РЕШЕНИЕ
20 марта 2024 года г. Иркутск
Судья Кировского районного суда г. Иркутска Шатаева О.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании материалы №12-158/2024 по жалобе защитника Бушханаевой А.С., действующей в интересах Анфиногенова А.Ю. на постановление от ДД.ММ.ГГГГ №, вынесенное заместителем руководителя – начальником отдела по борьбе с картелями Управления Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области Кудьяровой В.В., по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 9.21 КоАП РФ в отношении генерального директора ОГУЭП «Облкоммунэнерго» Анфиногенова Александра Юрьевича,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением должностного лица от 27.03.2023 г. генеральный директор ОГУЭП «Облкоммунэнерго» Анфиногенов А.Ю. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.21 Кодекса РФ об административных правонарушениях и подвергнут наказанию в виде штрафа в размере 10 000 рублей.
Анфиногенов А.Ю., не согласившись с постановлением, обратился в лице защитника Бушханаевой А.С. в суд с настоящей жалобой, в которой просит постановление отменить, производство по делу прекратить.
В судебное заседание Анфиногенов А.Ю., его защитники, будучи надлежащим образом извещенными, о дате, времени и месте судебного заседания, не явились, о причинах не явки суд не уведомили, что не является препятствием для рассмотрения настоящей жалобы.
Долгих В.А., извещенный надлежащим образом о дате, времени и месте судебного заседания, не явился, ранее представил ходатайство о рассмотрении дела в свое отсутствие, просил постановление должностного лица оставить без изменения, в удовлетворении жалобы отказать.
В соответствии с требованиями ст. 30.6 Кодекса РФ об административных правонарушениях, судья при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении проверяет на основании имеющихся и дополнительно представленных материалов законность и обоснованность вынесенного постановления, при этом судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.
В соответствии со ст. 24.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Данные требования закона при производстве по делу об административном правонарушении в отношении Анфиногенова А.Ю. должностным лицом соблюдены.
Частью 1 ст. 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена ответственность должностных лиц за нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к магистральным нефтепроводам и (или) магистральным нефтепродуктопроводам, электрическим сетям, тепловым сетям, газораспределительным сетям или централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, либо нарушение собственником или иным законным владельцем объекта электросетевого хозяйства правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, либо препятствование собственником или иным законным владельцем водопроводных и (или) канализационных сетей транспортировке воды по их водопроводным сетям и (или) транспортировке сточных вод по их канализационным сетям.
Согласно п. 1 ст. 4 Федерального закона от 17 августа 1995 года N 147-ФЗ "О естественных монополиях" услуги по передаче электрической энергии отнесены к сфере деятельности субъектов естественных монополий.
Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 N 861 (ред. от 14.03.2022) "Об утверждении Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, Правил недискриминационного доступа к услугам по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике и оказания этих услуг, Правил недискриминационного доступа к услугам администратора торговой системы оптового рынка и оказания этих услуг и Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям".
Пунктом 3 Правил предусмотрено, что сетевая организация обязана выполнить в отношении любого обратившегося к ней лица мероприятия по технологическому присоединению при условии соблюдения им настоящих Правил и наличии технической возможности технологического присоединения. Независимо от наличия или отсутствия технической возможности технологического присоединения на дату обращения заявителя сетевая организация обязана заключить договор с лицами, указанными в пунктах 12.1, 14 и 34 настоящих Правил, обратившимися в сетевую организацию с заявкой на технологическое присоединение энергопринимающих устройств, принадлежащих им на праве собственности или на ином предусмотренном законом основании (далее - заявка), а также выполнить в отношении энергопринимающих устройств таких лиц мероприятия по технологическому присоединению.
Как предусмотрено Правилами технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям (далее - Правила), технологическое присоединение осуществляется на основании договора, заключаемого между сетевой организацией и юридическим или физическим лицом, в сроки, установленные настоящими Правилами. Заключение договора является обязательным для сетевой организации. При необоснованном отказе или уклонении сетевой организации от заключения договора заинтересованное лицо вправе обратиться в суд с иском о понуждении к заключению договора и взыскании убытков, причиненных таким необоснованным отказом или уклонением (пункт 6).
Согласно абз. 3 п. 108 Правил результатом исполнения обязательств сетевой организации по выполнению мероприятий по технологическому присоединению энергопринимающих устройств (объектов микрогенерации) заявителей, указанных в пунктах 12(1), 13(2) - 13(5) и 14 настоящих Правил, кроме случаев, если технологическое присоединение энергопринимающих устройств таких заявителей осуществляется на уровне напряжения выше 0,4 кВ, является обеспечение сетевой организацией возможности действиями заявителя осуществить фактическое присоединение объектов заявителя к электрическим сетям, а также фактический прием (подачу) напряжения и мощности для потребления энергопринимающими устройствами заявителя электрической энергии (мощности) и (или) выдачу в электрические сети производимой на объектах микрогенерации электрической энергии в соответствии с законодательством Российской Федерации и на основании договора, обеспечивающего продажу электрической энергии (мощности) на розничном рынке, договора купли-продажи электрической энергии, произведенной на объектах микрогенерации. Исполнение сетевой организацией указанных обязательств осуществляется вне зависимости от исполнения заявителем его обязательств по осуществлению мероприятий по технологическому присоединению.
В соответствии с п. 110 Правил, в отношении заявителей, указанных в пунктах 12(1), 13(2) - 13(5) и 14 настоящих Правил, технологическое присоединение энергопринимающих устройств (объектов микрогенерации) которых осуществляется на уровне напряжения 0,4 кВ и ниже, по результатам выполнения сетевой организацией мероприятий по технологическому присоединению в соответствии с техническими условиями сетевая организация в течение одного рабочего дня составляет уведомление об обеспечении сетевой организацией возможности присоединения к электрическим сетям по форме, предусмотренной приложением N 1(1) к настоящим Правилам, в форме электронного документа и размещает это уведомление, подписанное усиленной квалифицированной электронной подписью уполномоченного лица сетевой организации, в личном кабинете заявителя. По результатам выполнения сетевой организацией и заявителем, технологическое присоединение энергопринимающих устройств которого осуществляется на уровне напряжения выше 0,4 кВ, мероприятий по технологическому присоединению в соответствии с техническими условиями сетевая организация составляет в форме электронных документов и размещает в личном кабинете заявителя акт о выполнении технических условий по форме, предусмотренной приложением N 15 к настоящим Правилам, содержащий перечень мероприятий, реализованных в соответствии с техническими условиями, и акт об осуществлении технологического присоединения по форме, предусмотренной приложением N 1 к настоящим Правилам, подписанные усиленной квалифицированной электронной подписью уполномоченного лица сетевой организации, о чем сетевая организация не позднее окончания рабочего дня, в течение которого были составлены и размещены указанные документы, обязана уведомить заявителя.
Из материалов дела усматривается, что Долгих В.А. обратился в Управление Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области с заявлением о совершении ОГУЭП «Облкоммунэнерго» административного правонарушения, предусмотренного ст. 9.21 КоАП РФ, выразившегося в нарушении срока выполнения мероприятий по технологическому присоединению по электрическим сетям энергопринимающих устройств заявителя по договору № АЭС-22/Фл-14 от 10.02.2022 г.
В ходе административного расследования установлено, что между Долгих В.А. и ОГУЭП «Облкоммунэнерго» 10.02.2022 г. заключен договор № АЭС-22/Фл-14 об осуществлении технологического присоединения для электроснабжения жилого дома, расположенного по адресу: Иркутская область, Усольский район, п. Раздолье, ул. Зеленая, 2б.
В соответствии с п. 5 договора № от ДД.ММ.ГГГГ г. срок выполнения мероприятий по технологическому присоединению составляет 6 месяцев со дня заключения договора.
В нарушение условий договора, ОГУЭП «Облкоммунэнерго» в установленный срок свою часть мероприятий по технологическому присоединению не выполнило.
Указанные обстоятельства послужили основанием для привлечения генерального директора ОГУЭП «Облкоммунэнерго» Анфиногенова А.Ю. к административной ответственности по ч. 1 ст. 9.21 КоАП РФ.
Проверив материалы дела, судья приходит к выводу, что фактические обстоятельства дела подтверждаются собранными по делу доказательствами, являющимися допустимыми, достоверными и достаточными, а именно: протоколом об административном правонарушении от 10 февраля 2023 года, копией Устава ОГУЭП «Облкоммунэнерго»; копией заявки Долгих В.А. на технологического присоединение; копией договора аренды земельного участка от 16 декабря 2021 г.; копией договора № от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного между ОГУЭП «Облкоммунэнерго» и Долгих В. А. об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям; копией обращения Долгих В. А. в УФАС по Иркутской области о нарушении сроков технологического присоединения к электрическим сетям ОГУЭП «Облкоммунэнерго»; выпиской из ЕГРЮЛ, содержащей сведения о юридическом лице - ОГУЭП «Облкоммунэнерго» и его руководителе, и иными собранными по делу доказательствами.
При рассмотрении дела в соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях были всесторонне, полно, объективно и своевременно выяснены обстоятельства совершенного административного правонарушения. Так, в силу требований статьи 26.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях установлены наличие события административного правонарушения, в том числе, приведены допущенные нарушения действующего законодательства, определено должностное лицо; установлена виновность указанного лица в совершении административного правонарушения; а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Следовательно, действиям Анфиногенова А.Ю. дана правильная квалификация по ч. 1 ст. 9.21 Кодекса РФ об административных правонарушениях, а должностное лицо Административного органа правильно пришло к выводу, что имело место нарушение требований приведенных выше положений Правил технологического присоединения.
Довод жалобы о том, что Анфиногенов А.Ю. является ненадлежащим субъектом правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судом отклоняется.
В силу части 1 ст. 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей. Поскольку руководитель юридического лица является единоличным исполнительным органом предприятия, осуществляет руководство текущей деятельностью предприятия, контролирует работу и обеспечивает эффективное взаимодействие структурных подразделений и служб Предприятия что следует из пп. 7.1, 7.3 Устава юридического лица, следовательно, Анфиногенов А.Ю. правомерно привлечен к ответственности как должностное лицо, ответственное за деятельность юридического лица, которое он возглавляет.
Доводы жалобы о ненадлежащем извещении Анфиногенова А.Ю. о дате и времени рассмотрения дела об административном правонарушении судом отклоняются, как несостоятельные.
В силу действующего законодательства лицо, в отношении которого ведется производство по делу, считается извещенным и в случае, когда из указанного им места жительства (регистрации) поступило сообщение об отсутствии адресата по указанному адресу, о том, что лицо фактически не проживает по этому адресу либо отказалось от получения почтового отправления, а также в случае возвращения почтового отправления с отметкой об истечении срока хранения. Риск неполучения поступившей корреспонденции несет адресат.
Судьей установлено, что согласно выписки из ЕГРЮЛ по запросам органов государственной власти, имеющих право на получение закрытых сведений, исследованной в ходе судебного заседания, Анфиногенов А.Ю. значится зарегистрированным по адресу: <адрес>.
Как следует из материалов дела и установлено судьей, определение о назначении времени и места рассмотрения дела об административном правонарушении, назначенного на ДД.ММ.ГГГГ в 11-30 час. направлено Анфиногенову А.Ю. 01.03.2023 г. по адресу регистрации, согласно вышеуказанной выписки: <адрес>, заказным письмом с уведомлением.
Согласно Отчету об отслеживании отправления с почтовым идентификатором № письмо поступило на почтовое отделение по месту жительства Анфиногенова А.Ю., в том числе и согласующемуся с адресом места жительства последнего, указанным защитником в жалобе 01.03.2023 года, 03.03.2023 имела место неудачная попытка вручения, почтовое отправление хранилось в отделении для вручения, после чего 12.03.2023 г. было возвращено отправителю из-за истечения срока хранения.
В силу пункта 34 приказа Минкомсвязи России от 31.07.2014 N 234 "Об утверждении Правил оказания услуг почтовой связи" почтовые отправления разряда "судебное" и разряда "административное" при невозможности их вручения адресатам (их уполномоченным представителям) хранятся в объектах почтовой связи места назначения в течение 7 дней.
Аналогичные нормы содержатся в "Порядке приема и вручения внутренних регистрируемых почтовых отправлений", утвержденных приказом АО "Почта России" от 21 июня 2022 г. N 230-п.
Поскольку информация о почтовых отправлениях отражается в обязательном порядке в информационной системе ФГУП «Почта России», должностное лицо Административного органа вправе принимать во внимание такую информацию, размещенную на официальном сайте ФГУП "Почта России" (https://www.pochta.ru/).
С учетом изложенного, нарушений правил доставки почтовой корреспонденции Анфиногенову А.Ю., судьей не установлено.
Доказательств, свидетельствующих о том, что почтовая корреспонденция не была получена Анфиногеновым А.Ю. по не зависящим от него обстоятельствам, в материалах дела не содержится. Таким образом, учитывая, что риск неполучения поступившей корреспонденции несет адресат, должностным лицом, вынесшим постановление предприняты все надлежащие меры к направлению уведомления о дате, времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении, что подтверждается материалами дела.
Доводы жалобы об отсутствии оснований для возбуждения дела об административном правонарушении являются несостоятельными, поскольку основаны на неверном толковании закона. Согласно представленным материалам, дело об административном правонарушении по ч. 1 ст. 9.21 КоАП РФ в отношении генерального директора ОГУЭП «Облкоммунэнерго» Анфиногенова А.Ю. должностным лицом Управления Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области было возбуждено на основании обращения гражданина Долгих В.А., являющегося заявителем по договору № от 10.02.2022 г. об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям, заключенному с ОГУЭП «Облкоммунэнерго», что не противоречит положениям ст. 28.1 КоАП РФ.
Вопреки доводам жалобы нарушение установленного статьей 28.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях срока составления протокола об административном правонарушении не является существенным нарушением, поскольку этот срок не является пресекательным, и не исключает производство по делу об административном правонарушении.
Протокол об административном правонарушении составлен с соблюдением требований статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, содержит необходимые сведения, которые должны быть отражены в данном процессуальном документе в силу части 2 указанной статьи, в том числе относительно обстоятельств административного правонарушения. Событие административного правонарушения описано в протоколе надлежащим образом с учетом диспозиции части 1 статьи 9.21 названного Кодекса и с указанием на все обстоятельства, подлежащие выяснению по делу об административном правонарушении. Обжалуемое постановление вынесено в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, предусмотренного ч. 1 ст. 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Довод жалобы стороны защиты о том, что отношения сторон носят гражданско-правовой характер, не может служить основанием для отмены постановления должностного лица, поскольку не опровергает выводы должностного лица о совершении Анфиногеновым А.Ю. состава административного правонарушения предусмотренного ч. 1 ст. 9.21 КоАП РФ.
В целом доводы, изложенные в жалобе, сводятся к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования и оценки должностного лица, а также к выражению несогласия с произведенной оценкой обстоятельств дела и представленных по делу доказательств, выполненной в соответствии с положениями ст. 26.11 КоАП РФ, не содержат правовых аргументов, ставящих под сомнение законность и обоснованность обжалуемого постановления должностного лица, поскольку по существу направлены на переоценку установленных по делу фактических обстоятельств, они не нашли своего подтверждения в материалах настоящего дела об административном правонарушении, противоречат совокупности собранных по делу доказательств, не ставят под сомнение наличие в деянии генерального директора ОГУЭП «Облкоммунэнерго» Анфиногенова А.Ю. объективной стороны состава административного правонарушения, за которое он привлечен к ответственности.
Несогласие заявителя с оценкой имеющихся в деле доказательств, с толкованием норм КоАП РФ и положений действующего законодательства, относимых к рассматриваемой ситуации, не свидетельствует о том, что по делу допущены нарушения норм материального права и (или) предусмотренные Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях процессуальные требования, не позволившие всесторонне, полно и объективно его рассмотреть.
Объективно оценив фактические обстоятельства по делу и представленные доказательства, должностное лицо административного органа пришло к правильному выводу о наличии события административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 9.21 КоАП РФ, и доказанности вины Анфиногенова А.Ю. в совершении данного правонарушения.
Согласно ст. 2.9 Кодекса РФ об административных правонарушениях при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Исходя из характера и степени потенциальной опасности административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, посягающего на установленный действующим законодательством порядок обеспечения недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, а также обстоятельств совершения административного правонарушения, оснований для признания указанного деяния малозначительным и освобождения заявителя от административной ответственности на основании статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не имеется. Доказательств, свидетельствующих об отсутствии существенного нарушения охраняемых общественных отношений, в материалах дела нет и заявителем не представлено.
Также судом не установлено и оснований для применения положений ст. 4.1.1 КоАП РФ и освобождения от административной ответственности, поскольку совокупности условий, необходимых для их применения по делу не имеется.
Административное наказание в виде штрафа назначено должностному лицу в строгом соответствии с требованиями Кодекса РФ об административных правонарушениях, в пределах санкции, установленной ч. 1 ст. 9.21 названного Кодекса.
Назначенное административное наказание согласуется с его предупредительными целями, соответствует принципам законности, справедливости, неотвратимости и целесообразности юридической ответственности.
При таких обстоятельствах оснований для удовлетворения жалобы не усматривается.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.6 – 30.8 Кодекса РФ об административных правонарушениях, судья
РЕШИЛ:
░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░.░░.░░░░ №, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ – ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░.░., ░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░. 1 ░░. 9.21 ░░░░ ░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ «░░░░░░░░░░░░░░░» ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ – ░░░ ░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ 10 ░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░