Дело № 2- 1700 / 2022 (37RS0022-01-2022-001576-69)
ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Фрунзенский районный суд г. Иваново
в составе председательствующего судьи Земсковой Е.Н.,
при секретаре Карауловой Н.А.,
с участием представителя истца Пыхаловой А.С.,
28 июня 2022 года рассмотрев в г. Иваново в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Службы государственной жилищной инспекции Ивановской области к Лебедевой Светлане Андреевне об обеспечении доступа в жилое помещение,
установил:
Служба государственной жилищной инспекции Ивановской области обратилась в суд с иском к Лебедевой Светлане Андреевне об обеспечении доступа в жилое помещение - <адрес> многоквартирного <адрес> <адрес> <адрес> с целью проведения проверки на предмет самовольных перепланировки и переустройства жилого помещения.
Иск обоснован тем, что ответчик не обеспечил в добровольном порядке доступ в жилое помещение для проверки его фактического использования.
В судебном заседании представитель истца исковые требования поддержал по основаниям, изложенным в иске.
Ответчик в судебное заседание не явился, о времени и дате судебного заседания извещался надлежащим образом в порядке гл. 10 ГПК РФ.
Как следует из материалов дела, судом предприняты все возможные меры, предусмотренные ст.113 ГПК РФ, для извещения ответчика о времени и месте рассмотрения дела.
Согласно материалам дела ответчику 4 раза направлялись заказными письмами повестки с извещением о дате рассмотрения дела по адресу места регистрации по месту жительства. Согласно почтовым уведомлениям, повестки не были вручены в связи с неявкой адресата за получением и истечением срока хранения почтового отправления.
В соответствии с ст. 165.1 ГК РФ заявления, уведомления, извещения, требования или иные юридически значимые сообщения, с которыми закон или сделка связывает гражданско-правовые последствия для другого лица, влекут для этого лица такие последствия с момента доставки соответствующего сообщения ему или его представителю.
Сообщение считается доставленным и в тех случаях, если оно поступило лицу, которому оно направлено (адресату), но по обстоятельствам, зависящим от него, не было ему вручено или адресат не ознакомился с ним.
Согласно п. 68 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 N 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» ст. 165.1 ГК РФ подлежит применению также к судебным извещениям и вызовам, если гражданским процессуальным или арбитражным процессуальным законодательством не предусмотрено иное.
В силу ч.3ст. 167 ГПК РФ, суд вправе рассмотреть дело в случае неявки кого-либо из лиц, участвующих в деле, извещенных о времени и месте судебного заседания, если ими не предоставлены сведения о причинах неявки или суд признает причины их неявки неуважительными. Согласно ст. 167 ГПК Российской Федерации лица, участвующие в деле, обязаны известить суд о причинах неявки и представить доказательства уважительности этих причин (ч. 1). Суд вправе рассмотреть дело в отсутствие ответчика, извещенного о времени и месте судебного заседания, если он не сообщил суду об уважительных причинах неявки и не просил рассмотреть дело в его отсутствие (п. 4).
Согласно п.1 ст. 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 г., являющейся в силу ч.4 ст. 15 Конституции РФ составной частью ее правовой системы, каждый в случае спора о его гражданских правах и обязанностях имеет право на справедливое и публичное разбирательство дела в разумный срок независимым и беспристрастным судом, созданным на основании закона (право на доступ к правосудию).
Принимая во внимание задачи судопроизводства, принцип правовой определенности, распространение общего правила, закрепленного в частях 3 и 4 ст. 167 ГПК РФ, нерассмотрение дела в случае неявки в судебное заседание какого-либо из лиц, участвующих в деле, при отсутствии сведений о причинах неявки в судебное заседание не соответствовало бы конституционным целям гражданского судопроизводства, что, в свою очередь, не позволит рассматривать судебную процедуру в качестве эффективного средства правовой защиты в том смысле, который заложен в ст.6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, ч. 7, 8, 10 Всеобщей декларации прав человека и ст. 14 Международного пакта о гражданских и политических правах.
При возвращении почтовым отделением связи судебных извещений, следует признать, что в силу ст. 14 Международного пакта о гражданских и политических правах, гарантирующих равенство всех перед судом, неявка лица в суд по указанным основаниям представляет собой волеизъявление участника судебного разбирательства, свидетельствующее об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в разбирательстве, а потому не является преградой для рассмотрения дела.
