Дело № 2-2107/2023
64RS0045-01-2023-002090-44
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
23 мая 2023 года г. Саратов
Кировский районный суд города Саратова в составе:
председательствующего судьи Ереминой Н.Н.,
при секретаре Шохиной Е.И.,
с участием представителя ответчика Тренбак О.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Иванюхиной Н.М. к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № по <адрес> о взыскании недоплаченных сумм денежного содержания при сокращении, за очередной и дополнительный отпуск, компенсации (процентов) за задержку причитающихся сумм, компенсации морального вреда,
установил:
Иванюхина Н.М. обратилась в суд с вышеуказанным иском, мотивируя свои требования тем, что трудовая деятельность истца в Межрайонной ИФНС № по <адрес> началась ДД.ММ.ГГГГ, приказ №-JIC от ДД.ММ.ГГГГ.
Приказом начальника Межрайонной ИФНС № по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №, заключенный Иванюхиной Н.М. служебный контракт расторгнут с ДД.ММ.ГГГГ она освобождена от замещаемой должности и уволена с государственной гражданской службы в порядке перевода гражданского служащего с его согласия в другой государственный орган в Межрайонную ИФНС России № по <адрес>, на основании пункта 5 части 1 статьи 33 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации".
С ДД.ММ.ГГГГ в Межрайонной ИФНС России № по <адрес> истец занимала должность главного государственного налогового инспектора отдела выездных проверок № в порядке перевода из Межрайонной ИФНС России № по <адрес> в соответствии с приказом № от ДД.ММ.ГГГГ
Приказом начальника Межрайонной ИФНС России № по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № заключенный с Иванюхиной Н.М. служебный контракт расторгнут с 18.05.2022г., она освобождена от замещаемой должности и уволена с государственной гражданской службы по собственной инициативе в связи с выходом на государственную пенсию на основании пункта 3 части 1 статьи 33 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации".
На основании имеющихся у истца расчетных документов (листов расчета) выяснила, что ее работодателями - Межрайонной ИФНС России № по <адрес> в расчет отпускных не включались суммы выплаченных ей средств материального стимулирования (далее по тексту - СМС) и «разовых» премий за своевременное и качественное выполнение особо важных и сложных заданий, связанных с выполнением задач и обеспечением функций ФНС (далее по тексту - «разовая» премия) при исчислении следующих выплат: компенсации за неиспользованный отпуск, расчет отпускных за 2022год.
Произведя свои расчеты с учетом выплаченных истцу сумм СМС и «разовых» премий, общая сумма недоплаченных вышеуказанных денежных средств составила 25760,38 рублей, в том числе: задолженность по компенсации за неиспользованный отпуск в сумме 17513,57 рублей; задолженность по отпускным за 2022г., предшествующего дате увольнения: 2022 год: - 8246,81 руб. с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - 10 календарных дней в сумме 8246,81 руб.
Общая сумма процентов (денежной компенсации) составила 4232 руб.80 коп. на дату обращения ДД.ММ.ГГГГ с досудебной претензией к ответчику Межрайонной ИФНС России№ по <адрес>, в том числе: 2022 год- 1589,43 руб.; 2022 год- 2643,37 руб. (задолженность по компенсации за неиспользованный отпуск).
Считает, что работодатель намеренно, без законных на то оснований, не включал в расчет денежного содержания суммы выплаченных СМС и «разовых» премий по следующим основаниям.
Отношения, связанные с поступлением на государственную гражданскую службу Российской Федерации, её прохождением и прекращением, а также с определением правового положения (статуса) государственного гражданского служащего, регулируются положениями Закона № 79-ФЗ. То есть, указанным законом, как следует из его Права и обязанности Представителя нанимателя" в подпунктах "в" и "г" отмечено, что представитель нанимателя обязуется соблюдать законодательство РФ о государственной гражданской службе РФ, положения нормативных актов ФНС, а также исполнять иные обязанности, предусмотренные Федеральным законом и иными нормативными правовыми актами о государственной гражданской службе РФ.
ДД.ММ.ГГГГ Иванюхина Н.М. обратилась к ответчику Межрайонной ИФНС № по <адрес> с досудебным письмом с целью урегулирования данного спора досудебным порядком, однако на основании Письма № от ДД.ММ.ГГГГ. в выплате указанных сумм истцу было отказано.
Полагая свои права нарушенными, Иванюхина Н.М. обратилась с названным иском в суд, просила взыскать с ответчика в свою пользу задолженность по компенсации за неиспользованный отпуск в сумме 17513,57 рублей задолженность по отпускным за 2022г., предшествующего дате увольнения: 2022 год: - 8246,81 руб. (с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - 10 календарных дней в сумме 8246,81 руб.); денежную компенсацию (проценты) за задержку указанных выше выплат за каждый день задержки, начиная со следующего дня после установленного срока выплаты с ДД.ММ.ГГГГ на день подачи заявления в суд ДД.ММ.ГГГГ в размере 4232,8руб., а после вынесения решения по существу обязать ответчика самостоятельно рассчитать и выплатить дополнительно сумму указанных процентов с ДД.ММ.ГГГГ по день фактического расчета; компенсацию морального вреда в размере 15000,00 руб.
Истец в судебное заседание не явилась, извещена надлежащим образом, представила заявление о рассмотрении дела в свое отсутствие.
Представитель ответчика в судебном заседании возражала против удовлетворения исковых требований по основаниям, изложенным в письменных возражениях на иск и дополнениях к ним, представила контррасчет заявленных требований.
Третье лицо Межрайонная ИФНС России № по <адрес> в судебное заседание не явилось, о времени и месте рассмотрения дела извещено своевременно и надлежащим образом, представили пояснения на исковое заявление.
Руководствуясь ст. 167 ГПК РФ, с учетом мнения лиц, участвующих в деле, суд определил рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Заслушав объяснения представителя ответчика, изучив и исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В силу положений ст. 123 Конституции РФ и ст.ст. 12, 56 ГПК РФ правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Доказательства представляются сторонами и другими лицами, участвующими в деле, исходя из положений ст. 57 ГПК РФ.
Согласно ст. 67 ГПК РФ, суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанном на всестороннем, полном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
В соответствии со ст. 15 ТК РФ трудовые отношения - отношения, основанные на соглашении между работником и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции (работы по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретного вида поручаемой работнику работы), подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором.
Согласно п. 4 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ гражданский служащий имеет право на оплату труда и другие выплаты в соответствии с настоящим Федеральным законом, иными нормативными правовыми актами РФ и со служебным контрактом.
В соответствии с ч. 1 ст. 46 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ гражданскому служащему предоставляется ежегодный отпуск с сохранением замещаемой должности гражданской службы и денежного содержания.
Частью 13 ст. 46 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ предусмотрено, что при прекращении или расторжении служебного контракта, освобождении от замещаемой должности гражданской службы и увольнении с гражданской службы гражданскому служащему выплачивается денежная компенсация за все неиспользованные отпуска.
Статьей 50 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ установлено, что оплата труда гражданского служащего производится в виде денежного содержания, являющегося основным средством его материального обеспечения и стимулирования профессиональной служебной деятельности по замещаемой должности гражданской службы.
Денежное содержание гражданского служащего состоит из месячного оклада гражданского служащего в соответствии с замещаемой им должностью гражданской службы и месячного оклада гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином гражданской службы, или классным чином юстиции, или дипломатическим рангом, которые составляют оклад месячного денежного содержания гражданского служащего, а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат.
К дополнительным выплатам относятся: ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе; ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия гражданской службы; ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную <данные изъяты>; премии, в том числе за выполнение особо важных и сложных заданий, порядок выплаты которых определяется представителем нанимателя с учетом обеспечения задач и функций государственного органа, исполнения должностного регламента (максимальный размер не ограничивается); ежемесячное денежное поощрение; единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальная помощь, выплачиваемые за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих.
Исчисление денежного содержания федеральных гражданских служащих в предусмотренных настоящим Федеральным законом случаях сохранения за гражданскими служащими денежного содержания и выплаты им денежных компенсаций осуществляется в порядке, определенном Правительством РФ, а в отношении гражданских служащих субъекта РФ - нормативным правовым актом субъекта РФ с учетом положений порядка, определенного Правительством РФ.
Постановлением Правительства РФ от 06.09.2007 № 562 утверждены Правила исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих (далее - Правила № 562).
Пунктом 2 указанных Правил предусмотрено, что согласно ч.ч. 2 и 5 ст. 50 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ денежное содержание гражданского служащего области состоит из месячного оклада гражданского служащего в соответствии с замещаемой им должностью государственной гражданской службы области и месячного оклада гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином гражданской службы, которые составляют оклад месячного денежного содержания гражданского служащего, а также дополнительных выплат, к которым относятся: ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе; ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия гражданской службы; ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную <данные изъяты>; ежемесячное денежное поощрение; премии за выполнение особо важных и сложных заданий; материальная помощь, выплачиваемая за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих; единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска.
Частью 10 ст. 50 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 79-ФЗ предусматривает, что гражданским служащим производятся другие выплаты, предусмотренные соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.
Согласно абз. 1 п. 6 Правил № при исчислении денежного содержания на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске дополнительно учитываются премии за выполнение особо важных и сложных заданий и материальная помощь в размере 1/12 каждой из фактически начисленных выплат за 12 календарных месяцев, предшествующих дню ухода в ежегодный оплачиваемый отпуск.
Абзацем 1 п. 8 Правил № в случаях, предусмотренных подп. «д» и «з» п. 1 настоящих Правил, гражданскому служащему выплачивается компенсация в размере соответственно месячного денежного содержания за 4 месяца и месячного денежного содержания за 1 месяц.
Согласно абз. 2 п. 8 Правил № месячное денежное содержание исчисляется исходя из установленных гражданскому служащему на дату расторжения с ним служебного контракта размеров единого денежного вознаграждения или оклада денежного содержания и дополнительных выплат, предусмотренных подп. «а»-«г»
п. 2 настоящих Правил, а также 1/12 размера предусмотренных подпунктами «д»-«ж» п. 2 настоящих Правил дополнительных выплат, фактически начисленных ему в течение 12 календарных месяцев, предшествующих дате расторжения служебного контракта.
В соответствии с ч. 3 ст. 51 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 79-ФЗ фонды оплаты труда федеральных гражданских служащих федеральных государственных органов и фонды оплаты труда гражданских служащих субъектов РФ государственных органов субъектов РФ формируются за счет средств соответствующих бюджетов, предусмотренных для финансового обеспечения выплат, установленных ч.ч. 2 и 5 ст. 50 настоящего Федерального закона, а также для финансового обеспечения: выплаты районного коэффициента (коэффициента) в случаях, установленных законодательством РФ, в размерах, установленных нормативными правовыми актами РФ и нормативными правовыми актами субъектов РФ соответственно; выплаты в отдельных государственных органах повышенного денежного содержания, размер которого устанавливается Президентом РФ и нормативным правовым актом субъекта РФ соответственно; иных выплат, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами РФ и нормативными правовыми актами субъектов РФ соответственно.
Согласно разъяснениям, содержащимся в письме министерства финансов РФ от 15.07.2014 № 14-04-05/34482 о дополнительном материальном стимулировании, осуществляемом на основании постановления Правительства РФ от 27.03.2014 № 238 - для исчисления денежного содержания (на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске, для выплаты компенсации при увольнении с федеральной государственной гражданской службы в связи с реорганизацией или ликвидацией федерального государственного органа, изменением его структуры либо сокращением должностей федеральной государственной гражданской службы) в соответствии с п.п. 6 и 8 Правил исчисления размеров денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.09.2007 № 562, дополнительно к выплатам, которые входят в состав денежного содержания гражданских служащих, определенного ст. 50 Федерального закона от 27.07.2004
№ 79-ФЗ, следует учитывать суммы средств, выплаченные гражданским служащим в виде материального стимулирования, осуществляемого за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, предусмотренных постановлением Правительства РФ от 27.03.2014 № 238-7.
В соответствии с ч. 1 ст. 129 ТК РФ заработная плата (оплата труда работника) - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
Статьей 135 ТК РФ предусмотрено, что системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
Частью 2 ст. 139 ТК РФ установлено, что при расчете средней заработной платы учитываются все предусмотренные системой оплаты труда виды выплат, применяемые у соответствующего работодателя независимо от источников этих выплат.
Статьей 191 ТК РФ предусмотрено, что работодатель поощряет работников, добросовестно исполняющих трудовые обязанности (объявляет благодарность, выдает премию, награждает ценным подарком, почетной грамотой, представляет к званию лучшего по профессии). Другие виды поощрений работников за труд определяются коллективным договором или правилами внутреннего трудового распорядка, а также уставами и положениями о дисциплине.
Исходя из системного толкования приведённых правовых норм, материальное стимулирование (премия) представляет собой денежную сумму, выплачиваемую работнику в качестве поощрения за достижения в работе, и носит, как правило, стимулирующий характер и входит в систему оплаты труда.
Согласно ч. 1 ст. 51 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ фонд оплаты труда гражданских служащих и фонд оплаты труда работников, замещающих должности, не являющиеся должностями гражданской службы, составляют фонд оплаты труда гражданских служащих и работников государственного органа.
В соответствии с ч. 2 ст. 51 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ при формировании фондов оплаты труда гражданских служащих государственных органов предусматриваются средства для осуществления выплат, установленных ч.ч. 2 и 5 ст. 50 настоящего Федерального закона.
Таким образом, при формировании фондов оплаты труда гражданских служащих государственных органов предусматриваются средства для осуществления выплат: оклада за классный чин - в размере четырёх должностных окладов; ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе - в размере трех должностных окладов; ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия гражданской службы - в размере четырнадцати должностных окладов; ежемесячной процентной надбавки к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную <данные изъяты>, - в размере полутора должностных окладов; премий за выполнение особо важных и сложных заданий - в размере двух окладов денежного содержания; ежемесячного денежного поощрения в размере, который устанавливается для федеральных государственных органов дифференцировано указами Президента РФ; единовременной выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальной помощи - в размере трех окладов денежного содержания.
В соответствии с ч. 6 ст. 51 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ порядок формирования фондов оплаты труда работников федеральных государственных органов, замещающих должности, не являющиеся должностями федеральной гражданской службы, устанавливается Правительством РФ.
Согласно п. 8 Указа Президента РФ от 25.07.2006 № 763 «О денежном содержании федеральных государственных гражданских служащих» фонд оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих территориального органа (органа) федерального государственного органа, аппарата федерального суда общей юрисдикции и федерального арбитражного суда, управления Судебного департамента при Верховном Суде РФ в субъекте РФ, представительства РФ и представительства федерального органа исполнительной власти за рубежом, дипломатического представительства и консульского учреждения РФ, территориального органа - представительства Министерства иностранных дел РФ на территории РФ формируется за счет средств, направляемых для выплаты: должностных окладов; окладов за классный чин и дополнительных выплат, - в размерах (в расчете на год), предусмотренных Федеральным законом от 27.07.2004
№ 79-ФЗ; ежемесячного денежного поощрения (в расчете на год).
Пунктом 9 Указа Президента РФ от 25.07.2006 № 763 «О денежном содержании федеральных государственных гражданских служащих» предусмотрено, что фонд оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих территориальных органов (органов) отдельных федеральных государственных органов, аппаратов федеральных судов общей юрисдикции и федеральных арбитражных судов, управлений Судебного департамента при Верховном Суде РФ в субъектах РФ, представительств РФ и представительств федеральных органов исполнительной власти за рубежом, дипломатических представительств и консульских учреждений РФ, территориальных органов - представительств Министерства иностранных дел РФ на территории РФ формируется за счет средств, предусмотренных п. 8 настоящего Указа, а также за счет средств, направляемых для выплаты: денежного вознаграждения, премий и денежных поощрений лицам, замещающим государственные должности РФ; районного коэффициента, коэффициента за работу в пустынных, безводных местностях, коэффициента за работу в высокогорных районах, процентной надбавки к заработной плате за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в южных районах Восточной Сибири и Дальнего Востока, - в размерах, определяемых с учетом размеров коэффициентов и процентных надбавок, установленных соответствующими нормативными правовыми актами РФ; повышенного денежного содержания, - в размерах, устанавливаемых Президентом РФ; других выплат, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, - в размерах, определяемых с учетом размеров других выплат, установленных соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ.
Абзацем 8 подп. «р» п. 2 Указа Президента РФ от 07.05.2012 «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления» Правительству РФ было поручено до 01.07.2012 представить в установленном порядке предложения по внедрению новых принципов кадровой политики в системе государственной гражданской службы, предусматривающие в том числе, установление особого порядка оплаты труда государственных гражданских служащих в зависимости от достижения показателей результативности профессиональной служебной деятельности, а также единого подхода к осуществлению выплаты государственным гражданским служащим премий за выполнение особо важных и сложных заданий по результатам работы.
В рамках мероприятий, предусмотренных Указом Президента РФ от 07.05.2012 № 601 «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления» в части совершенствования системы оплаты труда (денежного содержания) гражданских служащих, предусмотренных к реализации в 2014 году, принято постановление Правительства РФ от 27.03.2014 № 238-7, предусматривающее в 2014 году объемы бюджетных ассигнований федерального бюджета федеральным государственным органам сверх установленного фонда оплаты труда на дополнительное материальное стимулирование гражданских служащих, их центральных аппаратов и территориальных органов.
На основании принятых в соответствии с Указом Президента РФ от 25.07.2006 № 763 «О денежном содержании федеральных государственных гражданских служащих», постановлений Правительства РФ от 19.03.2019 № 283-14, от 17.02.2020 № 168-8, в 2019, 2020, 2021 годах предусматривались объемы бюджетных ассигнований федерального бюджета федеральным государственным органам сверх установленного фонда оплаты труда на дополнительное стимулирование гражданских служащих, их центральных аппаратов и территориальных органов.
Как установлено судом и следует из материалов дела, трудовая деятельность истца в Межрайонной ИФНС России № по <адрес> началась ДД.ММ.ГГГГ, приказ №-ЛC от ДД.ММ.ГГГГ.
Приказом начальника Межрайонной ИФНС России № по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №, заключенный с Иванюхиной Н.М. служебный контракт расторгнут с 17.09.2021г., она освобождена от замещаемой должности и уволена с государственной гражданской службы в порядке перевода гражданского служащего с его согласия в другой государственный орган в Межрайонную ИФНС России № по <адрес>, на основании пункта 5 части 1 статьи 33 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации".
С ДД.ММ.ГГГГ в Межрайонной ИФНС России № по <адрес> истец занимала должность главного государственного налогового инспектора отдела выездных проверок № в порядке перевода из Межрайонной ИФНС России № по <адрес> в соответствии с приказом № от 20.09.2021г.
Приказом начальника Межрайонной ИФНС России № по <адрес> от 11.05.2022г. № заключенный с Иванюхиной Н.М. служебный контракт расторгнут с 18.05.2022г., она освобождена от замещаемой должности и уволена с государственной гражданской службы по собственной инициативе в связи с выходом на государственную пенсию на основании пункта 3 части 1 статьи 33 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации".
Судом также установлено, что Иванюхиной Н.М. было выплачено за период трудовой деятельности в Инспекции 525 966,51 руб. в том числе СМС 88 927,00 руб., премии за особо важные и сложные задания 77 183,00 руб. на основании приказов Инспекции от 14.10.2021г. №, от 01.03.2022г. №; материальное стимулирование 179 097,00 руб. на основании приказов УФНС России по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №дсп@, от ДД.ММ.ГГГГ №@.
Исходя из содержания приказов о материальном стимулировании федеральных государственных гражданских служащих налоговых органов следует, что данные средства являются выплатами, произведенными сверх установленного фонда оплаты труда.
Из ответа Минтруда России от ДД.ММ.ГГГГ следует, что, по мнению Департамента государственной политики в сфере государственной и муниципальной службы Минтруда России, средства материального стимулирования подлежат включению в фонд оплаты труда гражданских служащих федерального государственного органа и должны учитываться при исчислении денежного содержания. Целевой характер этих средств непосредственно свидетельствует о необходимости отнесения соответствующих выплат к выплатам за профессиональную служебную деятельность гражданских служащих (за труд), в структуре денежного содержания гражданских служащий выплатой, имеющей аналогичный целевой характер, производимой за результаты профессиональной служебной деятельности гражданских служащих и качество исполнения ими должностных обязанностей, является премия. Реализация средств материального стимулирования в виде выплаты гражданским служащим премий позволяет учесть данные средства при исчислении денежного содержания гражданских служащих в случаях, установленных Правилами исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих. Неучет средств материального стимулирования гражданских служащих при исчислении их денежного содержания в случаях, установленных Правилами, не в полной мере соответствует принципам справедливости и системности в вопросах исчисления денежного содержания гражданских служащих.
Изложенная в ответе Минтруда России позиция согласуется с разъяснениями, содержащимися в письме Министерства финансов РФ от 15.07.2014 № 14-04-05/34482.
Пунктами 1, 5.5 Положения о Министерстве финансов РФ, утвержденного постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 № 329, на Министерство финансов РФ, как федеральный орган исполнительной власти, возложены функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию, в том числе, в сфере бюджетной деятельности.
В силу вышеуказанных норм права вопреки доводам ответчика суд приходит к выводу о том, что выплаченное за соответствующий период истцу дополнительное материальное стимулирование должно учитываться при расчете среднего заработка для оплаты компенсаций при увольнении и компенсации за неиспользованный отпуск.
Доводы ответчика о том, что материальное стимулирование не входит в состав денежного содержания являются несостоятельными, основанными на ошибочном толковании норм материального права.
Представленный истцом расчет доплаты причитающихся денежных средств при увольнении судом признан неверным, во внимание принят подробный контррасчет, представленный ответчиком.
Сумма всех выплат за полный месяц по расчету Иванюхиной М.Н. составляет 19828 руб+22789,67 руб. (6431,92+618,75+4532+11207)=42617,67 руб.
Начисление компенсации за неиспользованный отпуск: 42617,67/29,3 (среднемесячное количество календарных дней)=1454,53 руб.* 17 дней=24727,01 руб.(без удержаний)
По расчету ответчика компенсация за неиспользованный отпуск составила 15595,12 руб. (без удержаний)
Соответственно невыплаченная компенсация за неиспользованный отпуск с учетом СМС и других выплат сверх ФОТ за 17 календарных дней составляет 9131,89 руб. (24727,01 руб.-15595,12 руб.)
Сумма всех выплат за полный месяц по расчету Иванюхиной М.Н. составляет 19828 руб.+17671,42 руб. (6431,92+618,75+1967,33+8653,42)=37499,42 руб.
Начисление отпуска: 37499,42/29,3 (среднемесячное количество календарных дней)=1279,84 руб.* 12 дней=15358,08 руб.(без удержаний)
По расчету ответчика компенсация за неиспользованный отпуск составила 11008,32 руб. (без удержаний)
Соответственно невыплаченная сумма отпускных за апрель 2022 года (ДД.ММ.ГГГГ-ДД.ММ.ГГГГ) с учетом СМС и других выплат сверх ФОТ за 12 календарных дней составляет 4349,76 руб. (без удержаний) (15358,08 руб.-11008,32 руб.)
В соответствии с ч. 1 ст. 236 ТК РФ при нарушении работодателем установленного срока соответственно выплаты заработной платы, оплаты отпуска, выплат при увольнении и (или) других выплат, причитающихся работнику, работодатель обязан выплатить их с уплатой процентов (денежной компенсации) в размере не ниже одной сто пятидесятой действующей в это время ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от не выплаченных в срок сумм за каждый день задержки начиная со следующего дня после установленного срока выплаты по день фактического расчета включительно. При неполной выплате в установленный срок заработной платы и (или) других выплат, причитающихся работнику, размер процентов (денежной компенсации) исчисляется из фактически не выплаченных в срок сумм.
Применяя к спорным правоотношениям положения ст. 236 ТК РФ, суд учитывает, что данные отношения сложились между сторонами в связи с признанием возникших правоотношений трудовыми и взысканием в пользу истца не начисленных отпускных, а также причитающихся денежных компенсаций при увольнении.
Положения ст. 236 ТК РФ устанавливают материальную ответственность работодателя в виде выплаты работнику денежной компенсации в определенном законом размере только при нарушении работодателем срока выплаты начисленной работнику заработной платы, оплаты отпуска, выплат при увольнении и (или) других выплат, причитающихся работнику по трудовому договору.
Таким образом, оснований для удовлетворения требований Иванюхиной Н.М. о взыскании с ответчика компенсации за задержку выплат суд не усматривает.
На основании ст. 237 Трудового кодекса РФ моральный вред, причиненный работнику неправомерными действиями или бездействием работодателя, возмещается работнику в денежной форме в размерах, определяемых соглашением сторон трудового договора.
В случае возникновения спора факт причинения работнику морального вреда и размеры его возмещения определяются судом независимо от подлежащего возмещению имущественного ущерба.
Размер компенсации морального вреда определяется судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, с учетом объема и характера причиненных работнику нравственных или физических страданий, степени вины работодателя, иных заслуживающих внимания обстоятельств, а также требований разумности и справедливости (п. 63 Постановления Пленума ВС РФ от 17.03.2004 № 2).
В Трудовом кодексе РФ не содержится положений, касающихся понятия морального вреда и определения размера компенсации морального вреда. Такие нормы предусмотрены гражданским законодательством.
Размер компенсации морального вреда определяется судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела с учетом объема и характера причиненных работнику нравственных или физических страданий, степени вины работодателя, иных заслуживающих внимания обстоятельств, а также требований разумности и справедливости.
Доказательств тому, что после увольнения и в период рассмотрения настоящего спора работодатель исполнил свою обязанность по выплате причитающихся компенсаций и выплат при увольнении, материалы дела не содержат и ответчиком вопреки положениям ст. 56 ГПК РФ в суд не представлено.
Таким образом, в судебном заседании установлено, что в результате незаконного бездействия работодателя истцу были причинены нравственные страдания.
Поскольку в ходе рассмотрения дела нашли свое подтверждение доводы истца о допущенных ответчиком нарушениях его трудовых прав, суд, руководствуясь положениями ст. 237 ТК РФ, приходит к выводу о взыскании в его пользу компенсации морального вреда, связанной с нарушениями трудовых прав. Исходя из длительности нарушений прав истца, баланса интересов сторон, суд определяет размер компенсации морального вреда в пользу истца в сумме 2000 руб.
В соответствии с ч. 1 ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных частью второй статьи 96 настоящего Кодекса. В случае, если иск удовлетворен частично, указанные в настоящей статье судебные расходы присуждаются истцу пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований, а ответчику пропорционально той части исковых требований, в которой истцу отказано.
Согласно п. 1 ст. 88 ГПК РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела.
Положениями ст. 393 ТК РФ предусмотрено, что при обращении в суд с иском по требованиям, вытекающим из трудовых отношений, в том числе по поводу невыполнения либо ненадлежащего выполнения условий трудового договора, носящих гражданско-правовой характер, работники освобождаются от оплаты пошлин и судебных расходов.
В соответствии с п. 1 ст. 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований.
Исходя из положений ст. 333.19 НК РФ, с ответчика в доход местного бюджета подлежат взысканию расходы по уплате государственной пошлины в сумме
539,27 руб.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ № ░░ <░░░░░> ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░.░., ░░.░░.░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░ (░░░░░░░ 6309 №), ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 9131,89 ░░░., ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ 2022 ░░░░ ░░ ░░░░░░ ░ ░░.░░.░░░░ ░░ ░░.░░.░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░ 2000 ░░░.
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ № ░░ <░░░░░> ░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ «<░░░░░>» ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 539,27 ░░░.
░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 30 ░░░ 2023░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░