Дело № 2-2595/2022
74RS0031-01-2022-002600-57
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
22 августа 2022 года г. Магнитогорск
Орджоникидзевский районный суд г. Магнитогорска Челябинской области в составе:
председательствующего судьи Чернышовой С.С.,
при секретаре Евстигнеевой К.С.,
с участием истца Парфирьева Д.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Парфирьева Д.Ю. , Парфирьевой Е.Е. , Парфирьева Е.Д. к Федеральному государственному автономному учреждению «Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса) Министерства обороны Российской Федерации, Министерству обороны Российской Федерации о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации,
УСТАНОВИЛ:
Парфирьев Д.Ю., Парфирьева Е.Е., Парфирьев Е.Д. с учетом уточненных требований обратились в суд с исковым заявлением к Федеральному государственному автономному учреждению «Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса) Министерства обороны Российской Федерации о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации.
В обоснование заявленных требований указано, что решением ФГАУ «Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса) Министерства обороны Российской Федерации № <номер обезличен> от 27.09.2011 о предоставлении жилых помещений по договору социального найма, Парфирьеву Д.Ю. и совместно проживающим с ним членам семьи: супруге Парфирьевой Е.Е., сыну Парфирьеву Е.Д. была распределена 2-хкомнатная квартира общей площадью 60,4 кв.м., расположенная по адресу: <адрес обезличен>, был заключен договор социального найма жилого помещения, согласно которому семья получила в бессрочное владение и пользование жилое помещение, находящиеся в федеральной собственности. Истцы в спорном жилом помещении проживают с 17.01.2012. Истцы приняли решение приобрести в общую долевую собственность в порядке приватизации вышеуказанное жилое помещение, полученное по договору социального найма. Ранее истцы не участвовали и не реализовали право однократной бесплатной приватизации государственного и муниципального имущества на территории Российской Федерации, собственниками объектов недвижимого имущества на территории Российской Федерации не значатся. Парфирьев Д.Ю., в целях реализации своего права, обратился в ФГАУ «Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса) Министерства обороны Российской Федерации, с заявлением о заключении с ним договора передачи в собственность жилого помещения. В результате рассмотрения направленных истцом документов, заявление удовлетворено не было, поскольку отсутствует процедура передачи жилья в собственность.
Просят признать за Парфирьевым Д.Ю., Парфирьевой Е.Е., Парфирьевым Е.Д. право общей долевой собственности (по 1/3 доли каждому) в порядке приватизации на жилое помещение – квартиру общей площадью 60,4 кв.м. с кадастровым номером №<номер обезличен>, расположенную по адресу: <адрес обезличен>. (л.д. 4-7, 62-66)
Истец Парфирьев Д.Ю. в судебном заседании заявленные требования поддержал, указал, что проходил военную службу с января 1998 года по 2011 год. В 2011 году по договору социального найма получил спорную квартиру. Проживает с семьей там уже более 10 лет. Иных помещений в собственности не имеет.
Истец Парфирьева Е.Е. в судебное заседание не явилась, извещена надлежащим образом, обратилась с заявлением о рассмотрении дела в ее отсутствие (л.д. 111,116). Ранее в судебном заседании заявленные требования поддержала. Пояснила, что жилых помещений в собственности не имеет, ранее в приватизации никогда не участвовала, постоянно проживают в спорном жилом помещении.
Истец Парфирьев Е.Д. в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, обратился с заявлением о рассмотрении дела в его отсутствие (л.д. 100,117). Ранее в судебном заседании заявленные требования поддержал. Пояснил, что в спорном жилом помещении проживает с января 2012 года с родителями, жилых помещений в собственности не имеет.
Представитель ответчика ФГАУ «Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса) о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом. (л.д. 113)
В качестве соответчика судом протокольным определением от 12.07.2022 привлечено Министерства Обороны РФ. Ответчик о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, представитель в судебное заседание не явился. (л.д. 114)
Представитель третьего лица Управление Росреестра по Челябинской области о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом. (л.д. 112)
В силу норм ст.167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд счел возможным рассмотреть дело по существу в отсутствие не явившихся лиц, участвующих в деле, использовавших свое право на участие в судебном заседании, предусмотренное ст. 35 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, по своему усмотрению.
Суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Суд, заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела в судебном заседании и оценив их в совокупности, находит исковое заявление обоснованным и подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с ч.1 ст.46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.
В соответствии со ст. 12 Гражданского Кодекса Российской Федерации защита гражданских прав осуществляется путем признания права.
В соответствии с ч.2 ст.218 Гражданского Кодекса Российской Федерации право собственности на имущество, которое имеет собственника, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества.
В соответствии со ст.1, ч.1 ст.2 Федерального Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» от 04 июля 1991 года приватизацией жилых помещений является бесплатная передача в собственность граждан РФ на добровольной основе занимаемых ими жилых помещений в государственном и муниципальном жилищном фонде.
Граждане РФ, занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая, жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), на условиях социального найма вправе с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а так же несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет приобрести эти помещения в собственность на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными актами РФ и субъектов РФ. Жилые помещения передаются в общую собственность либо в собственность одного из совместно проживающих лиц, в том числе несовершеннолетних.
Согласно ст. 6 Закона РФ от 04 июля 1991 № 1541-1 "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" передача жилых помещений в собственность граждан осуществляется уполномоченными собственниками указанных жилых помещений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также государственными или муниципальными унитарными предприятиями, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, государственными или муниципальными учреждениями, казенными предприятиями, в оперативное управление которых передан жилищный фонд.
В силу ст. 7 Закона Российской Федерации от 04 июля 1991 № 1541-1 "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" передача жилых помещений в собственность граждан оформляется договором передачи, заключаемым органами государственной власти или органами местного самоуправления поселений, предприятием, учреждением с гражданином, получающим жилое помещение в собственность в порядке, установленном законодательством. При этом нотариального удостоверения договора передачи не требуется и государственная пошлина не взимается.
Право собственности на приобретенное жилое помещение возникает с момента государственной регистрации права в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
В соответствии ст. 11 Федерального Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» каждый гражданин имеет право на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации, жилого помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде социального использования один раз.
Статья 35 Конституции Российской Федерации провозглашает равное право всех граждан в получении в собственность жилья, а ч.2 ст. 40 Конституции Российской Федерации дает право всем гражданам требовать от органов государственной власти и местных органов самоуправления одинаковых правовых предпосылок для осуществления их права на жилище.
В ходе судебного заседания установлено, что 27.09.2011 между ФГАУ «Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса) Министерства обороны Российской Федерации и Парфирьевым Д.Ю. на основании решения № 2157 о заключении договора социального найма от 27.09.2011, заключен договора социального найма.
Согласно п. 1 указанного договора социального найма наймодатель передает нанимателю и членам его семьи в бессрочное владение и пользование изолированное жилое помещение, находящееся в федеральной собственности, состоящее из 2-х комнат в квартире общей площадью <данные изъяты> кв.м., по адресу: <адрес обезличен> для проживания в нем.
Совместно с нанимателем в указанное помещение вселяются следующие члены семьи: Парфирьева Е.Е. – супруга, Парфирьев Е.Д. – сын. (л.д. 9-14).
На обращение Парфирьева Д.Ю. от ФГАУ «Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса) Министерства обороны Российской Федерации 12.08.2021 поступил ответ, согласно которому занимаемое помещение по адресу: <адрес обезличен>, находится в собственности Российской федерации, закреплено на праве оперативного управления в ФГАУ «Росжилкомплекс». Информация об отнесении данного жилого помещения к специализированному жилищному фонду Министерства обороны Российской Федерации отсутствует. В настоящее время вопросы передачи жилых помещений Министерства обороны Российской Федерации в собственность бесплатно в порядке приватизации возложены на ФГАУ «Росжилкомплекс», вместе с тем, не установлен порядок такого рассмотрения и принятия решений. При поступлении сведений о принятии Департаментом жилищного обеспечения и управления жилищным фондом Министерства обороны Российской Федерации решения о порядке передачи жилым помещений в собственность граждан бесплатно в порядке приватизации будет сообщено дополнительно. (л.д. 15-16).
Из ответа ФГАУ «Росжилкомплекс» филиал «Центральный» от 31.08.2021 № <номер обезличен> следует, что за истцом сохранено право приватизации жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес обезличен> в судебном порядке (л.д. 17-18).
В силу п. 1 ст. 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в порядке и на условиях, установленных названным федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации за счет средств федерального бюджета (абзац первый). Военнослужащим-гражданам, заключившим контракт о прохождении военной службы до 01 января 1998 года (за исключением курсантов военных профессиональных образовательных организаций и военных образовательных организаций высшего образования), и совместно проживающим с ними членам их семей, признанным нуждающимися в жилых помещениях, федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, предоставляются субсидия для приобретения или строительства жилого помещения (далее - жилищная субсидия) либо жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом по месту военной службы, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более - по избранному месту жительства в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными ст. 15.1 названного федерального закона (абзац третий).
Содержание данной нормы закона указывает на то, что предоставление жилых помещений по договору социального найма является одной из форм исполнения государством своих обязательств по жилищному обеспечению военнослужащего.
В пункте 8 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации "О некоторых вопросах применения судами Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" было разъяснено, что, исходя из смысла преамбулы и статей 1, 2 Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации", гражданам не может быть отказано в приватизации занимаемых ими жилых помещений на предусмотренных этим Законом условиях, если они обратились с таким требованием.
Статьей 4 указанного Закона установлено, что не подлежат приватизации жилые помещения, находящиеся в аварийном состоянии, в общежитиях, в домах закрытых военных городков, а также служебные жилые помещения, за исключением жилищного фонда совхозов и других сельскохозяйственных предприятий, к ним приравненных, и находящийся в сельской местности жилищный фонд стационарных учреждений социальной защиты населения.
Указанный перечень оснований для отказа в приватизации жилых помещений является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит.
Из выписки из ЕГРН следует, что ФГАУ «Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса) Министерства обороны Российской Федерации на праве оперативного управления принадлежит жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес обезличен> (л.д. 72).
В настоящее время в указанном жилом помещении зарегистрированы Парфирьев Д.Ю., Парфирьева Е.Е., Парфирьев Е.Д. с 17.01.2012 года. (л.д. 25-27, 75-77).
Право на приватизацию жилых помещений в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), является безусловным правом граждан и может быть ограничено только в отношении жилых помещений, находящиеся в аварийном состоянии, в общежитиях, в домах закрытых военных городков, а также служебных жилых помещений (ст. 2, 4 Закона РФ "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" от 4 июля 1991 г. N 1541-1).
Согласно ст. 296 Гражданского кодекса Российской Федерации казенное предприятие и учреждение, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются и распоряжаются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, заданиями собственника этого имущества и назначением этого имущества.
В соответствии с п. 1 ст. 15 ФЗ "О статусе военнослужащих" военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, совместно проживающим с ними членам их семей предоставляется не позднее трехмесячного срока со дня прибытия на новое место службы жилые помещения по нормам и в порядке, которые предусмотрены федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, с учетом права на дополнительную жилую площадь за счет государственного или муниципального жилого фонда, закрепляемого за Министерством обороны РФ (иным федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба).
Из пояснений истца Парфирьева Д.Ю. следует, что он проходил военную службу с января 1998 года по 2011 год.
Данное обстоятельство подтверждается выпиской из послужного списка (л.д. 88-91)
Право на приватизацию жилого помещения истцами не использовано, что подтверждается уведомлениями Управления Росреестра по Челябинской области, об отсутствии в ЕГРП сведений о правах истцов на имеющиеся у них объекты недвижимости, справкой ОГУП «Обл.ЦТИ» по Челябинской области (л.д. 28-36, 73-74, 85-87, 94-95).
Из выписки из лицевого счета следует, что задолженности по коммунальным платежам по адресу: <адрес обезличен> не имеется (л.д. 52-55).
Актом о фактическом проживании граждан подтверждается, что в квартире по адресу: <адрес обезличен> проживают Парфирьев Д.Ю., Парфирьева Е.Е., Парфирьев Е.Д. (л.д. 97).
Таким образом, суд считает, что следует признать право собственности в порядке приватизации на жилое помещение – квартиру общей площадью <данные изъяты> кв.м. с кадастровым номером №<номер обезличен>, расположенную по адресу: <адрес обезличен> за Парфирьевым Д.Ю., Парфирьевой Е.Е., Парфирьевым Е.Д. по 1/3 доли в праве за каждым.
Руководствуясь ст.ст. 194,-198 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд
РЕШИЛ:
исковые требования Парфирьева Д.Ю. (паспорт <номер обезличен>), Парфирьевой Е.Е. (паспорт <номер обезличен>), Парфирьева Е.Д. (паспорт <номер обезличен>) к Федеральному государственному автономному учреждению «Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса) Министерства обороны Российской Федерации (ИНН 5047041033), Министерству обороты Российской Федерации (ИНН 7704252261) о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации удовлетворить.
Признать право собственности в порядке приватизации на жилое помещение – квартиру общей площадью <данные изъяты> кв.м. с кадастровым номером №<номер обезличен>, расположенную по адресу: <адрес обезличен> за Парфирьевым Д.Ю. , Парфирьевой Е.Е. , Парфирьевым Е.Д. по 1/3 доли в праве за каждым.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Челябинский областной суд в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме с подачей жалобы через Орджоникидзевский районный суд г. Магнитогорска Челябинской области.
Председательствующий:
Мотивированное решение изготовлено 29 августа 2022 года