Дело № 2- 1081/2022
УИД 13RS0025-01-2022-001648-03
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
17 июня 2022 года г.Саранск
Октябрьский районный суд г.Саранска Республики Мордовия в составе судьи Даниловой О.В.,
при секретаре Елисеевой М.А.,
с участием старшего помощника прокурора Октябрьского района г.Саранска Республики Мордовия Лапшиной О.Г,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску администрации городского округа Саранск к Еремкиной Надежде Викторовне о выселении из жилого помещения с предоставлением помещения маневренного фонда, понуждении заключить договор специализированного найма жилого помещения маневренного фонда, обращении решения к немедленному исполнению,
установил:
администрация городского округа Саранск обратилась в суд с иском к ответчику о выселении из жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, с предоставлением помещения маневренного фонда, расположенного по адресу: <адрес>, до момента предоставления и возложении обязанности заключить договор специализированного найма вышеуказанного жилого помещения маневренного фонда, обратив решение к немедленному исполнению, указав, что ответчик является собственником жилого помещения, площадью <...> кв.м, расположенного по адресу: <адрес>.
На основании постановления администрации городского округа Саранск от 28 марта 2018 г. №753 многоквартирный жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, признан аварийным и подлежащим сносу.
Учитывая, что в настоящее время существует риск обрушения несущих конструкций вышеуказанного многоквартирного жилого дома, необходимо заблаговременное проведение комплекса мероприятий, направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайной ситуации, а также на сохранение здоровья людей, проживающих в жилых помещениях указанного дома. Временное переселение ответчиков в помещение маневренного фонда не свидетельствует о произвольном лишении его жилища, а вызвано необходимостью обеспечения безопасности ответчиков в настоящее время, при этом, права собственности на квартиру ответчик не лишается. Поскольку согласие от ответчика на переселение в помещение маневренного фонда не получено, администрация городского округа Саранск вынуждена обратиться с иском в суд.
В судебное заседание истец – представитель администрации городского округа Саранск не явился, в письменном заявлении представитель истца Мельник А.П., действующая по доверенности от 18.08.2021 года за № 89-1 просила рассмотреть дело в ее отсутствие, поддерживая исковые требования в полном объеме, которые просил удовлетворить (л.д.74).
В судебное заседание ответчик Еремкина Н.В. не явилась по неизвестной суду причине, извещена надлежаще и своевременно, о причинах неявки суд не известила (л.д.65).
В связи с чем, суд определил, в соответствии с частью 3 статьи 167 ГПК РФ, рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Заслушав заключение прокурора, просившей об оставлении иска администрации городского округа Саранск без удовлетворения, поскольку применение положений статей 88 и 95 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ) к возникшему спору при несоблюдении администрацией городского округа Саранск процедуры оценки жилья, находящегося в собственности ответчика, выкупа либо предоставления иного равнозначного жилья при достигнутой договоренности между сторонами, невозможно, при этом истцом не представлено доказательств, что согласно статье 106 ЖК РФ ответчику жилого помещения вместо аварийного предоставляется помещение маневренного фонда на срок, не превышающий 2 года, и, что в предусмотренный срок будет произведена оценка, с последующим выкупом жилья, тем более срок предоставления гражданам других благоустроенных жилых помещений на основании постановления от 28 марта 2018 г. ограничен периодом с 2018 г. по 2021 г., а сведений о введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации в муниципальном образовании не имеется, суд, исследовав письменные материалы гражданского дела, оценив в совокупности представленные доказательства и рассмотрев дело в пределах заявленных исковых требований, приходит к следующему выводу.
Согласно части 1 статьи 35 Конституции Российской Федерации право частной собственности охраняется законом.
Частями 1 и 2 статьи 209 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) предусмотрено, что собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц.
Гарантии реализации прав собственника жилого помещения в доме, признанном в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, закреплены в части 10 статьи 32 ЖК РФ.
В судебном заседании установлено, что Еремкина Н.В. является сособственником жилого помещения, общей площадью <...> кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, что подтверждается выпиской из ЕГРН (л.д.13, 40-43).
В спорном жилом помещении Еремкина Н.В. не зарегистрирована, что подтверждается адресной справкой отдела адресно-справочной работы УВМ МВД по РМ и выпиской из домовой книги (л.д. 8, 52).
Постановлением администрации городского округа Саранск от 28 марта 2018 г. N753 на основании заключения межведомственной комиссии от 21 февраля 2018 г. N2 многоквартирный жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, признан аварийным и подлежащим сносу (л.д. 3-7).
В соответствии с Методическими рекомендациями по защите прав участников реконструкции жилых домов различных форм собственности, утвержденными Приказом Госстроя Российской Федерации от 10 ноября 1998 г. N 8, под аварийным состоянием здания следует понимать состояние здания, при котором его дальнейшая эксплуатация должна быть незамедлительно прекращена из-за невозможности обеспечения безопасного пребывания в нем людей.
В связи с признанием дома аварийным и подлежащим сносу, а также в целях недопущения причинения вреда жизни и здоровью администрация городского округа Саранск предложила для временного проживания жилое помещение общей площадью <...> кв.м. маневренного жилищного фонда, расположенное по адресу: <адрес> (л.д. 12).
Ответчику Еремкиной Н.В. со стороны истца были направлены уведомления о переселении из принадлежащего ему на праве собственности жилого помещения в маневренный фонд по указанному выше адресу, однако, ответчик оставил без ответа данное предложение (л.д. 9-11).
В обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за третий квартал 2012 г. (утв. Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 26 декабря 2012 г.) на вопрос №2 указано, что обеспечение жилищных прав собственника жилого помещения, проживающего в доме, признанном аварийным и подлежащим сносу, осуществляется в зависимости от включения либо не включения такого дома в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 2007 г. N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства".
В случае не включения многоквартирного дома, признанного аварийным и подлежащим сносу, в адресную программу жилищные права собственника жилого помещения обеспечиваются в порядке, предусмотренном статьей 32 ЖК РФ.
Согласно части 10 статьи 32 ЖК РФ признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок.
В случае, если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, в порядке, предусмотренном ч.ч. 1 - 3, 5 - 9 данной статьи.
В соответствии с частью 6 статьи 32 ЖК РФ выкупная цена жилого помещения, сроки и другие условия выкупа определяются соглашением с собственником жилого помещения.
По соглашению с собственником жилого помещения ему может быть предоставлено взамен изымаемого жилого помещения другое жилое помещение с зачетом его стоимости в выкупную цену (часть 8 статьи 32 ЖК РФ).
Как разъяснено в пункте 22 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 02 июля 2009 г. N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации", судам следует учитывать, что в силу части 10 статьи 32 ЖК РФ признание в установленном порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является, по общему правилу, основанием для предъявления органом, принявшим такое решение (то есть межведомственной комиссией, создаваемой исходя из принадлежности жилого дома федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления), к собственникам жилых помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок за счет их собственных средств.
В том случае, если собственники жилых помещений в предоставленный им срок не осуществили снос или реконструкцию многоквартирного дома, органом местного самоуправления принимается решение об изъятии земельного участка, на котором расположен указанный аварийный дом, для муниципальных нужд (они заключаются в том, чтобы на территории муниципального образования не было жилого дома, не позволяющего обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан) и, соответственно, об изъятии каждого жилого помещения в доме путем выкупа, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию. К порядку выкупа жилых помещений в аварийном многоквартирном доме, в этом случае, согласно части 10 статьи 32 ЖК РФ применяются нормы частей 1 - 3, 5 - 9 статьи 32 ЖК РФ.
Исходя из приведенных правовых норм и разъяснений Верховного Суда Российской Федерации, действующим законодательством предусмотрен порядок обеспечения жилищных прав собственников жилых помещений, находящихся в многоквартирном доме, признанным аварийным и подлежащим реконструкции.
Выселение собственника из принадлежащего ему жилого помещения без соблюдения данного порядка влечет за собой нарушение его конституционного права, закрепленного в статье 35 Конституции Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 7 ЖК РФ в случаях, если жилищные отношения не урегулированы жилищным законодательством или соглашением участников таких отношений, и при отсутствии норм гражданского или иного законодательства, прямо регулирующих такие отношения, к ним, если это не противоречит их существу, применяется жилищное законодательство, регулирующее сходные отношения (аналогия закона).
Однако, отношения между органом местного самоуправления и собственниками жилых помещений, расположенных в многоквартирных домах, признанных аварийными и непригодными для проживания в установленном порядке, прямо урегулированы законом.
Так, в силу части 1 статьи 32 ЖК РФ жилое помещение может быть изъято у собственника путем выкупа в связи с изъятием соответствующего земельного участка для государственных или муниципальных нужд.
Невыполнение обязанностей, которые предусмотрены законом, не предоставляет органу местного самоуправления право предъявлять требования, которые законом не предусмотрены.
Следовательно, при разрешении данного спора, не могут быть применены по аналогии положения статьи 88 ЖК РФ, поскольку имеется норма, прямо регулирующая спорные правоотношения (часть 10 статьи 32 ЖК РФ). Применительно к данным отношениям спорное жилое помещение либо подлежит изъятию путем выкупа, либо путем предоставления собственнику другого жилого помещения с зачетом его стоимости в выкупную цену.
По тем же основаниям является несостоятельным указание в исковом заявление о применении к спорным отношениям по аналогии положений статьи 95 ЖК РФ.
То обстоятельство, что жилые помещения маневренного фонда предназначены, в том числе, для граждан, у которых единственные жилые помещения стали непригодными для проживания в результате чрезвычайных обстоятельств (пункт 3 статьи 95 ЖК РФ) не может рассматриваться как обстоятельство, позволяющее переселить граждан в данное жилое помещение в судебном порядке при отсутствии согласия со стороны собственника жилого помещения фактически на неопределенный период времени, поскольку, как установлено судом, мероприятия по изъятию жилых помещений на праве собственности не начаты, многоквартирный жилой дом <адрес> (со всеми жилыми помещениями) не включен в какую-либо программу по переселению из аварийного жилья.
При этом, суд не может учитывать муниципальную программу "Переселение граждан из жилых помещений, признанных непригодными для проживания и расположенных на территории городского округа Саранск", утвержденную постановлением администрации городского округа Саранск от 27 мая 2020 г. N 764, поскольку в данную региональную адресную программу включены поквартирно помещения, относящиеся к муниципальной собственности, а не весь многоквартирный дом в целом, что подтверждается и адресным списком жилых помещений, признанных непригодными для проживания, и подлежащих расселению (приложение 4 к муниципальной программе "Переселение граждан из жилых помещений, признанных непригодными для проживания и расположенных на территории городского округа Саранск"), согласно которому только гражданам, проживающим в ком. 1; ком. 46; ком. 7, 8; ком. 15; ком. 22, 35; ком. 23, 34; ком. 25; ком. 26; ком. 30; ком. 31; ком. 38; ком. 54; ком. 55; ком. 59; ком. 61, 68; ком. 83; ком. 102, 104; ком. 103; ком. 107; ком. 111; ком. 134; ком. 138; ком. 140; ком. 147; ком. 148; ком. 154; ком. 160 дома <адрес>, по данной программе, рассчитанной на период 2020 – 2021 годы, будут предоставлены благоустроенные жилые помещения.
Тем более, органом местного самоуправления – администрацией городского округа Саранск не принято решения об изъятии жилого помещения для муниципальных нужд, и между сторонами не достигнуто соглашение о предоставлении другого благоустроенного жилого помещения.
Ссылка в исковом заявлении на наличие угрозы жизни и здоровья при реализации жилищных прав не может быть принята во внимание, т.к. режим повышенной готовности или чрезвычайной ситуации в муниципальном образовании в установленном порядке не вводился и в соответствии с частью 2 статьи 1 ЖК РФ граждане по своему усмотрению и в своих интересах осуществляют принадлежащие им жилищные права, в том числе, распоряжаются ими.
Исходя из положений приведенных норм права, с учетом установленных по делу обстоятельств и ввиду отсутствия согласия собственника на выселение в предоставляемое помещение маневренного фонда, исковые требования администрации городского округа Саранск подлежат оставлению без удовлетворения.
В соответствии с частями 1 и 2 статьи 67 ГПК РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы.
Руководствуясь статьями 194-198 ГПК РФ, суд
решил:
исковые требования администрации городского округа Саранск к Еремкиной Надежде Викторовне о выселении из жилого помещения, расположенного по адресу <адрес>, с предоставлением помещения маневренного фонда, расположенного по адресу <адрес> и о понуждении заключить договор специализированного найма жилого помещения маневренного фонда, обращении решения к немедленному исполнению оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Мордовия в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме через Октябрьский районный суд г.Саранска Республики Мордовия.
Судья О.В.Данилова
Мотивированное решение изготовлено
17.06.2022 года
Судья О.В.Данилова