Судебный акт #1 (Решение) по делу № 3а-1424/2019 ~ М-996/2019 от 01.07.2019

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

26 сентября 2019 года Самарский областной суд в составе:

председательствующего судьи        Панковой М.А.,

при секретаре судебного заседания        Усенко А.О.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 3а-1424/2019 по административному исковому заявлению Дидковской О.В., Дидковского О.В., ООО «Самара-Ко-Инвест», ООО «Центр по ценообразованию в строительства» к Правительству Самарской области, Управлению Росреестра по Самарской области об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости,

УСТАНОВИЛ:

Административные истцы обратились в Самарский областной суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объекта недвижимости, в котором просили восстановить срок для обращения в суд и установить кадастровую стоимость:

- нежилого помещения с кадастровым номером , общей площадью 228,3 кв.м., подвал № 1, адрес: <адрес>, равной его рыночной стоимости по состоянию на 06.06.2011 года в размере 5 271 402 рубля,

- нежилого помещения с кадастровым номером , общей площадью 180,1 кв.м., подвал № 1, адрес: <адрес>, равной его рыночной стоимости по состоянию на 06.06.2011 года в размере 4 158 473 рубля 50 копеек,

- нежилого помещения с кадастровым номером , общей площадью 11,5 кв.м., подвал № 3, адрес: <адрес>, равной его рыночной стоимости по состоянию на 06.06.2011 года в размере 459 587 рублей 50 копеек,

- нежилого помещения с кадастровым номером , общей площадью 128,5 кв.м., этаж № 3, адрес: <адрес>, равной его рыночной стоимости по состоянию на 06.06.2011 года в размере 4 768 360 рублей,

- нежилого помещения с кадастровым номером , общей площадью 36,5 кв.м., этаж № 3, адрес: <адрес>, равной его рыночной стоимости по состоянию на 06.06.2011 года в размере 1 458 690 рублей 50 копеек,

- нежилого помещения с кадастровым номером , общей площадью 275,0 кв.м., этаж № 3, адрес: <адрес>, равной его рыночной стоимости по состоянию на 06.06.2011 года в размере 10 204 662 рубля,

нежилого помещения с кадастровым номером , общей площадью 13,4 кв.м., этаж № 3, адрес: <адрес>, равной его рыночной стоимости по состоянию на 06.06.2011 года в размере 535 519 рублей 50 копеек.

Требования мотивированы тем, что административным истцам на праве собственности принадлежат указанные объекты недвижимости, кадастровая стоимость которых существенно превышает размер рыночной стоимости, тем самым затронуты права и обязанности административных истцов как плательщиков налога на имущество физических лиц и юридических лиц, размер которого исчисляется из кадастровой стоимости нежилых помещений.

ООО «Самара-Ко-Инвест» и ООО «Центр по ценообразованию в строительстве» обращались с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости объектов недвижимости в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости объектов недвижимости, однако заявления не были приняты к рассмотрению, в связи с истечением срока их подачи.

На основании изложенного административные истцы считают, что имеются основания для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости в судебном порядке, просят требования удовлетворить, восстановив пропущенный по уважительной причине срок обращения в суд с заявлением.    

В судебном заседании представитель административных истцов и заинтересованного лица Ненароковой О.Н. по доверенностям Семенова О.В. заявленные требования поддержала на основании доводов, изложенных в административном исковом заявлении, просила административный иск удовлетворить.

Представитель министерства имущественных отношений Самарской области по доверенности от 09.04.2019 года № Муртазин Ф.Р. в судебном заседании возражал против удовлетворения заявленных требований.

Представители Управления Росреестра по Самарской области, Правительства Самарской области, ФГБУ «ФКП Росреестра» в лице филиала по Самарской области, администрации городского округа Самара в судебное заседание не явились, о времени и месте слушания дела извещены надлежащим образом, своих представителей в суд не направили.

Представитель ФГБУ «ФКП Росреестра» по Самарской области представил письменный отзыв на административный иск, в котором оставил разрешение заявленных требований на усмотрение суда.

Иные участвующие в деле лица письменных возражений на административное исковое заявление в адрес суда не направили.

В соответствии с положениями ст.ст. 150, 247 КАС РФ, суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.

