Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-667/2023 ~ М-145/2023 от 24.01.2023

№ 2-667/2023

56RS0030-01-2023-000161-36

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

04 апреля 2023 года г. Оренбург

Промышленный районный суд г. Оренбурга в составе

председательствующего судьи Бахтияровой Т.С.,

при секретаре Шултуковой Ю.М.,

с участием помощника прокурора Промышленного района г. Оренбурга Сапожакиной А.В.,

представителя третьего лица ГУ МЧС России по Оренбургской области и МЧС России Жеряковой Д.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Промышленного района г. Оренбурга в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Оренбургской области о признании бездействия незаконным, возложении обязанностей,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Промышленного района г. Оренбурга в интересах неопределенного круга лиц, Российской Федерации обратился в суд с вышеуказанным иском к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Оренбургской области.

В своем исковом заявлении прокурор указал о том, что прокуратурой Промышленного района г. Оренбурга проведена проверка законности использования, отчуждения защитных сооружений гражданской обороны, расположенных на территории Промышленного района г. Оренбурга, в ходе которой выявлены нарушения действующего законодательства. В соответствии со статьями 1, 2 и 6 Федерального закона от 12.02.1998 № 28-ФЗ «О гражданской обороне» (далее - Закон о гражданской обороне) гражданская оборона представляет собой мероприятия по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера. Одной из основных задач в области гражданской обороны является предоставление населению средств индивидуальной и коллективной защиты. Порядок создания убежищ и иных объектов гражданской обороны определяет Правительство Российской Федерации. Пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации от 29.11.1999 № 1309 «О порядке создания убежищ и иных объектов гражданской обороны» к объектам гражданской обороны отнесены убежища, противорадиационные укрытия, специализированные складские помещения для хранения имущества гражданской обороны, санитарно-обмывочные пункты, станции обеззараживания одежды и транспорта, а также иные объекты, предназначенные для обеспечения проведения мероприятий по гражданской обороне. Приказом МЧС России от 15.12.2002 № 583 утверждены Правила эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, рассчитанные на случаи: режима повседневной деятельности, военного времени, чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. При эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны в режиме повседневной деятельности должны выполняться требования по обеспечению постоянной готовности помещений к переводу их в установленные сроки на режим защитных сооружений и необходимые условия для безопасного пребывания укрываемых в защитных сооружениях гражданской обороны, как в военное время, так и в условиях чрезвычайных ситуаций мирного времени. В ходе проверки установлено, что в подвальном помещении многоквартирного дома по адресу: г<адрес> расположено защитное сооружение гражданской обороны вместимостью <данные изъяты> человек, общей площадью <данные изъяты> кв.м.. Указанное помещение ранее принадлежало ПО «Гидропресс». Согласно информации Управления по гражданской обороне, чрезвычайным ситуациям и пожарной безопасности администрации города Оренбурга и ТУ Росимущества в Оренбургской области данное защитное сооружение в реестр муниципальной собственности, как объект гражданской обороны, не числится, не включено в реестр федерального имущества. Договор о передаче данного защитного сооружения в ведение каких-либо организаций и учреждений отсутствует. Согласно постановлению Верховного Совета РФ от 27.12.1991 объекты гражданской обороны, предназначенные для использования в особый период, относятся исключительно к федеральной собственности. Управление и распоряжение указанным имуществом осуществляет Правительство РФ. Вышеуказанный объект недвижимости своего функционального назначения как защитное сооружение гражданской обороны не менял, факт изменения назначения объекта в ходе проверки не установлен. Поэтому этот объект гражданской обороны является федеральной собственностью. Отсутствие регистрации права федеральной собственности на объект гражданское обороны нарушает права Российской Федерации. В результате проверки установлено, что защитное сооружение содержится с нарушением требований законодательства, находится в состоянии, не пригодном для его использования по назначению, что нарушает права и законные интересы неопределенного круга лиц – граждан, у которых в случае чрезвычайной ситуации может возникнуть потребность в использовании защитного сооружения гражданской обороны. Полномочия собственника в отношении расположенного на территории Оренбургской области федерального имущества выполняет Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Оренбургской области.

Прокурор просил признать незаконным бездействие ответчика, выразившееся в неисполнении обязанности по обеспечению сохранности объекта гражданской обороны, расположенного по адресу: <адрес>, непринятии мер по учету сооружения гражданской обороны. Признать право государственной собственности Российской Федерации на объект недвижимости – защитное сооружение гражданской обороны, обязать ответчика в течение 6 месяцев со дня вступления решения в законную силу обеспечить учет объекта гражданской обороны как объекта федеральной собственности.

В судебном заседании прокурор Сапожакина А.В. изложенные в исковом заявлении доводы и требования поддержала, просила заявленный иск удовлетворить.

В судебном заседании и в письменном отзыве представитель третьего лица – ГУ МЧС России по Оренбургской области и МЧС России Жерякова Д.В., действующая на основании доверенности от 27.09.2022, полагала заявленные прокурором требования законными и обоснованными, подлежащими в полном объеме удовлетворению.

Представители ответчика ТУ Росимущества в Оренбургской области, третьих лиц ОАО «Гидропресс», администрации г. Оренбурга, ООО «УК Деповская» в судебное заседание не явились, извещены в установленном законом порядке.

В письменном отзыве представитель ОАО «Гидропресс» указал, что распоряжением комитета по управлению госимуществом Оренбургской области № 360 от 31 мая 1993 года был утвержден акт приватизации Государственного предприятия Оренбургский завод гидравлических прессов «Гидропресс» и учреждено ОАО «Гидропресс». Распоряжением администрации Промышленного района г. Оренбурга № 389 от 12 июля 1993 года ОАО «Гидропресс» было зарегистрировано.

План приватизации (п. 8) содержит упоминание о ряде объектов социально-бытового и социально-культурного назначения, не подлежавших приватизации и оставшихся в муниципальной (государственной) собственности. В числе таких объектов указан жилой <адрес>. Как следует из Плана приватизации, ранее находившиеся в муниципальной (государственной) собственности жилые дома и детские сады не подлежали приватизации и не были переданы в частную собственность вновь созданного АООТ «Гидропресс».

В ОАО «Гидропресс» отсутствует техническая документация на сооружение гражданской обороны и документы об объектах.

Учитывая требования ст. 167 ГПК РФ, положения ст. 14 Международного пакта о гражданских и политических правах, гарантирующие равенство всех перед судом, в соответствии с которыми неявка лица в суд есть его волеизъявление, свидетельствующее об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в разбирательстве, а потому не является преградой для рассмотрения дела, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, при этом учитывает поступившие ходатайства о рассмотрении дела в их отсутствие.

Выслушав объяснения участвующих в судебном заседании лиц и, исследовав материалы дела, суд находит заявленные прокурором требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Статьей 45 Конституции Российской Федерации гарантируется государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации.

В соответствии со статьями 1, 2 и 6 Федерального закона от 12.02.1998 № 28-ФЗ «О гражданской обороне» (далее - Закон о гражданской обороне) гражданская оборона представляет собой мероприятия по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера. Одной из основных задач в области гражданской обороны является предоставление населению средств индивидуальной и коллективной защиты. Порядок создания убежищ и иных объектов гражданской обороны определяет Правительство Российской Федерации.

Пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации от 29.11.1999 № 1309 «О порядке создания убежищ и иных объектов гражданской обороны» к объектам гражданской обороны отнесены убежища, противорадиационные укрытия, специализированные складские помещения для хранения имущества гражданской обороны, санитарно-обмывочные пункты, станции обеззараживания одежды и транспорта, а также иные объекты, предназначенные для обеспечения проведения мероприятий по гражданской обороне.

Приказом МЧС России от 15.12.2002 № 583 утверждены Правила эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны (далее - Правила), рассчитанные на случаи: режима повседневной деятельности, военного времени, чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Согласно пункту 3.2.1 вышеуказанных Правил при эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны в режиме повседневной деятельности должны выполняться требования по обеспечению постоянной готовности помещений к переводу их в установленные сроки на режим защитных сооружений и необходимые условия для безопасного пребывания укрываемых в защитных сооружениях гражданской обороны, как в военное время, так и в условиях чрезвычайных ситуаций мирного времени.

В ходе рассмотрения дела установлено, что в подвальном помещении многоквартирного дома по адресу: <адрес> расположено защитное сооружение гражданской обороны вместимостью 100 человек, общей площадью <данные изъяты> кв.м., дата пуска в эксплуатацию – март ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно данным реестра федерального имущества защитное сооружение гражданской обороны, расположенное по адресу: <адрес>, в реестр не включено.

В соответствии с Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 № 3020-I «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность» объекты гражданской обороны, предназначенные для использования в особый период, относятся исключительно к федеральной собственности.

Управление и распоряжение указанным имуществом осуществляет Правительство Российской Федерации.

Согласно пункту 2 статьи 129 ГК РФ законом или в установленном законом порядке могут быть введены ограничения оборотоспособности объектов гражданских прав, в частности могут быть предусмотрены виды объектов гражданских прав, которые могут принадлежать лишь определенным участникам оборота либо совершение сделок, с которыми допускается по специальному разрешению.

В соответствии со статьей 6 Федерального закона от 12.02.1998 № 28-ФЗ «О гражданской обороне» порядок создания убежищ и иных объектов гражданской обороны определяет Правительство Российской Федерации.

В силу пункта 1.2 Правил, утвержденных Приказом МЧС России от 15.12.2002 № 583, требования указанных Правил должны выполняться при эксплуатации в режиме повседневной деятельности, в военное время, при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера защитных сооружений гражданской обороны - убежищ и противорадиационных укрытий. Статус защитного сооружения гражданской обороны как объекта гражданской обороны определяется наличием паспорта убежища (противорадиационного укрытия). Учет защитного сооружения гражданской обороны ведется в федеральных органах исполнительной власти, региональных центрах по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органах управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям субъектов Российской Федерации и органах местного самоуправления, а также в организациях, имеющих на балансе защитное сооружение гражданской обороны, в журнале учета защитных сооружений гражданской обороны (пункт 2.1 Правил № 583). Документальным основанием для ведения учета защитного сооружения гражданской обороны является паспорт сооружения, в котором указываются его основные технические характеристики и перечень оборудования систем жизнеобеспечения. Паспорт защитного сооружения гражданской обороны оформляется после ввода защитного сооружения в эксплуатацию или по итогам инвентаризации защитных сооружений гражданской обороны (пункт 2.2 Правил № 583). Согласно пунктам 3.1.1 и 3.1.2 Правил № 583 при режиме повседневной деятельности защитные объекты гражданской обороны должны использоваться для нужд организаций. Встроенные и отдельно стоящие защитные объекты гражданской обороны допускается использовать при выполнении обязательных требований действующих нормативных документов к помещениям данного функционального назначения.

Право федеральной собственности на защитное сооружение гражданской обороны по <адрес> не зарегистрировано.

Таким образом, данное защитное сооружение гражданской обороны не прошло процедуру учета в качестве объекта федеральной собственности в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2007 № 447 «О совершенствовании учета федерального имущества».

Как установлено в ходе проверки, объект имеет самостоятельное назначение как сооружение гражданской обороны. Факт изменения назначения объекта в ходе проверки не установлен.

Целевое назначение и статус объекта как объекта гражданской обороны сохранено и не изменялось. Таким образом, данный объект гражданской обороны в силу прямого указания закона являются федеральной собственностью.

Отсутствие регистрации права федеральной собственности на объект гражданской обороны нарушает права Российской Федерации.

В результате проверки, проведенной прокуратурой Промышленного района с участием отдела надзорной деятельности и профилактической работы по г.Оренбургу и Оренбургскому району установлено, что защитное сооружение гражданской обороны, расположенное по адресу: <адрес>, содержится с нарушением требований законодательства и в настоящее время находится в состоянии, не пригодном для его использования по назначению.

Уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим полномочия собственника в сфере управления имуществом Российской Федерации в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации Российской Федерации от 5 июня 2008 г. № 432 «О Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом», является Федеральное агентство по управлению государственным имуществом, которое осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы.

Полномочия собственника в отношении расположенного на территории Оренбургской области федерального имущества, в том числе составляющего государственную казну Российской Федерации, выполняет Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Оренбургской области.

Согласно ст. 214 ГК РФ государственной собственностью в Российской Федерации является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам Российской Федерации - республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам (собственность субъекта Российской Федерации).

Отнесение государственного имущества к федеральной собственности и к собственности субъектов Российской Федерации осуществляется впорядке, установленном законом.

Согласно п. 8 Постановления Правительства Российской Федерации от 29.11.1999 № 1309 «О порядке создания убежищ и иных объектов гражданской обороны» Федеральные органы исполнительной власти по согласованию с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации определяют общую потребность в объектах гражданской обороны для организаций, находящихся в сфере их ведения; организуют создание объектов гражданской обороны; принимают в пределах своей компетенции нормативные акты по созданию объектов гражданской обороны, доводят их требования до сведения указанных организаций и контролируют их выполнение; осуществляют контроль за созданием объектов гражданской обороны и поддержанием их в состоянии постоянной готовности к использованию; ведут учет существующих и создаваемых объектов гражданской обороны.

Принятие мер по созданию объектов гражданской обороны, в том числе укрытий, направлено на исполнение требований Федерального закона от 12 февраля 1998 года N 28-ФЗ "О гражданской обороне" и поддержанию объектов гражданской обороны в состоянии постоянной готовности к использованию в целях защиты населения в условиях войны, чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

В результате непринятия мер к учету сооружений гражданской обороны данный объект содержится в ненадлежащем состоянии.

В целях сохранения имеющегося фонда защитных сооружений гражданской обороны, организации планирования и проведения мероприятий по подготовке и содержанию защитных сооружений гражданской обороны в готовности к приему укрываемых, их учету, техническому обслуживанию, текущему и капитальному ремонтам Приказом МЧС России от 15.12.2002 N 583 утверждены Правила эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, Приказом МЧС России от 21.07.2005 N 575 - Порядок содержания и использования защитных сооружений гражданской обороны в мирное время.

В ходе содержания защитного сооружения гражданской обороны необходимо обеспечить сохранность защитных свойств как защитного сооружения гражданской обороны в целом, так и отдельных его элементов, герметизации и гидроизоляции всего защитного сооружения гражданской обороны, инженерно-технического и специального оборудования, средств связи и оповещения (п. 2 Порядка содержания и использования защитных сооружений гражданской обороны в мирное время).

Помещения защитного сооружения гражданской обороны должны быть сухими, температура в этих помещениях в зимнее и летнее время должна поддерживаться в соответствии с требованиями проектной документации (п. 3.2.7 Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны). Перечень, объемы работ, потребное количество сил и средств, сроки выполнения работ отражаются в годовых планах планово-предупредительных ремонтов (п. 5.2.4 Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны). В защитном сооружении должна быть вся необходимая проектная и эксплуатационная документация (п. 3.6 Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны).

Доказательств соответствия состояния спорного объекта гражданской обороны требованиям законодательства в области гражданской обороны, реальному объему необходимых для приведения в должное состояние мероприятий суду не представлено.

Территориальное управление не совершало действий, направленных на снятие с учета ЗС ГО, которое не пригодно к восстановлению, снесено, и потребность в эксплуатации которого отсутствует.

Ненадлежащим содержанием защитного сооружения гражданской обороны нарушаются права и законные интересы неопределенного круга лиц – граждан, у которых в случае чрезвычайной ситуации может возникнуть потребность в использовании защитного сооружения гражданской обороны.

Также отсутствие учета защитного сооружения гражданской обороны как объекта федеральной собственности противоречит интересам государства, поскольку отсутствует учет и контроль за этим объектом, создаются предпосылки и условия, способствующие совершению коррупционных преступлений, в том числе и по незаконному распоряжению имуществом, использованию его без оснований иными лицами.

Оценив в совокупности, представленные по делу доказательства, иск прокурора подлежит удовлетворению.

Руководствуясь ст. ст. 194 – 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования прокурора Промышленного района г.Оренбурга, заявленного в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц, удовлетворить.

Признать незаконным бездействие Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Оренбургской области, выразившееся в неисполнении обязанности по обеспечению сохранности объекта гражданской обороны, расположенного по адресу: <адрес>, непринятии мер по учету сооружения гражданской обороны.

Признать право государственной собственности Российской Федерации на объект недвижимости – защитное сооружение гражданской обороны, расположенный по адресу: <адрес>.

Обязать Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Оренбургской области в течение 6 (шести) месяцев со дня вступления решения суда в законную силу обеспечить учет объекта гражданской обороны, расположенного по адресу: <адрес>, как объекта федеральной собственности.

Обязать Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Оренбургской области в течение 12 (двенадцати) месяцев со дня вступления решения суда в законную силу принять комплекс мер, направленный на установление наличия либо отсутствия потребности в защитном сооружении гражданской обороны, расположенного по адресу: <адрес>.

Решение может быть обжаловано в Оренбургский областной суд через Промышленный районный суд г. Оренбурга в течение одного месяца со дня его изготовления в окончательной форме.

Решение в окончательной форме изготовлено 11 апреля 2023 года

Судья подпись Т.С. Бахтиярова

2-667/2023 ~ М-145/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Прокуратура Промышленного района г.Оренбурга
Ответчики
ТУ Росимущества в Оренбургской области
Другие
Администрация г. Оренбурга
ООО "УК Деповская"
ГУ МЧС по Оренбургской области
ОАО "Гидропресс"
Суд
Промышленный районный суд г. Оренбурга
Судья
Бахтиярова Татьяна Сергеевна
Дело на сайте суда
promyshleny--orb.sudrf.ru
24.01.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
25.01.2023Передача материалов судье
25.01.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
25.01.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
20.02.2023Подготовка дела (собеседование)
20.02.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
20.03.2023Судебное заседание
04.04.2023Судебное заседание
11.04.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
18.04.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
30.05.2023Дело оформлено
16.06.2023Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее