Судья Вакуленко Л.П. |
№21-50/2021 |
ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ
РЕШЕНИЕ
22 марта 2021 г. |
г.Петрозаводск |
Судья Верховного Суда Республики Карелия Колбасова Н.А., рассмотрев жалобу Грудинской А. Ю. на постановление заместителя руководителя Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Республике Карелия, Архангельской области и Ненецкому автономному округу от 29 сентября 2020 г. и решение судьи Сортавальского городского суда Республики Карелия от 22 декабря 2020 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
установил:
на основании постановления заместителя руководителя Управления Россельхознадзора по Республике Карелия, Архангельской области и Ненецкому автономному округу от 29 сентября 2020 г., оставленного без изменения решением судьи Сортавальского городского суда РК от 22 декабря 2020 г., Грудинская А.Ю. подвергнута наказанию в виде административного штрафа в размере 10 000 рублей за совершение противоправного деяния, предусмотренного ч.1 ст.14.43 КоАП РФ.
В поданной в вышестоящий суд жалобе Грудинская А.Ю. просит отменить акты субъектов административной юрисдикции и прекратить производство по настоящему делу в связи с отсутствием события и состава инкриминируемого правонарушения и допущенными при проведении проверки нарушениями процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ.
Заслушав прокурора фио1, считавшего законным привлечение Грудинской А.Ю. к административной ответственности, проверив материалы дела, прихожу к следующим выводам.
В силу положений ст.2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
В ч.1 ст.14.43 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение изготовителем, исполнителем (лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя), продавцом требований технических регламентов или подлежащих применению до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов обязательных требований к продукции либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации либо выпуск в обращение продукции, не соответствующей таким требованиям, за исключением случаев, предусмотренных ст.ст.6.31, 9.4, 10.3, 10.6, 10.8, ч.2 ст.11.21, ст.ст.14.37, 14.43.1, 14.44, 14.46, 14.46.1, 20.4 настоящего Кодекса.
В соответствии с требованиями ст.3 Федерального закона от 02.01.2000 №29-ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов» в обращении могут находиться пищевые продукты, материалы и изделия, соответствующие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, и прошедшие подтверждение соответствия таким требованиям.
Пунктом 88 раздела IX «Требования к процессам хранения, перевозки, реализации и утилизации продуктов убоя и мясной продукции» технического регламента Таможенного союза «О безопасности мяса и мясной продукции», утвержденного решением Совета Евразийской экономической комиссии от 09.10.2013 №68 (далее по тексту - ТР ТС 034/2013), предусмотрено, что изготовители, продавцы и лица, выполняющие функции иностранных изготовителей продуктов убоя и мясной продукции, обязаны осуществлять процессы их хранения, перевозки и реализации таким образом, чтобы продукция соответствовала требованиям настоящего технического регламента и технических регламентов Таможенного союза, действие которых на нее распространяется.
Процессы хранения, перевозки и реализации продуктов убоя и мясной продукции должны соответствовать требованиям настоящего технического регламента, а также требованиям ТР ТС 021/2011 (п.89 раздела IX ТР ТС 034/2013).
В силу п.94 раздела IX ТР ТС 034/2013 холодильные камеры для холодильной обработки и хранения продуктов убоя и мясной продукции оборудуются термометрами и (или) средствами автоматического контроля температуры в камере, а также средствами для записи температуры.
Из материалов дела следует, что в соответствии с приказом руководителя филиала АО «Тандер» в г.Петрозаводске от 20 октября 2017 г. Грудинская А.Ю. переведена на должность директора магазина «Магнит», расположенного по адресу: (.....).
Исходя из положений пп.4.1.28, 4.2.9 должностной инструкции, директор торгового объекта обязан контролировать правильную и бесперебойную работу имеющегося торгового и холодильного оборудования, программного обеспечения и систем измерения; контролировать и нести ответственность за работу подчиненных ему сотрудников.
Также по делу установлено, что на основании решения заместителя прокурора г.Сортавала от 30 апреля 2020 г. сотрудником прокуратуры г.Сортавала с участием должностного лица Управления Россельхознадзора по Республике Карелия, Архангельской области и Ненецкому автономному округу в магазине «Магнит Блистательность» АО «Тандер» по адресу: г.Сортавала, (.....) была проведена проверка исполнения требований законодательства в сферах ценообразования на продукты питания и качества реализуемой продукции, в ходе которой выявлен факт нарушения п.94 раздела IX ТР ТС 034/2013, что явилось основанием для вынесения 29 мая 2020 г. заместителем прокурора г.Сортавала в отношении директора торгового объекта Грудинской А.Ю. постановления о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.14.43 КоАП РФ.
В связи с выявленным нарушением требований технического регламента постановлением заместителя руководителя Управления Россельхознадзора по Республике Карелия, Архангельской области и Ненецкому автономному округу от 29 сентября 2020 г. Грудинская А.Ю. признана виновной в совершении инкриминируемого деяния, которое по результатам судебного пересмотра было оставлено без изменения.
Вопреки доводам жалобы существенных нарушений порядка проведения проверки соблюдения торговой организацией требований законодательства в сфере качества реализуемой продукции не усматривается.
Между тем субъектами административной юрисдикции не были учтены имеющие значение для правильного разрешения настоящего дела следующие обстоятельства.
Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом (ч.1 ст.1.6 КоАП РФ).
К задачам производства по делу об административном правонарушении отнесено всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела и разрешение его в соответствии с законом (ст.24.1 КоАП РФ).
В соответствии с положениями чч.1, 2 ст.26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность привлекаемого лица и иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Исходя из ст.26.11 КоАП РФ, судья и должностное лицо оценивают доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности.
О совершении административного правонарушения составляются протокол (ч.1 ст.28.2 КоАП РФ), постановление прокурора о возбуждении дела об административном правонарушении (ч.2 ст.28.4 КоАП РФ), которые относятся к числу доказательств по такому делу и являются процессуальными документами, где фиксируется противоправное деяние лица, в отношении которого возбуждено производство по делу, и формулируется вменяемое ему обвинение.
С учетом заложенной законодателем в ч.1 ст.14.43 КоАП РФ диспозиции, которая является бланкетной, для правильной квалификации содеянного необходимо установить факт нарушения требований конкретного технического регламента, и образующие объективную сторону противоправного деяния действия должны содержаться в протоколе об административном правонарушении (постановлении прокурора о возбуждении дела об административном правонарушении).
Под событием административного правонарушения при этом понимаются конкретные действия (бездействие), носящие противоправный характер, за совершение которых положениями КоАП РФ установлена соответствующая административная ответственность, и описание события вменяемого лицу правонарушения должно включать указание на норму права, положения которой нарушены.
Фиксирование сведений (информации) - это получение и закрепление сведений (информации) на бумажных и (или) иных носителях информации.
Согласно описанию события инкриминируемого должностному лицу противоправного деяния, отраженному в процессуальных документах, при хранении мясной продукции в холодильных и морозильных камерах было допущено нарушение требований п.94 раздела IX ТР ТС 034/2013, что выразилось в отсутствии фиксации температурного режима в соответствующем журнале.
Между тем положениями ТР ТС 034/2013, нарушение требований которого вменено в вину Грудинской А.Ю., не предусмотрена обязанность ответственного лица по ведению журналов (бумажных носителей информации) для фиксации температурного режима на протяжении всего времени хранения продукции в холодильных и морозильных камерах.
Поскольку п.94 раздела IX ТР ТС 034/2013 установлено требование по оборудованию холодильных камер для холодильной обработки и хранения продуктов убоя и мясной продукции средствами для записи температуры без указания типа таких средств, то факт отсутствия на торговом объекте журнала температурного режима холодильных и морозильных камер не может в однозначной степени свидетельствовать о нарушении директором магазина приведенного требования и ненадлежащем исполнении им своих служебных обязанностей.
В силу положений ст.1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности привлекаемого к административной ответственности лица толкуются в пользу этого лица.
Исходя из изложенного, вопрос о виновности руководителя торгового объекта не может быть рассмотрен вне указанных обстоятельств, и в соответствии с установленным в ст.1.5 КоАП РФ принципом презумпции невиновности все сомнения должны толковаться в пользу лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.
Поскольку описание в составленных по данному делу процессуальных документах события административного правонарушения является не более чем предположением, что является недостаточным для утвердительного вывода о наличии в рассматриваемом случае квалифицирующих признаков состава инкриминируемого деяния, привлечение Грудинской А.Ю. к административной ответственности обоснованным признать нельзя.
Учитывая, что обстоятельства совершения привлекаемым лицом вменяемого правонарушения нельзя считать безусловно установленными, постановление по делу об административном правонарушении и решение судьи в соответствии с п.3 ч.1 ст.30.7 КоАП РФ подлежат отмене, производство по настоящему делу - прекращению на основании п.2 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ в связи с отсутствием состава противоправного деяния.
Кроме того следует отметить, что сведения о результате рассмотрения в отношении Грудинской А.Ю. дела об административном правонарушении, содержащиеся в счете на оплату административного штрафа в размере 10000 рублей (УИН №), размещены на сайте Государственных услуг на странице лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, 29 сентября 2020 г. в 10 часов 01 минуту, то есть до фактического разбирательства в административном органе, назначенного на 29 сентября 2020 г. в 14 часов 30 минут, что свидетельствует о предрешении должностным лицом исхода данного дела.
Руководствуясь требованиями ст.ст.30.7 - 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
решил:
постановление заместителя руководителя Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Республике Карелия, Архангельской области и Ненецкому автономному округу от 29 сентября
2020 г. и решение судьи Сортавальского городского суда Республики Карелия от 22 декабря 2020 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Грудинской А. Ю. отменить, производство по делу прекратить на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Решение судьи может быть обжаловано в Третий кассационный суд общей юрисдикции (почтовый адрес: ВОХ №1413, г.Санкт-Петербург, 190900).
Судья Н.А.Колбасова