Принимая во внимание, что судом принимались меры по извещению ответчика о месте и времени рассмотрения дела ни в одно из назначенных по делу судебных заседаний ответчик не явился, доказательства, подтверждающие уважительность причин неявки ответчика в судебное заседание, не представлены, суд считает возможным рассмотреть дело в соответствии с положениями ст. 167 ГПК РФ в отсутствие ответчика.
Рассмотрение дела уже откладывалось в связи с неявкой ответчика.
Суд, выслушав объяснение представителя истца, исследовав материалы дела, пришел к следующим выводам.
В Службу государственной жилищной инспекции Ивановской области от жителей многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес>, поступило обращение (зарегистрировано в Службе от 10.12.2021 № вх-16034-019/1-14) с просьбой провести проверку на предмет самовольной перепланировки и переустройства жилого помещения (квартиры) № 23, расположенного на 9-м и 10-м этаже в многоквартирном <адрес> <адрес>.
Из указанного обращения, следует, что собственник <адрес> Лебедева С.А. без надлежащего разрешения и оформления соответствующих документов произвел переустройство и перепланировку жилого помещения.
По информации управления жилищной политики и ипотечного кредитования Администрации города Иванова (далее - Управление) (письмо № 8-03-17-1780 от 16.12.2021), собственники <адрес> МКД в Управление с целью согласования перепланировки и (или) переустройства жилого помещения не обращались.
Собственником указанного жилого помещения является Лебедева Светлана Андреевна, что подтверждается выпиской из ЕГРН о переходе прав на объект недвижимости от 13.12.2021 № КУВИ-№, предоставленной филиалом Федерального государственного (бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Ивановской области.
Согласно адресной справке УМВД России по Ивановской области Лебедева С.А. зарегистрирована по указанно у адресу с 24.04.2019 года.
Согласно выписке из ЕГРН об объекте недвижимости от 13.12.2021 № КУВИ-№-166489397, предоставленной филиалом ФГБУ «ФКП Росреестра» Ивановской области, жилое помещение - <адрес> общей площадью 118,1 кв. м., расположена на 9-м и 10-м этаже Дома.
Приказом Службы от 14.12.2021 № 603-н решено провести проверку с целью подтвердить или опровергнуть факты, изложенные в поступившем обращении. В рамках проверки планировалось провести обследование жилого помещения, изучить документы и принять итоговое решение.
Собственник жилого помещения(квартиры) № в МКД Лебедева Светлана Андреевна была надлежащим образом извещена о дате и времени выхода должностного лица Службы в целях осуществления контрольно-надзорных мероприятий, а именно:
- уведомлением Службы № 3-10/2029 от 14.12.2021, которое отправлено Лебедевой С.А. 15.12.2021 (по адресу: <адрес>), что подтверждается реестром полученной корреспонденции от 15.12.2021 заказ № 233808. По сведениям -Городской курьерской Службы» справки об отправке/доставке почтового отправления номерS08-11 - возврат заказчику по истечении срока хранения 17.01.2022;
- уведомлением Службы № 3-10/2030 от 14.12.2021, которое отправлено Лебедевой С. А. 15.12.2021 (по адресу: <адрес>), что подтверждается реестром полученной корреспонденции от 15.12.2021 заказ № 233808. По сведениям «Городскойкурьерской Службы» справки об отправке/доставке почтового отправления номер 233808-10 -возврат заказчику по истечении срока хранения 17.01.2022;
24.01.2022 инспектором Службы составлен акт № 2-юа, согласно которому доступ жилое помещение (квартиру) № 23 МКД для проведения проверки не предоставлен.
До настоящего времени доступ в указанное жилое помещение Службе его собственником не обеспечен.
Должностным лицом Службы были приняты все надлежащие меры по уведомлению ответчика о необходимости предоставления доступа в жилое помещение (квартиру).
Согласно части 2 статьи 1 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), граждане, осуществляя жилищные права и исполняя вытекающие из жилищных отношений обязанности, не должны нарушать права, свободы и законные интересы других граждан.
Согласно статье 10 ЖК РФ жилищные права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных ЖК РФ, другими федеральными законами и иными правовыми актами, а также из действий участников жилищных отношений, которые хотя и не предусмотрены такими актами, но в силу общих начал и смысла жилищного законодательства порождают жилищные права и обязанности.
Согласно части 4 статьи 17 ЖК РФ пользование жилым помещением осуществляется с учетом соблюдения прав и законных интересов, проживающих в этом жилом помещении граждан, соседей, требований пожарной безопасности, санитарно-гигиенических, экологических и иных требований законодательства, а также в соответствии с правилами пользования жилыми помещениями, утвержденными уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
В соответствии с пунктом 16 Правил пользования жилыми помещениями, утвержденных приказом Минстроя России от 14.05.2021 № 292/пр, в качестве пользователя жилым помещением, собственник обязан: использовать жилое помещение по назначению и в пределах, установленных статьей 17 ЖК РФ; обеспечивать сохранность жилого помещения; поддерживать надлежащее состояние жилого помещения, не допускать бесхозяйственное обращение с жилым помещением, соблюдать права и законные интересы соседей.
В силу пункта 10 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 № 491, общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома, безопасности для жизни и здоровья граждан, сохранности имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества, соблюдения прав и законных интересов собственников помещений, а также иных лиц.
В соответствии с частью 1 статьи 25 ЖК РФ, переустройство помещения в многоквартирном доме представляет собой установку, замену или перенос инженерных сетей, санитарно-технического, электрического или другого оборудования, требующие внесения изменения в технический паспорт помещения в многоквартирном доме.
В соответствии с частью 2 статьи 25 ЖК РФ, перепланировка помещения в многоквартирном доме представляет собой изменение его конфигурации, требующее внесения изменения в технический паспорт помещения в многоквартирном доме.
Как указано в части 1 статьи 26 ЖК РФ, переустройство и (или) перепланировка помещения в многоквартирном доме проводятся с соблюдением требований законодательства по согласованию с органом местного самоуправления на основании принятого им решения.
В силу части 1 статьи 30 ЖК РФ собственник жилого помещения осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему на праве собственности жилым помещением в соответствии с его назначением и пределами его использования, которые установлены ЖК РФ.
Согласно части 4 статьи 30 ЖК РФ собственник жилого помещения обязан поддерживать данное помещение в надлежащем состоянии, не допуская бесхозяйственного обращения с ним, соблюдать права и законные интересы соседей, правила пользования жилыми помещениями, а также правила содержания общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме.
В соответствии с частью 1 статьи 20 ЖК РФ предметом государственного жилищного надзора является соблюдение юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами обязательных требований, установленных жилищным законодательством, законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности в отношении жилищного фонда, за исключением муниципального жилищного фонда, в том числе требований к использованию и сохранности жилищного фонда, в том числе требований к жилым помещениям, их использованию и содержанию, использованию и содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах, порядку осуществления перевода жилого помещения в нежилое помещение и нежилого помещения в жилое в многоквартирном доме, порядку осуществления перепланировки и (или) переустройства помещений в многоквартирном доме.
Согласно части 3 статьи 20 ЖК РФ государственный жилищный надзор осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (далее - органы государственного жилищного надзора) в соответствии с положением, утверждаемым высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, и общими требованиями к организации и осуществлению государственного жилищного надзора, установленными Правительством Российской Федерации.
Государственный надзор осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 31.07.2020 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации», с учетом особенностей, установленных ЖК РФ.
Постановлением Правительства РФ от 30.09.2021 № 1670 утверждены Общие требования к организации и осуществлению регионального государственного жилищного контроля (надзора) (далее - Общие требования).
Согласно пункту 2 Общих требований, государственный жилищный надзор осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти субъектов РФ в соответствии с положением, утверждаемым высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ.
В соответствии с подпунктом «а» пункта 7 Общих требований, предметом государственного жилищного надзора является соблюдение контролируемыми лицами обязательных требований к использованию и сохранности жилищного фонда, в том числе требований к жилым помещениям, их использованию и содержанию, использованию и содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах, порядку осуществления перевода жилого помещения в нежилое помещение и нежилого помещения в жилое в многоквартирном доме, порядку осуществления перепланировки и (или) переустройства помещений в многоквартирном доме.
В соответствии с частью 1 статьи 26, части 3 статьи 29 ЖК РФ переустройство и перепланировка жилого помещения проводятся с соблюдением требований законодательства по согласованию с органом, осуществляющим согласование на основании принятого им решения; собственник жилого помещения, которое было самовольно переустроено и (или) перепланировано, или наниматель такого жилого помещения по договору социального найма обязан привести такое жилое помещение в прежнее состояние в разумный срок и в порядке, которые установлены органом, осуществляющим согласование.
Постановлением Правительства Ивановской области от 13.12.2021 № 608-п утверждено Положение о региональном государственном жилищном надзоре в Ивановской области (далее - Положение).
В соответствии с пунктом 1.3 Положения органом, уполномоченным на осуществление государственного надзора на территории Ивановской области, является Служба государственной жилищной инспекции Ивановской области.
В соответствии с пунктом 1.3 Положения о Службе государственной жилищной инспекции Ивановской области, утвержденного постановлением Правительства Ивановской области от 18.09.2013 № 374-п (далее - Положение о Службе государственной жилищной инспекции Ивановской области), Ивгосжилинспекция реализует полномочия Ивановской области в сфере регионального государственного жилищного надзора, предметом которого является соблюдение юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами обязательных требований, установленных жилищным законодательством, законодательством об энергосбережении ио повышении энергетической эффективности в отношении жилищного фонда, за исключением муниципального жилищного фонда, в том числе требований к использованию и сохранности жилищного фонда, в том числе требований к жилым помещениям, их использованию и содержанию, использованию и содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах, порядку осуществления перевода жилого помещения в нежилое помещение и нежилого помещения в жилое в многоквартирном доме, порядку осуществления перепланировки и (или) переустройства помещений в многоквартирном доме.
В соответствии с пунктом 1.5 Положения о Службе государственной жилищной инспекции Ивановской области, свою деятельность Ивгосжилинспекция осуществляет во взаимодействии с федеральными органами исполнительной власти и их территориальными органами, органами регионального государственного жилищного надзора других субъектов Российской Федерации, органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами и гражданами.
Таким образом, действия ответчика, препятствующие доступу в жилое помещение (квартиру) № 23 МКД сотруднику Службы для осуществления функций по контролю за переустройством и (или) перепланировкой жилых помещений нарушают права истца, как контролирующей организации, в рамках возложенных на нее функций.
Кроме того, отказ ответчика - собственника указанного жилого помещения в допуске инспектора Службы для осмотра жилого помещения (квартиры) № 23 МКД также нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц, а именно: проживающих в этом же доме граждан, поскольку возможные незаконные переустройство и (или) перепланировка в жилом помещении ответчика могут угрожать целостности принадлежащих ему других помещений и находящемуся в помещениях имуществу вэтом же жилом многоквартирном доме, а также угрожать жизни и здоровью находящихся в доме лиц.
В соответствии с пунктом 2.2 Положения о Службе государственной жилищной инспекции Ивановской области, Служба вправе обратиться в суд с заявлениями в защиту прав и законных интересов собственников помещений в многоквартирном доме, нанимателей и других пользователей жилых помещений по их обращению или в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц в случае выявления нарушения обязательных требований.
Иск подлежит удовлетворению.
В соответствии с ст. 103 ГПК РФ суд взыскивает с ответчика в бюджет городского округа Иваново государственную пошлину 6000 рублей.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 233-244 ГПК РФ,
решил:
Удовлетворить иск.
Обязать Лебедеву Светлану Андреевну предоставить Службе государственной жилищной инспекции Ивановской области доступ в <адрес> многоквартирного <адрес> с целью проведения проверки на предмет самовольных перепланировки и переустройства жилого помещения.
Взыскать с Лебедевой Светланы Андреевны в бюджет городского округа Иваново государственную пошлину 6000 рублей.
Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения.
Ответчиком заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении заявления об отмене этого решения суда.
Иными лицами, участвующими в деле, а также лицами, которые не были привлечены к участию в деле и вопрос о правах и об обязанностях которых был разрешен судом, заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
Судья Е.Н. Земскова
Мотивированное решение составлено 28.06.2022 года.