Заслушав представителей административных истцов и заинтересованных лиц, изучив материалы дела, представленные доказательства, суд приходит к выводу о том, что требования административных истцов подлежат удовлетворению частично, при этом суд исходит из следующего.

В соответствии с положениями части 1 статьи 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, юридические лица и граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости, включая оспаривание решений комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, а также с административным исковым заявлением об оспаривании действий (бездействия) такой комиссии в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.

Установлено, что ООО «Центр по ценообразованию в строительстве» является собственником нежилого помещения с кадастровым номером , общей площадью 228,3 кв.м., подвал № 1, адрес: <адрес>, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект от 11.03.2019 года.

Дидковской О.В. на праве общей долевой собственности (доля в праве 1/2) и Ненаровокой О.Н. (доля в праве 1/2) принадлежит нежилое помещение с кадастровым номером , общей площадью 180,1 кв.м., подвал № 1, адрес: <адрес>, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект от 11.03.2019 года.

На праве общей долевой собственности Дидковскому О.В. (доля в праве 1/2), Дидковской О.В. (доля в праве 3/8) и Ненароковой О.Н. (доля в праве 1/8) принадлежит нежилое помещение с кадастровым номером , общей площадью 11,5 кв.м., подвал № 3, адрес: <адрес>, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект от 11.03.2019 года.

Дидковской О.В. и Ненароковой О.Н. на праве общей долевой собственности по 1/2 доли у каждого принадлежит нежилое помещение , общей площадью 128,5 кв.м., этаж № 3, адрес: <адрес>, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект от 11.03.2019 года.

Дидковской О.В. на праве собственности принадлежит нежилое помещение с кадастровым номером , общей площадью 36,5 кв.м., этаж № 3, адрес: <адрес>, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект от 11.03.2019 года.

ООО «Самара-Ко-Инвест» на праве собственности принадлежит нежилое помещение с кадастровым номером , общей площадью 275,0 кв.м., этаж № 3, адрес: <адрес>, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект от 11.03.2019 года.

Дидковской О.В. и Ненароковой О.Н. на праве общей долевой собственности по 2/3 доли и 1/3 доли соответственно принадлежит нежилое помещение с кадастровым номером , общей площадью 13,4 кв.м., этаж № 3, адрес: <адрес>.

Постановлением Правительства Самарской области от 14.03.2012 года № 118 утверждены результаты определения кадастровой стоимости объектов недвижимости на территории Самарской области.

Кадастровая стоимость рассматриваемых нежилых помещений установлена по состоянию на 06.06.2011 года и составляет:

в отношении нежилого помещения с кадастровым номером – 13 401 324 рубля 15 копеек,

в отношении нежилого помещения с кадастровым номером – 10 622 793 рубля 28 копеек,

в отношении нежилого помещения с кадастровым номером – 777 881 рубль 16 копеек,

в отношении нежилого помещения с кадастровым номером – 7 644 853 рубля 07 копеек,

в отношении нежилого помещения с кадастровым номером – 2 294 844 рубля 79 копеек,

в отношении нежилого помещения с кадастровым номером – 16 091 927 рублей 50 копеек,

в отношении нежилого помещения с кадастровым номером – 897 778 рублей 43 копейки, что подтверждается выписками из Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости объекта недвижимости от 11.03.2019 года.

Административные истцы, будучи собственниками спорных объектов, являются плательщиками налога на имущество физических лиц, и юридических лиц, зачисляемого в бюджет муниципального образования городского округа Самара. Налоговой базой для исчисления налога является кадастровая стоимость объектов недвижимости.

Как разъяснено в пункте 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 г. N 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», с административным исковым заявлением о пересмотре кадастровой стоимости вправе обратиться юридические и физические лица, владеющие объектом недвижимости на праве собственности, постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения, а также иные лица, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности (абзацы первый и второй статьи 24.18 Закона об оценочной деятельности, статьи 373, 388, 400 НК РФ).

Установление кадастровой стоимости нежилых помещений в размере их рыночной стоимости направлено на защиту интересов административных истцов как плательщиков налога на имущество, размер которого исчисляется исходя из кадастровой стоимости.

Согласно статье 24.18 Федерального закона РФ от 29.07.1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде или комиссии.

Для оспаривания физическими лицами результатов определения кадастровой стоимости в суде предварительное обращение в комиссию не является обязательным.

ООО «Самара-Ко-Инвест» и ООО «Центр по ценообразованию в строительстве» 03.06.2019 года обратились в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Самарской области по вопросу оспариванию кадастровой стоимости объектов недвижимости с кадастровыми номерами , , , , , , .

Комиссия не приняла к рассмотрению заявление, так как срок подачи заявления истек 14.04.2017 года.

При таких обстоятельствах и на основании ст. 24.18 Федерального закона РФ от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ, ч.1 ст. 245 КАС РФ, обращение административных истцов в суд с настоящим административным исковым заявлением об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости равной его рыночной стоимости является обоснованным.

В соответствии с пунктом 8 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30.06.2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», согласно абзацу первому статьи 24.12 Закона об оценочной деятельности государственная кадастровая оценка проводится по решению исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или в случаях, установленных законодательством субъекта Российской Федерации, по решению органа местного самоуправления не чаще чем один раз в течение трех лет (в городах федерального значения не чаще чем один раз в течение двух лет) и не реже чем один раз в течение пяти лет с даты, по состоянию на которую была проведена государственная кадастровая оценка. Ввиду закрепленной законом периодичности проведения государственной кадастровой оценки заявление о пересмотре кадастровой стоимости может быть подано в суд не позднее пяти лет с даты внесения в государственный кадастр недвижимости оспариваемых результатов определения кадастровой стоимости в том случае, если на момент обращения в суд в государственный кадастр недвижимости не внесены очередные результаты определения кадастровой стоимости либо сведения, связанные с изменением качественных или количественных характеристик объекта недвижимости, повлекшие изменение его кадастровой стоимости (часть 3 статьи 245 КАС РФ). Пропуск указанного срока не является основанием для отказа в принятии заявления. Если по истечении установленного законом периода в государственный кадастр недвижимости не внесены очередные результаты определения кадастровой стоимости, срок для обращения в суд с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости может быть восстановлен.

Поскольку на момент обращения в суд в Единый государственный реестр недвижимости не внесены очередные результаты определения кадастровой стоимости либо сведения, связанные с изменением качественных или количественных характеристик спорных нежилых помещений, повлекшие изменение их кадастровой стоимости, суд полагает возможным восстановить административным истцам срок для обращения в суд с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости объектов недвижимости.

Целью настоящего административного судебного разбирательства является не опровержение кадастровой стоимости (определенной методами массовой оценки), а установление кадастровой стоимости в размере рыночной, что предусмотрено нормами действующего законодательства.

Основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является, в частности, установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.

В силу ст. 70 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, при разрешении дел об оспаривании результатов кадастровой оценки по основанию установления в отношении объекта оценки его рыночной стоимости одним из допустимых письменных доказательств является отчет независимого оценщика.

Административными истцами в обоснование своих требований представлен отчет об оценке от 30.04.2019 года № , подготовленный оценщиком ООО Расчетно-информационный центр «Мегаполис».

Из отчета усматривается, что объектами оценки являлись нежилые помещения, по состоянию на 06.06.2011 года рыночная стоимость объектов оценки составляет:

в отношении нежилого помещения с кадастровым номером – 5 271 402 рубля,

в отношении нежилого помещения с кадастровым номером – 4 158 473 рубля 50 копеек,

в отношении нежилого помещения с кадастровым номером – 459 587 рублей 50 копеек,

в отношении нежилого помещения с кадастровым номером – 4 768 360 рублей,

в отношении нежилого помещения с кадастровым номером – 1 458 690 рублей 50 копеек,

в отношении нежилого помещения с кадастровым номером – 10 204 662 рубля,

в отношении нежилого помещения с кадастровым номером – 535 519 рублей 50 копеек.

В ходе судебного разбирательства по делу была проведена судебная экспертиза в отношении нежилого помещения с кадастровым номером .

Согласно заключению эксперта ИП Байгушева А.В. от 05.09.2019 года № , итоговая величина рыночной стоимости объекта недвижимости с кадастровым номером по состоянию на 06.06.2011 года составляет 6 328 386 рублей 99 копеек.

Давая оценку представленным доказательствам, суд исходит из того, что заключение эксперта должно соответствовать положениям Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», Федерального закона от 31 мая 2001 года № 73-ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации», требованиям федеральных стандартов оценки.

Оценивая экспертное заключение ИП Байгушевой А.В. по правилам ст. 168 КАС РФ, суд учитывает, что определенная в экспертном заключении итоговая рыночная стоимость объекта экспертизы не является произвольной, при оценке объекта недвижимости эксперт руководствовался федеральными стандартами оценки; заключение эксперта базируется на достоверных правоустанавливающих документах об объекте оценки; в заключении приведены источники информации, нормативные документы и материалы, используемые при проведении экспертизы.

Экспертное заключение содержит анализ существующей методологии по определению рыночной стоимости объекта недвижимости, описание качественных и количественных характеристик объекта исследования, анализ рынка объекта оценки, ценообразующих факторов, а также внешних факторов, влияющих на их стоимость; анализ наиболее эффективного использования объекта исследования; описание процесса оценки, обоснование выбора используемых подходов к оценке, согласование результатов расчётов, объективные выводы, дающие исчерпывающий ответ на поставленный вопрос с возможностью проверки его обоснованности.

Оснований не доверять выводам экспертного заключения у суда не имеется, выводы эксперта последовательны, логичны, аргументированы, эксперт обладает соответствующей квалификацией в области оценки объектов недвижимости, предупрежден об уголовной ответственности по ст. 307 УК РФ за дачу заведомо ложного заключения, его заинтересованность в исходе дела отсутствует.

Каких-либо доказательств, которые могли бы свидетельствовать о недостоверности экспертного заключения и определенной в нем величины рыночной стоимости спорного объекта, сторонами и заинтересованными лицами не представлено. Возражений относительно выводов судебной экспертизы, ходатайств о проведении повторной либо дополнительной экспертиз не заявлено.

Суд полагает, что оснований для установления кадастровой стоимости объекта недвижимости с кадастровым номером в соответствии с Отчетом об оценке не имеется, поскольку заключение судебной экспертизы является наиболее полным и аргументированным

Вместе с тем, выводы оценщика ООО Расчетно-информационный центр «Мегаполис», изложенные в Отчете об оценке в отношении рыночной стоимости нежилых помещений с кадастровыми номерами , , , , , административными ответчиками и заинтересованными лицами не оспорены, не опровергнуты, иных доказательств рыночной стоимости указанных нежилых помещений суду не представлено.

Общие требования к отчету об оценке установлены в ст.11 Федерального закона РФ «Об оценочной деятельности», согласно которой отчет не должен допускать неоднозначного толкования или вводить в заблуждение. В отчете в обязательном порядке должны быть указаны сведения, которые необходимы для полного и недвусмысленного толкования результатов проведения оценки объекта, установленных в отчете.

В соответствии с требованиями статьи 24.18 Федерального закона Российской Федерации «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», оценка выполнена по состоянию на 06.06.2011 года, т.е. на дату определения кадастровой стоимости объектов недвижимости.

Давая оценку исследованным доказательствам, суд полагает, что приведенные в Отчете об оценке выводы оценщика не допускают их неоднозначного толкования, исходные данные и расчеты не вводят в заблуждение. Профессиональное суждение оценщика относительно рыночной стоимости объектов оценки полностью подтверждается собранной информацией и приведенными расчетами. Итоговое суждение о величине рыночной стоимости нежилых зданий основано на полном и объективном анализе ценностных характеристик и расчетных показателей стоимости, что в полной мере согласуется с требованиями федеральных стандартов оценки.

Полномочия, компетенция и квалификация оценщика подтверждены приложенными к Отчету об оценке документами.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных требований об установлении кадастровой стоимости объектов недвижимости с кадастровыми номерами , , , , , равными их рыночной стоимости на основании отчета об оценке ООО Расчетно-информационный центр «Мегаполис».

Установление кадастровой стоимости в размере равном его рыночной стоимости на основании решения комиссии или суда является основанием для внесения соответствующих сведений в государственный кадастр недвижимости без принятия какого-либо дополнительного решения.

В соответствии с разъяснениями, изложенными в п. 25 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30 июня 2015 г. N 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», ввиду того, что сведения о дате подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости и применяются для целей налогообложения и иных установленных законодательством целей, в резолютивной части решения указывается дата подачи соответствующего заявления.

Из материалов дела следует, что дата обращения административных истцов 01.07.2019 года, дата обращения ООО «Самара-Ко-Инвест» и ООО «Центр по ценообразованию в строительстве» в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Самарской области - 03.06.2019 года, что подлежит указанию в резолютивной части решения суда.

Руководствуясь статьями 175-180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Административный иск Дидковской О.В., Дидковского О.В., ООО «Самара-Ко-Инвест», ООО «Центр по ценообразованию в строительства» к Правительству Самарской области, Управлению Росреестра по Самарской области об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости удовлетворить частично.

Установить кадастровую стоимость нежилого помещения с кадастровым номером , общей площадью 228,3 кв.м., подвал № 1, адрес: <адрес>, равной его рыночной стоимости по состоянию на 06.06.2011 года в размере 6 328 386 рублей 99 копеек.

Установить кадастровую стоимость нежилого помещения с кадастровым номером , общей площадью 180,1 кв.м., подвал № 1, адрес: <адрес>, равной его рыночной стоимости по состоянию на 06.06.2011 года в размере 4 158 473 рубля 50 копеек.

Установить кадастровую стоимость нежилого помещения с кадастровым номером , общей площадью 11,5 кв.м., подвал № 3, адрес: <адрес>, равной его рыночной стоимости по состоянию на 06.06.2011 года в размере 459 587 рублей 50 копеек.

Установить кадастровую стоимость нежилого помещения с кадастровым номером , общей площадью 128,5 кв.м., этаж № 3, адрес: <адрес>, равной его рыночной стоимости по состоянию на 06.06.2011 года в размере 4 768 360 рублей.

Установить кадастровую стоимость нежилого помещения с кадастровым номером , общей площадью 36,5 кв.м., этаж № 3, адрес: <адрес>, равной его рыночной стоимости по состоянию на 06.06.2011 года в размере 1 458 690 рублей 50 копеек.

Установить кадастровую стоимость нежилого помещения с кадастровым номером , общей площадью 275,0 кв.м., этаж № 3, адрес: <адрес>, равной его рыночной стоимости по состоянию на 06.06.2011 года в размере 10 204 662 рубля.

Установить кадастровую стоимость нежилого помещения с кадастровым номером , общей площадью 13,4 кв.м., этаж № 3, адрес: <адрес>, равной его рыночной стоимости по состоянию на 06.06.2011 года в размере 535 519 рублей 50 копеек.

В удовлетворении остальной части административного иска отказать.

Датой подачи административного иска в суд считать 01.07.2019 года, дата обращения ООО «Самара-Ко-Инвест» и ООО «Центр по ценообразованию в строительстве» в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Самарской области - 03.06.2019 года.

Решение суда может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Самарского областного суда в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Решение суда в окончательной форме изготовлено 01 октября 2019 года.

Председательствующий:                      Панкова М.А.

3а-1424/2019 ~ М-996/2019

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
ООО "Центр по ценообразованию в строительстве"
Дидковский О.В.
ООО "Самара-Ко-Инвест"
Дидковская О.В.
Ответчики
Управление Росреестра по Самарской области
Правительство Самарской области (через Министерство имущественных отношений Самарской области)
Другие
Администрация городского округа Самара
ФГБУ "ФКП Росреестра" по Самарской области
Ненарокова О.Н.
Министерство имущественных отношений Самарской области
Суд
Самарский областной суд
Судья
Панкова М. А.
Дело на странице суда
oblsud--sam.sudrf.ru
03.07.2019Решение вопроса о принятии к производству
03.07.2019Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
18.07.2019Подготовка дела (собеседование)
01.07.2019Регистрация административного искового заявления
01.07.2019Передача материалов судье
18.07.2019Рассмотрение дела начато с начала
06.08.2019Судебное заседание
10.09.2019Производство по делу возобновлено
10.09.2019Рассмотрение дела начато с начала
10.09.2019Передача материалов судье
26.09.2019Судебное заседание
01.10.2019Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
10.10.2019Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее