Судебный акт #1 (Решение) по делу № 21-231/2020 от 31.01.2020

Судья Махмудова А.Р.

Дело № 7-326/2020 / 21-231/2020                

Р Е Ш Е Н И Е

    

г. Пермь 03 марта 2020 г.

Судья Пермского краевого суда Синицына Т.А., при ведении протокола судебного заседания секретарем Никулиной Е.В., с участием Ващенко С.А., защитника Хузина Ю.В., рассмотрев в судебном заседании жалобу Ващенко Сергея Анатольевича на постановление заместителя управляющего Отделением по Пермскому краю Уральского главного управления Центрального банка Российской Федерации от 11 ноября 2019 г., решение судьи Бардымского районного суда Пермского края от 21 января 2020 г., по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 15.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Ващенко Сергея Анатольевича

у с т а н о в и л:

постановлением заместителя управляющего Отделением по Пермскому краю Уральского главного управления Центрального банка Российской Федерации от 11 ноября 2019 г. № ТУ-57-ДЛ-19-18195/3110-1 должностное лицо – управляющий общества с ограниченной ответственностью Ломбард «НОТР» (ИНН 5930004533) (далее – ООО Ломбард «НОТР», Общество) Ващенко С.А. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 15.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 11 000 рублей.

Решением судьи Бардымского районного суда Пермского края от 21 января 2020 г., вынесенным по результатам рассмотрения жалобы Ващенко С.А., указанное постановление оставлено без изменения, жалоба - без удовлетворения.

В жалобе, поданной в Пермский краевой суд, Ващенко С.А. просит постановление должностного лица и решение районного суда отменить, производство по делу прекратить, указывая на малозначительность совершенного административного правонарушения, полагает о суровости назначенного наказания, поскольку совершенное правонарушение не создало существенной угрозы охраняемым общественным отношениям, не причинило вреда интересам граждан, общества и государства. Судом не учтено, что заявителем самостоятельно выявлены и устранены (еще до проведения проверки) нарушения.

В судебном заседании в краевом суде Ващенко С.А., защитник Хузин Ю.В. жалобу поддержали.

Изучив доводы жалобы, заслушав участвующих в судебном заседании лиц, исследовав материалы по жалобе, материалы дела об административном правонарушении, судья краевого суда приходит к следующему.

В соответствии с частью 1 статьи 15.27 КоАП РФ неисполнение законодательства в части организации и (или) осуществления внутреннего контроля, не повлекшее непредставления сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю, либо об операциях, в отношении которых у сотрудников организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, возникают подозрения, что они осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма, а равно повлекшее представление названных сведений в уполномоченный орган с нарушением установленных порядка и сроков, за исключением случаев, предусмотренных частями 1.1, 2 - 4 настоящей статьи, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.

В соответствии со статьей 5 Федерального закона № 115-ФЗ от 07 августа 2011 г. «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (далее – Федеральный закон № 115-ФЗ от 07 августа 2011 г.) к организациям, осуществляющим операции с денежными средствами или иным имуществом, относятся, в том числе, микрофинансовые организации.

В соответствии с подпунктом 7 пункта 1 статьи 7 Федерального закона № 115-ФЗ от 07 августа 2011 г. организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, обязаны, помимо прочего, не реже чем один раз в три месяца проверять наличие среди своих клиентов организаций и физических лиц, в отношении которых применены либо должны применяться меры по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества, и информировать о результатах такой проверки уполномоченный орган в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, а для кредитных организаций, профессиональных участников рынка ценных бумаг, страховых организаций (за исключением страховых медицинских организаций, осуществляющих деятельность исключительно в сфере обязательного медицинского страхования), страховых брокеров, управляющих компаний инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов, кредитных потребительских кооперативов, в том числе сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативов, микрофинансовых организаций, обществ взаимного страхования, негосударственных пенсионных фондов, ломбардов в порядке, установленном Центральным банком Российской Федерации по согласованию с уполномоченным органом.

На основании пункта 5 Указания Банка России от 15 декабря 2014 г. № 3484-У «О порядке представления некредитными финансовыми организациями в уполномоченный орган сведений, предусмотренных Федеральным законом «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (действовавшего до 23 марта 2019 г.) информация о результатах проверки наличия среди своих клиентов организаций и физических лиц, в отношении которых применены либо должны применяться меры по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества, направляется НФО в уполномоченный орган не позднее трех рабочих дней после дня окончания проведения такой проверки.

В соответствии с пунктом 8 Указания Банка России от 15 декабря 2014 г. № 3484-У сведения и информация, указанные в пунктах 2-7 настоящего Указания, представляются в уполномоченный орган в виде формализованных электронных сообщений (ФЭС) через Личный кабинет НФО на портале уполномоченного органа в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» по каналам связи, определяемым и используемым уполномоченным органом для передачи информации.

В силу пункта 18 Указания Банка России от 15 декабря 2014 г. № 3484-У перечень и структура показателей, включаемых НФО в ФЭС, приведены в приложении к настоящему Указанию.

Согласно пункту 2 Указания № 4937-У (действующего с 23 марта 2019 г.), некредитная финансовая организация должна сформировать в соответствии с установленным на основании статьи 76.6 Закона о Банке России и размещенным на официальном сайте Банка России в сети «Интернет» порядком составления информации, предусмотренной Федеральным законом № 115-ФЗ (далее - Порядок), электронный документ в виде ФЭС, включающего сведения о результатах проверки.

В соответствии с пунктом 3 Указания № 4937-У, ФЭС направляется в уполномоченный орган путем использования Личного кабинета.

Из материалов дела следует, что согласно пункту 4.7 Устава ООО Ломбард «НОТР», утвержденного решением № 3 единственного участника ООО Ломбард «НОТР» от 26 февраля 2015 г., единоличным исполнительным органом является директор (управляющий), который избирается на должность общим собранием участников (единственным участником) Ломбарда сроком на пять лет. Директор (управляющий) без доверенности действует от имени Общества.

Согласно пункту 4.1 Устава функции единоличного исполнительного органа Общества могут быть переданы по договору управляющему, которым может быть индивидуальный предприниматель или коммерческая организация.

В соответствии с Решением единственного участника ООО Ломбард «НОТР» от 01 апреля 2018 г. полномочия единоличного исполнительного органа переданы по договору управляющему ИП Ващенко С.А. сроком на один год.

В соответствии с Решением единственного участника ООО Ломбард «НОТР» от 01 апреля 2019 г. полномочия единоличного исполнительного органа ООО Ломбард «НОТР» - управляющего ИП Ващенко С.А. продлены на неопределенный срок.

Таким образом, в период с 01 апреля 2018 г. по настоящее время управляющим ООО Ломбард «НОТР» является ИП Ващенко С.А.

Административным органом в рамках дистанционного надзора у ООО Ломбард «НОТР» запрошены документы и информация, подтверждающие выполнение требований подпунктов 6,7 пункта 1 статьи 7, пунктов 5,6 статьи 7.5 Федерального закона от 7 августа 2001 г. № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма».

Обществом представлена информация о проведенных в 2018-2019 годах проверках наличия среди своих клиентов организаций и физических лиц, в отношении которых применены либо должны применяться меры по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества, предусмотренных подпунктом 7 пункта 1 статьи 7, пунктом 6 статьи 7.5 Федерального закона № 115-ФЗ, в том числе, проверках от 12 ноября 2018 г., от 11 февраля 2019 г. и от 08 мая 2019 г.

Кроме этого, Обществом представлены копии документов, подтверждающих направление в уполномоченный орган сведений об указанных проверках: копии ФЭС, копии квитанций о принятии Росфинмониторингом сообщений о проверках, скриншот страницы личного кабинета организации на портале Росфинмониторинга.

По результатам рассмотрения ФЭС, направленных Ломбардом в уполномоченный орган 12 ноября 2018 г., 12 февраля 2019 г., 08 мая 2019 г. по проверкам, проведенным 12 ноября 2018 г., 11 февраля 2019 г., 08 мая 2019 г. соответственно, установлены нарушения пункта 18 Указания № 3484-У и пункта 2 Указания № 4937-У в части порядка направления сведений (заполнения отдельных полей ФЭС) о проверках в уполномоченный орган, а именно:

- в ФЭС от 12 ноября 2018 г. в показателях «Наименование НФО, передающей сведения» в блоке «Информация об НФО (филиале НФО), передающей (передающем) сведения» (ИнфНФОП) не указано полное фирменное наименование НФО в соответствии с учредительными документами, чем нарушены требования пункта 1 таблицы 4 приложения к Указанию Банка России от 15 декабря 2014 года № 3484-У;

- в ФЭС от 12 ноября 2018 г. в показателях «Наименование НФО, представляющей (представляющего) сведения» в блоке «Информация об НФО (филиале НФО), представляющей (представляющего) сведения» не указано полное фирменное наименование НФО в соответствии с учредительными документами, чем нарушены требования пункта 10 таблицы 4 приложения к Указанию Банка России от 15 декабря 2014 года № 3484-У;

- в ФЭС от 12 ноября 2018 г. в показателях «Район, представляющей (представляющего) сведения» не указан район НФО в соответствии с учредительными документами, чем нарушены требования пункта 25 таблицы 4 приложения к Указанию Банка России от 15 декабря 2014 года № 3484-У;

- в ФЭС от 12 ноября 2018 г. в показателях «Пункт, представляющей (представляющего) сведения» не верно указан пункт, улица, дом, офис НФО в соответствии с учредительными документами, чем нарушены требования пунктов 25, 26, 27, 29 таблицы 4 приложения к Указанию Банка России от 15 декабря 2014 года № 3484-У;

- в ФЭС от 12 февраля 2019 г. в показателях «Наименование НФО, передающей сведения» в блоке «Информация об НФО (филиале НФО), передающей (передающем) сведения» (ИнфНФОП) не указано полное фирменное наименование НФО в соответствии с учредительными документами, чем нарушены требования пункта 1 таблицы 4 приложения к Указанию Банка России от 15 декабря 2014 года № 3484-У;

- в ФЭС от 08 мая 2019 г. в показателях «Дата регистрации НФО, передающей сведения» не верно указана дата, чем нарушены требования пункта 8 таблицы 2.5 Порядка, сведения из ЕГРЮЛ.

17 июля 2019 г. Обществом в уполномоченный орган направлены скорректированные сообщения по Проверкам от 12 ноября 2018 г., 11 февраля 2019 г.

При рассмотрении ФЭС от 17 июля 2019 г. SNFO3484_04_5930004533_594401001_20190717_002,SNFO3484_04_5930004533_5944010 01_20190717_003, установлено, что нарушения пункта 18 Указания 3484-У устранены: значения показателей «НаимНФО» в блоках ИнфНФОП и ИнфНФО, «Район», «Пункт», «Улица», «Дом», «Оф» откорректированы.

15 мая 2019 г. и 17 июля 2019 г. Обществом в уполномоченный орган направлены скорректированные сообщения по Проверке, проведенной 08 мая 2019 г.

Вместе с тем, при рассмотрении ФЭС от 15 мая 2019 г. SNFO3484_04_5930004533_594401001_20190515_001, и ФЭС от 17 июля 2019 г. SNFO3484_04_5930004533_594401001_20190717_004, установлено, что нарушение пункта 2 Указания № 4937-У не устранено (по показателю «ДатаРегНФО»).

Из изложенного следует, что Обществом в нарушение требований пункта 18 Указания № 3484-У и пункта 2 Указания 4937-У не был соблюден порядок направления в уполномоченный орган 12 ноября 2018 г., 12 февраля 2019 г., 08 мая 2019 г. сведений (заполнения отдельных полей ФЭС) о проверках, проведенных 12 ноября 2018 г., 11 февраля 2019 г., 08 мая 2019 г. соответственно.

Указанные обстоятельства послужили основанием для составления в отношении должностного лица – Ващенко С.А., управляющего ООО Ломбард «НОТР» протокола об административном правонарушении, и привлечения Ващенко С.А. к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 15.27 КоАП РФ.

Отказывая в удовлетворении жалобы на постановление о привлечении Ващенко С.А. к административной ответственности по части 1 статьи 15.27 КоАП РФ, судья районного суда обоснованно исходил из того, что обстоятельства, установленные в ходе разбирательства дела, свидетельствуют о совершении Ващенко С.А. вменяемого административного правонарушения. Соответствующие выводы судьей районного суда сделаны на основании совокупности представленных доказательств в материалы дела.

Факт совершения административного правонарушения и виновность лица, привлекаемого к административной ответственности подтверждены собранными по делу доказательствами: протоколом № ТУ-57-ДЛ-19-18195/1020-2 об административном правонарушении от 30 сентября 2019 г., копией письма отделения по Пермскому краю Уральского главного управления Центрального банка РФ от 15 июля 2019 г. №Т557-15-22/8467, копией письма ООО Ломбард «НОТР» от 23 июля 2019 г. №5 с приложенными документами, ФЭС за период с 01 июля 2018 г. по 23 июля 2019 г., скриншотами страницы личного кабинета, копией приказа о назначении управляющего и договор с управляющим, копией Устава ООО Ломбард «НОТР», выпиской из ЕГРЮЛ и другими материалами дела.

Должностным лицом и судьей районного суда дана оценка доказательствам, имеющимся в материалах дела, по правилам статьи 26.11 КоАП РФ.

Обстоятельства совершения Ващенко С.А. административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 15.27 КоАП РФ подтверждаются материалами проверки и не оспаривались в судебном заседании.

Вывод должностного лица и судьи районного суда о наличии в действиях Ващенко С.А. состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 15.27 КоАП РФ, является верным и не противоречит фактическим обстоятельствам дела.

Доводы заявителя жалобы не влекут отмену состоявшихся по делу актов, поскольку не опровергают правильность выводов должностного лица и судьи районного суда о наличии в действиях Ващенко С.А. состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 15.27 КоАП РФ и не свидетельствуют о наличии существенных нарушений процессуальных требований при производстве по делу об административном правонарушении.

Доводы жалобы об освобождении от административной ответственности в связи с тем, что совершенное административное правонарушение не создало существенной угрозы охраняемым общественным отношениям и не причинило вреда интересам граждан, общества и государства признается несостоятельными и отклоняются.

Состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 15.27 КоАП РФ, является формальным и не предусматривает в качестве обязательного условия наступление последствий, в связи с чем, отсутствие вреда и не наступление в результате допущенных нарушений последствий само по себе не свидетельствует о наличии оснований для вывода о малозначительности совершенного правонарушения.

В соответствии со статьей 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

В соответствии с правовой позицией Верховного суда РФ, изложенной в абзаце третьем пункта 21 Постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации № 5 от 24 марта 2005 г. «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», административное правонарушение является малозначительным, если действие или бездействие хотя формально и содержит признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляет собой существенное нарушение охраняемых общественных правоотношений.

Оснований для применения положений статьи 2.9 КоАП РФ и освобождения Ващенко С.А. от административной ответственности в связи с малозначительностью, по делу не имеется, поскольку административное правонарушение, предусмотренное частью 1 статьи 15.27 КоАП РФ, посягает на установленный федеральным законодательством порядок противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем и финансированию терроризма, что относит данное административное правонарушение к разряду наиболее опасных, соответственно создает существенную угрозу защищаемым общественным отношениям и не может быть признано малозначительным.

Представленная в судебном заседании районного суда распечатка с сайта Росфинмониторинга, из которой следует, что 23 августа 2019 г. нарушение Обществом было устранено, показатель «ДатаРегНФО» откорректирован на 27.05.1999, не является основанием для освобождения от ответственности, поскольку административное наказание является мерой ответственности за уже совершенное правонарушение. Согласно мотивированному заключению № 101174 от 13 августа 2019 г., время совершения предполагаемого события административного правонарушения: 13 августа 2018 г., 12 ноября 2018 г., 12 февраля 2018 г., 08 мая 2019 г. Согласно протоколу № ТУ-57-ДЛ-19-18195/1020-2 об административном правонарушении от 30 сентября 2019 г. время совершения административного правонарушения: 12 ноября 2018 г., 12 февраля 2018 г., 08 мая 2019 г.; дата выявления: 15 августа 2019 г.

Таким образом, устранение нарушений 23 августа 2019 г., то есть после их выявления, не освобождает Ващенко С.А. от ответственности за указанные нарушения.

Административное наказание в виде административного штрафа в размере 11000 рублей назначено Ващенко С.А. с соблюдением требований статей 3.1, 3.5 и 4.1 КоАП РФ, в пределах санкции части 1 статьи 15.27 КоАП РФ.

При определении вида и меры административного наказания должностным лицом учтены конкретные обстоятельства допущенного правонарушения, характер и степень общественной опасности содеянного, в том числе наличие смягчающих административную ответственность обстоятельств и наличие отягчающего административную ответственность обстоятельства, в качестве которого признано в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 4.3 КоАП РФ повторное совершение однородного административного правонарушения, то есть совершение административного правонарушения в период, когда лицо считается подвергнутым административному наказанию в соответствии со статьей 4.6 настоящего Кодекса за совершение однородного административного правонарушения.

Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену принятых по делу актов, не имеется.

Порядок и срок давности привлечения к административной ответственности по делу не нарушены.

Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 30.7, статьей 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья краевого суда

р е ш и л:

постановление заместителя управляющего Отделением по Пермскому краю Уральского главного управления Центрального банка Российской Федерации от 11 ноября 2019 г. № ТУ-57-ДЛ-19-18195/3110-1, решение судьи Бардымского районного суда Пермского края от 21 января 2020 г. оставить без изменения, жалобу Ващенко Сергея Анатольевича - без удовлетворения.

    

Судья - (подпись)

                            

21-231/2020

Категория:
Административные
Статус:
Вынесено решение по существу
Ответчики
Ващенко Сергей Анатольевич
Другие
Хузин Юрий Владимирович
Суд
Пермский краевой суд
Судья
Синицына Татьяна Анатольевна
Статьи

ст. 15.27 ч.1 КоАП РФ

Дело на странице суда
oblsud--perm.sudrf.ru
05.02.2020Материалы переданы в производство судье
03.03.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
03.03.2020Судебное заседание
04.03.2020Дело передано в экспедицию
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее