Дело № 2-64/2023
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
27 апреля 2023 года п. Колпна Орловской области
Колпнянский районный суд Орловской области в составе
председательствующего судьи Хромовой О.В.,
при секретаре Гладковой Н.Н.,
с участием истца заместителя прокурора Колпнянского района Орловской области Скукиной О.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале судебных заседаний Колпнянского районного суда Орловской области гражданское дело по иску прокурора Колпнянского района Орловской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации Краснянского сельского поселения Колпнянского района Орловской области о понуждении к совершению действий по организации безопасной детской игровой площадки,
установил:
Прокурор Колпнянского района Орловской области обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с иском к администрации Краснянского сельского поселения Колпнянского района Орловской области о понуждении к совершению действий. В обоснование иска указал, что прокуратурой района проведена проверка законодательства о гарантиях прав детей, физической культуре и спорте в Краснянском сельском поселении Колпнянского района, по результатам которой выявлены нарушения в деятельности администрации Краснянского сельского поселения Колпнянского района Орловской области, а именно, установлено, что на территории сельского поселения проживает <данные изъяты> человека, из них <данные изъяты> несовершеннолетних. Общедоступные для массового использования оборудованные детские игровые и спортивные площадки на территории населенных пунктов сельского поселения отсутствуют. Программы комплексного развития социальной инфраструктуры на территории поселения не разработаны и не реализуются. Проживающие на территории поселения дети фактически лишены возможности для реализации прав и охраняемых законом интересов на отдых и оздоровление, физическое развитие и развитие их творческого потенциала, охрану и укрепление их здоровья, поскольку соответствующие условия для этого огранном местного самоуправления не созданы. Выявленные нарушения свидетельствуют о неисполнении администрацией Краснянского сельского поселения обязанностей по решению вопросов местного значения сельского поселения, закрепленных п. 14, п. 30 ч. 1, ч. 3 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». В адрес главы Краснянского сельского поселения 09.02.2023 внесено представление об устранении выявленных нарушений, по результатам рассмотрения которого, каких-либо мер к устранению выявленных нарушений принято не было.
В связи с чем, прокурор просил обязать ответчика в течение 1 года со дня вступления решения суда в законную силу организовать обустройство на территории с. Красное Краснянского сельского поселения Колпнянского района Орловской области безопасной детской спортивно-игровой площадки и определить эксплуатирующую организацию в целях контроля за техническим состоянием, обслуживания и ремонта оборудования и покрытия детской игровой площадки.
В судебном заседании заместитель прокурора Колпнянского района Орловской области Скукина О.И. доводы, изложенные в иске, поддержала.
В судебное заседание представитель ответчика Краснянского сельского поселения Колпнянского района Орловской области – глава сельского поселения Коробецкая Л.А., извещенная о дате слушания дела, не явилась, предоставила заявление о признании заявленных требований. Суд на основании ч. 5 ст. 167 ГПК РФ полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившегося представителя ответчика.
В судебное заседание представитель третьего лица администрации Колпнянского района Орловской области, извещенный судом надлежащим образом, не явился, просил о рассмотрении дела в его отсутствие. Суд на основании ч. 5 ст. 167 ГПК РФ полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившегося представителя третьего лица.
Суд, выслушав объяснения истца, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
В соответствии со ст. 45 Гражданского процессуального кодекса РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В ст. 4 Федерального закона «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 24.07.1998 г. N 124-ФЗ установлено, что одной из целей государственной политики в интересах детей является защита детей от факторов, негативно влияющих на их физическое, интеллектуальное, психическое, духовное и нравственное развитие.
Данный нормативный правовой акт предусматривает ответственность юридических лиц, должностных лиц, граждан за нарушение прав и законных интересов ребенка, причинение ему вреда, в качестве одного из принципов государственной политики, осуществляемой в интересах детей (абз. 5 п. 2 ст. 4 Федерального закона от 24.07.1998 г. N 124-ФЗ).
В соответствии с положениями ст. 12 Федерального закона «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 24.07.1998 г. N 124-ФЗ в целях повышения качества и безопасности отдыха и оздоровления детей органы местного самоуправления в пределах своих полномочий принимают меры по принятию нормативных правовых актов, регулирующих деятельность организаций отдыха детей и их оздоровления; по созданию безопасных условий пребывания в организациях отдыха детей и их оздоровления; по обеспечению максимальной доступности услуг организаций отдыха детей и их оздоровления; по контролю за соблюдением требований законодательства в сфере организации отдыха и оздоровления детей.
Согласно пункту 1 статьи 12 Закона N 124-ФЗ в целях повышения качества и безопасности отдыха и оздоровления детей органы местного самоуправления в пределах своих полномочий принимают меры по контролю за соблюдением требований законодательства в сфере организации отдыха и оздоровления детей.
Пункт 1 статьи 14.1 Закона N 124-ФЗ гласит, что в целях содействия физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию детей и формированию у них навыков здорового образа органы местного самоуправления в соответствии с их компетенцией создают благоприятные условия для осуществления деятельности физкультурно-спортивных организаций, организаций культуры, организаций, образующих социальную инфраструктуру для детей.
В силу пункта 14, пункта 30 части 1, части 3 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Закон N 131-ФЗ) к вопросам местного значения сельского поселения относится обеспечение условий для развития на территории поселения физической культуры, школьного спорта и массового спорта, организация проведения официальных физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятий поселения; организация и осуществление мероприятий по работе с детьми и молодежью в поселении.
В соответствии с пунктом 6.1 статьи 14.1 Закона 131-ФЗ в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений разрабатывают и утверждают программы комплексного развития социальной инфраструктуры, требования к которым устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В силу с части 1 статьи 37 Федерального закона от 04.12.2007 N 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» (далее - Закон N 329-ФЗ) объекты спорта относятся к объектам социальной инфраструктуры.
Статьей 3 Закона N 329-ФЗ определены основные принципы законодательства о физической культуре и спорте, в числе которых: обеспечение права каждого на свободный доступ к физической культуре и спорту как к необходимым условиям развития физических, интеллектуальных и нравственных способностей личности, права на занятия физической культурой и спортом для всех категорий граждан и групп населения, обеспечение безопасности жизни и здоровья лиц, занимающихся физической культурой и спортом.
В соответствии с пунктами 1, 1.1 части 1 статьи 9 Закона N 329-ФЗ в целях решения вопросов местного значения по обеспечению условий для развития на территориях муниципальных образований физической культуры и массового спорта, организации проведения официальных физкультурных мероприятий, физкультурно-оздоровительных мероприятий и спортивных мероприятий муниципальных образований к полномочиям органов местного самоуправления относится определение основных задач и направлений развития физической культуры и спорта с учетом местных условий и возможностей, принятие и реализация местных программ развития физической культуры и спорта, развитие массового спорта, детско-юношеского спорта и школьного спорта на территориях муниципальных образований; популяризация физической культуры и спорта среди различных групп населения, организация физкультурно-спортивной работы по месту жительства и месту отдыха граждан, включая создание условий для занятий инвалидов, лиц с ограниченными возможностями здоровья физической культурой и спортом.
Согласно статье 30 Закона N 329-ФЗ органы местного самоуправления создают условия для развития физической культуры и спорта по месту жительства и месту отдыха граждан, в том числе путем привлечения специалистов в области физической культуры и спорта.
Статьей 210 ГК РФ определено, что собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Техническим регламентом 042/2017 «О безопасности оборудования для детских игровых площадок», принятым Решением Совета Евразийской экономической безопасности от 17.05.2017 N 21 (далее - Технический регламент), установлены требования к обеспечению безопасности оборудования и (или) покрытия для детских игровых площадок и связанным с ними процессами проектирования, производства, монтажа, эксплуатации, хранения, перевозки и утилизации.
В соответствии с Техническим регламентом все оборудование, которое используется для обустройства детских площадок, подлежит обязательной сертификации или декларированию (в зависимости от формы подтверждения соответствия).
Согласно решению Коллегии Евразийской экономической комиссии от 11.07.2017 N 83 с 1 июня 2020 года все отечественные производители обязаны пройти сертификацию, а на все ввозимые игровые комплексы необходимо оформление обязательного сертификата соответствия ТР ЕАЭС 042/2017 или декларации на детское игровое оборудование.
В силу пунктов 42, 43, 44 Технического регламента эксплуатации оборудования и (или) покрытия детской игровой площадки должна осуществляться эксплуатирующей организацией в соответствии с требованиями Технического регламента и правилами безопасной эксплуатации, установленными паспортом. Техническое обслуживание и ремонт оборудования осуществляются в соответствии с паспортом. По истечении назначенного срока службы эксплуатация должна быть прекращена независимо от технического состояния оборудования.
Согласно пункту 46 Технического регламента на детской игровой площадке должна быть размещена информация в виде таблички (пиктограммы), содержащая: правила пользования оборудованием и сведения о возрастных группах (включая ограничения по росту и весу); номера телефонов службы спасения, скорой помощи; номера телефонов эксплуатанта, по которым следует обращаться в случае неисправности или поломки оборудования.
В соответствии с разделом 7 Национального стандарта Российской Федерации ГОСТ Р 52301-2013 «Оборудование и покрытия детских игровых площадок. Безопасность при эксплуатации. Общие требования» специалисты эксплуатирующей организации должны на регулярной основе оценивать эффективность мероприятий по обеспечению безопасности детской игровой площадки и при изменении условий эксплуатации корректировать комплекс мероприятий по обеспечению ее безопасности. Регулярное обслуживание включает мероприятия по поддержанию безопасности и качества функционирования оборудования и покрытий детской игровой площадки. Персонал обслуживающей организации должен иметь точную информацию о выполняемой работе, уровне ответственности и полномочий, а также должен быть обучен и компетентен. Контроль за техническим состоянием оборудования и контроль соответствия требованиям безопасности, техническое обслуживание и ремонт осуществляет эксплуатант (владелец).
В ходе рассмотрения дела установлено, что прокуратурой Колпнянского района Орловской области проведена проверка исполнения законодательства о гарантиях прав детей, физической культуре и спорте в Краснянском сельском поселении Колпнянского района Орловской области, по результатам которой выявлены нарушения в деятельности администрации Краснянского сельского поселения, а именно, установлено, что на территории Краснянского сельского поселения проживает <данные изъяты> человека, из них <данные изъяты> несовершеннолетних. Общедоступные для массового использования оборудованные детские игровые и спортивные площадки на территории населенных пунктов Краснянского сельского поселения отсутствуют.
Данные обстоятельства не оспаривались сторонами, возражений ответчиком не представлено.
По результатам проверки 09.02.2023 в адрес главы администрации Краснянского сельского поселения Колпнянского района Орловской области внесено представление об устранении выявленных нарушений, которое до настоящего времени ответчиком не исполнено.
Выявленные нарушения свидетельствуют о неисполнении администрацией Краснянского сельского поселения обязанностей по решению вопросов местного значения сельского поселения, закрепленных пунктом 14, пунктом 30 части 1, части 3 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
Бездействие администрации Краснянского сельского поселения влечет за собой нарушение прав и охраняемых законом интересов детей на отдых и оздоровление, на создание благоприятных условий для развития их творческого потенциала, охрану и укрепление их здоровья, профилактику заболеваний, препятствует развитию на территории поселения физической культуры и массового спорта.
В силу ч. 3 ст. 173 ГПК РФ при признании ответчиком иска и принятии его судом принимается решение об удовлетворении заявленных истцом требований.
При указанных выше обстоятельствах, а также с учетом признания иска ответчиком, суд считает, что исковые требования прокурора подлежат удовлетворению.
Рассматривая исковые требования в части срока исполнения решения суда, суд учитывает, что для исполнения решения суда ответчику необходимо произвести значительные финансовые затраты. Бюджет на 2023 год был сформирован в декабре 2022 года. Финансовые средства на указанные нужды предусмотрены не были. Суд считает необходимым с учетом требований разумности и обоснованности предоставить ответчику срок для выполнения указанных работ – 1 год (12 месяцев) со дня вступления решения суда в законную силу.
В соответствии с п.п. 19 п. 1 ст. 333.36 НК РФ от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, в качестве истцов и ответчиков.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 173, 194-198 ГПК РФ, суд,
решил:
Исковые требования прокурора Колпнянского района Орловской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации Краснянского сельского поселения Колпнянского района Орловской области о понуждении к совершению действий по организации безопасной детской игровой площадки, удовлетворить.
Обязать администрацию Краснянского сельского поселения Колпнянского района Орловской области в течение 1 года (12 месяцев) с момента вступления решения суда в законную силу организовать обустройство на территории с. Красное Краснянского сельского поселения Колпнянского района Орловской области безопасной детской спортивно- игровой площадки и определить эксплуатирующую организацию в целях контроля за техническим состоянием, обслуживанием, ремонтом оборудования и покрытия детской игровой площадки
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Орловского областного суда в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Решение в окончательной форме изготовлено – 05.05.2023 года.
Судья