Дело № 2-2618/2022
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
25 августа 2022 года город Севастополь
Ленинский районный суд города Севастополя в составе председательствующего судьи Калгановой С.В., при помощнике судьи Цурцумия К.М., рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Севастополе гражданское дело по иску Черныш И.А., Главацкой М.С. к Департаменту здравоохранения города Севастополя об обязании обеспечить лекарственными средствами,
УСТАНОВИЛ:
Черныш И.А., Главацкая М.С. обратилась в суд с иском к Департаменту здравоохранения города Севастополя, указав в обоснование заявленных требований, что Черныш И.А. имеет заболевание Муковисцидоз, тяжелое течение, которое включено в Перечень редких (орфанных) заболеваний. 15 июня 2022 года в ФГБУ «НИИ Пульмонологии » ФМБА России истцу по инициативе лечащего врача был проведен Консилиум, решением которого были назначены по жизненным показаниям препараты элексафактор/тезакафтор/ивакафтор КАФТРИО + ивафактор КАЛИДЕКО. Дозировки указаны в Консилиуме. В связи с этим истец обратился к ответчику с просьбой об организации обеспечения его названными лекарственными препаратами. В ответ на это обращение, письмом ответчик сообщил, что Департаментом приняты меры по организации поставки в г.Севастополь вышеуказанного лекарственного препарата. Однако на данный момент истец остается без названных по жизненным показаниям препаратов.
Главацкая М.С. имеет заболевание Муковисцидоз, тяжелое течение, которое включено в Перечень редких (орфанных) заболеваний. 7 апреля 2022 года в ФГБУ «НИИ Пульмонологии » ФМБА России истцу по инициативе лечащего врача был проведен Консилиум, решением которого были назначены по жизненным показаниям препараты элексафактор/тезакафтор/ивакафтор КАФТРИО + ивафактор КАЛИДЕКО. Дозировки указаны в Консилиуме. В связи с этим истец обратилась к ответчику с просьбой об организации обеспечения его названными лекарственными препаратами. В ответ на это обращение, письмом ответчик сообщил, что Департаментом приняты меры по организации поставки в г.Севастополь вышеуказанного лекарственного препарата. Однако на данный момент истец остается без названных по жизненным показаниям препаратов.
В связи с тем, что Департаментом здравоохранения города Севастополя было отказано в обеспечении истцов необходимым лекарственным препаратом, полагают указанный отказ незаконным, истцы просят суд обязать ответчика обеспечить их необходимым лекарственным препаратом; решение суда обратить к немедленному исполнению.
В судебное заседание истцы, представитель истца Главацкой М.С.-Лазутина М.В., представитель ответчика не явились, о дне и времени рассмотрения дела извещены своевременно и надлежащим образом, представитель истца, представитель ответчика просили рассматривать дело в их отсутствие, представитель ответчика против удовлетворения требований возражал по основаниям изложенным в возражениях.
При таком положении, суд считает возможным рассмотрение дела в отсутствие сторон в порядке части 3 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
В судебном заседании установлено, что Черныш И.А. имеет заболевание Муковисцидоз, тяжелое течение, которое включено в Перечень редких (орфанных) заболеваний.
15 июня 2022 года в ФГБУ «НИИ Пульмонологии » ФМБА России истцу по инициативе лечащего врача был проведен Консилиум, решением которого были назначены по жизненным показаниям препараты элексафактор/тезакафтор/ивакафтор КАФТРИО + ивафактор КАЛИДЕКО. Дозировки указаны в Консилиуме.
В связи с этим истец обратился к ответчику с просьбой об организации обеспечения его названными лекарственными препаратами. В ответ на это обращение, письмом ответчик сообщил, что Департаментом приняты меры по организации поставки в г.Севастополь вышеуказанного лекарственного препарата. Однако на данный момент истец остается без названных по жизненным показаниям препаратов.
Главацкая М.С. имеет заболевание Муковисцидоз, тяжелое течение, которое включено в Перечень редких (орфанных) заболеваний.
7 апреля 2022 года в ФГБУ «НИИ Пульмонологии » ФМБА России истцу по инициативе лечащего врача был проведен Консилиум, решением которого были назначены по жизненным показаниям препараты элексафактор/тезакафтор/ивакафтор КАФТРИО + ивафактор КАЛИДЕКО. Дозировки указаны в Консилиуме.
В связи с этим истец обратилась к ответчику с просьбой об организации обеспечения его названными лекарственными препаратами. В ответ на это обращение, письмом ответчик сообщил, что Департаментом приняты меры по организации поставки в г.Севастополь вышеуказанного лекарственного препарата. Однако на данный момент истец остается без названных по жизненным показаниям препаратов.
Каждый человек имеет право на жизнь, на свободу и на личную неприкосновенность (статья 3 Всеобщей декларации прав человека; принята 10.12.1948 Генеральной Ассамблеей ООН).
Организация Объединенных Наций во Всеобщей декларации прав человека провозгласила, что дети имеют право на особую заботу и помощь.
Согласно Конвенции о правах ребенка, одобренной Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989 (далее - Конвенция о правах ребенка, вступила в силу для СССР 15.12.1990), государства-участники признают, что каждый ребенок имеет неотъемлемое право на жизнь. Государства-участники обеспечивают в максимально возможной степени выживание и здоровое развитие ребенка (статья 6 Конвенции о правах ребенка).
Государства-участники признают право ребенка на пользование наиболее совершенными услугами системы здравоохранения и средствами лечения болезней и восстановления здоровья. Государства-участники стремятся обеспечить, чтобы ни один ребенок не был лишен своего права на доступ к подобным услугам системы здравоохранения (пункт 1 статьи 24 Конвенции о правах ребенка).
Государства-участники добиваются полного осуществления данного права и, в частности, принимают необходимые меры для снижения уровней смертности младенцев и детской смертности, обеспечения предоставления необходимой медицинской помощи и охраны здоровья всех детей с уделением первоочередного внимания развитию первичной медико-санитарной помощи (подпункты a и b пункта 2 статьи 24 Конвенции о правах ребенка).
Государства-участники Конвенции о правах инвалидов (принята Генеральной Ассамблеей ООН 13.12.2006, ратифицирована Российской Федерацией 25.10.2012; далее - Конвенция о правах инвалидов), признавая, что дети-инвалиды должны в полном объеме пользоваться всеми правами человека и основными свободами наравне с другими детьми, и напоминая в этой связи об обязательствах, взятых на себя государствами-участниками Конвенции о правах ребенка (пункт «r» преамбулы), согласились о том, что они принимают все необходимые меры для обеспечения полного осуществления детьми-инвалидами всех прав человека и основных свобод наравне с другими детьми. Во всех действиях в отношении детей-инвалидов первоочередное внимание уделяется высшим интересам ребенка (пункты 1, 2 статьи 7 данной конвенции).
Статья 7 Конституции Российской Федерации устанавливает, что Российская Федерация является социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием (статья 18 Конституции Российской Федерации).
Каждый имеет право на жизнь (часть 1 статьи 20 Конституции Российской Федерации).
Положениями статьи 41 Конституции Российской Федерации предусмотрено право каждого на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.
В силу положений пункта «ж» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации координация вопросов здравоохранения, защита семьи, материнства, отцовства и детства, социальная защита, включая социальное обеспечение, находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Согласно пунктам 1 и 2 статьи 4 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» основными принципами охраны здоровья являются соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий, а также приоритет интересов пациента при оказании медицинской помощи.
Департамент здравоохранения города Севастополя в соответствии с Положением о Департаменте здравоохранения города Севастополя, утвержденным постановлением Правительства Севастополя от 17.03.2015 № 182-ПП, в соответствии с возложенными на него задачами осуществляет следующие полномочия: защищает права человека и гражданина в сфере охраны здоровья; разрабатывает и реализует программы развития здравоохранения, обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, профилактики заболеваний, организует обеспечение граждан лекарственными препаратами и медицинскими изделиями, а также участвует в санитарно-гигиеническом просвещении населения принимает участие в формировании расходов областного бюджета на здравоохранение, осуществляет функции главного распорядителя средств областного бюджета, предусмотренных на содержание министерства и реализацию возложенных на него задач и полномочий, организует обеспечение граждан лекарственными препаратами и специализированными продуктами лечебного питания для лечения заболеваний, включенных в перечень жизнеугрожающих и хронических прогрессирующих редких (орфанных) заболеваний, приводящих к сокращению продолжительности жизни гражданина или инвалидности, утверждаемый Правительством Российской Федерации.
Источниками финансового обеспечения в сфере охраны здоровья являются средства федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, средства обязательного медицинского страхования, средства организаций и граждан, средства, поступившие от физических и юридических лиц, в том числе добровольные пожертвования, и иные не запрещенные законодательством Российской Федерации источники (статья 82 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).
Медицинская помощь, за исключением медицинской помощи, оказываемой в рамках клинической апробации, организуется и оказывается: 1) в соответствии с положением об организации оказания медицинской помощи по видам медицинской помощи, которое утверждается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти; 2) в соответствии с порядками оказания медицинской помощи, утверждаемыми уполномоченным федеральным органом исполнительной власти и обязательными для исполнения на территории Российской Федерации всеми медицинскими организациями; 3) на основе клинических рекомендаций; 4) с учетом стандартов медицинской помощи, утверждаемых уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (часть 1 статьи 37 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).
В силу части 15 статьи 37 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» назначение и применение лекарственных препаратов, медицинских изделий и специализированных продуктов лечебного питания, не входящих в соответствующий стандарт медицинской помощи, допускаются в случае наличия медицинских показаний (индивидуальной непереносимости, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии.
Врачебная комиссия создается в медицинской организации в целях совершенствования организации оказания медицинской помощи, принятия решений в наиболее сложных и конфликтных случаях по вопросам профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации, определения трудоспособности граждан и профессиональной пригодности некоторых категорий работников, осуществления оценки качества, обоснованности и эффективности лечебно-диагностических мероприятий, в том числе назначения лекарственных препаратов, обеспечения назначения и коррекции лечения в целях учета данных пациентов при обеспечении лекарственными препаратами, трансплантации (пересадки) органов и тканей человека, медицинской реабилитации, а также принятия решения по иным медицинским вопросам. Решение врачебной комиссии оформляется протоколом и вносится в медицинскую документацию пациента (часть 2 статьи 48 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).
В соответствии с частями 3 и 4 статьи 48 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» консилиум врачей - совещание нескольких врачей одной или нескольких специальностей, необходимое для установления состояния здоровья пациента, диагноза, определения прогноза и тактики медицинского обследования и лечения, целесообразности направления в специализированные отделения медицинской организации или другую медицинскую организацию и для решения иных вопросов в случаях, предусмотренных названным федеральным законом. Консилиум врачей созывается по инициативе лечащего врача в медицинской организации либо вне медицинской организации (включая дистанционный консилиум врачей). Решение консилиума врачей оформляется протоколом, подписывается участниками консилиума врачей и вносится в медицинскую документацию пациента. В протоколе консилиума врачей указываются фамилии врачей, включенных в состав консилиума врачей, сведения о причинах проведения консилиума врачей, течении заболевания пациента, состоянии пациента на момент проведения консилиума врачей, включая интерпретацию клинических данных, лабораторных, инструментальных и иных методов исследования и решение консилиума врачей. При наличии особого мнения участника консилиума врачей в протокол вносится соответствующая запись. Мнение участника дистанционного консилиума врачей с его слов вносится в протокол медицинским работником, находящимся рядом с пациентом.
Статьей 44 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» регулируется оказание медицинской помощи гражданам, которым предоставляются государственные гарантии в виде обеспечения лекарственными препаратами и специализированными продуктами лечебного питания, в том числе гражданам, страдающим редкими (орфанными) заболеваниями.
Перечень редких (орфанных) заболеваний формируется уполномоченным федеральным органом исполнительной власти на основании статистических данных и размещается на его официальном сайте в сети «Интернет» (часть 2 статьи 44 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).
Перечень групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно, утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.1994 № 890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшения обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения».
В Приложении № 1 к этому постановлению в виде таблицы представлены категории населения, которым гарантировано право на получение бесплатных лекарственных средств, и категорий заболеваний.
Перечень жизнеугрожающих и хронических прогрессирующих редких (орфанных) заболеваний, приводящих к сокращению продолжительности жизни граждан или их инвалидности, из числа заболеваний, указанных в части 2 статьи 44 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», утверждается Правительством Российской Федерации (часть 3 статьи 44 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).
Статьей 13 Федерального закона 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» предусмотрено, что оказание квалифицированной медицинской помощи инвалидам осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в рамках программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи.
Право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы, в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи предусмотрено частью 2 статьи 19 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».
Согласно пункту 1 части 3 статьи 80 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» при оказании медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи не подлежат оплате за счет личных средств граждан оказание медицинских услуг, назначение и применение лекарственных препаратов, включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, медицинских изделий, компонентов крови, лечебного питания, в том числе специализированных продуктов лечебного питания, по медицинским показаниям в соответствии со стандартами медицинской помощи.
Пунктом 2 части 3 статьи 80 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» при оказании медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи не подлежат оплате за счет личных средств граждан назначение и применение по медицинским показаниям лекарственных препаратов, не входящих в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, медицинских изделий, не входящих в перечень медицинских изделий, имплантируемых в организм человека, - в случаях их замены из-за индивидуальной непереносимости, по жизненным показаниям по решению врачебной комиссии.
В силу пункта 5 части 2 статьи 81 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан» в рамках территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи органы государственной власти субъектов Российской Федерации устанавливают перечень лекарственных препаратов, отпускаемых населению в соответствии с Перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно.
Постановлением Правительства Севастополя от 27.12.2019 № 715-ПП утверждена Территориальная программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской в городе Севастополе на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов.
Разделом V названной программы предусмотрено, что за счет бюджетных ассигнований бюджета города Севастополя осуществляется финансовое обеспечение лекарственными препаратами в соответствии с перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторной лечении которых лекарственные препараты и медицинские изделия в соответствии с законодательством Российской Федерации отпускаются по рецептам врачей бесплатно.
Таким образом, суд приходит к выводу о том, что на ответчика возложена обязанность по соблюдению прав граждан в области здравоохранения в части обеспечения за счет бюджетных ассигнований бюджета города Севастополя зарегистрированными на территории Российской Федерации лекарственными препаратами граждан, страдающих заболеваниями, включенными в перечень жизнеугрожающих и хронических прогрессирующих редких (орфанных) заболеваний, приводящих к сокращению продолжительности жизни граждан или к их инвалидности, а также обеспечение за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации инвалидов всеми лекарственными средствами по рецептам врачей бесплатно, в том числе лекарственными препаратами, не входящими в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов для медицинского применения, однако назначенных по жизненным показаниям решением консилиума врачей федеральной специализированной медицинской организации.
Исходя из вышеизложенного, суд приходит к выводу о наличии у Черныш И.А., Главацкой М.С. права на бесплатное обеспечение лекарственным препаратом элексафактор/тезакафтор/ивакафтор КАФТРИО + ивакафтор КАЛИДЕКО по жизненным показаниям и возложении на Департамент здравоохранения города Севастополя обязанности обеспечить истцов указанным лекарственным препаратом в объеме и дозировке, рекомендованной медицинской организацией. Удовлетворяя требования, суд принимает во внимание, что у истцов имеется редкое (орфанное) заболевание, статус инвалиды с детства вследствие этого заболевания, нуждаемость истцов по жизненным показаниям в лечении лекарственным препаратом элексафактор/тезакафтор/ивакафтор КАФТРИО + ивакафтор КАЛИДЕКО, назначение данного препарата как единственно возможного варианта лечения решением врачебной комиссии ФГБ «Научно-исследовательский институт пульмонологии».
Тот факт, что заболевание, диагностированное у Черныш И.А. и Главацкой М.С., не включено в Перечень жизнеугрожающих и хронических прогрессирующих редких (орфанных) заболеваний, приводящих к сокращению продолжительности жизни граждан или их инвалидности, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 26.04.2012 № 403, а назначенный ему препарат не предусмотрен стандартом медицинской помощи и не входит в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов и лекарственных препаратов, отпускаемых населению при амбулаторном лечении по рецептам врачей бесплатно, не является, в силу вышеприведенных норм права, основанием для отказа в бесплатном обеспечении истцов, являющихся инвалидами с детства, страдающим редким (орфанным) заболеванием, лекарственным препаратом, назначенным ему решением врачебной комиссии по жизненным показаниям.
Суд также учитывает, что назначение врачебной комиссией по жизненным показаниям лекарственного препарата элексафактор/тезакафтор/ивакафтор КАФТРИО + ивакафтор КАЛИДЕКО - единственно возможный вариант лечения Черныш И.А. и Главацкой М.С., отказ Департамента здравоохранения города Севастополя в обеспечении истцов этим препаратом нарушает их право на жизнь и охрану здоровья, гарантированное государством.
Право на жизнь – основа человеческого существования, источник всех других прав и свобод и высшая социальная ценность, право на охрану здоровья представляет собой высшее для человека благо, без которого могут утратить значение многие другие блага (определение Конституционного суда Российской Федерации от 19.05.2009 № 816-О-О)
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований.
Согласно части 1 статьи 212 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд может по просьбе истца обратить к немедленному исполнению решение, если вследствие особых обстоятельств замедление его исполнения может привести к значительному ущербу для взыскателя или исполнение может оказаться невозможным.
Доводы ответчика о том, что в бюджете Севастополя не имеется денежных средств на закупку медицинского препарата, не являются основанием для отказа в немедленном исполнении судебного акта по делу.
Принимая во внимание то обстоятельство, что из содержания представленных суду медицинских документов следует, что имеющееся у истцов заболевание прогрессирует, их состояние ухудшается, во избежание усугубления негативных последствий заболевания, суд приходит к выводу о возможности обращения решения суда к немедленному исполнению.
Руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Черныш И.А., Главацкой М.С. к Департаменту здравоохранения города Севастополя об обязании обеспечить лекарственными средствами удовлетворить.
Обязать Департамент здравоохранения города Севастополя организовать бесплатное обеспечение Черныш И.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, лекарственными препаратами элексафактор/тезакафтор/ивакафтор КАФТРИО + ивакафтор КАЛИДЕКО, назначенными по жизненным показаниям на постоянной основе, указанными в консилиуме от 15.06.2022 ФГБУ «НИИ Пульмонологии» ФМБА России, до отмены препаратов.
Обязать Департамент здравоохранения города Севастополя организовать бесплатное обеспечение Главацкой М.С., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, лекарственными препаратами элексафактор/тезакафтор/ивакафтор КАФТРИО + ивакафтор КАЛИДЕКО, назначенными по жизненным показаниям на постоянной основе, указанными в консилиуме от 07.04.2022 ФГБУ «НИИ Пульмонологии» ФМБА России, до отмены препаратов.
Решение в порядке ст.212 ГПК РФ подлежит немедленному исполнению.
Решение может быть обжаловано в Севастопольский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Ленинский районный суд города Севастополя.
Судья Ленинского районного суда
<адрес> С.В.Калганова