Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-666/2022 ~ М-653/2022 от 29.04.2022

Дело № 2-666/2022

УИД 89RS0002-01-2022-000966-10

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

01 июня 2022 года                        г.Лабытнанги

Лабытнангский городской суд Ямало-Ненецкого автономного округа в составе:

председательствующего судьи                 Когаева Г.Ю.,

при секретаре судебного заседания             Доржеевой Д.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора города Лабытнанги, действующего в интересах несовершеннолетней ФИО2, к Администрации города Лабытнанги о компенсации морального вреда,

у с т а н о в и л:

Прокурор г.Лабытнанги, действуя в интересах несовершеннолетней ФИО2, ДД/ММ/ГГ года рождения, обратился в суд с иском к Администрации г.Лабытнанги о компенсации морального вреда в размере 50 000 руб. 00 коп., по тем основаниям, что 20 февраля 2022 года около 21:00 часов во дворе дома № 10 «А» по ул. Автострадная г.Лабытнанги, на несовершеннолетнюю напала безнадзорная собака, рыжего окраса, без намордника, без ошейника, не чипированная, которая укусила её за нижнюю губу, причинив тем самым несовершеннолетней травму. После случившегося несовершеннолетняя и её законный представитель обратились в приемное отделение ГБУЗ ЯНАО «Лабытнангская городская больница» для оказания медицинской помощи. В медицинском учреждении ребенку оказали помощь и назначили курс прививок. Несовершеннолетней был причинен моральный вред, телесные повреждения, физические и нравственные страдания. На основании изложенных обстоятельств, прокурор просит взыскать с ответчика компенсацию морального вреда в пользу несовершеннолетнего ребенка в размере 50 000 руб.

Определением от 06 мая 2022 года к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Служба ветеринарии ЯНАО, МУП МО г.Лабытнанги «Комфорт».

В судебном заседании представитель процессуального истца – помощник прокурора г.Лабытнанги Князькин А.В., исковые требования поддержал в полном объеме по доводам, изложенным в исковом заявлении.

Законный представитель несовершеннолетней ФИО2ФИО3, будучи извещенным надлежащим образом о времени, дате и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в своё отсутствие, исковые требования прокурора поддержал и просил их удовлетворить.

Ответчик Администрация г.Лабытнанги, будучи извещённым надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения дела, своего представителя не направило, в возражениях относительно иска указав, что исковые требования прокурора не подлежат удовлетворению, просили рассмотреть дело в отсутствие их представителя.

Третьи лица Служба ветеринарии ЯНАО, МУП МО г.Лабытнанги «Комфорт» своих представителей для участия в судебном заседании не направили, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом. Своего отношения к заявленным требованиям третьи лица не высказали, с ходатайствами об отложении дела слушанием либо рассмотрении дела в отсутствие представителей не обращались.

Суд, заслушав прокурора, исследовав возражения относительно заявленных требований, письменные материалы дела, приходит к следующему выводу.

В соответствии со ст.46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.

В соответствии с декларацией прав ребенка, принятой резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН от 20 ноября 1959 года, ребенок в виду его физической и умственной незрелости нуждается в специальной охране и заботе, включая надлежащую правовую защиту, как до, так и после рождения.

Согласно ст.4 Федерального закона от 24 июля 1998 года №124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» целями государственной политики в интересах детей является в числе прочего защита детей от факторов, негативно влияющих на их физическое, интеллектуальное, психическое, духовное и нравственное развитие. Государственная политика в интересах детей является приоритетной и основана на следующих принципе ответственность юридических лиц, должностных лиц, граждан за нарушение прав и законных интересов ребенка, причинение ему вреда.

Согласно ч.1 ст.1064 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее по тексту – ГК РФ) вред, причиненный личности или имуществу гражданина, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.

Основания и размер компенсации гражданину морального вреда определяется правилами, предусмотренными Главой 59 ГК РФ и ст.151 ГК РФ.

В соответствии с ч.1 ст.132 Конституции Российской Федерации органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения.

Согласно ст. 151 Гражданского кодекса Российской Федерации, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права, либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.

При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями лица, которому причинен вред.

Согласно пп.49 п.2 ст.26.3 Федерального закона от 06 октября 1999 года №184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (далее по тексту – Федеральный закон №184-ФЗ) решение вопросов организации проведения на территории субъекта Российской Федерации мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, отлову и содержанию безнадзорных животных, защите населения от болезней, общих для человека и животных, за исключением вопросов, решение которых отнесено к ведению Российской Федерации относится к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета).

В соответствии с п.19 ч.1 ст.14 Федерального закона от 06 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее по тексту – Федеральный закон №131-ФЗ) к вопросам местного значения поселения относится утверждение правил благоустройства территории поселения, осуществление контроля за их соблюдением, организация благоустройства территории поселения в соответствии с указанными правилами.

В соответствии с положениями п.14 ч.1 ст.14.1 Федерального закона №131-ФЗ, органы местного самоуправления наделены правом на осуществление мероприятий по отлову и содержанию безнадзорных животных, обитающих на территории поселения.

Согласно ч.4.1. ст.20 Федерального закона №131-ФЗ, органы местного самоуправления участвуют в осуществлении государственных полномочий, не переданных им в соответствии со ст.19 настоящего Федерального закона, в случае принятия представительным органом муниципального образования решения о реализации права на участие в осуществлении указанных полномочий.

Согласно преамбуле Федерального закона от 30 марта 1999 года №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее по тексту – Федеральный закон №52-ФЗ) данный федеральный закон направлен на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.

В силу ч.2 ст.2 Федерального закона №52-ФЗ органы государственной власти и органы местного самоуправления, организации всех форм собственности, индивидуальные предприниматели, граждане обеспечивают соблюдение требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения за счет собственных средств.

В Санитарно-эпидемиологических правилах СП 3.1.7.2627-10, утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 06 мая 2010 года №54, регулирование численности безнадзорных животных путем их отлова и содержания в специальных питомниках, их иммунизация против бешенства рассматриваются как мероприятия по недопущению возникновения случаев бешенства среди людей. Организация и проведение указанных мероприятий осуществляются при реализации региональных программ санитарно-эпидемиологического благополучия населения и относятся к полномочиям органов государственной власти субъектов РФ (пункты 9.2 и 9.5).

В соответствии с пунктом 3 Постановления Совета Министров РСФСР от 23 сентября 1980 года №449 «Об упорядочении содержания собак и кошек в городах и других населенных пунктах РСФСР» собаки, находящиеся на улицах и в иных общественных местах без сопровождающего лица, подлежат отлову. Отлов таких собак производится в городах, рабочих, курортных и дачных поселках организациями жилищно-коммунального хозяйства.

Согласно ст.6 Закона Ямало-Ненецкого автономного округа от 23 декабря 2019 года №110-ЗАО «О регулировании отдельных отношений в области обращения с животными в Ямало-Ненецком автономном округе» органы местного самоуправления муниципальных образований в автономном округе могут быть наделены отдельными государственными полномочиями автономного округа в области обращения с животными в соответствии с федеральным законодательством.

Пунктом 1 ст.1 Закона ЯНАО от 23 декабря 2019 года №123-ЗАО «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов, муниципальных и городских округов в Ямало-Ненецком автономном округе отдельными государственными полномочиями Ямало-Ненецкого автономного округа в области обращения с животными» (далее по тексту – Закон ЯНАО №123-ЗАО) установлено, что органы местного самоуправления муниципальных районов, муниципальных и городских округов в Ямало-Ненецком автономном округе (далее по тексту – органы местного самоуправления) наделяются отдельными государственными полномочиями Ямало-Ненецкого автономного округа (далее по тексту – автономный округ) по организации мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев (далее по тексту – отдельные государственные полномочия).

В соответствии с пп.1 п.2 ст.1 Закона ЯНАО №123-ЗАО отдельные государственные полномочия включают в себя, в числе прочего отлов животных без владельцев, в том числе их транспортировку и немедленную передачу в приюты для животных.Согласно п.1 ст.5 Закона ЯНАО №123-ЗАО финансовые средства на осуществление органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий предоставляются в виде субвенций из окружного бюджета в объеме, устанавливаемом законом автономного округа об окружном бюджете на очередной финансовый год и плановый период.

Порядок организации деятельности приютов для животных и норм содержания животных в них на территории Ямало-Ненецкого автономного округа определен Постановлением Правительства ЯНАО от 06 июля 2020 года №832-П (далее по тексту – Порядок).

Согласно п.п.4.1.4 и 5.2.1 Порядка содержание в Приюте животных без владельцев, которые не могут быть возвращены в прежние места их обитания, должно осуществляться до момента передачи таких животных новым владельцам или наступления естественной смерти. Допускается возврат животных без владельцев на прежнее место их обитания при условии, что такие животные не проявляют немотивированной агрессивности к человеку и другим животным; подвергнуты вакцинации против бешенства; стерилизованы (кастрированы); подвергнуты мечению и зарегистрированы.

Пунктом 7.1 Порядка предусмотрено, что в приюте проводится работа по социализации животных и поиску владельцев для них, для этого привлекаются специалисты по социализации животных (кинолог, флинолог).

Таким образом, переданные отдельные государственные полномочия по организации и выполнению мероприятий по отлову, транспортировке и содержанию безнадзорных домашних животных на территории г. Лабытнанги возложены на Администрацию г. Лабытнанги.

Организация работы по отлову и содержанию безнадзорных животных на территории муниципального образования город Лабытнанги определена:

- решением Городской Думы муниципального образования город Лабытнанги от 15 марта 2017 года №296 «Об утверждении Правил благоустройства территории муниципального образования город Лабытнанги» (пункт 11.15.5. Отлов безнадзорных животных осуществляется специализированными организациями по муниципальным контрактам, заключенным с уполномоченным органом Администрации города Лабытнанги в сфере жилищно-коммунального хозяйства в пределах средств, предусмотренных в бюджете муниципального образования на эти цели);

- решением Городской Думы муниципального образования город Лабытнанги от 17 июня 2015 года №93 «Об утверждении Положения о муниципальном учреждении «Управление жилищно-коммунального хозяйства и транспорта Администрации города Лабытнанги» (Основными целями деятельности Учреждения являются: Подпункт 13) пункта 4.1 Положения №13) осуществление мероприятий по отлову и содержанию безнадзорных животных, обитающих на территории муниципального образования»);

- постановлением Администрации города Лабытнанги от 14 октября 2014 года №692 «Об утверждении муниципальной программы «Развитие городской среды муниципального образования город Лабытнанги» на 2015 – 2022 годы»;

- постановлением Администрации города Лабытнанги от 27 июня 2016 года №698 «Об утверждении нормативов финансовых затрат на реализацию мероприятий по отлову, содержанию безнадзорных животных и уничтожения биологических отходов муниципального образования город Лабытнанги».

В судебном заседании достоверно установлено, что 20 февраля 2022 года около 21:00 часов, возле дома № 10 «А» по ул. Автострадная г.Лабытнанги, на несовершеннолетнюю ФИО2, ДД/ММ/ГГ года рождения, напала безнадзорная собака, которая укусила ребенка за нижнюю губу, причинив тем самым несовершеннолетней травму. После случившегося законный представитель несовершеннолетней, обратилась в приемное отделение ГБУЗ ЯНАО «Лабытнангская городская больница» для оказания медицинской помощи ребенку.

Согласно материалам дела 20 апреля 2022 года ФИО3 – отец несовершеннолетней, обратился к прокурору г.Лабытнанги с заявлением, в котором просил обратиться с исковым заявлением о компенсации морального вреда, причиненного его дочери безнадзорным животным, прокуратурой г.Лабытнанги проведена проверка по обращению (л.д. 7).

Из представленных в материалы дела документов следует, что в дежурную часть ОМВД России по г.Лабытнанги поступило сообщение мед.сестры приемного отделения ГБУЗ ЯНАО «Лабытнангская городская больница» о том, что оказана медицинская помощь несовершеннолетней ФИО2, ДД/ММ/ГГ года рождения, в связи с диагнозом: «Укушенная рана лица. Неизвестная собака укусила на улице», данное событие было зарегистрировано в КУСП № 1435 от 20 февраля 2022 года (л.д. 16).

Согласно Карте обратившегося за антирабической помощью ФИО2, ДД/ММ/ГГ года рождения, назначены прививки и амбулаторное лечение (л.д. 9).

Из выписки осмотра врачом приемного отделения ГБУЗ ЯНАО «Лабытнангская городская больница» от 20 февраля 2022 года, следует, что ФИО2, ДД/ММ/ГГ года рождения, обратилась в медицинское учреждение с жалобой на рану в области лица, в результате нападения неизвестной собаки. В связи с чем ей был установлен диагноз: «Укушенная ссадина нижней губы» (л.д. 21).

Исполнение мероприятий по отлову безнадзорных животных осуществлялось органом местного самоуправления путем заключения муниципального контракта №256-П от 29 декабря 2021 года между МУ «Управление жилищно-коммунального хозяйства и транспорта Администрации г.Лабытнанги» и МУП МО г.Лабытнанги «Комфорт».

