ВЕРХОВНЫЙ СУД
РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ
ул. Коммунистическая, д. 51,
г. Улан-Удэ, 670000
тел/факс: 8 (3012) 21-44-62,
E-mail: vs.bur@sudrf.ru
Официальный сайт: http://vs.bur.sudrf.ru/
04RS0007-01-2024-002683-49
Судья Николаева И.П., № 12-495/2024
Дело № 21-480 пост. 14.06.2024 г.
Р Е Ш Е Н И Е
28 июня 2024 года г. Улан-Удэ
Судья Верховного Суда Республики Бурятия Назимова П.С., при секретаре Шойбоновой Д.О., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Министерства социальной защиты населения Республики Бурятия на решение судьи Железнодорожного районного суда г. Улан-Удэ от 22 мая 2024 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 17.15 КоАП РФ, в отношении Министерства социальной защиты населения Республики Бурятия,
установил:
постановлением № 3852/24/98003-АП временно исполняющего обязанности начальника отделения – старшего судебного пристава Специализированного отделения судебных приставов по Республике Бурятия Главного межрегионального (специализированного) управления ФССП России Логиновой Д.Н. от 19 апреля 2024 года Министерство социальной защиты населения Республики Бурятия (далее также – Минсоцзащиты РБ, министерство) признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 17.15 КоАП РФ, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 30 000 рублей.
Решением судьи Железнодорожного районного суда г. Улан-Удэ от 22 мая 2024 года постановление по делу об административном правонарушении оставлено без изменения, жалоба министерства – без удовлетворения.
Представитель Минсоцзащиты РБ Хоборков Б.С.-Ж. обратился в Верховный Суд Республики Бурятия с жалобой, в которой просит решение судьи районного суда отменить, ссылаясь на его незаконность и необоснованность.
В судебное заседание Минсоцзащиты РБ не явилось, о рассмотрении дела по жалобе надлежаще извещено.
Представитель должностного лица, вынесшего постановление по делу об административном правонарушении, Жалсанова М.Н. возражала против отмены судебного решения.
Изучив материалы дела, проверив доводы жалобы, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 17.15 КоАП РФ неисполнение должником содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, установленный судебным приставом-исполнителем после вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
Частью 1 статьи 6 Федерального Конституционного закона от 31 декабря 1996 года № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» и частью 2 статьи 13 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что вступившее в законную силу решение суда является обязательным для исполнения для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.
В силу статьи 2 Федерального закона от 2 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее – Закон об исполнительном производстве) задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций.
В соответствии с частями 1 и 2 статьи 105 Закона об исполнительном производстве в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, а также неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения.
При неисполнении должником требований, содержащихся в исполнительном документе, без уважительных причин во вновь установленный срок должностным лицом службы судебных приставов составляется в отношении должника протокол об административном правонарушении в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях и устанавливается новый срок для исполнения.
Как следует из материалов дела, 29 декабря 2023 года судебным приставом-исполнителем МОСП по ИОИП УФССП России по Республике Бурятия на основании исполнительного документа, выданного Советским районным судом г. Улан-Удэ, в отношении Минсоцзащиты РБ возбуждено исполнительное производство № ...ИП, предмет исполнения: обязанность обеспечить Бадмаева Ж.Ц. благоустроенным жилым помещением специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения, не ниже установленных социальных норм по месту жительства взамен непригодного для проживания жилья.
Должнику установлен пятидневный срок для добровольного исполнения требований исполнительного документа.
Требования исполнительного документа в указанный срок не исполнены.
8 февраля 2024 года судебным приставом-исполнителем вынесено постановление о взыскании с министерства исполнительского сбора.
9 февраля 2024 года министерству вручено требование об исполнении судебного решения в 30-дневный срок со дня его поступления в министерство. Однако в указанный срок требования исполнительного документа не исполнены.
Данные обстоятельства послужили основанием для привлечения Минсоцзащиты РБ к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 17.15 КоАП РФ.
Факт совершения административного правонарушения подтвержден совокупностью имеющихся в деле доказательств, достоверность и допустимость которых сомнений не вызывает, в том числе: протоколом об административном правонарушении от 16 апреля 2024 года, копиями исполнительного листа от 27 декабря 2023 года, постановления о возбуждении исполнительного производства от 29 декабря 2023 года, о взыскании исполнительского сбора и иными материалами.
Оценив представленные в дело доказательства по правилам статьи 26.11 КоАП РФ, должностное лицо и судья районного суда пришли к правильному выводу о наличии в действиях Минсоцзащиты РБ состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 17.15 КоАП РФ, и о доказанности его вины в совершении административного проступка.
Доводы жалобы Минсоцзащиты РБ являются несостоятельными.
В ходе рассмотрения дела об административном правонарушении в соответствии с требованиями статьи 24.1 КоАП РФ должностным лицом административного органа и судьей районного суда всесторонне, полно, объективно и своевременно выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела; в соответствии со статьей 26.1 КоАП РФ установлены наличие события административного правонарушения, лицо, совершившее административное правонарушение, его вина, иные обстоятельства.
Доводы министерства об отсутствии денежных средств на приобретение взыскателю жилого помещения, о принятии комплекса мер по получению дополнительного финансирования из республиканского и федерального бюджетов для исполнения судебных решений о предоставлении жилья лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, во внимание не принимаются.
Согласно пункту 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
В силу статьи 2 Жилищного кодекса РФ обеспечение условий для осуществления права на жилище входит в обязанность органов государственной власти.
Право детей-сирот и других лиц из указанной категории на обеспечение жилым помещением гарантировано федеральными законами и не ставится в зависимость от степени формирования специализированного жилищного фонда, наличия или отсутствия бюджетного финансирования и других подобных обстоятельств.
Направление министерством писем в адрес Минстроя Республики Бурятия, ГКУ Республики Бурятия «Управление капитального строительства Правительства Республики Бурятия», а также в адрес уполномоченных должностных лиц Правительства Республики Бурятия, Правительства Российской Федерации, Минстроя России, Администрации Президента Российской Федерации не свидетельствуют об отсутствии в действиях Минсоцзащиты РБ состава вмененного административного правонарушения, поскольку представленные привлекаемым к административной ответственности лицом документы не подтверждают отсутствие фактической возможности исполнения конкретного судебного решения, принятого в пользу Бадмаева Ж.Ц.
Ответы на запросы о предоставлении финансирования из республиканского и федерального бюджетов для приобретения жилых помещений в целях обеспечения ими граждан из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в дело не представлены.
В рамках рассматриваемого исполнительного производства должник не ссылался на конкретные сведения, информацию и данные, указывающие на наличие непреодолимых препятствий для исполнения требований исполнительного документа в срок, установленный судебным приставом-исполнителем.
Доводы жалобы о том, что в полномочия должника не входит создание специализированного жилого фонда, и что закупками и строительством жилья занимаются иные органы, аналогичны доводам, которые были предметом судебной проверки, обоснованно отклонены по мотивам, изложенным в судебном решении.
В силу части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Принимая обжалуемые акты, должностное лицо и суд первой инстанции пришли к выводу, что министерство имело возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, но не предприняло все зависящие от него меры по их соблюдению.
Оснований не согласиться с указанными выводами не имеется.
Административное наказание в виде административного штрафа в размере 30 000 руб. назначено министерству в минимальном размере, предусмотренном санкцией части 1 статьи 17.15 КоАП РФ, отвечает целям административного наказания.
Постановление по делу об административном правонарушении является мотивированным, соответствует требованиям статьи 29.10 КоАП РФ, его законность и обоснованность сомнений не вызывает.
На основании изложенного, обжалуемое судебное решение отмене не подлежит.
Руководствуясь статьями 30.7 - 30.9 КоАП РФ, суд
решил:
решение судьи Железнодорожного районного суда г. Улан-Удэ от 22 мая 2024 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 17.15 КоАП РФ, в отношении Министерства социальной защиты населения Республики Бурятия оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Судья Назимова П.С.