31RS0024-01-2020-001068-53
гр.дело № 2-827/2020
Решение
Именем Российской Федерации
12 августа 2020 года г. Шебекино
Шебекинский районный суд Белгородской области в составе:
председательствующего судьи Нессоновой С.В.,
при секретаре судебного заседания Захаровой Е.А.,
с участием истца Щербакова А.А., представителя ответчика ГУ Управление пенсионного фонда РФ в г.Шебекино и Шебекинском районе Белгородской области Власова Д.В. (по доверенности),
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Щербакова ФИО5 к ГУ Управление пенсионного фонда РФ в г.Шебекино и Шебекинском районе Белгородской области о перерасчете пенсии,
установил:
Щербаков А.А. обратился в суд с иском к ГУ Управление пенсионного фонда РФ в г.Шебекино и Шебекинском районе Белгородской области о перерасчете пенсии, ссылаясь на то, что с 09.01.2014 он является получателем трудовой пенсии согласно п.2 ч.1 ст.27 Федерального закона от 17.12.2001 №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ». Его трудовой стаж составляет более 30 лет, льготный стаж — 13 лет 2 месяца 24 дня. Размер трудовой пенсии на момент ее установления составлял около 6000.00 рублей, т.е. ниже прожиточного минимума пенсионера по Белгородской области, в связи с чем с января 2016 года ему была назначена федеральная социальная доплата. В настоящее время размер его трудовой пенсии составляет 8493.18 рублей.
Истец неоднократно обращался к ответчику с просьбой произвести перерасчет пенсии. По мнению пенсионного органа все периоды его трудовой деятельности учтены, размер пенсии рассчитан по наиболее выгодному варианту, оснований для увеличения размера пенсии не имеется. С таким ответом истец не согласен.
Так, в период с 06.09.1977 по 21.12.1977, с 07.08.1978 по 04.10.1978, с 15.01.1981 по 24.10.1993 он осуществлял трудовую деятельность на <данные изъяты>, в настоящее время ОАО «<данные изъяты>». Заработная плата в указанные периоды по отношению средней по стране была достаточной, может повлиять на размер его пенсии.
Однако, сведения о конкретном размере его заработка в указанные периоды не сохранились. По сведениям ОАО «<данные изъяты>» архивные документы по учету заработной платы за периоды с 06.09.1977 по 21.12.1977, с 07.08.1978 по 04.10.1978, с 15.01.1981 по 24.10.1993 были уничтожены в результате военных действий на территории <данные изъяты> Республики.
С учетом заявления об уточнении исковых требований, Щербаков А.А. просит обязать ГУ Управление пенсионного фонда РФ в г.Шебекино и Шебекинском районе Белгородской области произвести перерасчет размера его пенсии исходя из данных Федеральной службы государственной статистики (Росстат) от 22.03.2016 о среднемесячной заработной плате за период с 1977 г. по 1993 г..
В судебном заседании истец Щербаков А.А. поддержал исковые требования с учетом заявления об уточнении иска, просил суд заявленные требования удовлетворить.
Представитель ответчика ГУ Управление пенсионного фонда РФ в г.Шебекино и Шебекинском районе Белгородской области Власов Д.В. считает, что оснований для перерасчета размера пенсии истца не имеется, просил в удовлетворении иска отказать.
Заслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему выводу.
Как следует из материалов дела, Щербаков А.А. с 09.01.2014 является получателем пенсии по старости.
Из представленной истцом трудовой книжки усматривается, что 06.09.1977 он принят на штатную практику слесарем 3 разряда в <данные изъяты>, уволен по окончанию штатной практики 21.12.1977; 07.08.1978 зачислен на должность дежурного слесаря КИП в цех №<данные изъяты> КИП и «А» <данные изъяты>, уволен 04.10.1978 по п.3 ст.29 КЗоТ РСФСР (призыв в СА); с 15.01.1981 по 24.10.1993 работал в должности прибориста 4,5,6 разряда, дежурным прибористом в цехе КИП и А <данные изъяты>.
Указанные выше сведения нашли свое отражение в справке, уточняющей характер работы или условий труда, работа в которых засчитывается в специальный стаж, дающий право на досрочную трудовую пенсию по старости в связи с особыми условиями труда, выданной ОАО «Чеченнефтехимпром» 23.05.2013 №267/1-ж, а также справке ОАО «Чеченнефтехимпром» от 23.05.2013 №267/2-ж.
Из справки ОАО «<данные изъяты>» от 09.09.2014 №<данные изъяты>, являющегося правопреемником <данные изъяты>, следует, что архивные материалы по учету заработной платы и отделу кадров за период работы Щербакова А.А. с 06.09.1977 по 21.12.1977, с 07.08.1978 по 04.10.1978, с 15.01.1981 по 24.10.1993 (расчетно-платежные ведомости, табели учета рабочего времени, книги приказов, личные карточки формы Т2) уничтожены во время военных действий в <данные изъяты> Республике с 1994 по 1996 г.г., с 1999 по 2000 г.г..
Согласно письму ГУ Управление пенсионного фонда РФ по Белгородской области от 22.11.2017 Щербакову А.А. разъяснено, что пенсия исчислена в соответствии с нормами действующего законодательства по имеющимся в пенсионном деле документам о стаже и заработной плате. Оснований для перерасчета размера пенсии в настоящее время не имеется.
ГУ Управление пенсионного фонда РФ в г.Шебекино и Шебекинском районе Белгородской области в своем ответе от 18.11.2016 дополнительно сообщает адресату в лице истца, что при вынесении судом решения о перерасчете размера пенсии по данным Росстата о среднемесячной начисленной заработной плате работников промышленности <данные изъяты>, будет произведен перерасчет пенсии по заработной плате за периоды работы истца в <данные изъяты>.
Согласно ч.1 ст.18 Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях » размер страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) определяется на основании соответствующих данных, имеющихся в распоряжении органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, по состоянию на день, в который этим органом выносится решение об установлении страховой пенсии, установлении и о перерасчете размера фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с нормативными правовыми актами, действующими на этот день.
В силу ч.10 ст.15 данного Федерального закона величина индивидуального пенсионного коэффициента за периоды, имевшие место до 01.01.2015, определяется с учетом размера страховой части трудовой пенсии по старости (без учета фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии по старости), исчисленного по состоянию на 31.12.2014 по нормам Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
В соответствии со ст. 36 Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях» настоящий Федеральный закон вступает в силу с 01.01.2015, за исключением частей 14 и 15 статьи 17 настоящего Федерального закона.
Со дня вступления в силу настоящего Федерального закона Федеральный закон от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» не применяется, за исключением норм, регулирующих исчисление размера трудовых пенсий и подлежащих применению в целях определения размеров страховых пенсий в соответствии с настоящим Федеральным законом в части, не противоречащей настоящему Федеральному закону.
Федеральные законы, принятые до дня вступления в силу настоящего Федерального закона и предусматривающие условия и нормы пенсионного обеспечения, применяются в части, не противоречащей настоящему Федеральному закону.
Согласно п.3 ст.30 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» расчетный размер трудовой пенсии определяется (в случае выбора застрахованного лица) по формуле, исходя из среднемесячного заработка застрахованного лица за 2000 - 2001 годы по сведениям индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования либо за любые 60 месяцев работы подряд на основании документов, выдаваемых в установленном порядке соответствующими работодателями либо государственными (муниципальными) органами.
На основании статьи 30.3 указанного Федерального закона лицо имеет право на перерасчет размера трудовой пенсии в случае предоставления дополнительных документов, подтверждающих среднемесячный заработок застрахованного лица, который не был учтен при осуществлении указанному лицу оценки пенсионных прав в соответствии со статьей 30 настоящего Федерального закона при установлении ему трудовой пенсии.
Перечень документов, необходимых для установления страховой пенсии, устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации (п.2 ст.18 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»).
Статья 34 Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях » регламентирует перерасчет трудовых пенсий, установленных до вступления в силу данного закона (то есть до 01.01.2015) по нормам Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» на основании документов выплатного дела.
Постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации № 16, Пенсионного фонда Российской Федерации № 19 от 27.02.2002 утвержден Перечень, определяющий документы, необходимые для установления трудовой пенсии (части трудовой пенсии по старости, доли страховой части трудовой пенсии по старости), в соответствии с которым среднемесячный заработок за любые 60 месяцев подряд до 01.01.2002 в течение трудовой деятельности за период после регистрации застрахованного лица в системе обязательного пенсионного страхования подтверждается выпиской из индивидуального лицевого счета.
В том случае, если этот среднемесячный заработок приходится на период до регистрации в качестве застрахованного лица в системе обязательного пенсионного страхования, то соответствующий период подтверждается справками, выданными работодателями, либо государственными (муниципальными) органами на основании первичных бухгалтерских документов.
В случае ликвидации работодателя либо государственного (муниципального) органа или прекращения их деятельности по другим причинам указанные справки выдаются правопреемником, вышестоящим органом или архивными организациями, располагающими необходимыми сведениями.
Приказом Минтруда России от 28.11.2014 №<данные изъяты> утвержден перечень документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, назначения накопительной пенсии, установления пенсии по государственному пенсионному обеспечению.
В соответствии с пунктом 6 Перечня для назначения страховой пенсии по старости необходимы документы, подтверждающие периоды работы и (или) иной деятельности и иные периоды, включаемые (засчитываемые) в страховой стаж, Правила подсчета и подтверждения которого утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 02.10.2014 №1015 «Об утверждении Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий ».
В соответствии с пунктом 11 Правил при отсутствии трудовой книжки, а также в случае если в трудовой книжке содержатся неправильные и неточные сведения либо отсутствуют записи об отдельных периодах работы, в подтверждение периодов работы принимаются письменные трудовые договоры, оформленные в соответствии с трудовым законодательством, действовавшим на день возникновения соответствующих правоотношений, трудовые книжки колхозников, справки, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами, выписки из приказов, лицевые счета и ведомости на выдачу заработной платы.
Подпунктом 8 пункта 28 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 11.12.2012 №30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии » разъясняется, что, исчисляя расчетный размер трудовой пенсии по приведенным вариантам, следует обратить внимание на то, что среднемесячный заработок (ЗР) застрахованного лица, необходимый для подсчета расчетного размера трудовой пенсии по указанным в пунктах 3 и 4 статьи 30 формулам, определяется за 2000 - 2001 годы по сведениям индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования либо за любые 60 месяцев работы подряд на основании документов, выдаваемых в установленном порядке соответствующими работодателями либо государственными (муниципальными) органами. Такими документами могут являться лицевые счета, платежные ведомости и иные первичные бухгалтерские документы, а также другие документы, на основании которых можно сделать вывод об индивидуальном характере заработка.
Согласно разъяснениям Министерства труда и социального развития Российской Федерации № <данные изъяты> и Пенсионного Фонда Российской Федерации № <данные изъяты> от 27.11.2001 в случае невозможности определения причинителя вреда, в частности в случаях наводнений, землетрясений, ураганов, органами, осуществляющими пенсионное обеспечение, могут быть приняты к производству документы, косвенно подтверждающие фактический заработок работника на данном конкретном предприятии.
К таким документам могут быть отнесены учетные карточки членов партии и партийные билеты, учетные карточки членов профсоюза и профсоюзные билеты, учетные карточки членов комсомола и комсомольские билеты, расчетные книжки (расчетные листы), которые оформлены в соответствии с требованиями, предъявляемыми к оформлению первичных учетных документов по оплате труда, приказы и другие документы, из которых можно сделать вывод об индивидуальном характере заработка работника.
При разрешении вопроса о размере заработной платы гражданина, исходя из которого рассчитывается среднемесячный заработок, необходимый для определения страховой части, суд вправе принять во внимание любые средства доказывания, предусмотренные гражданским процессуальным законодательством.
В соответствии с Положением о Федеральной службе государственной статистики, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 26.06.2008 № 420, Федеральная служба государственной статистики является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по формированию официальной статистической информации о социальных, экономических, демографических, экологических и других общественных процессах в РФ.
Из представленной Федеральной службой государственной статистики (Росстат) справки от 22.03.2016 №<данные изъяты> следует, что среднемесячная начисленная заработная плата работников нефтеперерабатывающей промышленности Российской Федерации за 1977-1993 г.г. в масштабе цен соответствующих лет составляет в рублях: 1977 год — 185.1, 1978 год 188.0, 1979 год — 188.5, 1980 год — 193.6, 1981 год— 196.4, 1982 год— 197.4, 1983 год— 199.8, 1984 год— 203.9, 1985 год — 207.0, 1986 год— 209.7, 1987 год— 214.0, 1988 год— 248.3, 1989 год— 269.1, 1990 год— 294.8, 1991 год— 663.3, 1992 год — 14530.5, 1993 год — 119882.0. Среднемесячная начисленная заработная плата работников нефтеперерабатывающей промышленности Чечено-Ингушской АССР за 1977-1993 г.г. в масштабе цен соответствующих лет составляет в рублях: 1977 год — 144.5, 1978 год 148.0, 1979 год — 152.3, 1980 год — 155.2, 1981 год— 156.8, 1982 год— 159.0, 1983 год— 161.4, 1984 год— 163.8, 1985 год — 167.1, 1986 год— 170.0, 1987 год— 176.7 1988 год— 193.4, 1989 год— 208.8, 1990 год— 232.0, 1991 год— 460.4, 1992 год — 4348.7, 1993 год — -.
Указанные выше сведения суд находит допустимыми средствами доказывания.
Учитывая доводы истца о размере среднего заработка, который должен учитываться при определении страховой части пенсии, исходя из среднестатистических данных по отрасли, а также причины невозможности предоставления справки о заработной плате за спорный период, суд приходит к выводу о возможности принятия во внимание заработной платы работников нефтеперерабатывающей промышленности Российской Федерации за 1977-1993 г.г. в масштабе цен соответствующих лет и об удовлетворении иска.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░7 ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░ ░.░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░8, ░░.░░.░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ (░░░░░░░) ░░ 22.03.2016 ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░ 1977 ░. ░░ 1993 ░..
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░
░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░
░░░░░ ░░░░░░░ 17.08.2020