Муниципальным образованиям Ямало-Ненецкого автономного округа из бюджета Ямало-Ненецкого автономного округа предоставляются дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных районов. В форме дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных районов учитываются средства на мероприятия по отлову и содержанию безнадзорных животных, обитающих на территории соответственного муниципального образования.

В случае недостаточности денежных средств на осуществления данных полномочий, Администрация г.Лабытнанги не лишена возможности в соответствии с п.5 ст.19 Федерального закона №131-ФЗ на использование собственных материальных ресурсов и финансовых средств для осуществления переданных государственных полномочий.

Таким образом, судом достоверно установлено, что организация отлова безнадзорных животных является обязанностью Администрации г.Лабытнанги, следовательно, факт нападения безнадзорной собаки на несовершеннолетнюю ФИО2 и причинения ей телесных повреждений свидетельствует о недостаточности принимаемых ответчиком мер в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

Таким образом, суд приходит к выводу о том, что именно в результате ненадлежащего выполнения переданных полномочий по отлову безнадзорных животных и бездействия Администрации г.Лабытнанги, несовершеннолетнюю ФИО2 укусила безнадзорная собака. Данное обстоятельство, очевидно, причинило несовершеннолетней нравственные страдания.

Доказательств, опровергающих изложенные выше обстоятельства или подтверждающих отсутствие вины Администрации г.Лабытнанги в причинении вреда материальному истцу, ответчиком не представлено.

В соответствии со ст.151 ГК РФ если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда. При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями гражданина, которому причинен вред.

Согласно пункту 3 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 20 декабря 1994 года №10 «Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда» в соответствии с действующим законодательством одним из обязательных условий наступления ответственности за причинение морального вреда является вина причинителя.

Размер компенсации зависит от характера и объема причиненных истцу нравственных или физических страданий, степени вины ответчика в каждом конкретном случае. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости. Степень нравственных или физических страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств причинения морального вреда, индивидуальных особенностей потерпевшего и других конкретных обстоятельств, свидетельствующих о тяжести перенесенных им страданий (п.8 Постановления Пленума ВС РФ).

Удовлетворяя требования о взыскании компенсации морального вреда, суд исходит из конкретных обстоятельств дела, характера и тяжести причиненных несовершеннолетней ФИО2 физических и нравственных страданий, а также из требований разумности и справедливости, суд считает возможным взыскать компенсацию морального вреда в пользу истца в размере 30 000 руб., удовлетворив исковые требования прокурора, действующего в интересах несовершеннолетней ФИО2 в указанном размере.

По смыслу положений ч.1 ст.28 ГК РФ получение присужденных решением суда денежных сумм за несовершеннолетних, не достигших четырнадцати лет (малолетних), могут совершать от их имени только их родители, усыновители или опекуны.

Учитывая, что ФИО2 является несовершеннолетней, в силу ч.1 ст.28 ГК РФ, компенсация морального вреда подлежит взысканию не в её пользу, а в пользу её законного представителя – отцу ФИО3

В соответствии со ст.198 ГПК РФ в резолютивной части решения суда должно быть указано на распределение расходов по делу.

Поскольку прокурор, как и органы местного самоуправления, на основании п.п.9 и 19 п.1 ст.333.36 НК РФ освобождены от уплаты, следовательно в резолютивной части решения суда нет необходимости в указании на распределение расходов по настоящему делу.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░2, ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.

░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░2, ░░/░░/░░ ░░░░ ░░░░░░░░, ░ ░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░3 ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░ 30 000 (░░░░░░░░ ░░░░░) ░░░░░░ 00 ░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░ ░░░░░-░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.

░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ...

...

...

...

Полный текст документа доступен по подписке.
490 ₽/мес.
первый месяц, далее 990₽/мес.
Купить подписку

2-666/2022 ~ М-653/2022

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Информация скрыта
Прокурор города Лабытнанги
Ответчики
Администрация г. Лабытнанги
Другие
Служба ветеринарии ЯНАО
Золотов Геннадий Валентинович
МУП МО г. Лабытнанги «Комфорт»
Суд
Лабытнангский городской суд Ямало-Ненецкого автономного округа
Судья
Когаев Герман Юрьевич
Дело на сайте суда
labytnangsky--ynao.sudrf.ru
29.04.2022Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
04.05.2022Передача материалов судье
06.05.2022Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
06.05.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
06.05.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
01.06.2022Судебное заседание
02.06.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
03.06.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
05.07.2022Дело оформлено
19.12.2022Дело передано в архив

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее