Дело № 2-480/2024 (2-6069/2023)
УИД 39RS0002-01-2023-005766-68
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
22 апреля 2024 года г. Калининград
Центральный районный суд г. Калининграда в составе:
председательствующего судьи Ивановой И.А.,
при секретаре Агаеве Р.П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Савченко В.В. к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования РФ по Калининградской области о взыскании невыплаченной пенсии,
УСТАНОВИЛ:
Савченко В.В. обратился в суд с вышеназванным исковым заявлением, указав, что < Дата > переехал из Казахстана в Российскую Федерацию на постоянное место жительство с листком убытия, то есть полностью снялся с учета в Казахстане в г. Павлодаре. По прибытии в Калининград зарегистрировался, затем получил разрешение на временное пребывание, затем вид на жительство и обратился с заявлением на назначение пенсии. В Калининградской области ему назначили пенсию с < Дата >. Вместе с тем, ссылаясь на Соглашение между странами СНГ 1992 года, полагает, что поскольку из Казахстана он полностью выписан с < Дата >, то за период с < Дата > по < Дата > ему надлежит выплатить пенсию, так как пенсию он не получал с < Дата >. Просил взыскать с ответчика не выплаченную пенсию за период с < Дата > по < Дата >.
Истец Савченко В.В. в судебном заседании исковые требования поддержал в полном объеме по основаниям указанным в иске, также пояснил, что Соглашением 1992 годе предусмотрено, чтопри переселении гражданина, получавшего пенсию в одном из государств - участников Соглашения, пенсия назначается с месяца, следующего за месяцем прекращения выплаты пенсии по прежнему месту жительства, соответственно полагал, что пенсия должна быть выплачена с апреля 2022 года, то есть с даты переселения.
Представитель ответчика по доверенности Тянгинская А.В. в судебном заседании возражала против заявленных исковых требований, пояснив, что нормами пенсионного законодательства предусмотрен заявительным порядок назначения пенсии, пенсия истцу с учетом решения об обнаружении ошибки назначена с < Дата >, оснований для назначения пенсии с апреля 2022 года не имеется. Также указала, что датой переселения в соответствии с действующим законодательством считается дата регистрации по месту жительства, истец зарегистрирован по месту жительства в марте 2023 года. Просила в удовлетворении исковых требований отказать.
Выслушав пояснения сторон, исследовав собранные по делу доказательства и оценив их в соответствии с требованиями ст.67 ГПК РФ, суд приходит к следующему.
Савченко В.В. < Дата > года рождения, являлся получателем пенсии на территории Республики Казахстан с < Дата > по < Дата >. В связи с поступлением сведений о выявлении факта выезда получателя на постоянное место жительства за пределы Республики Казахстан пенсионные выплаты Савченко В.В. прекращены с < Дата >.
Из материалов дела следует, что истец встал на миграционный учет по месту пребывания < Дата >.
< Дата > истцу был выдан вид на жительство, зарегистрирован по месту жительства в < адрес > < Дата >.
< Дата > истцу выдан паспорт гражданина Российской Федерации, < Дата > зарегистрирован по адресу: < адрес >А
< Дата > Савченко В.В. обратился в пенсионный орган с заявлением о назначении пенсии по старости в соответствии со ст. 8 Федерального закона №400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Решением от < Дата > № Савченко В.В. отказано в назначении пенсии, в связи с отсутствием минимального страхового стажа (требуется 14 лет).
Впоследствии решением № Савченко В.В. назначена с < Дата > бессрочно в размере 1435,61 руб., фиксированная выплата к страховой пенсии в размере 7567,33 руб.
< Дата > пенсионным органом вынесено решение № об обнаружении ошибки, допущенной при установлении (выплате) пенсии, в соответствии с которым пенсия назначена с < Дата >. Согласно представленным ответчиком сведениям, доплата пенсии за апрель-май 2023 года произведена Савченко В.В. в апреле 2024 года.
С < Дата > пенсии в Российской Федерации назначаются и выплачиваются в соответствии с нормами Федерального закона РФ "О страховых пенсиях" от < Дата > N 400-ФЗ.
Согласно пункту 1 статьи 4 Закона N 400-ФЗ право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от < Дата > N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", при соблюдении ими условий, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Согласно пункту 3 статьи 4 Закона N 400-ФЗ, иностранные граждане, постоянно проживающие в Российской Федерации, при соблюдении ими условий, предусмотренных настоящим Федеральным законом имеют право на страховую пенсию наравне с гражданами Российской Федерации, за исключением случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации.
Согласно ч.2 ст.22 Федерального закона от < Дата > №400-ФЗ, днем обращения за страховой пенсией считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами, подлежащими представлению заявителем.
В силу абзаца 12 пункта 1 статьи 2 Федерального закона от < Дата > N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" иностранным гражданином, постоянно проживающим в Российской Федерации, признается лицо, получившее вид на жительство.
Согласно абзацу 8 пункта 1 статьи 2 Федерального закона от < Дата > N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" вид на жительство - документ, выданный иностранному гражданину или лицу без гражданства в подтверждение их права на постоянное проживание в Российской Федерации, а также их права на свободный выезд из Российской Федерации и въезд в Российскую Федерацию.
В соответствии с пунктом 65 Перечня документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, назначения накопительной пенсии, установления пенсии по государственному пенсионному обеспечению, утвержденного Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от < Дата > N 538н, документом, удостоверяющим личность, возраст, постоянное проживание в Российской Федерации, период постоянного проживания на территории Российской Федерации, гражданство иностранного гражданина, является вид на жительство иностранного гражданина, выданный территориальным органом Министерства внутренних дел Российской Федерации, а документом, подтверждающим его место жительства, - вид на жительство с отметкой о регистрации по месту жительства.
Из содержания приведенных нормативных положений следует, что получение иностранным гражданином в установленном порядке вида на жительство признается обязательным условием для установления факта его постоянного проживания на территории Российской Федерации и соответственно приобретения права на пенсионное обеспечение по законодательству Российской Федерации. Таким образом, в отношении иностранных граждан дата выдачи вида на жительство является датой, с которой данная категория граждан приравнивается к гражданам Российской Федерации в правах, в частности, на назначение страховой пенсии по старости.
Учитывая изложенное, продолжительность страхового стажа и величина индивидуального пенсионного коэффициента, необходимые для назначения страховой пенсии по старости для иностранных граждан, которым назначение страховой пенсии по старости осуществляется с применением норм международных договоров (соглашений) Российской Федерации о пенсионном обеспечении, основанных на "территориальном" принципе (по законодательству государства и за счет средств государства, на территории которого постоянно проживает иностранный гражданин, претендующий на назначение пенсии), достигших возраста, дающего право на назначение пенсии, ранее получения вида на жительство, определяются на год получения этими гражданами вида на жительство.
Таким образом, продолжительность страхового стажа, величина индивидуального коэффициента, необходимые как условие для назначения истцу страховой пенсии по старости подлежат определению на момент подтверждения истцом постоянного проживания на территории Российской Федерации (получения вида на жительство) и приобретения им права, которое предоставлено гражданам Российской Федерации, на назначение страховой пенсии по старости по законодательству Российской Федерации.
Истец Савченко В.В., как следует из материалов дела получил вид на жительство в Российской Федерации иностранного гражданина - < Дата >, < Дата > истцу выдан паспорт гражданина Российской Федерации.
< Дата > вступило в силу Соглашение о пенсионном обеспечении трудящихся государств - членов Евразийского экономического союза от < Дата > (далее - Соглашение ЕАЭС). Данным соглашением регулируется в том числе пенсионное обеспечение граждан Республики Казахстан, прибывших в Российскую Федерацию.
В соответствии с частью 3 статьи 2 Закона N 400-ФЗ в сфере пенсионного обеспечения применяются общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации. В случае, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные настоящим Федеральным законом, применяются правила международного договора Российской Федерации.
Соглашением от < Дата > о гарантиях прав граждан государств - участников СНГ в области пенсионного обеспечения, а именно статьей 1 соглашения было предусмотрено, что пенсионное обеспечение осуществляется по законодательству того государства, на территории которого проживает гражданин, при этом согласно абзаца 1 статьи 7 Соглашения было предусмотрено, что при переселении пенсионера в пределах государств - участников соглашения, выплата пенсии по прежнему месту жительства прекращается, если пенсия того же вида предусмотрена законодательством государства по новому месту жительства пенсионера.
Письмом Министерства социальной защиты населения РФ от < Дата > N 1-369-18 предусматривалось, что при переселении гражданина, получавшего пенсию в одном из государств - участников Соглашения от < Дата >, пенсия назначается с месяца, следующего за месяцем прекращения выплаты пенсии по прежнему месту жительства, но не более чем за 6 месяцев до месяца регистрации по месту жительства на территории России в установленном порядке, и было направлено на защиту пенсионных прав граждан, которые были обязаны прекратить получение пенсии в государстве, из которого переселились на новое место жительства.
Вместе с тем, Соглашение о гарантиях прав граждан государств - участников СНГ в области пенсионного обеспечения от < Дата > денонсировано Федеральным законом от < Дата > N 175-ФЗ «О денонсации Российской Федерацией Соглашения о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения» и прекратило свое действие с < Дата > в отношениях Российской Федерации с другими участниками Соглашения.
При денонсации Российской Федерацией Соглашения пенсионное обеспечение граждан государств - участников Содружества Независимых Государств будет осуществляться в соответствии с новыми заключенными соглашениями либо (в отсутствие заключенных соглашений) в соответствии с национальным законодательством.
При этом, Соглашением ЕАЭС предусмотрено право на получение пенсии одновременно на территории нескольких государств - членов соглашения; данное соглашение не предусматривает прекращение выплаты пенсии при переселении гражданина на новое место жительства в другое государство - члена Соглашения ЕАЭС, что служит гарантией отсутствия периодов неполучения пенсии гражданином в связи с переселением.
Указания Минсоцзащиты РФ от < Дата > N 1-1-У "О применении законодательства о пенсионном обеспечении в отношении лиц, прибывших на жительство в Россию из государств - бывших республик ССР", были изданы в период действия "Соглашения о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых государств в области пенсионного обеспечения" от < Дата >, которое на момент обращения истца с заявлением о назначении пенсии денонсировано, соответственно Указания и Соглашение от < Дата > могут применяться с < Дата > только в части не противоречащей Соглашению ЕАЭС.
При этом, соглашением ЕАЭС не предусмотрено право на получение пенсии за период до назначения пенсии компетентным органом государства - члена соглашения ЕАЭС.
В соответствии с частями 1, 2, 4 Соглашения ЕАЭС, пенсии выплачиваются компетентными органами государств, в том числе в случае проживания трудящегося (члена семьи) на территории другого государства - члена. Размеры пенсий не могут быть уменьшены, их выплата не может быть приостановлена или прекращена на основании местожительства трудящегося (члена семьи) на территории другого государства - члена, если иное не установлено настоящим Соглашением.
Положение письма Министерства социальной защиты населения РФ от < Дата > N 1-369-18, касающееся срока назначения пенсии при переселении - с месяца, следующего за месяцем прекращения выплаты по прежнему месту жительства, но не более чем 6 месяцев до месяца регистрации по месту жительства на территории РФ в установленном порядке, не применяется в отношении иностранных граждан, подпадающих под действие Соглашения ЕАЭС.
Соглашением ЕАЭС и Порядком взаимодействия не предусмотрено осуществление запросов выплатных (пенсионных) дел.
В данной связи, учитывая, что вид на жительство истцом получен в марте 2023 года, как и гражданство РФ (в мае 2023 года), за назначением пенсии истец также обратился в марте 2023 года, не могут быть признаны верными доводы истца о возложении на пенсионный орган обязанности по выплате средств пенсионного обеспечения за период с апреля 2022 года по дату назначения пенсии на территории РФ (< Дата >), так как Соглашением ЕАЭС предусмотрено прекращение выплаты пенсии в государстве, из которого лицо переселилось, только после назначения пенсии на территории государства, по новому месту проживания.
Оснований для удовлетворения заявленных исковых требований не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Савченко В.В. (паспорт №) к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования РФ по Калининградской области (ИНН3904000514) о взыскании невыплаченной пенсии - оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Калининградский областной суд через Центральный районный суд г. Калининграда в течение месяца со дня составления мотивированного решения.
Мотивированное решение изготовлено 02.05.2024.
Судья И.А. Иванова