Дело №
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
21 мая 2024 <адрес> районный суд <адрес> в составе: председательствующего судьи - Кукурекина К. В., секретаря - ФИО3, рассмотрев в открытом судебном заседании в зале суда в <адрес> гражданское дело по иску ФИО2 труда и социальной защиты населения <адрес> к ФИО1 о взыскании суммы Государственной социальной помощи на основании социального контракта,
У С Т А Н О В И Л:
Представитель истца обратился в суд с исковым заявлением о взыскании с ФИО1 выплаченные денежные средства в виде Государственной социальной помощи на основании социального контракта в размере 220 101 рублей.
Требования мотивированы следующим.
ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, зарегистрированная и проживающая по адресу: <адрес> ДД.ММ.ГГГГ обратилась в ФИО2 с заявлением № об оказании государственной социальной помощи на основании социального контракта.
ФИО7 был предоставлен бизнес-план «Изготовление домашних тортов и домашней выпечки».
Программой социальной адаптации малоимущей семьи (малоимущего одиноко проживающего гражданина (далее — Программа) были предусмотрены следующие затраты на выполнение мероприятий Программы (приобретение): холодильник (2 шт.) (необходимая сумма — 74 000,00 руб.); морозильный шкаф (необходимая сумма — 43 000,00 руб.); кухонная машина (необходимая сумма — 78 000,00 руб.); электрический духовой шкаф (необходимая сумма — 55 000,00 руб.).
Итого размер государственной социальной помощи на основании медиального контракта для ФИО9 составил 250 000,00 руб.
ДД.ММ.ГГГГ между Департаментом и ФИО8 был заключен социальный контракт № на осуществление индивидуальной предпринимательской деятельности (далее — социальный контракт №). предметом настоящего социального контракта являлось соглашение сторон, в соответствии с которой Департамент обязывался оказать ФИО12. государственную социальную помощь при реализации мероприятия осуществление индивидуальной предпринимательской деятельности в соответствии с подпунктом «б» пункта 2 приказа Департамента от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении перечня мероприятий при оказании малоимущим гражданам государственной социальной помощи на основании социального контракта и установлении размера государственной социальной помощи на основании социального контракта» (далее — Перечень мероприятий), а ФИО11 должна реализовать мероприятия, предусмотренные программой социальной адаптации, в целях стимулирования активных действий заявителя по преодолению трудной жизненной ситуации.
Согласно пункту 8.1 социального контракта №, последний вступает в силу со дня его подписания и действует по ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии с пунктом 8.2 социального контракта № ь. е изменения и дополнения к настоящему социальному контракту все изменения в письменной форме и действительны с момента подписания путем заключения дополнительного соглашения.
В соответствии с требованиями пункта 3.2 социального контракта № ФИО2 И.А., в том числе, должна была: выполнять мероприятия, предусмотренные программой социальной адаптации в полном объеме, предпринимать активные действия по выходу из трудной жизненной ситуации; ежемесячно предоставлять отчеты о выполнении мероприятий программы социальной адаптации по форме согласно приложению № к Порядку и условиям назначения и выплаты государственной социальной помощи на основании социального контракта до 10 числа месяца следующего за отчетным, начиная с ДД.ММ.ГГГГ до ДД.ММ.ГГГГ; предоставлять документы, в том числе, документы, подтверждающие фактическое получение товара (работ, услуг); возвратить в полном объеме денежные средства в случаях и порядке, предусмотренных разделом 5 настоящего социального контракта.
Денежные средства в сумме 250000,00 руб. были перечислены ФИО10 ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии с пунктом 5.2 социального контракта № денежные средства, полученные ФИО13. в соответствии с социальным контрактом, подлежат возмещению в полном объеме получателем государственной социальной помощи на основании социального контракта в случае пользования социального пособия на иные мероприятия, чем это предусмотрено программой социальной адаптации.
Согласно пункту 5.4 социального контракта № денежные средства, подлежат добровольному возмещению ФИО15. в течение одного месяца со дня получения уведомления о прекращении оказания государственной социальной помощи, а также о возврате в бюджет <адрес> средств государственной социальной помощи.
Пункт 5.5 социального контракта № предписывает, что в случае не возмещения получателем денежных средств, указанных в пункте 5.2 в срок указанный в пункте 5.4, денежные средства подлежат взысканию в судебном порядке.
Согласно предоставленным отчетам о выполнении мероприятий социальной программы ФИО14 предоставлены чеки: кассовый чек от ДД.ММ.ГГГГ - на покупку холодильника STINOL STS 2 -сумму 29 899,00 руб.; товарный чек (без номера) от ДД.ММ.ГГГГ - на кухонную машину № на сумму 78 000,00 руб. и электрический духовой шкаф Bosch Serie 2 HBF114ESOR на сумму 55 000,00 руб.
В представленном ответчиком товарном чеке отсутствуют подпись и ФИО продавца, а эти реквизиты являются обязательными при заполнении первичного документа. Вышесказанное дает основание полагать, что отсутствует доказательство передачи товара покупателю (в данном случае ответчику).
ДД.ММ.ГГГГ специалистами управления труда и социальной защиты населения <адрес> Департамента (далее - УТСЗНЛР) было проведено обследование производственного помещения на территории бывшего завода, расположенного по адресу: <адрес>, которое согласно договору арендует для осуществления предпринимательской деятельности ФИО16. В ходе осмотра было выяснено, что из оборудования в наличии есть два холодильника – Stinol и Aiant, морозильная камера б/у неизвестного производителя, 2 духовых шкафа - Ортima и Kraft (недействительный товарный чек представлен кухонную машину Bosch).
Таким образом, к возврату в Департамент ФИО20 подлежат следующие денежные средства:
за холодильники — 44 101.00 руб. (74000,00 — 29 899,00);
морозильный шкаф — 43 000,00 руб.;
кухонная машина — 78 000,00 руб.;
4) электрический духовой шкаф — 55 000,00 руб.
Итого общая сумма к возврату в Департамент денежных средств полученных по социальному контракту составляет 220101 руб.
Решением комиссии по рассмотрению заявлений граждан об оказании государственной социальной помощи на основании социального контракта от ДД.ММ.ГГГГ № социальный контракт с ФИО17. расторгнут.
Уведомление о расторжении социального контракта и необходимости возврата денежных средств в размере было направлено УТСЗНЛР Департамента ФИО19 ДД.ММ.ГГГГ исх. №.
Денежные средства на момент подачи искового заявления Департаменту труда и социальной защиты населения <адрес> ФИО18 не возвращены.
В судебном заседание представитель истца исковые требования поддержала по изложенным в иске основаниям.
Ответчик в судебном заседании исковые требования признала в полном объеме, о чем подала письменное заявление, последствия признания иска предусмотренные ст.173 ГПК РФ ответчику разъяснены и понятны.
Выслушав представителя истца, ответчика, исследовав материалы дела, оценив доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему выводу.
В соответствии со статьей 3 Закона <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-ЗС «О государственной социальной помощи в городе Севастополя» (далее №-ЗС) государственная социальная помощь оказывается в виде ваш социального пособия либо назначается на основании социального
В соответствии с частью 2 статьи 4 Закона №-ЗС государственная социальная помощь на основании социального контракта назначается на срок от трех месяцев до одного года исходя из содержания программы социальной
Согласно части 2 статьи 6 Закона №-ЗС государственная социальная в том числе на основании социального контракта, назначается на основании заявления гражданина в письменной форме опекуна, попечителя, другого законного представителя гражданина в органы социальной защиты населения, в котором заявителем указываются сведения о составе семьи, доходах и принадлежащем ему (его семье) имуществе на праве собственности.
Частью 2 статьи 7 Закона №-ЗС установлено, что к социальному контракту прилагается программа социальной адаптации, которой предусматриваются обязательные для реализации получателями государственной социальной помощи на основании социального контракта мероприятия.
Частью 4 статьи 7 Закона №-ЗС определено, что размер, порядок и условия назначения и выплаты государственной социальной помощи на основании социального контракта, а также типовая форма социального контракта устанавливаются исполнительным органом <адрес>, уполномоченного в сфере социальной защиты населения.
Абзацем 2 пункта 18 приказа Департамента труда и социальной защиты населения <адрес> (далее — Департамент) от ДД.ММ.ГГГГ № « О предоставлении гражданам государственной социальной помощи на основании социального контракта» (далее - Порядок) определяет, что помимо прочего, по результатам рассмотрения заявления и документов, указанных в пункте 16 настоящего Порядка, орган социальной защиты населения проводит проверку представленных заявителем сведений на основании информационных ресурсов, находящихся в распоряжении органов социальной защиты населения <адрес>, осуществляет исчисление среднедушевого дохода малоимущей семьи или малоимущего одиноко проживающего гражданина.
Орган социальной защиты населения вправе провести дополнительную иноверку представленных заявителем сведений путем направления межведомственных запросов о предоставлении документов, копий документов или сведений, необходимых для решения вопроса о признании семьи или одиноко проживающего гражданина малоимущими и оказании им государственной социальной помощи на основании социального контракта, в органы государственной власти, органы местного самоуправления и подведомственные государственным органам или органам местного самоуправления организации, в распоряжении которых находятся соответствующие документы, копии документов, сведения (если гражданин не представил указанные документы по собственной инициативе), в том числе: о месте жительства или пребывания членов семьи или одиноко проживающего гражданина; о доходах членов семьи или одиноко проживающего гражданина; о степени родства и (или) свойства членов семьи, их совместном проживании и ведении совместного хозяйства; о принадлежащем семье или одиноко проживающему гражданину имуществе на праве собственности.
Абзац 2 пункта 18 Порядка устанавливает, что орган социальной защиты населения принимает решение о праве на назначение государственной социальной помощи на основании социального контракта или решении об отказе в назначении государственной социальной помощи на основании социального контракта не позднее чем через 10 рабочих дней со дня поступления в орган социальной защиты населения заявления и прилагаемых к нему документов, а при необходимости проведения дополнительной проверки (комиссионного обследования), указанной в подпункте 3 пункта 19 Настоящего Порядка — не позднее чем через 30 дней со дня поступления орган социальной защиты населения заявления и прилагаемых к нему документов.
Как установлено судом и следует из материалов дела ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, зарегистрированная и проживающая по адресу: <адрес> ДД.ММ.ГГГГ обратилась в Департамент с заявлением № об оказании государственной социальной помощи на основании социального контракта.
ФИО21. был предоставлен бизнес-план «Изготовление домашних тортов и домашней выпечки».
Программой социальной адаптации малоимущей семьи (малоимущего одиноко проживающего гражданина (далее — Программа) были предусмотрены следующие затраты на выполнение мероприятий Программы (приобретение): холодильник (2 шт.) (необходимая сумма — 74 000,00 руб.); морозильный шкаф (необходимая сумма — 43 000,00 руб.); кухонная машина (необходимая сумма — 78 000,00 руб.); электрический духовой шкаф (необходимая сумма — 55 000,00 руб.).
Итого размер государственной социальной помощи на основании медиального контракта для ФИО22 составил 250 000,00 руб.
ДД.ММ.ГГГГ между Департаментом и ФИО23 был заключен социальный контракт № на осуществление индивидуальной предпринимательской деятельности (далее — социальный контракт №). предметом настоящего социального контракта являлось соглашение сторон, в соответствии с которой Департамент обязывался оказать ФИО25. государственную социальную помощь при реализации мероприятия осуществление индивидуальной предпринимательской деятельности в соответствии с подпунктом «б» пункта 2 приказа Департамента от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении перечня мероприятий при оказании малоимущим гражданам государственной социальной помощи на основании социального контракта и установлении размера государственной социальной помощи на основании социального контракта» (далее — Перечень мероприятий), а ФИО24 должна реализовать мероприятия, предусмотренные программой социальной адаптации, в целях стимулирования активных действий заявителя по преодолению трудной жизненной ситуации.
Согласно пункту 8.1 социального контракта №, последний вступает в силу со дня его подписания и действует по ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии с пунктом 8.2 социального контракта № все изменения и дополнения к настоящему контракту оформляются в письменной форме и действительны с момента подписания путем заключения дополнительного соглашения.
В соответствии с требованиями пункта 3.2 социального контракта № ФИО26 в том числе, должна была: выполнять мероприятия, предусмотренные программой социальной адаптации в полном объеме, предпринимать активные действия по выходу из трудной жизненной ситуации; ежемесячно предоставлять отчеты о выполнении мероприятий программы социальной адаптации по форме согласно приложению № к Порядку и условиям назначения и выплаты государственной социальной помощи на основании социального контракта до 10 числа месяца следующего за отчетным, начиная с ДД.ММ.ГГГГ до ДД.ММ.ГГГГ; предоставлять документы, в том числе, документы, подтверждающие фактическое получение товара (работ, услуг); возвратить в полном объеме денежные средства в случаях и порядке, предусмотренных разделом 5 настоящего социального контракта.
Денежные средства в сумме 250 000,00 руб. были перечислены ФИО27. ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии с частью 2.1 статьи 10 Закона №-ЗС орган социальной населения может прекратить оказание государственное социальной помощи на основании социального контракта в случае невыполнения ее получателями мероприятия, предусмотренных программой социальной адаптации, или в иных случаях, установленных нормативными правовыми актами <адрес>.
Подпунктом 5 пункта 43 Порядка досрочное расторжение контракта получателями государственной социальной помощи на основании социального контракта предусмотрено, если полученное социальное пособие использовано на иные мероприятия, чем это предусмотрено программой социальной адаптации, - для граждан, заключивших социальный контракт на реализацию мероприятия, указанного в подпунктах «б» - «г» пункта 2 -Перечня мероприятий.
В соответствии с абзацем 2 пункта 45 Порядка суммы выплаченного -оциального пособия возвращаются получателем государственной социальной помощи на основании социального контракта (в случае спора — взыскиваются з судебном порядке) в полном объеме за весь выплаченный период в случаях, пседусмотренных подпунктами 2 и 5 пункта 43 настоящего Порядка.
В соответствии с пунктом 5.2 социального контракта № денежные средства, полученные ФИО28 в соответствии с социальным контрактом, подлежат возмещению в полном объеме получателем государственной социальной помощи на основании социального контракта в случае пользования социального пособия на иные мероприятия, чем это предусмотрено программой социальной адаптации.
Согласно пункту 5.4 социального контракта № денежные средства, подлежат добровольному возмещению ФИО29 в течение одного месяца со дня получения уведомления о прекращении оказания государственной социальной помощи, а также о возврате в бюджет <адрес> средств государственной социальной помощи.
Пункт 5.5 социального контракта № предписывает, что в случае не возмещения получателем денежных средств, указанных в пункте 5.2 в срок указанный в пункте 5.4, денежные средства подлежат взысканию в судебном порядке.
Согласно предоставленным отчетам о выполнении мероприятий социальной программы ФИО30. предоставлены чеки: кассовый чек от ДД.ММ.ГГГГ - на покупку холодильника STINOL STS 2 -сумму 29 899,00 руб.; товарный чек (без номера) от ДД.ММ.ГГГГ - на кухонную машину № на сумму 78 000,00 руб. и электрический духовой шкаф Bosch Serie 2 HBF114ESOR на сумму 55 000,00 руб.
В представленном ответчиком товарном чеке отсутствуют подпись и ФИО продавца, а эти реквизиты являются обязательными при заполнении первичного документа. Вышесказанное дает основание полагать, что отсутствует доказательство передачи товара покупателю (в данном случае ответчику).
ДД.ММ.ГГГГ специалистами управления труда и социальной защиты населения <адрес> Департамента (далее - УТСЗНЛР) было проведено обследование производственного помещения на территории бывшего завода, расположенного по адресу: <адрес>, которое согласно договору арендует для осуществления предпринимательской деятельности ФИО32. В ходе осмотра было выяснено, что из оборудования в наличии есть два холодильника – Stinol и Aiant, морозильная камера б/у неизвестного производителя, 2 духовых шкафа - Ортima и Kraft (недействительный товарный чек представлен кухонную машину Bosch).
Таким образом, к возврату в Департамент ФИО31 подлежат следующие денежные средства:
за холодильники — 44 101.00 руб. (74000,00 — 29 899,00);
морозильный шкаф — 43 000,00 руб.;
кухонная машина — 78 000,00 руб.;
4) электрический духовой шкаф — 55 000,00 руб.
Итого общая сумма к возврату в Департамент денежных средств полученных по социальному контракту составляет 220 101 руб.
Решением комиссии по рассмотрению заявлений граждан об оказании государственной социальной помощи на основании социального контракта от ДД.ММ.ГГГГ № социальный контракт с ФИО33 расторгнут.
Уведомление о расторжении социального контракта и необходимости возврата денежных средств в размере было направлено УТСЗНЛР Департамента ФИО34 ДД.ММ.ГГГГ исх. №.
Денежные средства на момент подачи искового заявления Департаменту труда и социальной защиты населения <адрес> ФИО35 не возвращены.
Согласно ст.310 ГК РФ, односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом.
По требованию о взыскании сумм, составляющих неосновательное обогащение, на основании пункта 1 статьи 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации истец должен доказать: факт приобретения или сбережения ответчиком денежных средств за счет истца; отсутствие установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований для приобретения; размер неосновательного обогащения.
Недоказанность одного из этих обстоятельств является достаточным основанием для отказа в удовлетворении иска. При этом бремя доказывания факта обогащения приобретателя, количественную характеристику размера обогащения и факт наступления такого обогащения за счет потерпевшего лежит на потерпевшей стороне, то есть на стороне истца.
Обязательственные правоотношения основываются на принципах возмездности и эквивалентности обмениваемых материальных объектов и недопустимости неосновательного обогащения.
Согласно статьи 1107 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, которое неосновательно получило или сберегло имущество, обязано возвратить или возместить потерпевшему все доходы, которые оно извлекло или должно было извлечь из этого имущества с того времени, когда узнало или должно было узнать о неосновательности обогащения.
Пунктом 4 статьи 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что не подлежат возврату в качестве неосновательного обогащения денежные суммы и иное имущество, предоставленные во исполнение несуществующего обязательства, если приобретатель докажет, что лицо, требующее возврата имущества, знало об отсутствии обязательства либо предоставило имущество в целях благотворительности.
Из приведенных норм материального права следует, что приобретенное за счет другого лица без каких-либо на то оснований имущество является неосновательным обогащением и подлежит возврату, в том числе, когда такое обогащение является результатом поведения самого потерпевшего.
На основании пункта 4 статьи 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации неосновательное обогащение не подлежит возврату, если воля лица, передавшего денежные средства или иное имущество, была направлена на передачу денег или имущества в отсутствие обязательств, то есть безвозмездно и без какого-либо встречного предоставления в дар, либо в целях благотворительности.
Согласно пункту 4 статьи 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации, а также в соответствии с частью 1 статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказать наличие обстоятельств, в силу которых неосновательное обогащение не подлежит возврату, либо то, что денежные средства или иное имущество получены обоснованно и неосновательным обогащением не являются, должна быть возложена на приобретателя.
При таких обстоятельствах, суд находит требования истца о взыскании суммы неосновательного обогащения в размере 220 101 руб. выплаченных ответчику в виде Государственной социальной помощи на основании социального контракта, обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Согласно ст. 98 ГПК РФ, стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных частью второй статьи 96 настоящего Кодекса. В случае, если иск удовлетворен частично, указанные в настоящей статье судебные расходы присуждаются истцу пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований, а ответчику пропорционально той части исковых требований, в которой истцу отказано. Суд, принимая решение о распределении судебных расходов, исходит из следующего.
Поскольку истец освобожден в соответствии с п.п.19 п.1 ст. 333.36, пп.1.1 п.1 ст.333.37 НК РФ от уплаты государственной пошлины, то в силу ч. 1 ст. 103 ГПК РФ сумма государственной пошлины подлежит взысканию с ответчика в размере 5 401,01 рублей в бюджет <адрес>.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Департамента труда и социальной защиты населения <адрес> к ФИО1 о взыскании суммы Государственной социальной помощи на основании социального контракта - удовлетворить.
Взыскать с ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ г.р., уроженки <адрес> (паспорт серия № № выдан УМВД России по <адрес> код подразделения 920-003, зарегистрированной по адресу: <адрес>, проживающей по адресу: <адрес>) в пользу Департамента труда и социальной защиты населения <адрес> выплаченные денежные средства в виде Государственной социальной помощи на основании социального контракта в размере 220 101 рублей.
Взыскать с ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ г.р., уроженки <адрес> (паспорт серия ФИО36 № выдан УМВД России по <адрес> код подразделения №, зарегистрированной по адресу: <адрес>, проживающей по адресу: <адрес>) в бюджет <адрес> госпошлину в размере 5 401 рублей 1 копейка.
Решение может быть обжаловано в Севастопольский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Ленинский районный суд <адрес>. Решение в окончательной форме составлено ДД.ММ.ГГГГ.
Судья Ленинского районного суда
<адрес> К.В.Кукурекин