Решение в окончательной форме
изготовлено ДД.ММ.ГГГГ
Дело № 2-57/2024
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
р.п. Некрасовское Ярославская область 09 февраля 2024 года
Некрасовский районный суд Ярославской области в составе председательствующего судьи Захариковой Е.Е., при секретаре Хировой О.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Напалковой Ольги Викторовны к государственному казенному учреждению <адрес> «Единый центр социальных выплат <адрес>» о восстановлении мер социальной поддержки, расчете и выплате компенсации,
у с т а н о в и л:
Напалкова О.В. обратилась в суд с иском к государственному казенному учреждению <адрес> «Единый центр социальных выплат <адрес>» о восстановлении мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг в отношении жилого помещения по <адрес>, как пенсионеру из числа педагогических работников, работавших и проживающих в сельской местности, с учетом проживающих с ней совместно членов семьи. Просит произвести перерасчет и выплату компенсации в установленном законом порядке с ДД.ММ.ГГГГ. Взыскать расходы по уплате государственной пошлины. В обоснование требований ссылается на то, что является педагогическим работником, пенсионером, проработавшим до ухода на пенсию образовательном учреждении для детей, расположенным в сельской местности. В настоящее время продолжает трудовую деятельность, проживает в сельской местности по указанному выше адресу. В течение нескольких лет являлась получателем меры социальной поддержки в виде компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг. С ДД.ММ.ГГГГ решением ответчика указанная мера социальной поддержки перестала распространяться на членов ее семьи, со ссылкой на внесение изменений в ст. 72 Социального кодекса Ярославской области. Считает данное решение незаконным.
ДД.ММ.ГГГГ при подготовке дела к судебному заседанию к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований, привлечены ФИО 1, ФИО 2, ФИО 3
ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований, привлечены: ФИО4, ФИО5, ФИО6.
Ответчик и третьи лица, в судебное заседание не явились, о времени и месте слушания дела извещены надлежащим образом, представили ходатайства о рассмотрении дела без их участия. Третьи лица ФИО4, ФИО5, ФИО6 представили заявления о рассмотрении дела в их отсутствие, компенсации коммунальных услуг не получали. ФИО 7 в судебное представлен отзыв на исковое заявление, из которого следует, что в связи с принятием Закона Ярославской области от ДД.ММ.ГГГГ №-з «О внесении изменений в законодательные акты <адрес> в сфере наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями» полномочия, переданные органам местного самоуправления Законами Ярославской области от ДД.ММ.ГГГГ №-з «О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями <адрес>» и от ДД.ММ.ГГГГ №-з «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Российской Федерации» в части предоставления МСП с ДД.ММ.ГГГГ прекращены. В соответствии с постановлением Правительства <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-П на территории <адрес> создано ГКУ ЯО «ЕЦСВ». Основной целью деятельности ГКУ ЯО «ЕЦСВ» является обеспечение реализации полномочий по предоставлению мер социальной поддержки в виде денежных выплат, пособий, компенсационных выплат, субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в соответствии с действующим федеральным и региональным законодательством, их автоматизированный учет и перерасчет в связи с индексацией. Учитывая вышеизложенное, организацией предоставляющей МСП с ДД.ММ.ГГГГ является ГКУ ЯО «ЕЦСВ».
В ходе судебного заседания ДД.ММ.ГГГГ истица Напалкова О.В. исковые требования поддержала в полном объеме, по основаниям, изложенным в заявлении, просила восстановить меры социальной поддержки с ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно отзывам ответчика ГКУ ЯО «ЕЦСВ», ФИО 2 право на получение мер социальной поддержки в виде компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг с ДД.ММ.ГГГГ на членов семей педагогических работников, работающих и проживающих в сельской местности не распространяется. Данная мера социальной поддержки распространяется на членов семей пенсионеров из числа педагогических работников, работавших и проживающих в сельской местности. Действие ст. 51 и 52 Социального кодекса Закон Ярославской области, устанавливающих недопустимость снижения ранее достигнутого уровня социальной поддержки граждан, было приостановлено. Закон Ярославской области от ДД.ММ.ГГГГ №-з является действующим и, положения данного нормативного акта не оспаривались. Предоставление мер социальной поддержки членам семьи пенсионера из числа педагогических работников, работающих и проживающих в сельской местности, будет являться новым расходным обязательством для <адрес> и потребует значительных дополнительных расходов областного бюджета. В соответствии с постановлением Правительства <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-П на территории <адрес> создано ГКУ ЯО «ЕЦСВ» и основной его целью является обеспечение реализации полномочий по предоставлению мер социальной поддержке в виде денежных выплат, пособий, компенсационных выплат, субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в соответствии с действующим федеральным и региональным законодательством, их автоматизированный учет и перерасчет в связи с индексацией.
ГКУ ЯОО «ЕЦСВ» представлено ходатайство о применении срока исковой давности в отношении требований истца.
Исследовав письменные материалы дела, выслушав доводы истицы, оценив все в совокупности, суд считает исковые требования, подлежащими удовлетворению частично.
Согласно материалам дела ФИО6 является собственником жилого помещения, расположенного по <адрес>. Напалкова О.В. зарегистрирована в данном жилом помещении и является работающим пенсионером из числа педагогических работников, работающих и проживающих в сельской местности.
В период до ДД.ММ.ГГГГ истица получала компенсацию расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в соответствии с ч.6.2 ст. 72 Социального кодекса Ярославской области, которая рассчитывалась с учетом проживающих совместно с ней членов семьи (супруг ФИО6, сын ФИО4, сын ФИО5)
С ДД.ММ.ГГГГ расчет компенсации производится только на Напалкову О.В.
Согласно ст. 160 ЖК РФ отдельным категориям граждан в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, могут предоставляться компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг за счет средств соответствующих бюджетов.
В соответствии с ч.8 ст. 47 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» установлено право педагогических работников, проживающих и работающих в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа), на предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения.
Соответствующие положения, регулирующие предоставление данной меры социальной поддержки на территории субъекта, содержатся в Законе Ярославской области от 19.12.2008 № 65-ФЗ «Социальный кодекс Ярославской области».
В силу ч.3 ст. 43 Социального кодекса Ярославской области работники государственных организаций, педагогические работники и руководители образовательных организаций, работающие и проживающие в сельских населенных пунктах и рабочих поселках <адрес> (далее - в сельской местности), имеют право на получение компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в соответствии со статьей 72 настоящего Кодекса.
Право на получение мер социальной поддержки, предусмотренных частью 3 настоящей статьи, сохраняется за пенсионерами, которые имели право на их получение к моменту выхода на пенсию, проработали в сельской местности не менее 10 лет и проживают там. Сохранение права на получение мер социальной поддержки осуществляется независимо от вида назначенной работнику государственной организации, педагогическому работнику или руководителю образовательной организации страховой пенсии и основания прекращения им трудовой деятельности. (ч. 4 ст. 43 Социального кодекса ЯО).
Согласно ст. 51 Социального кодекса Ярославской области предоставление социальной поддержки в соответствии с настоящим Кодексом основывается на недопустимости снижения ранее достигнутого уровня социальной поддержки граждан.
Статьей 52 Социального кодекса Ярославской области закреплена недопустимость снижения ранее достигнутого уровня социальной поддержки граждан, выражающаяся в том, что снижение размеров, установленных гражданам мер социальной поддержки не допускается. В случае замены ранее установленных гражданам мер социальной поддержки новыми мерами социальной поддержки, а также в случае изменения формы или порядка их оказания условия предоставления социальной поддержки не могут быть ухудшены.
Исходя из положений ч. 6.1 ст. 72 Социального кодекса Ярославской области компенсация расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг педагогическим работникам и руководителям образовательных организаций, работающим и проживающим в сельской местности, и пенсионерам из их числа осуществляется: 1) в размере 100 процентов платы за содержание жилого помещения; 2) в размере 100 процентов платы за пользование жилым помещением (платы за наем); 3) в размере 100 процентов взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме (в пределах общей площади жилья исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт, установленного Правительством <адрес>); 4) в размере 100 процентов платы за электроснабжение (в части освещения) и отопление (централизованное теплоснабжение, газовое и электрическое теплоснабжение, а при наличии печного отопления - поставки твердого топлива).
В соответствии с ч. 6.2 ст. 72 Социального кодекса Ярославской области (в редакции, действовавшей до ДД.ММ.ГГГГ) указывалось, что предусмотренные частью 6.1 настоящей статьи меры социальной поддержки распространяются на членов семей педагогических работников, работающих и проживающих в сельской местности (пенсионеров из числа указанных работников).
Законом Ярославской области от ДД.ММ.ГГГГ №-з «О внесении изменений в отдельные законодательные акты <адрес> в части предоставления мер социальной поддержки отдельным категориям граждан» ч.6.2 ст. 72 Социального кодекса Ярославской области изложена в новой редакции: предусмотренные частью 6.1. настоящей статьи меры социальной поддержки распространяются на членов семьи пенсионеров из числа педагогических работников, работавших и проживающих в сельской местности.
Данные изменения вступили в силу с ДД.ММ.ГГГГ.
Учитывая, что до ДД.ММ.ГГГГ ФИО 7 предоставлял апалковой О.В. указанную выше компенсацию в полном объеме с учетом проживающих совместно с истцом членов ее семьи, круг которых определен в соответствии с положениями ст. 31 ЖК РФ, оснований для прекращения выплаты компенсации не имелось.
Доводы ответчика о внесении изменений в ст. 72 Социального кодекса Ярославской области с ДД.ММ.ГГГГ и о приостановлении ст.ст. 51,52 Социального кодекса Ярославской области до ДД.ММ.ГГГГ не могут быть приняты во внимание, поскольку положения Социального кодекса Ярославской области не содержат норм об отмене либо ограничении права пенсионера из числа педагогических работников, работавших и проживающих в сельской местности, в том числе, продолжающих осуществлять трудовую деятельность после выхода на пенсию, на получение мер социальной поддержки с учетом членов семей, начиная с ДД.ММ.ГГГГ.
Как неоднократно подчеркивал в своих решениях Конституционный Суд Российской Федерации, изменение законодателем ранее установленных правил предоставления гражданам льгот и компенсаций должно осуществляться таким образом, чтобы соблюдался принцип поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, который предполагает правовую определенность, сохранение разумной стабильности правового регулирования, недопустимость внесения произвольных изменений в действующую систему норм и предсказуемость законодательной политики, в том числе в социальной сфере, с тем чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в неизменности своего официально признанного статуса, приобретенных прав, действенности государственной защиты, то есть в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано (Определение от ДД.ММ.ГГГГ №-О).
Постановлением Правительства <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-п создано государственное казенное учреждение <адрес> «Единый центр социальных выплат <адрес>». В качестве основных целей и видов деятельности учреждения определено исполнение государственных функций для обеспечения реализации полномочий по предоставлению мер социальной поддержки в виде денежных выплат, пособий, компенсационных выплат, субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в соответствии с действующим федеральным и региональным законодательством, их автоматизированный учет и перерасчет в связи с индексацией.
Законом Ярославской области от ДД.ММ.ГГГГ № 69-ФЗ внесены изменения в Закон Ярославской области от ДД.ММ.ГГГГ №-з «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Российской Федерации», с ДД.ММ.ГГГГ прекращены полномочия органов местного самоуправления по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг.
Таким образом, с ДД.ММ.ГГГГ полномочия по предоставлению мер социальной поддержки в виде денежных выплат, пособий, компенсационных выплат, субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг возложены на ГКУ ЯО «Единый центр социальных выплат <адрес>».
Рассмотрев ходатайство ответчика ГКУ ЯО «Единый центр социальных выплат <адрес>» о применении к требованиям истца срока исковой давности обращения за защитой своего права, суд полагает его не подлежащим удовлетворению, поскольку решение о назначении Напалковой О.В. компенсации было принято до ДД.ММ.ГГГГ, повторно решение в 2019 году не принималось, и компенсация должна была продолжать выплачиваться.
Из анализа содержания нормативно-правовых актов, регулирующих правоотношения в сфере социального обеспечения, следует, что в случае не получения меры социальной поддержки по вине соответствующего органа, они предоставляются за все прошедшее время. В частности, такое положение содержится в ч. 2 ст. 26 Федерального закона Российской Федерации от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».
Учитывая, что спорные правоотношения также находятся в сфере социального обеспечения, суд полагает, что к данной мере социальной поддержки пенсионеров из числа педагогических работников, работавших и проживавших в сельской местности, должен примениться аналогичный подход.
Таким образом, восстановление выплаты меры социальной поддержки и выплата компенсации подлежит с ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно представленным сведениям о начислениях ЕДК по оплате ЖКУУ (Региональная МСП) за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ следует, что Напалковой О.В. была выплачена компенсация на оплату жилого помещения не в полном объеме, сведений о том, что данная компенсация выплачена с учетом членов семьи ответчиком не представлено.
Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Напалковой Ольги Викторовны (паспорт №) удовлетворить.
Восстановить с ДД.ММ.ГГГГ Напалковой Ольге Викторовне (паспорт №), проживающей по <адрес>, меры социальной поддержки в виде компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг как пенсионеру из числа педагогических работников, работавших и проживающих в сельской местности, с учетом проживающих совместно членов семьи: сын ФИО4, сын ФИО5, муж ФИО6.
Обязать государственное казенное учреждение <адрес> «Единый центр социальных выплат <адрес>» (№) произвести расчет и выплату компенсации Напалковой Ольге Викторовне (паспорт №) мер социальной поддержки в виде компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг как пенсионеру из числа педагогических работников, работавших и проживающих в сельской местности, с учетом проживающих совместно членов семьи: сын ФИО4, сын ФИО5, муж ФИО6, в установленном законом порядке с ДД.ММ.ГГГГ.
Взыскать с государственного казенного учреждения <адрес> «Единый центр социальных выплат <адрес>» (№ в пользу Напалковой Ольги Викторовны (паспорт №) возврат государственной пошлины в сумме 300 (триста) руб.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ярославский областной суд через Некрасовский районный суд Ярославской области в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья Е.Е. Захарикова