Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-339/2023 ~ М-98/2023 от 12.01.2023

Дело № 2-339/2023

УИД 02RS0008-01-2023-000105-04

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

с. Усть-Кокса                          08 февраля 2023 года

Усть-Коксинский районный суд Республики Алтай в составе:

председательствующего судьи         Шатиной С.Н.,

при секретаре                     Клепиковой С.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Усть-Коксинского района в интересах неопределенного круга лиц к МБОУ «Абайская ООШ» имени В.Н. Тюлентина, Управлению образования администрации МО «Усть-Коксинский район о возложении обязанности обустроить систему видеонаблюдения, обеспечить финансирование мероприятий по обустройству системы видеонаблюдения,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Усть-Коксинского района Республики Алтай обратился в суд с исковым заявлением в интересах неопределенного круга лиц к МБОУ «Абайская ООШ» имени В.Н. Тюлентина о возложении обязанности обустроить систему видеонаблюдения здания школы, расположенного по адресу: Республика Алтай, Усть-Коксинский район, с. Абай, ул. Трактовая, 9, в срок до 01 сентября 2023 года, к Управлению образования администрации МО «Усть-Коксинский район» об обязании обеспечить финансирование мероприятий по обустройству системы видеонаблюдения в срок до 01 сентября 2023 года.

Исковые требования мотивированы тем, что прокуратурой в рамках надзорных мероприятий проведен мониторинг соблюдения законодательства о безопасном пребывании учащихся в образовательных учреждениях, в ходе которого установлено, что здание образовательной организации не оборудовано устройствами видеонаблюдения, что влечет нарушение прав и законных интересов несовершеннолетних и неопределенного круга лиц. Образовательная организация находится в подчинении главного распорядителя средств бюджета МО «Усть-Коксинский район», уполномоченного в сфере образования – Управления образования администрации МО «Усть-Коксинский район», которое осуществляет функции и полномочия учредителя.

В судебном заседании помощник прокурора Усть-Коксинского района Параева А.Р. исковые требования поддержала в полном объеме по изложенным в иске основаниям.

Ответчики МБОУ «Абайская ООШ», Управление образования администрации МО «Усть-Коксинский район» в судебное заседание не явились, надлежаще извещены.

Выслушав помощника прокурора, исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства в совокупности, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований по следующим основаниям.

В ст. 2 Конституции Российской Федерации закреплено, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.

Согласно п. 3 ст. 3 Конвенции о правах ребенка, одобренной Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989 г., установлено, что государства - участники Конвенции обеспечивают, чтобы учреждения, службы и органы, ответственные за заботу о детях или их защиту, отвечали нормам, установленным компетентными органами, в частности в области безопасности и здравоохранения и с точки зрения численности и пригодности их персонала, а также компетентного надзора.

Таким образом, Российская Федерация приняла на себя обязательства, в том числе международно-правовые, по обеспечению безопасности в учреждениях для детей.

В силу п. 2 ч. 6 ст. 28 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.

В соответствии с пп. 8 п. 1 ст. 41 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ охрана здоровья обучающихся включает в себя, в том числе, обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность.

На основании ч. 7 ст. 28 Федерального закона от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке за невыполнение или ненадлежащее выполнение функций, отнесенных к ее компетенции, за жизнь и здоровье обучающихся при освоении образовательной программы, а также за жизнь и здоровье работников образовательной организации при реализации образовательной программы.

В силу п. 8 ч. 1 ст. 41 Федерального закона от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ охрана здоровья обучающихся включает в себя обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность.

Согласно пунктам 2, 15 ч. 3 ст. 28 Федерального закона от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относятся материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами; создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья, организации питания обучающихся и работников образовательной организации.

В соответствии с частями 3, 3.1 статьи 5 Федерального закона от 6 марта 2006 года N 35-ФЗ "О противодействии терроризму" на органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления возложена обязанность по принятию надлежащих мер по противодействию терроризму в пределах своих полномочий, а на юридические лица выполнение требований к антитеррористической защищенности объектов. Невыполнение требований названного закона свидетельствует о бездействии указанных органов.

Противодействие терроризму - деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления по предупреждению терроризма, выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию террористического акта, минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма (пункт 4 статьи 3 Федерального закона от 6 марта 2006 года N 35-ФЗ "О противодействии терроризму").

Согласно пункту 3 статьи 5 Федерального закона от 6 марта 2006 года N 35-ФЗ "О противодействии терроризму" органы местного самоуправления обязаны принимать меры по профилактике и борьбе с терроризмом, а также минимизации и (или) ликвидации последствий его проявления. Участие в профилактике терроризма выражается в обеспечении антитеррористической защищенности зданий и сооружений, в которых размещены муниципальные учреждения, в частности, учреждения образования.

В силу пункта 42 Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации, утвержденной Президентом Российской Федерации 5 октября 2009 года расходы на финансирование мероприятий в области противодействия терроризму определяются каждым субъектом Российской Федерации и органом местного самоуправления самостоятельно за счет средств своих бюджетов.

При этом действующее законодательство не связывает выполнение органами местного самоуправления, в структуру которых входят, в том числе комитеты образования, требований по обеспечению антитеррористической безопасности с их финансовыми возможностями.В силу статьи 1 Закона Российской Федерации от 28 декабря 2010 года N 390-ФЗ "О безопасности" под безопасностью понимается состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз.

Обеспечение системой видеонаблюдения здания школы является одним из комплекса мероприятий, направленных на повышение уровня безопасности в общеобразовательном учреждении.

Согласно пункту 1 части 13 статьи 30 Федерального закона от 30 декабря 2009 года N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" для обеспечения защиты от несанкционированного вторжения в здания и сооружения необходимо соблюдение следующих требований: в зданиях с большим количеством посетителей, а также в зданиях образовательных, медицинских, банковских учреждений, на объектах транспортной инфраструктуры должны быть предусмотрены меры, направленные на уменьшение возможности криминальных проявлений и их последствий.

Обязанность по обеспечению образовательных учреждений системами видеонаблюдения установлена также Постановлением Правительства РФ от 25.03.2015 N 272 (ред. от 29.07.2020) "Об утверждении требований к антитеррористической защищенности мест массового пребывания людей и объектов (территорий), подлежащих обязательной охране войсками национальной гвардии Российской Федерации, и форм паспортов безопасности таких мест и объектов (территорий)", где в абзаце 23 раздела 4 (Мероприятия по обеспечению антитеррористической защищенности мест массового пребывания людей) указано на необходимость оборудования в обязательном порядке системами видеонаблюдения мест массового пребывания людей независимо от установленной категории.

В ходе проведения прокуратурой Усть-Коксинского района проверки исполнения законодательства о безопасном пребывании учащихся в образовательном учреждении, установлено, что здание МБОУ «Абайская ООШ» имени В.Н. Тюлентина, не оборудовано системой видеонаблюдения.

Нарушение требований по обеспечению антитеррористической защищенности свидетельствуют о реальной угрозе причинения вреда жизни и здоровью, в том числе несовершеннолетних, а также иных лиц, находящихся в образовательной организации.

Согласно п. 3 ч. 1 ст. 17 ФЗ Российской Федерации от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов, городских округов, городских округов с внутригородским делением и внутригородских районов обладают полномочиями по созданию муниципальных предприятий и учреждений, осуществлению финансового обеспечения деятельности муниципальных казенных учреждений и финансового обеспечения выполнения муниципального задания бюджетными и автономными муниципальными учреждениями, а также осуществление закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд.

Обязательство по финансированию данного мероприятия является расходным обязательством органа местного самоуправления. Соответственно выделение средств на данное мероприятие возможно в рамках бюджетного процесса.

Как указано в ст. 53 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" формирование расходов местных бюджетов осуществляется в соответствии с расходными обязательствами муниципальных образований, устанавливаемыми и исполняемыми органами местного самоуправления данных муниципальных образований в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса Российской Федерации. Исполнение расходных обязательств муниципальных образований осуществляется за счет средств соответствующих местных бюджетов в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса Российской Федерации.

Согласно п. 1.7 Устава МБОУ «Абайская ООШ» имени В.Н. Тюлентина образовательная организация находится в подчинении главного распорядителя средств бюджета МО «Усть-Коксинский район», уполномоченного в сфере образования – Управления образования администрации МО «Усть-Коксинский район», которое осуществляет функции и полномочия учредителя.

Таким образом, обязательство по финансированию обустройства системы молниезащиты является расходным обязательством органа местного самоуправления в рамках бюджетного процесса, и подлежит возложению на главного распорядителя средств – Управление образования администрации МО «Усть-Коксинский район».

Управление образования администрации МО «Усть-Коксинский район» является органом, координирующим деятельность МБОУ, и осуществляет отдельные функции учредителя в процессе финансирования и распределения средств бюджета подведомственным образовательным учреждениям. Доказательства наличия у образовательной организации собственных денежных средств на устранение выявленных нарушений по обеспечению антитеррористической защищенности стороной ответчика не представлены. При отсутствии достаточных средств у бюджетного учреждения для устранения выявленных нарушений, обеспечение необходимым финансированием для устранения нарушений должно осуществляться с использованием целевых бюджетных средств, выделенных главным распорядителем денежных средств на указанные цели.

При вышеизложенных обстоятельствах суд полагает, что заявленные требования прокурора Усть-Коксинского района являются обоснованными и подлежащими удовлетворению в полном объеме.

Согласно ч. 2 ст. 206 ГПК РФ суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда, обязывающее ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, должно быть исполнено. В случае неисполнения решения без уважительных причин суд, принявший решение, либо судебный пристав-исполнитель применяет в отношении руководителя организации или руководителя коллегиального органа меры, предусмотренные федеральным законом.

Суд считает возможным установить ответчику срок для исполнения решения суда до 01.09.2023 г., полагая данный срок достаточным для устранения нарушений.

Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования прокурора Усть-Коксинского района в интересах неопределенного круга лиц к МБОУ «Абайская ООШ» имени В.Н. Тюлентина, Управлению образования администрации МО «Усть-Коксинский район о возложении обязанности обустроить систему видеонаблюдения, обеспечить финансирование мероприятий по обустройству системы видеонаблюдения удовлетворить в полном объеме.

Обязать МБОУ «Абайская основная общеобразовательная школа» имени В.Н. Тюлентина в срок до 01 сентября 2023 года обустроить системой видеонаблюдения здание МБОУ «Абайская основная общеобразовательная школа», расположенное по адресу: Республика Алтай, Усть-Коксинский район, с. Абай, ул. Трактовая, 9.

Обязать Управление образования администрации МО «Усть-Коксинский район» обеспечить финансирование мероприятий по обустройству системы видеонаблюдения здания МБОУ «Абайская основная общеобразовательная школа» имени В.Н. Тюлентина в срок до 01 сентября 2023 года.

Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Алтай путем подачи апелляционной жалобы в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме через Усть-Коксинский районный суд.

Судья                  С.Н. Шатина

Решение суда в окончательной форме принято 08 февраля 2023 года.

2-339/2023 ~ М-98/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Прокурор Усть-Коксинского района
Ответчики
МБОУ "Абайская ООШ"
Управление образования администрация МО "Усть-Коксинский район"
Суд
Усть-Коксинский районный суд Республики Алтай
Судья
Шатина Сунара Николаевна
Дело на странице суда
ust-koksinsky--ralt.sudrf.ru
12.01.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
12.01.2023Передача материалов судье
13.01.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
13.01.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
13.01.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
08.02.2023Судебное заседание
08.02.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
15.02.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
31.10.2023Дело оформлено
31.10.2023Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее