№2-2412/2023 мотивированное решение
УИД 76RS0010-01-2023-002414-45 изготовлено 21.08.2023
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
14 августа 2023 года г. Ростов Ярославской области
Ростовский райсуд Ярославской области в составе
Председательствующего Демича А.Н.
при секретаре Кучиной Н.Е.
с участием истца- Ростовского межрайонного прокурора- Беланова Я.В.,
ответчика- администрации Ростовского муниципального района Ярославской области в лице представителя по доверенности- Романенко М.В., МДОУ Детский сад № 14- в лице заведующей Тимофеевой В.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ростовского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Ростовского муниципального района Ярославской области, МДОУ Детский сад № 14 о возложении обязанности обеспечить финансирование образовательного учреждения для устранения нарушений в сфере пожарной безопасности,
УСТАНОВИЛ:
Ростовский межрайонный прокурор обратился в суд в защиту неопределенного круга лиц с иском к Администрации Ростовского муниципального района Ярославской области, МДОУ Детский сад № 14 о возложении обязанности обеспечить финансирование образовательного учреждения для устранения нарушений в сфере пожарной безопасности.
Исковые требования обоснованы результатами прокурорской проверки в ходе которой прокурором установлено, что система противопожарной защиты в образовательном учреждении не обладает надежностью и устойчивостью к воздействию опасных факторов пожара в течение времени, необходимого для достижения целей обеспечения пожарной безопасности и эвакуации людей в безопасную зону. Данное нарушение имело место в ходе проверки, проведенной в 2021 году Управлением надзорной деятельности и профилактической работы по Ростовскому, Борисоглебскому и Гаврилов-Ямскому районам в 2021 году в МДОУ Детский сад №14, по результатам которой 09.03.2021 вынесено предписание № 14/1/1 об устранении нарушений требований - пожарной безопасности со сроком исполнения - 07.03.2022. Вместе с тем, до настоящего времени нарушения требований законодательства в сфере пожарной безопасности не устранены.
Истец просит суд возложить на администрацию Ростовского муниципального района Ярославской области обязанность до 01.10.2023 обеспечить финансирование муниципального дошкольного общеобразовательного учреждения «Детский сад № 14» для устранения нарушений в сфере пожарной безопасности учреждения, расположенного по адресу: <адрес> для оборудования системой противопожарной защиты объекта, отвечающей надежностью и устойчивостью к воздействию опасных факторов пожара в течение времени, необходимого для достижения целей обеспечения пожарной безопасности и эвакуации людей в безопасную зону. Также просит возложить на муниципальное дошкольное общеобразовательное учреждение «Детский сад № 14» обязанность в течение 3 месяцев с момента выделения финансовых средств администрацией Ростовского муниципального района устранить нарушения в сфере пожарной безопасности учреждения, расположенного по адресу: <адрес> оборудовать системой противопожарной защиты объекта, отвечающей надежностью и устойчивостью к воздействию опасных факторов пожара в течение времени, необходимого для достижения целей обеспечения пожарной безопасности и эвакуации людей в безопасную зону.
В судебном заседании истец- Ростовский межрайонный прокурор- Беланов Я.В. исковые требования поддержал по изложенным в исковом заявлении доводам.
Ответчик- Администрация Ростовского муниципального района Ярославской области в лице представителя по доверенности Романенко М.В. в судебном заседании просила увеличить срок для осуществления финансирования до 01.01.2023 года, поскольку до конца 2023 года финансирование было распределено.
Ответчик МДОУ Детский сад № 14 в лице заведующей Тимофеевой В.Г. в судебном заседании поддержала позицию Администрации Ростовского муниципального района.
Третье лицо- УМИ Администрации Ростовского муниципального района Ярославской области ходатайствовало о рассмотрении дела в свое отсутствие.
Третье лицо- Управление образования Администрации Ростовского муниципального района Ярославской области ходатайствовало о рассмотрении дела в свое отсутствие, не возражало против заявленных исковых требований.
Судом разрешен вопрос о рассмотрении дела при имеющейся явке.
Выслушав участвующих в рассмотрении дела лиц, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Согласно пункта 2 части 3 статьи 28 Федерального закона от 29.12.2012 №-273 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее-Закон об образовании) материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами, относятся к компетенции образовательной организации.
Согласно п. 2 части 6 статьи 28 Закона об образовании образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе, создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
В силу части 7 статьи 28 Федерального закона № 273-ФЗ образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке, в том числе, за невыполнение или ненадлежащее выполнение функций, отнесенных к ее компетенции, а также за жизнь и здоровье обучающихся образовательной организации.
В силу пункта 8 части 1 статьи 41 названного Закона охрана здоровья обучающихся включает в себя обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность.
Приоритет охраны здоровья детей является одним из основных принципов охраны здоровья в Российской Федерации (пункт 3 статьи 4 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).
Согласно ст. 1 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (далее - Закон о пожарной безопасности) пожарная безопасность - состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров; требования пожарной безопасности - специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом.
В силу статьи 20 Закона о пожарной безопасности к нормативным документам по пожарной безопасности относятся стандарты, нормы и правила пожарной безопасности, инструкции и иные документы, содержащие требования пожарной безопасности.
В силу ст. 38 Закона о пожарной безопасности ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут собственники имущества, а также лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций.
В соответствии с ч. 4 ст. 2 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (далее- Федеральный закон №123) к нормативным правовым актам Российской Федерации по пожарной безопасности относятся технические регламенты, принятые в соответствии с Федеральным законом "О техническом регулировании", федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, устанавливающие обязательные для исполнения требования пожарной безопасности.
В силу ч. 1, 3 ст. 51 Федерального закона №123 целью создания систем противопожарной защиты является защита людей и имущества от воздействия опасных факторов пожара и (или) ограничение его последствий. Системы противопожарной защиты должны обладать надежностью и устойчивостью к воздействию опасных факторов пожара в течение времени, необходимого для достижения целей обеспечения пожарной безопасности.
Согласно ч. 2 ст. 82 Федерального закона №123 кабельные линии и электропроводка систем противопожарной защиты, средств обеспечения деятельности подразделений пожарной охраны, систем обнаружения пожара, оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре, аварийного освещения на путях эвакуации, аварийной вентиляции и противодымной защиты, автоматического пожаротушения, внутреннего противопожарного водопровода, лифтов для транспортировки подразделений пожарной охраны в зданиях и сооружениях должны сохранять работоспособность в условиях пожара в течение времени, необходимого для выполнения их функций.
Системы оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией людей должны функционировать в течение времени, необходимого для завершения эвакуации людей из здания, сооружения (ч.7 ст. 84 Федерального закона №123).
В соответствии с ч. 2 ст. 103 данного Закона линии связи между техническими средствами автоматических установок пожарной сигнализаций должны сохранять работоспособность в условиях пожара в течение времени, необходимого для выполнения их функций.
Согласно Устава муниципальное дошкольное общеобразовательное учреждение «Детский сад №14» (далее - образовательное учреждение) осуществляет образовательную деятельность.
Учредителем образовательного учреждения является муниципальное образование Ростовский муниципальный район Ярославской области. Функции и полномочия Учредителя осуществляет администрация Ростовского муниципального района Ярославской области в лице Управления образования администрация Ростовского муниципального района.
Функции и полномочия собственника в отношении, закрепленного за образовательным учреждением муниципального имущества от имени муниципального образования Ростовского муниципального района исполняет администрация Ростовского муниципального района Ярославской области в лице Управления муниципальным имуществом администрации Ростовского муниципального района Ярославской области.
Судом установлено, что Ростовской межрайонной прокуратурой проведена проверка по вопросу соблюдения требований пожарной безопасности образовательными организациями.
В ходе проверки межрайонной прокуратурой выявлено, что Управлением надзорной деятельности и профилактической работы по Ростовскому, Борисоглебскому и Гаврилов-Ямскому районам в 2021 году в МДОУ Детский сад №14 по результатам плановой выездной проверки 09.03.2021 г. вынесено предписание № 14/1/1 об устранении нарушений требований - пожарной безопасности.
В предписании указывалось, что система противопожарной защиты объекта (адрес- адрес- <адрес>) не обладает надежностью и устойчивостью к воздействию опасных факторов пожара в течение времени, необходимого для достижения целей обеспечения пожарной безопасности и эвакуации людей в безопасную зону. Срок выполнения мероприятия по предписанию составлял 07.03.2022.
В ходе прокурорской проверки установлено, что по состоянию на июнь 2023 года образовательным учреждением перечисленные выше нарушения не устранены по причине отсутствия финансирования.
Согласно информации Управления образования Ростовского муниципального района Ярославской области бюджетные ассигнования на выполнение данных мероприятий в 2023 году не выделены, в связи с недостаточностью средств в бюджете.
Срок эксплуатации автоматической пожарной сигнализации истек, но она в рабочем состоянии.
Таким образом система противопожарной защиты объекта не обладает надежностью и устойчивостью к воздействию опасных факторов пожара в течение времени, необходимого для достижения целей обеспечения пожарной безопасности и эвакуации людей в безопасную зону, что является нарушение вышеперечисленного законодательства о пожарной безопасности.
Наличие системы противопожарной защиты, не обладающей надежностью и устойчивостью к воздействию опасных факторов пожара в течение времени, необходимого для достижения целей обеспечения пожарной безопасности и эвакуации людей в безопасную зону отрицательно сказывается на пожарной безопасности и комплексной безопасности пребывающих в образовательном учреждении людей.
В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» (далее - Закона № 35-ФЗ) противодействие терроризму - деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также физических и юридических лиц, в том числе по предупреждению терроризма, по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов (профилактика терроризма).
В силу пункта 6 статьи 3 Закона № 35-ФЗ антитеррористическая защищенность объекта (территории) состояние защищенности зданий строения, сооружения, иного объекта, места массового пребывания людей, препятствующее совершению террористического акта. При этом под местом массового пребывания людей понимается территория общего пользования - поселения или городского округа, либо специально отведенная территория за их пределами, либо место общего пользования в здании, строении, сооружении, на ином объекте, на которых при определенных условиях может одновременно находиться более пятидесяти человек.
Несоблюдение требований законодательства о пожарной безопасности по обеспечению содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений, создают угрозу жизни и здоровью неопределенного круга лиц, в том числе несовершеннолетних.
В случае совершения террористического акта несоблюдение требований пожарной безопасности может повлечь больший ущерб имуществу учреждения, причинить вред жизни и здоровью неопределенного круга лиц, затруднить проведение контртеррористической операции. Указанные выше недостатки ослабляют антитеррористическую защищенность учреждений образования, в то время как защищенность объектов с массовым пребыванием детей является одним из приоритетных направлений деятельности государственных учреждений.
С учетом изложенного, заявленные требования являются обоснованными.
В соответствии со ст. 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Невыполнение мероприятий по устранению выявленных нарушений из- за недостаточного бюджетного финансирования не является основанием для освобождения обязанности по соблюдению требований пожарной безопасности, так как их невыполнение приводит к недопустимому риску для - жизни и здоровья людей, в том числе несовершеннолетних детей.
С учетом обстоятельств дела, характера действий, надлежащих выполнению, суд считает возможным установить ответчику администрации Ростовского муниципального района срок исполнения решения суда до 01.10.2023, а МДОУ «Детский сад № 14» в течение 3 месяцев с момента выделения финансовых средств администрацией Ростовского муниципального района.
Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Заявленные исковые требования удовлетворить.
Возложить на администрацию Ростовского муниципального района (ИНН 7609003843, ОГРН 1027601074401) обязанность в срок до 01.10.2023 года обеспечить финансирование Муниципального дошкольного общеобразовательного учреждения «Детский сад № 14» (ИНН 7609013601, адрес- <адрес>) для устранения нарушений в сфере для устранения нарушений в сфере пожарной безопасности учреждения, расположенного по адресу: <адрес> для оборудования системой противопожарной защиты объекта, отвечающей надежностью и устойчивостью к воздействию опасных факторов пожара в течение времени, необходимого для достижения целей обеспечения пожарной безопасности и эвакуации людей в безопасную зону.
Возложить на Муниципальное дошкольное общеобразовательное учреждение «Детский сад № 14» (ИНН 7609013601, адрес- <адрес>) обязанность в течение 3 месяцев с момента выделения финансовых средств администрацией Ростовского муниципального района устранить нарушения в сфере антитеррористической защищенности территории учреждения, расположенного по адресу: <адрес> оборудовать системой противопожарной защиты объекта, отвечающей надежностью и устойчивостью к воздействию опасных факторов пожара в течение времени, необходимого для достижения целей обеспечения пожарной безопасности и эвакуации людей в безопасную зону.
Решение может быть обжаловано в Ярославский областной суд через Ростовский районный суд Ярославской области в месячный срок со дня принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий А.Н. Демич