости в размере рыночной, что предусмотрено нормами действующего законодательства.

Основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является, в частности, установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.

Административным истцом в обоснование заявленных требований представлен отчет об оценке № от 04.12.2023 частнопрактикующего оценщика Трушиной Л.И. об определении рыночной стоимости по состоянию на 01.01.2021 объектов:

с кадастровым номером в размере 840402 рубля,

с кадастровым номером в размере 725604 рублей,

с кадастровым номером в размере 892927 рублей,

с кадастровым номером в размере 554632 рубля,

с кадастровым номером в размере 3788415 рублей,

с кадастровым номером в размере 701429 рублей,

с кадастровым номером в размере 18958574 рубля,

с кадастровым номером в размере 836126 рублей,

с кадастровым номером в размере 10793716 рублей,

с кадастровым номером в размере 2546173 рубля,

с кадастровым номером в размере 10126701 рубль,

В соответствии с разъяснениями, приведенными в пункте 20 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 г. № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», исследовав отчет об оценке объекта недвижимости, по инициативе заинтересованного лица администрации г.о. Тольятти и в связи с возникшими сомнениями судом первой инстанции с целью определения рыночной стоимости объектов недвижимости с кадастровыми номерами , , , , назначена судебная оценочная экспертиза определением суда от 01.02.2024, производство которой поручено ООО «Консалтинговый центр «Слово». При этом, замечаний, сомнений в выводах частнопрактикующего оценщика Трушиной Л.И. о рыночной стоимости объектов с кадастровыми номерами , , , , , , у участников дела и суда не возникло.

Заключением эксперта № от 14.03.2024 ООО «Консалтинговый центр «Слово» определена рыночная стоимость объектов недвижимости по состоянию на 01.01.2021:

с кадастровым номером в размере 462167 рублей 81 коп.,

с кадастровым номером в размере 3990832 рубля 78 коп.,

с кадастровым номером в размере 19206878 рублей 09 коп.,

с кадастровым номером в размере 11042135 рублей 86 коп,

с кадастровым номером в размере 11157241 рубль 23 коп.

Возражений, замечаний относительно выводов судебной экспертизы, а также ходатайства о назначении по делу повторной судебной экспертизы от участников дела не поступило.

Давая оценку исследованным доказательствам, суд полагает, что приведенные в отчете об оценке выводы о рыночной стоимости объектов с кадастровыми номерами , , , , , , на дату определения кадастровой стоимости 01.01.2021 не допускают их неоднозначного толкования, исходные данные и расчеты не вводят в заблуждение. Профессиональное суждение оценщика относительно рыночной стоимости объектов оценки полностью подтверждается собранной информацией и приведенными расчетами.

Полномочия, компетенция и квалификация оценщика подтверждены приложенными к отчету об оценке документами.

В соответствии со статьей 12 Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» итоговая величина рыночной стоимости каждого объекта оценки, указанная в отчёте, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, признаётся достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.

Оценивая экспертное заключение по правилам ст. 168 КАС РФ, суд учитывает, что эксперт при оценке объекта недвижимого имущества руководствовался федеральными стандартами оценки; результатами осмотра; заключение эксперта основывается на достоверных правоустанавливающих документах об объекте оценки; содержит анализ существующей методологии по определению рыночной стоимости объектов недвижимого имущества, описание качественных и количественных характеристик объекта оценки, анализ рынка в сегменте объекта оценки, ценообразующих факторов, а также внешних факторов, влияющих на стоимость; анализ наиболее эффективного использования объекта исследования, обоснование выбора объектов-аналогов и используемого подхода к оценке, согласование результатов расчётов, объективные выводы, дающие исчерпывающий ответы на поставленные вопросы с возможностью проверки их обоснованности.

Суд полагает, что заключение эксперта о рыночной стоимости объектов недвижимого имущества с кадастровым номерами , , , , является полным и аргументированным, отвечает требованиям действующего законодательства, у суда не имеется оснований подвергать сомнению выводы эксперта, будучи предупрежденного об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения по ст. 307 Уголовного кодекса Российской Федерации, заинтересованность в исходе дела не установлена.

При таких обстоятельствах, суд принимает в качестве допустимых доказательств рыночной стоимости рассматриваемых объектов с кадастровыми номерами , , , , , , отчет об оценке № от 04.12.2023 частнопрактикующего оценщика Трушиной Л.И., а с кадастровыми номерами , , , , заключение эксперта ООО «Консалтинговый центр «Слово».

Суд также учитывает, что установление рыночной стоимости, полученной в результате индивидуальной оценки объекта, и внесение ее в качестве кадастровой стоимости, направлено, прежде всего, на уточнение кадастровой стоимости, полученной методами массовой оценки, без учета уникальных характеристик конкретного объекта недвижимости. В связи с этим, установление кадастровой стоимости каждого объекта недвижимости равной его рыночной стоимости, будучи законным способом уточнения одной из основных экономических характеристик указанного объекта, в том числе в целях налогообложения, само по себе не направлено на опровержение предполагаемой достоверности ранее установленных результатов кадастровой оценки.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что требования административного истца об установлении кадастровой стоимости каждого объекта недвижимости равной их рыночной стоимости, определенной в отчете об оценке и в заключении эксперта, подлежат частичному удовлетворению.

Сведения об изменении кадастровой стоимости на основании решения комиссии или суда, включая дату подачи соответствующего заявления о пересмотре кадастровой стоимости, подлежат внесению в Единый государственный реестр недвижимости в соответствии с Федеральным законом от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».

Из материалов дела следует, что датой обращения административного истца в суд является 28.12.2023, что следует отразить в резолютивной части решения.

Руководствуясь статьями 175-180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

р е ш и л :

административный иск Кирюшиной ФИО6 удовлетворить частично.

Установить кадастровую стоимость объектов недвижимого имущества - зданий, по адресу: <адрес>, равной их рыночной стоимости по состоянию на 01.01.2021:

- с кадастровым номером в размере 840 402 рубля,

- с кадастровым номером в размере 725 604 рубля,

- с кадастровым номером в размере 892 927 рублей.

- с кадастровым номером в размере 462 167 рублей 81 коп.,

- с кадастровым номером в размере 701 429 рублей,

- с кадастровым номером в размере 19 206 878 рублей 09 коп.,

- с кадастровым номером в размере 836 126 рублей.

Установить кадастровую стоимость объекта недвижимого имущества – здания с кадастровым номером по адресу: <адрес>, равной его рыночной стоимости по состоянию на 01.01.2021 в размере 3 990 832 рубля 78 коп.

Установить кадастровую стоимость объекта недвижимого имущества - здания с кадастровым номером , по адресу: <адрес>, равной его рыночной стоимости по состоянию на 01.01.2021 в размере 11 042 135 рублей 86 коп.

Установить кадастровую стоимость объектов недвижимого имущества - зданий по адресу: <адрес>, равной их рыночной стоимости по состоянию на 01.01.2021:

- с кадастровым номером в размере 2 546 173 рубля,

- с кадастровым номером в размере 11 157 241 рубль 23 коп.

Датой подачи заявления в суд считать 28.12.2023.

Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции в течение одного месяца со дня его изготовления в окончательной форме.

Мотивированное решение в окончательной форме изготовлено 19.04.2024.

Судья И.А. Щетинкина

3а-610/2024 ~ М-2598/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Кирюшина Ю.Г.
Ответчики
ГБУ СО "ЦКО"
Министерство имущественных отношений Самарской области
Другие
Администрация г.о. Тольятти
ППК «Роскадастр» в лице ППК «Роскадастр» по Самарской области
Правительство Самарской области
Управление Росреестра по Самарской области
Петрушова Елена Николаевна
Суд
Самарский областной суд
Судья
Щетинкина И. А.
Дело на странице суда
oblsud--sam.sudrf.ru
28.12.2023Регистрация административного искового заявления
09.01.2024Передача материалов судье
11.01.2024Решение вопроса о принятии к производству
11.01.2024Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
11.01.2024Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
01.02.2024Судебное заседание
22.03.2024Производство по делу возобновлено
08.04.2024Судебное заседание
19.04.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
08.05.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
22.05.2024Регистрация ходатайства/заявления лица, участвующего в деле
23.05.2024Изучение поступившего ходатайства/заявления
13.06.2024Судебное заседание
11.07.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства после рассмотрения ходатайства/заявления/вопроса
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее