Дело № 2-2717/2022
УИД 11RS0001-01-2022-000718-41
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Сыктывкар 22 марта 2022 года
Сыктывкарский городской суд Республики Коми в составе
председательствующего судьи Коданевой Я.В.,
при секретаре Стеблиной Е.П.
с участием истца Калмыковой Натальи Ивановны,
представителя истца – Калмыкова Вячеслава Валерьевича, действующего на основании ордера,
представителя ответчика – Фроловой Натальи Валерьевны, действующей на основании доверенности,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Сыктывкаре гражданское дело по иску Калмыковой Натальи Ивановны к ОПФР по РК о признании решения незаконным и подлежащим отмене, возложении обязанности включить периоды работы в льготном исчислении, назначить пенсию, взыскании судебных расходов,
УСТАНОВИЛ:
Калмыкова Н.И. обратилась в суд к ОПФР по РК и просила признать незаконным решение ответчика № ... от 08.12.2021, возложить обязанность включить в общий (страховой) стаж периоды работы: с 03.09.1986 по 18.01.1990, с 27.01.1990 по 29.05.1991, с 09.06.1991 по 16.08.1991 в льготном порядке из расчета один год работы за один год и шесть месяцев, назначить пенсию с даты обращения: с 09.11.2021, взыскать судебные расходы в виде расходов по направлению копии искового заявления 330 руб., изготовления копии документов для ответчика – 389 руб., расходов по оплате услуг представителя - 20 000 руб.
В судебном заседании истец, ее представитель на удовлетворении заявленных требований настаивали.
Представитель ответчика иск не признала по доводам, изложенным в письменном отзыве, при этом указала, что с учетом включения спорных периодов в льготном исчислении право истца на пенсионное обеспечение определяется с 09.11.2021.
Заслушав объяснения сторон, исследовав письменные материалы дела в их совокупности, суд приходит к следующему.
Установлено, что Калмыкова Наталья Ивановна, ... в периоды с 03.09.1986 по 18.01.1990, с 27.01.1990 по 29.05.1991, с 09.06.1991 по 16.08.1991 осуществляла трудовую деятельность в г. Усинск, т.е в районе РКС.
09.11.2021 истец обратилась в Управление с заявлением о назначении пенсии в соответствии с п.6 ст.3 Федерального закона № 166-ФЗ от 15.12.2001 «О государственном пенсионном обеспечении в РФ».
Решением № ... от 08.12.2021 Управлением отказано Калмыковой Н.И. в установлении страховой пенсии в связи с отсутствием требуемого страхового стажа.
При этом спорные периоды включены ответчиком в общий трудовой стаж и стаж работы в РКС в календарном исчислении, ввиду отсутствия срочных трудовых договоров.
Согласно ст. 17 Конституции РФ, в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией. Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в которой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц (ст. 55 Конституции).
В соответствии с п.6 ст.3 Федерального закона № 166-ФЗ от 15.12.2001 «О государственном пенсионном обеспечении в РФ» военнослужащие (за исключением граждан, проходивших военную службу по призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин) при наличии условий для назначения им страховой пенсии по старости, предусмотренных Федеральным законом «О страховых пенсиях», имеют право на одновременное получение пенсии за выслугу лет или пенсии по инвалидности, предусмотренных Законом Российской Федерации «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей», и страховой пенсии по старости (за исключением фиксированной выплаты к страховой пенсии), устанавливаемой на условиях и в порядке, которые предусмотрены Федеральным законом «О страховых пенсиях».
Согласно п.6 ч.1 ст. 32 Федерального закона № 400-ФЗ страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 женщинам по достижении возраста 55 лет (с учетом положений, предусмотренных приложениями 5 и 6 к настоящему Федеральному закону), если они проработали не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеют страховой стаж не менее 20 лет. Гражданам, работавшим как в районах Крайнего Севера, так и в приравненных к ним местностях, страховая пенсия устанавливается за 15 календарных лет работы на Крайнем Севере. При этом каждый календарный год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, считается за девять месяцев работы в районах Крайнего Севера. Гражданам, проработавшим в районах Крайнего Севера не менее 7 лет 6 месяцев, страховая пенсия назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, на четыре месяца за каждый полный календарный год работы в этих районах. При работе в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, а также в этих местностях и районах Крайнего Севера каждый календарный год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, считается за девять месяцев работы в районах Крайнего Севера.
Гражданам, работавшим как в РКС, так и в местах приравненных к районам Крайнего Севера, каждый календарный год работы в МКС считается за 9 месяцев работы в РКС.
В соответствии с ч. 1 ст. 13 Федерального закона № 400-ФЗ исчисление страхового стажа, требуемого для приобретения права на страховую пенсию, производится в календарном порядке.
Периоды работы, имевшие место до дня вступления в силу Федерального закона № 400-ФЗ, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы ( ч. 4 ст. 30 Федерального закона № 400-ФЗ).
Частью 8 ст. 13 вышеназванного Федерального закона предусмотрено, что при исчислении страхового стажа в целях определения права на страховую пенсию периоды работы и (или) иной деятельности, которые имели место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона и засчитывались в трудовой стаж при назначении пенсии в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения работы (деятельности), могут включаться в указанный стаж с применением правил подсчета соответствующего стажа, предусмотренных указанным законодательством (в том числе с учетом льготного порядка исчисления стажа), по выбору застрахованного лица.
Статьей 94 Закона Российской Федерации от 20.11.1990 № 340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации», действовавшего до 31.12.2001, предусматривалось льготное исчисление трудового стажа, и в частности, периодов работы в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, - в полуторном размере; аналогичные положения содержались в статье 28 Закона РФ от 19.02.1993 № 4520-1 «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» (утратила силу с 01.01.2005 на основании Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ), при этом в данной статье дополнительно указывалось, что при подсчете трудового стажа для назначения пенсии на любых основаниях период работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях исчисляется в полуторном размере независимо от факта заключения срочного трудового договора (контракта).
Тем самым федеральное законодательство с 01.01.1992 (даты введения в действие Закона РФ «О государственных пенсиях в Российской Федерации») исключило какие-либо различия в оценке трудового стажа, приобретенного в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в зависимости от условий выполнения соответствующей работы (в частности, от заключения срочного трудового договора).
Кроме того, законодательство, действовавшее до 01.01.1992, также не могло применяться судами в таком истолковании, которое приводило бы к установлению различий в правовом положении граждан, по существу носящих дискриминационный характер, а именно лишающих местных жителей, осуществляющих трудовую деятельность в районах Крайнего Севера, права на льготное исчисление трудового стажа, в отличие от лиц, прибывших на работу из других местностей и заключивших срочный трудовой договор.
Суд также учитывает, что иное истолкование фактически ставит в неравное положение истца и лиц, которые приобрели право на пенсию в период действия Закона РФ «О государственных пенсиях в Российской Федерации» и на основании приведенных выше норм этого закона их трудовой стаж исчислялся в льготном порядке, в том числе за периоды, имевшие место до его вступления в силу.
Пунктом 110 «Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий», утвержденного постановлением Совмина СССР от 03.08.1972 № 590, предусматривалось, что работа в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, с 01.03.1960 засчитывается в стаж в полуторном размере при условии, если работник имел право на льготы, установленные статьей 5 Указа Президиума Верховного Совета СССР от 10.02.1960 «Об упорядочении льгот для лиц, работающих в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера».
Статьей 5 вышеназванного Указа было предписано предоставлять дополнительно льготы работникам, переводимым, направляемым или приглашаемым на работу в районы Крайнего Севера и в местности, приравненные к районам Крайнего Севера, из других местностей страны, при условии заключения ими трудовых договоров о работе в этих районах на срок пять лет, а на островах Северного Ледовитого океана - два года, и в частности, засчитывать один год работы в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, за один год и шесть месяцев работы при исчислении стажа, дающего право на получение пенсии по старости и по инвалидности (пункт «д» ст. 5).
Той же статьей было установлено, что предусмотренные ею льготы предоставляются также лицам, прибывшим в районы Крайнего Севера и в местности, приравненные к районам Крайнего Севера, по собственной инициативе и заключившим срочный трудовой договор о работе в этих районах.
Данные положения были направлены на стимулирование граждан к тому, чтобы оставаться на длительные сроки работать в соответствующих районах, и тем самым - на достижение целей освоения таких местностей, однако не давали оснований для их ограничительного толкования в том смысле, что местные жители, работающие в неблагоприятных климатических условиях постоянно, правом на соответствующие льготы не наделялись.
В дальнейшем пунктом 1 «Инструкции о порядке предоставления льгот лицам, работающим в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера», утвержденной постановлением Госкомтруда СССР, Президиума ВЦСПС от 16.12.1967 № 530/П-28 было предусмотрено, что льготы, установленные Указами Президиума Верховного Совета СССР от 10.02.1960 «Об упорядочении льгот для лиц, работающих в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера» и от 26.09.1967 «О расширении льгот для лиц, работающих в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера», предоставляются всем рабочим и служащим государственных, кооперативных и общественных предприятий, учреждений и организаций, находящихся в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера.
Подпунктом «а» пункта 43 той же Инструкции было предусмотрено, что общий стаж работы, дающий право на получение пенсии, исчисляется за период работы в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера для пенсий по старости и по инвалидности - за период с 01.03.1960 один год работы засчитывается за один год и шесть месяцев работы лицам, указанным в пунктах 2, 3 и 4 данной Инструкции.
Вместе с тем, как было указано выше, в дальнейшем действующим законодательством граждане, приобретшие трудовой стаж в вышеназванных районах и местностях (в том числе до 01.01.1992), были полностью уравнены в пенсионных правах, на что было направлено, в частности, включенное в статью 28 Закона РФ от 19.02.1993 № 4520-1 специальное указание о том, что при подсчете трудового стажа для назначения пенсии на любых основаниях период работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях исчисляется в полуторном размере независимо от факта заключения срочного трудового договора (контракта).
Таким образом, законодательство, действовавшее к моменту прекращения обычной трудовой деятельности истца в районах Крайнего Севера в связи с ее поступлением на службу в органы внутренних дел, гарантировало ей исчисление в льготном порядке приобретенного к этому моменту трудового стажа, а применение правил, действовавших в период работы истца с 03.09.1986 по 18.01.1990, с 27.01.1990 по 29.05.1991, с 09.06.1991 по 16.08.1991 (в порядке ч. 8 ст. 13 Федерального закона «О страховых пенсиях») также не исключает возможность использования такого льготного порядка.
Из изложенного следует, что, вопреки позиции пенсионного органа, действующее законодательство и в настоящее время допускает возможность льготного исчисления общего трудового стажа, стажа, приобретенного в районах Крайнего Севера в целях оценки пенсионных прав, приобретенных до 01.01.2002.
Таким образом, требования Калмыковой Н.И. о возложении на ответчика обязанности включить в общий (страховой) стаж периоды работы: с 03.09.1986 по 18.01.1990, с 27.01.1990 по 29.05.1991, с 09.06.1991 по 16.08.1991 в льготном порядке из расчета один год работы за один год и шесть месяцев, подлежат удовлетворению.
Согласно ст. 22 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию. Днем обращения за страховой пенсией считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение соответствующего заявления и необходимых документов.
Как следует из представленных документов, при удовлетворении требований истца о включении спорных периодов в соответствующий стаж в льготном исчислении право на пенсию по основанию, предусмотренному п.6 ст.3 Федерального закона № 166-ФЗ от 15.12.2001 «О государственном пенсионном обеспечении в РФ» определяется у Калмыковой Н.И. на дату обращения: с 09.11.2021. Данный факт подтвержден представителем ответчика и в судебном заседании.
Следовательно, требования истца о назначении пенсии с 09.11.2021 по основанию, предусмотренному п.6 ст.3 Федерального закона № 166-ФЗ от 15.12.2001 «О государственном пенсионном обеспечении в РФ» также подлежат удовлетворению.
С учетом изложенного решение № ... от 08.12.2021 об отказе в назначении пенсии нельзя признать законным и обоснованным.
Согласно ст. 88 ГПК РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела. В соответствии со ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных частью второй статьи 96 настоящего Кодекса. В случае, если иск удовлетворен частично, указанные в настоящей статье судебные расходы присуждаются истцу пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований, а ответчику пропорционально той части исковых требований, в которой истцу отказано.
Абзацем 2 пункта 21 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 21.01.2016 № 1 «О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дела» предусмотрено, что по искам неимущественного характера, в том числе имеющего денежную оценку требования, направленного на защиту личных неимущественных прав (например, о компенсации морального вреда) положения процессуального законодательства о пропорциональном возмещении (распределении) судебных издержек (статьи 98, 102, 103 ГПК РФ, статья 111 КАС РФ, статья 110 АПК РФ) применению не подлежат.
Калмыковой Н.И. были заявлены требования неимущественного характера (возложении обязанности включить периоды в стаж, назначить пенсию).
При подаче иска Калмыковой Н.И. согласно представленных документов, понесены расходы по направлению искового заявления ответчику и в суд в размере 330 руб., изготовление копии документов для ответчика – 389 руб., которые в силу ст. 98 ГПК РФ подлежит взысканию с ответчика.
Частью 1 ст.48 ГПК РФ установлено, что граждане вправе вести свои дела в суде лично или через представителей. Личное участие в деле гражданина не лишает его права иметь по этому делу представителя.
Согласно ст. 100 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по ее письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах.
Установлено, что интересы истца в суде первой инстанции по настоящему делу представлял Калмыков В.В. на основании доверенности.
Расходы на оплату услуг представителя составили 20 000 руб. Оплата расходов подтверждается распиской от 24.12.2021.
Объем работ представителя определен в договоре от 17.12.2021, согласно которого в рамках исполнения договора представитель обязуется: изучить документы, при необходимости направить запросы, оказать содействие по побору документов, составить исковое заявление, консультировать истца по всем процессуальным вопросам, обеспечить представительство, в том числе в суде апелляционной и кассационных инстанций, а также в порядке надзора.
Частью 3 ст.17 Конституции РФ предусмотрено, что осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 21.12.2004 № 454-О и применимой к гражданскому процессу, обязанность суда взыскивать расходы на оплату услуг представителя, понесенные лицом, в пользу которого принят судебный акт, с другого лица, участвующего в деле, в разумных пределах является одним из предусмотренных законом правовых способов, направленных против необоснованного завышения размера оплаты услуг представителя, и тем самым - на реализацию требования статьи 17 (часть 3) Конституции Российской Федерации.
Уменьшение суммы, взыскиваемой в возмещение расходов по оплате услуг представителя, является правом суда и при и реализации данного права критерием оценки являются конкретные обстоятельств дела. Указанную сумму, суд полагает разумной и в полной мере соответствующей степени сложности рассмотренного дела, его конкретным обстоятельствам и продолжительности рассмотрения.
Соответственно, при определении объёма и стоимости юридических услуг в рамках гражданских правоотношений доверитель и поверенный законодательным пределом не ограничены. Однако ни материально-правовой статус юридического представителя, ни согласованный доверителем и поверенным размер вознаграждения определяющего правового значения при разрешении вопроса о возмещении понесенных участником процесса судебных расходов не имеют.
В свою очередь, закрепляя правило о возмещении стороне понесенных расходов на оплату услуг представителя, процессуальный закон исходит из разумности таких расходов (ст. 100 ГПК РФ). В рассматриваемом правовом контексте разумность является оценочной категорией, определение пределов которой является исключительной прерогативой суда.
Разумность заявленных ко взысканию сумм оценивается судом исходя из анализа фактических данных, обусловивших эти затраты.
Разумными следует считать такие расходы на оплату услуг представителя, которые при сравнимых обстоятельствах обычно взимаются за аналогичные услуги. При определении разумности могут учитываться объем заявленных требований, цена иска, сложность дела, объем оказанных представителем услуг, время, необходимое на подготовку им процессуальных документов, продолжительность рассмотрения дела и другие обстоятельства (п.13 Постановления Пленума от 21.01.2016 № 1).
Таким образом, указанная норма закона предоставляет суду право в силу конкретных обстоятельств дела уменьшить сумму возмещения расходов на представителя, в случае, когда заявленный размер расходов не является разумным, обеспечив тем самым баланс процессуальных прав и обязанностей сторон.
Учитывая удовлетворенные судом исковые требования, фактический объем совершенных представителем действий по настоящему делу: подготовка и составление искового заявления, участие в одном судебном заседании (его продолжительность), с учетом характера и предмета спора, сложности дела, а так же исходя из баланса прав и интересов сторон, а так же требований разумности и справедливости, суд полагает возможным взыскать с ответчика судебные расходы в размере 3 000 руб.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░ ░░ 08.12.2021 № ... ░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░.6 ░░.3 ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ № 166-░░ ░░ 15.12.2001 «░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░».
░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░ 03.09.1986 ░░ 18.01.1990, ░ 27.01.1990 ░░ 29.05.1991, ░ 09.06.1991 ░░ 16.08.1991 ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░: 1 ░░░ ░░░ 1 ░░░ 6 ░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░.6 ░░.3 ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ № 166-░░ ░░ 15.12.2001 «░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░» ░ 09.11.2021.
░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░ ░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 3 719 ░░░░░░.
░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 24.03.2022.
░░░░░ - ░░░░░░░░ ░.░.