Дело №
УИД 63RS0№-77
Решение
Именем Российской Федерации
28 августа 2023 года Промышленный районный суд <адрес> в составе:
председательствующего судьи Ерофеевой О.И.,
при секретаре ФИО9,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № по иску ГКУ СО «ЦП ДОПР им.ФИО10 в интересах ФИО3 ФИО2 к ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7 об определении доли в оплате за обслуживание жилья и коммунальные услуги,
установил:
ГКУ СО «ЦП ДОПР им.ФИО10 обратилось в суд с исковым заявлением в интересах ФИО3 ФИО2 к ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7 об определении доли в оплате за обслуживание жилья и коммунальные услуги.
В обоснование заявленных требований истец указал, что Администрация государственного казенного учреждения <адрес> «Центр помощи детям оставшихся без попечения родителей имени ФИО10 городского округа Самара (коррекционный)», являющаяся опекуном ФИО3 ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, зарегистрированной по адресу: <адрес>, относящейся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Одинокая мать ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, умерла ДД.ММ.ГГГГ. Распоряжением первого заместителя главы г.о.ФИО11Харитонова № от ДД.ММ.ГГГГ года «О помещении ФИО3 ФИО2 под надзор в государственное казенное образовательное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, «Центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей, имени ФИО10 городского округа Самара (коррекционный)» ФИО2 был помещена в наше учреждение. В соответствии с п. 2. Распоряжения № от ДД.ММ.ГГГГ за ФИО3 сохранено право пользования жилым помещением по адресу: <адрес>. ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, с ДД.ММ.ГГГГ постоянно проживает в нашем учреждении по адресу: <адрес>, ул. <адрес>, <адрес>. ФИО3 является членом семьи нанимателя жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, в котором согласно справке с места жительства кроме неё зарегистрированы:
ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ г.р.- брат
ФИО5, ДД.ММ.ГГГГ г.р,- племянник
ФИО6, ДД.ММ.ГГГГ г.р.- племянница
ФИО7, ДД.ММ.ГГГГ г.р.- брат
В настоящее время не производится оплата за жилое помещение и коммунальные услуги в помещении по месту регистрации подопечного в связи с тем, что родственники ФИО3 не предоставляет квитанции, согласно которым могли бы определить размер участия ФИО2 в расходах на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.
Соглашения об определении порядка пользования и оплаты за жилье и коммунальные услуги с родственниками, зарегистрированными в указанном жилом помещении, достигнуть не удалось.
Рассмотрение данного вопроса необходимо для защиты жилищных интересов ФИО3 ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, относящейся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
На основании изложенного истец просит суд, определить порядок и размер участия ФИО3 ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в оплате коммунальных услуг и обслуживании жилья в квартире по адресу: <адрес>, в равных долях (по 1/5 Доли от общего размера оплаты). Обязать МП г.о. Самара «Единый информационно-расчетный центр», заключить отдельное соглашение и выдать отдельные платёжные документы на оплату коммунальных услуг и обслуживания жилья в квартире по адресу: <адрес>.
Представитель истца ГКУ СО «ЦП ДОПР им.ФИО10, действующий в интересах ФИО3 Д.В. в судебное заседание не явился, представил письменное ходатайство о рассмотрении дела в свое отсутствие, исковые требования поддерживает.
Ответчики ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО3 В.С. в судебное заседание не явились, о дате и времени извещены надлежащим образом, причину неявки суду не сообщили, ходатайств об отложении не заявляли.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Департамента управления имуществом г.о.Самара в судебное заседание не явился, о дате и времени извещен надлежащим образом, просил о рассмотрении дела в его отсутствие, представил суду письменные возражения.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Департамента опеки, попечительства и социальной поддержки Администрации г.о.Самара в лице отдела опеки и попечительства <адрес> и представитель третьего лица МП г.о.Самара "ЕИРЦ" в судебное заседание не явились, о дате и времени извещены надлежащим образом, причину неявки суду не сообщили, ходатайств об отложении не заявляли.
Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что Администрация государственного казенного учреждения <адрес> «Центр помощи детям оставшихся без попечения родителей имени ФИО10 городского округа Самара (коррекционный)», является опекуном ФИО3 ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, зарегистрированной по адресу: <адрес>, относящейся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
ФИО8, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, (мать ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, умерла ДД.ММ.ГГГГ., что подтверждается свидетельством о смерти IV-EP №.
Согласно Распоряжения первого заместителя главы г.о.ФИО11Харитонова № от ДД.ММ.ГГГГ «О помещении ФИО3 ФИО2 под надзор в государственное казенное образовательное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, «Центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей, имени ФИО10 городского округа Самара ( коррекционный)» ФИО2 была помещена в данное учреждение.
В соответствии с п. 2. Распоряжения № от ДД.ММ.ГГГГ за ФИО3 сохранено право пользования жилым помещением по адресу: <адрес>. ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, с ДД.ММ.ГГГГ постоянно проживает в данном учреждении по адресу: <адрес>, ул. <адрес> <адрес>., что также подтверждается справкой от ДД.ММ.ГГГГ.
Жилое помещение по адресу: <адрес>, находится в муниципальной собственности г.о.Самара, что подтверждается выпиской из реестра Департамента управления имуществом г.о. Самара.
ФИО3 является членом семьи нанимателя жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес> <адрес>, в котором согласно справке МП г.о.Самара «ЕИРЦ» от ДД.ММ.ГГГГ кроме неё зарегистрированы: ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ г.р.- брат, ФИО5, ДД.ММ.ГГГГ г.р,- племянник, ФИО6, ДД.ММ.ГГГГ г.р.- племянница, ФИО7, ДД.ММ.ГГГГ г.р.- брат.
Согласно материалам дела, лицевой счет № по адресу: <адрес> открыт на имя ФИО3 Г.Б.
Обращаясь в суд с иском, ГКУ СО «ЦП ДОПР им.ФИО10 указывает, что определение порядка и размера участия ФИО3 Д.В. в оплате коммунальных услуг за жилое помещение необходимо для защиты интересов жилищных прав ребенка.
В соответствии с ч.2 ст.153 Жилищного кодекса РФ обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у нанимателя жилого помещения по договору найма жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда с момента заключения такого договора.
Согласно ст.155 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится ежемесячно до десятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем на основании платежных документов. Частью 4 данной статьи устанавливается ответственность лиц, несвоевременно и (или) не полностью внесших плату за жилое помещение и коммунальные услуги, в виде уплаты пени.
В соответствии с ч.4 ст.69 ЖК РФ члены семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма имеют равные с нанимателем права и обязанности. Дееспособные и ограниченные судом в дееспособности члены семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма несут солидарную с нанимателем ответственность по обязательствам, вытекающим из договора социального найма.
Таким образом, законом установлен круг обязанных лиц, которые несут ответственность за исполнение обязанностей по договору найма жилого помещения муниципального или государственного жилищного фонда. К ним относятся наниматель, а также дееспособные и ограниченные в дееспособности члены его семьи.
Соответствующее разъяснение о составе лиц, которые несут обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги, дано в пункте 24 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 22 «О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащем им на праве собственности».
Согласно ст.21 Гражданского кодекса РФ гражданская дееспособность гражданина, то есть способность гражданина своими действиями приобретать и осуществлять гражданские права, создавать для себя гражданские обязанности и исполнять их возникает в полном объеме с наступлением совершеннолетия, то есть по достижении восемнадцатилетнего возраста.
Согласно ч.3 ст.31 ГК РФ опека и попечительство устанавливаются при отсутствии у ФИО3 граждан родителей, усыновителей, лишении судом родителей родительских прав, а также в случаях, когда такие граждане по иным причинам остались без родительского попечения.
В соответствии со ст.40 ГК РФ попечительство над ФИО3 прекращается без особого решения по достижении ФИО3 подопечным восемнадцати лет, а также при вступлении его в брак и в других случаях приобретения им полной дееспособности до достижения совершеннолетия (часть третья настоящей статьи).
