Дело № 2-2420/2023
УИД 59RS0035-01-2023-002955-44
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
13 октября 2023 года г.Соликамск
Соликамский городской суд Пермского края в составе:
председательствующего судьи Пироговой Н.Б.,
при секретаре судебного заседания Артемовой С.А.,
с участием представителя заявителя – Управления имущественных отношений администрации Соликамского городского округа Климашевской И.М., действовавшей по доверенности,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по заявлению Управления имущественных отношений администрации Соликамского городского округа о признании права собственности на бесхозяйную недвижимую вещь,
у с т а н о в и л:
Управление имущественных отношений администрации Соликамского городского округа обратилось в суд с вышеуказанным заявлением, обосновав требования тем, что на основании обращения Неверова В.А. распоряжением от 10.11.2022 автомобильные дороги в <данные изъяты> (внутрипоселковая автомобильная дорога с кадастровым номером <данные изъяты>; на них оформлены технические планы; в апреля 2023 года поставлены на кадастровый учет, 19.04.2023 поставлены на учет в качестве бесхозяйного имущества. Предпринимались меры для розыска собственника имущества. Согласно данным органов, осуществляющих государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, право собственности на эти объекты за какими-либо правообладателями не зарегистрировано. Указанные объекты находятся на учете в качестве бесхозяйного имущества более чем три месяца. Заявитель просит признать недвижимое имущество бесхозяйным и признать право собственности за Соликамским городским округом на бесхозяйное недвижимое имущество.
Представитель заявителя Управления имущественных отношения администрации Соликамского городского округа Климашевская И.М. на доводах и требования настаивала.
Представители заинтересованных лиц Министерства по управлению имуществом и градостроительной деятельности Пермского края, Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Пермском крае, Министерства транспорта Пермского края, КГБУ «Управление автомобильных дорог и транспорта» Пермского края в суд не явились, о дате и времени судебного заседания извещены надлежащим образом, об отложении рассмотрения дела не ходатайствовали, возражений по заявлению не направили.
Выслушав представителя заявителя, изучив материалы дела, оценив представленные доказательства в соответствии со ст.67 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд приходит к следующему.
Отношения, возникающие в связи с использованием автомобильных дорог и осуществлением дорожной деятельности в Российской Федерации, регулируются Федеральным законом от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
В силу п.1 ст.3 указанного выше Федерального закона автомобильная дорога представляет собой объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог.
Автомобильные дороги могут находиться в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, а также в собственности физических или юридических лиц. К собственности городского округа относятся автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах городского округа, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог (ч.1 и ч. 9 ст.6 Федерального закона № 257-ФЗ).
В силу ч.3 ст.5 Федерального закона № 257-ФЗ к автомобильным дорогам общего пользования относятся автомобильные дороги, предназначенные для движения транспортных средств неограниченного круга лиц.
Согласно ч.11 ст.5 Федерального закона № 257-ФЗ автомобильными дорогами общего пользования местного значения городского округа являются автомобильные дороги общего пользования в границах городского округа, за исключением автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог. Перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения городского округа может утверждаться органом местного самоуправления городского округа.
В соответствии с ч.11 ст.13 Закона об автомобильных дорогах и дорожной деятельности к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, муниципальных районов, городских округов в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относятся, в частности: утверждение перечня автомобильных дорог общего пользования местного значения, перечня автомобильных дорог необщего пользования местного значения (п.5); осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения (п.6); утверждение нормативов финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт, содержание автомобильных дорог местного значения и правил расчета размера ассигнований местного бюджета на указанные цели (п.11).
В силу п.5 ч.1 ст.16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального, городского округа относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах муниципального, городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля на автомобильном транспорте, городском наземном электрическом транспорте и в дорожном хозяйстве в границах муниципального, городского округа, организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с п.1 и п.3 ст.225 Гражданского кодекса РФ бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался (п.1).
Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся (п.3).
По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет, а в случае постановки на учет линейного объекта по истечении трех месяцев со дня постановки на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь (п.3).
Автомобильные дороги в силу п.10.1 ст.1 Градостроительного кодекса РФ относятся к линейным объектам, следовательно в отношении них орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности по истечении трех месяцев со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет.
В судебном заседании установлено, что в <данные изъяты> расположены:
внутрипоселковая автомобильная дорога с кадастровым номером <данные изъяты>
внутрипоселковая автомобильная дорога с кадастровым номером <данные изъяты>
внутрипоселковая автомобильная дорога с кадастровым номером <данные изъяты>
Указанные сооружения дорожного транспорта не имеют собственника, являются бесхозяйными, поставлены на учет в Соликамском отделе Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю по заявлению Управления имущественных отношений Администрации Соликамского городского округа как бесхозяйные объекты недвижимости 19.04.2023. С момента постановки на учет бесхозяйного имущества прошло более трех месяцев, никто из заинтересованных и иных лиц своих прав на данные сооружения дорожного транспорта не заявил. Спор о праве отсутствует. При указанных обстоятельствах заявление Управления имущественных отношений администрации Соликамского городского округа является обоснованным и подлежит удовлетворению в полном объеме.
Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
р е ш и л :
Признать бесхозяйным недвижимое имущество:
внутрипоселковую автомобильную дорогу с кадастровым номером <данные изъяты>
внутрипоселковую автомобильную дорогу с кадастровым номером <данные изъяты>
внутрипоселковую автомобильную дорогу с кадастровым номером <данные изъяты>
Признать право собственности за Соликамским городским округом на бесхозяйное недвижимое имущество:
внутрипоселковую автомобильную дорогу с кадастровым номером <данные изъяты>
внутрипоселковую автомобильную дорогу с кадастровым номером <данные изъяты>
внутрипоселковую автомобильную дорогу с кадастровым номером <данные изъяты>
Вступившее в законную силу решение является основанием для государственной регистрации права собственности на объекты недвижимости в органах, осуществляющих государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.
Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Соликамский городской суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме (20.10.2023).
Судья <данные изъяты> Н.Б.Пирогова
Мотивированное решение составлено 20.10.2023.