Согласно ст.34 ГК РФ органами опеки и попечительства являются органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Органами опеки и попечительства являются также органы местного самоуправления в случае, если законом субъекта Российской Федерации они наделены полномочиями по опеке и попечительству в соответствии с федеральными законами.
Статьей 123 Семейного кодекса РФ предусматривается возможность передачи детей, оставшихся без попечения родителей, в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, всех типов.
В соответствии со ст.155.2 СК РФ права и обязанности указанных организаций в отношении детей, оставшихся без попечения родителей, возникают с момента принятия органами опеки и попечительства актов об устройстве детей в указанные организации.
Детям, помещенным под надзор в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, опекуны или попечители не назначаются. Исполнение обязанностей по содержанию, воспитанию и образованию детей, а также защите их прав и законных интересов возлагается на эти организации.
К организациям для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в которые дети помещены под надзор, применяются нормы законодательства об опеке и попечительстве, относящиеся к правам, обязанностям и ответственности опекунов и попечителей (часть 2 данной статьи).
Согласно ст.155.1 СК РФ перечень осуществляемых видов деятельности, оказываемых услуг организациями для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, порядок осуществления деятельности указанными организациями определяются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 481 утверждено Положение о деятельности организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Пунктом 26 названного Положения предусматривается, что материальное обеспечение детей, находящихся в государственных и муниципальных организациях для детей-сирот, осуществляется на основе полного государственного обеспечения, включающего в себя предоставление им за время пребывания в организации для детей-сирот бесплатного питания, бесплатных комплектов одежды, обуви и мягкого инвентаря, бесплатного общежития, бесплатных медицинского обслуживания и образования.
В пункте 51 Положения перечислены виды деятельности организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, включая круглосуточный прием и содержание детей; уход за детьми; осуществление полномочий опекуна (попечителя) в отношении детей, в том числе защита прав и законных интересов детей; деятельность по предупреждению нарушения личных неимущественных и имущественных прав детей и иные, а также полномочия по их осуществлению.
Предоставление указанным организациям полномочий по распоряжению денежными средствами, принадлежащими подопечным, в том числе оплата коммунальных услуг и жилого помещения, закрепленного за ФИО3, оставшимся без попечения родителей, названными нормативными правовыми актами не предусматривается.
В силу положений ч.1 ст.148, ст.155.3 СК РФ за детьми, оставшимися без попечения родителей и находящимися в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, сохраняется право собственности на жилое помещение или право пользования жилым помещением, приобретенное на условиях, предусмотренных жилищным законодательством.
В силу п.1 ст.37 ГК РФ опекун или попечитель распоряжается доходами подопечного, в том числе доходами, причитающимися подопечному от управления его имуществом, за исключением доходов, которыми подопечный вправе распоряжаться самостоятельно, исключительно в интересах подопечного и с предварительного разрешения органа опеки и попечительства.
Порядок управления имуществом подопечного определяется Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве» (п.2 ст.37 ГК РФ).
Согласно ст.17 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве» подопечные не имеют права собственности на имущество опекунов или попечителей, а опекуны или попечители не имеют права собственности на имущество подопечных, в том числе на суммы алиментов, пенсий, пособий и иных предоставляемых на содержание подопечных социальных выплат.
Приведенные нормы материального права предусматривают возможность погашения обязательств подопечного за счет его имущества посредством участия в этом опекуна, но не возлагают на опекуна обязанность нести ответственность за подопечного за свой счет, в том числе отвечать своим имуществом по долгам подопечного.
В соответствии со ст.14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского, сельского поселения отнесены владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения (пункт 3); организация содержания муниципального жилищного фонда (пункт 6).
Статьей 30 Жилищного кодекса РФ устанавливаются полномочия собственника жилого помещения и его обязанности. Предусматривается, что собственник жилого помещения несет бремя содержания данного помещения и, если данное помещение является квартирой, общего имущества собственников помещений в соответствующем многоквартирном доме (часть 3).
Собственник жилого помещения обязан поддерживать данное помещение в надлежащем состоянии, не допуская бесхозяйственного обращения с ним (ч.4 ст.30 ЖК РФ).
Из приведенным правовых норм следует, что содержание входящих в муниципальный жилищный фонд жилых помещений, право пользование которыми сохранено за детьми, оставшимися без попечения родителей, в период их нахождения в образовательных учреждениях для детей-сирот возлагается на муниципальное образование как собственника муниципального жилищного фонда.
ФИО3, оставшийся без родительского попечения и помещенный в соответствующее образовательное учреждение для детей-сирот, не относится к кругу лиц, обязанных в силу закона (часть 4 статьи 69 Жилищного кодекса РФ) вносить плату за коммунальные услуги и содержание жилого помещения муниципального жилищного фонда, право пользование которым сохранено за таким ФИО3 лицом.
Не установлена законом данная обязанность и в отношении образовательного учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в период пребывания в таком учреждении ФИО3, за которым сохраняется право пользования жилым помещением муниципального жилищного фонда.
Согласно Уставу ГКУ СО «ЦП ДОПР им.ФИО10 является юридическим лицом, некоммерческой организацией, казенным учреждением, созданным для выполнения работ, предоставления государственных услуг и государственных функций в целях обеспечения реализации полномочий министерства социально-демографической и семейной политики <адрес>. Учредителем учреждения и собственником его имущества является <адрес>. Полномочия учредителя от имени <адрес> осуществляет Министерство имущественных отношений <адрес> (пункты 1.1-1.5 Устава). Предметом деятельности учреждения является обеспечение временного нахождения и оказания социально-бытовых, социально-медицинских, социально-педагогических, социально-психологических, социально-правовых, социально-трудовых и иных социальных услуг переданных под надзор учреждения детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей (пункт 2.1). Цели и виды деятельности учреждения перечислены в пунктах 2.2.1-2.3.9 Устава. Учреждение не вправе осуществлять виды деятельности, не предусмотренные Уставом (пункт 2.6). Имущество учреждения находится в государственной собственности <адрес>, передано учреждению на праве оперативного управления (пункт 3.1). Финансовое обеспечение деятельности учреждения осуществляется за счет средств областного бюджета и на основании бюджетной сметы (пункт 1.6).
В силу положений ст.49 ГК РФ, определяющих правоспособность юридического лица, юридическое лицо может иметь гражданские права, соответствующие целям деятельности, предусмотренным в его учредительном документе, и нести связанные с этой деятельностью обязанности.
Согласно ст.123.21 ГК РФ учреждением признается унитарная некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера.
Казенное учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При недостаточности денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам казенного учреждения несет собственник его имущества (ч.4 ст.123.22 ГК РФ).
Как следует из материалов дела, жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, находится в муниципальной собственности. Данное жилое помещение в ведение ГКУ СО «ЦП ДОПР им.ФИО10 не передавалось. Таким образом, на истца не может быть возложена обязанность за счет собственных средств нести расходы, связанные с содержанием жилого помещения муниципального жилищного фонда, закрепленного за подопечным.
Учитывая вышеизложенное, суд приходит к выводу о том, что ФИО3 Д.В., а также ее законный представитель ГКУ СО «ЦП ДОПР им.ФИО10 не имеют каких-либо обязанностей по оплате коммунальных услуг в жилом помещении, где ФИО3 не проживает; расходы по содержанию жилого помещения по адресу: <адрес> несет собственник либо наниматель и совершеннолетние члены семьи, к которым ФИО3 Д.В. не относится; невнесение истцом платы за коммунальные услуги по месту регистрации ФИО3 никак не влияет и не ограничивает ее имущественные и жилищные права.
Таким образом, оснований для удовлетворения заявленных исковых требований не имеется.
На основании изложенного и, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Решил:
Исковые требования ГКУ СО «ЦП ДОПР им.ФИО10 в интересах ФИО3 ФИО2 к ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7 об определении доли в оплате за обслуживание жилья и коммунальные услуги, оставить без удовлетворения.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Самарский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Промышленный районный суд <адрес> в течение месяца с момента изготовления мотивированного решения.
Мотивированное решение суда изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.
Судья: О.И.Ерофеева