Дело № 2-1575/2022
64RS0043-01-2022-001401-67
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
21 июня 2022г. г. Саратов
Волжский районный суд г. Саратова в составе:
председательствующего судьи Даниленко А.А.,
при секретаре судебного заседания ФИО4
с участием истца, представителя истца, представителя ответчика
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО2, несовершеннолетней ФИО1 к администрации муниципального образования «<адрес>», о предоставлении жилых помещений
установил:
истцы обратились в суд с иском к администрации муниципального образования «<адрес>», о предоставлении жилых помещений, в обоснование которого указали, что 16.02.2011г. ФИО2 на основании договора купли – продажи стала собственницей 28/100 доли в праве общей долевой собственности на трехкомнатную квартиру полезной площадью 61,6 кв.м., жилой площадью 40,6 кв.м., состоящую из трех жилых комнат размером 17,5 кв.м., 11,3 кв.м., 11,8 кв.м., кухни 7,8 кв.м., ванной 4,1 кв.м., туалета 1,4 кв.м., коридоров 5,7 кв.м., 2 кв.м., расположенной в пятиэтажном кирпичном жилом доме на втором этаже, по адресу: <адрес>, комната 23/2, площадью 11,3 кв.м. Другие 43/100 доли в этой же квартире, принадлежали ФИО5 на основании договора купли- продажи от 20.01.2000г. Согласно вышеуказанного договора отчуждаемые ему 43/100 долей квартиры состоят из одной жилой комнаты площадью 17,5 кв.м., номер комнаты 23. ФИО1, 07.08.2004г.р., с рождения зарегистрирована и проживает в комнате №. Указывают, что 22.04.2014г. ФИО5 умер. После его смерти наследниками по закону являются истцы. На основании свидетельства о праве на наследование после умершего ФИО5 каждой истице принадлежит по ? доли в комнате 23. Согласно выписке из ЕГРН от 31.08.2021г. ФИО2 принадлежит 99/200 долей в вышеуказанной квартире, а ФИО1 – 43/200 долей. Указывают, что 99/200 долей в трехкомнатной коммунальной квартире общей площадью 61,6 кв.м. составляют 30,5 кв.м. от общей площади квартиры, 43/200 долей составляют – 13,24 кв.м. от общей площади квартиры. Каждая из истиц проживает в своих комнатах и ведет раздельное друг от друга хозяйство. На основании заключения межведомственной комиссии от 10.08.2016г. №/з и распоряжения администрации муниципального образования «<адрес>» №-р от 17.10.2016г. многоквартирный жилой <адрес> по проспекту Энтузиастов в <адрес> признан аварийным и подлежащим реконструкции. Постановлением администрации МО «<адрес>» № от 01.07.2019г «Об утверждении ведомственной целевой программы «Переселение граждан <адрес> из аварийного жилищного фонда в 2019-2025 годах» аварийный дом, расположенный по адресу: <адрес> включен в указанную ведомственную целевую программу. Срок переселения установлен до 31.12.2020г. Постановлением администрации МО «<адрес>» от 24.08.2020г. № «Об изъятии земельного участка и жилых помещений для муниципальных нужд» земельный участок с кадастровым номером 64:48:020358:77, расположенный по адресу: <адрес> жилые помещения, расположенные в многоквартирном <адрес> изымаются для муниципальных нужд. Просили обязать администрацию муниципального образования «<адрес>» предоставить ФИО2 в собственность благоустроенное жилое помещение общей площадью не менее 30,5 кв.м. взамен изымаемого аварийного жилья, расположенного по адресу: <адрес>; обязать администрацию муниципального образования «<адрес>» предоставить ФИО1 в собственность благоустроенное жилое помещение общей площадью не менее 13,24 кв.м. взамен изымаемого аварийного жилья, расположенного по адресу: <адрес> ком. 23.
Истица ФИО2 и ее представитель в судебном заседании поддержали заявленные исковые требования, просили удовлетворить.
Представитель ответчика в судебном заседании возражал против заявленных требований, просил отказать в их удовлетворении.
Иные лица участвующие в деле в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом. Суд определил рассмотреть дело в отсутствии не явившихся лиц, в порядке ст. 167 ГПК РФ.
Выслушав участников процесса, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Провозглашенные в Конституции Российской Федерации цели социальной политики Российской Федерации предопределяют обязанность государства заботиться о благополучии своих граждан, их социальной защищенности и обеспечении нормальных условий существования (Постановление от ДД.ММ.ГГГГ №-П, Определение от ДД.ММ.ГГГГ №-О). В свою очередь, человек, если в силу объективных причин не способен самостоятельно достичь достойного уровня жизни, вправе рассчитывать на получение поддержки со стороны государства и общества.
Эти конституционные начала взаимоотношений личности, общества и государства в социальной сфере, распространяются также на отношения, связанные с осуществлением права на жилище, которое получило, в том числе международно-правовое признание в качестве одного из необходимых условий гарантирования права на достойный жизненный уровень. Статьей 25 Всеобщей декларации прав человека определено, что в жизненный уровень человека, необходимый для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи, включается такой обязательный компонент, как жилище.
Неотъемлемое право каждого человека на жилище закреплено также в Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах (ст. 11). При этом как следует из п.1 ст. 12 Международного пакта о гражданских и политических правах, право на жилище должно реализовываться при условии свободы выбора человека места жительства.
Необходимость уважения жилища человека констатирована и в ст. 8 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод.
С учетом положений международно-правовых актов в ст. 40 Конституции Российской Федерации закреплено право каждого на жилище.
Вместе с тем, закрепляя право граждан на жилище, Конституция Российской Федерации одновременно возлагает на органы государственной власти и органы местного самоуправления обязанность по созданию условий для осуществления права на жилище, при этом, она предусматривает, что малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (ст. 40 Конституции).
Реализуя эту конституционную обязанность, федеральное законодательство предусмотрело для случаев признания жилого помещения в установленном порядке непригодным для проживания и не подлежащим ремонту и реконструкции возможность предоставления гражданам жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке (пункт 1 части 2 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации) при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства применительно к предоставлению жилых помещений по договорам социального найма и подтверждения объективной нуждаемости в жилом помещении.
При этом, федеральное законодательство не связывает возможность признания гражданина нуждающимся в получении жилого помещения с конкретным правом, на котором ему принадлежит (или ранее принадлежало) жилое помещение, а поэтому нуждающимся, по смыслу приведенных законоположений, может быть признан как наниматель по договору социального найма, так и собственник жилого помещения.
Как установлено в судебном заседании, ФИО5 и ФИО2 состояли в зарегистрированном браке с 09.07.20004г.
От брака имеют дочь ФИО1, 07.08.2004г.р.
ФИО5 являлся собственником 43/100 доли в <адрес> в <адрес>, на основании договора купли - продажи от 20.01.2000г.
Согласно вышеуказанного договора отчуждаемые ему 43/100 долей квартиры состоят из одной жилой комнаты площадью 17,5 кв.м., номер комнаты 23.
ФИО2 является собственником 28/100 доли в праве общей долевой собственности трехкомнатной квартиры, расположенной по адресу: <адрес>, на основании договора купли - продажи от 16.02.2011г.
При этом указанная доля приобретена в период брака ФИО2 с ФИО5, им дано согласие как супругом на приобретение указанной доли. Также в согласии указано, что отсутствует брачный договор.
22.04.2014г. ФИО5 умер, наследниками по закону являются ФИО2 и ФИО1
На основании свидетельства о праве на наследование после умершего ФИО5, каждой истице принадлежит по ? доли в комнате 23.
Таким образом, согласно выписке из ЕГРН от 31.08.2021г., ФИО2 принадлежит 99/200 долей, а ФИО1 – 43/200 долей в <адрес> по проспекту Энтузиастов <адрес>, общей площадью 61,6 кв.м. с кадастровым номером №.
Истица ФИО1 зарегистрирована в указанном помещении с 04.03.2005г., изложенное подтверждается сведениями отдела адресно-справочной работы Управления по вопросам миграции ГУ МВД России по <адрес>.
Истица ФИО2 зарегистрирована по адресу: <адрес>, изложенное подтверждается сведениями отдела адресно-справочной работы Управления по вопросам миграции ГУ МВД России по <адрес>.
Согласно заключению межведомственной комиссии от 10.08.2016г. №/з и распоряжением администрации муниципального образования «<адрес>» №-р от 17.10.2016г. многоквартирный жилой <адрес> по проспекту Энтузиастов в <адрес> признан аварийным и подлежащим реконструкции.
В соответствии с п. 3 распоряжения на администрацию <адрес> муниципального образования «<адрес>», Комитет по управлению имуществом <адрес> возложена обязанность по осуществлению мероприятий по предоставлению гражданам жилых помещений, не менее ранее занимаемых.
Постановлением администрации МО «<адрес>» № от 01.07.2019г «Об утверждении ведомственной целевой программы «Переселение граждан <адрес> из аварийного жилищного фонда в 2019-2025 годах» аварийный дом, расположенный по адресу: <адрес> включен в указанную ведомственную целевую программу. Срок переселения установлен до 31.12.2020г.
Постановлением администрации МО «<адрес>» от 24.08.2020г. № «Об изъятии земельного участка и жилых помещений для муниципальных нужд» земельный участок с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес> жилые помещения, расположенные в многоквартирном <адрес> изымаются для муниципальных нужд.
Распоряжением администрации МО «<адрес>» от 26.11.2021г. №-р многоквартирный жилой <адрес> по проспекту Энтузиастов в <адрес> признан аварийным и подлежащим сносу.
В соответствии с ч.1, п.1 ч.2 ст.57 ЖК РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев. Вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат.
В соответствии с п.7 раздела 1 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2006г. №, (далее Положение)- признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляется межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях (далее комиссия) на основании оценки соответствия указанных помещения и дома установленным в настоящем Положении требованиям.
Орган местного самоуправления создает в установленном им порядке комиссию для оценки жилых помещений муниципального жилищного фонда.
Согласно п. 48 Положения - по окончании работы комиссия составляет в 3 экземплярах заключение о признании помещения пригодным (непригодным) для постоянного проживания по форме согласно приложению N 1.
В соответствии с п. 49 Положения - на основании полученного заключения соответствующий федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления принимает решение и издает распоряжение с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции или о признании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ.
Согласно ч.3 ст. 85 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане выселяются из жилых помещений с предоставлением других благоустроенных жилых помещений по договорам социального найма в случае, если жилое помещение признано непригодным для проживания, дом, в котором находится жилое помещение, подлежит сносу.
В соответствии с п.п.1, 2 ст. 89 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставляемое гражданам в связи с выселением по основаниям, которые предусмотрены статьями 86 - 88 настоящего Кодекса, другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в границах данного населенного пункта. В случаях, предусмотренных федеральным законом, такое предоставляемое жилое помещение с согласия в письменной форме граждан может находиться в границах другого населенного пункта субъекта Российской Федерации, на территории которого расположено ранее занимаемое жилое помещение.
Следовательно, законом установлены определенные требования к жилому помещению, которое предоставляется в связи с признанием дома непригодным для проживания.
Из изложенного следует, что поскольку жилое помещение гражданам предоставляется не в связи с улучшением жилищных условий, а в связи с признанием дома аварийным, то предоставляемое жилье должно быть равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению.
Если наниматель и проживающие совместно с ним члены его семьи до выселения занимали квартиру или не менее чем две комнаты, наниматель соответственно имеет право на получение квартиры или на получение жилого помещения, состоящего из того же числа комнат, в коммунальной квартире.
В соответствии с ч.2 ст. 52 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных настоящим Кодексом случаев.
Обстоятельства, с которыми суд связывает обязанность ответчика предоставить истцам вне очереди жилое помещение, возникли в связи с признанием дома непригодным для проживания, аварийным и подлежащим сносу.
Требования о предоставлении жилого помещения подлежат удовлетворению, поскольку бездействие органа местного самоуправления по ликвидации жилого фонда, непригодного для проживания, неисполнение положений жилищного законодательства по обеспечению жилищных прав лиц, проживающих в доме, непригодном для проживания, не лишает граждан права требовать защиты их прав, в том числе путем предоставления другого жилого помещения.
Пункт 1 Статьи 6 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод (Рим, ДД.ММ.ГГГГг.), насколько это относится к настоящему делу, предусматривает: каждый в случае спора о его гражданских правах и обязанностях... имеет право на справедливое... разбирательство дела... судом... ".
ФИО1 не имеет в собственности иного жилого помещения.
ФИО2 имеет в собственности земельный участок, жилое здание на нем, площадью 25 кв.м. расположенные по адресу: <адрес>
Изложенное подтверждается сведениями из Единого государственного реестра недвижимости.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу о предоставлении истцам другого благоустроенного помещения, но одного на двоих. Оснований для предоставления каждому из истцов отдельного жилого помещения суд не усматривает по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 21 ГК РФ способность гражданина своими действиями приобретать и осуществлять гражданские права, создавать для себя гражданские обязанности и исполнять их (гражданская дееспособность) возникает в полном объеме с наступлением совершеннолетия, то есть по достижении восемнадцатилетнего возраста. В случае, когда законом допускается вступление в брак до достижения восемнадцати лет, гражданин, не достигший восемнадцатилетнего возраста, приобретает дееспособность в полном объеме со времени вступления в брак. Приобретенная в результате заключения брака дееспособность сохраняется в полном объеме и в случае расторжения брака до достижения восемнадцати лет. При признании брака недействительным суд может принять решение об утрате несовершеннолетним супругом полной дееспособности с момента, определяемого судом.
В силу ст. 26 ГК РФ несовершеннолетние в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет совершают сделки, за исключением названных в пункте 2 настоящей статьи, с письменного согласия своих законных представителей - родителей, усыновителей или попечителя. Несовершеннолетние в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет вправе самостоятельно, без согласия родителей, усыновителей и попечителя: 1) распоряжаться своими заработком, стипендией и иными доходами; 2) осуществлять права автора произведения науки, литературы или искусства, изобретения или иного охраняемого законом результата своей интеллектуальной деятельности; 3) в соответствии с законом вносить вклады в кредитные организации и распоряжаться ими; 4) совершать мелкие бытовые сделки и иные сделки, предусмотренные пунктом 2 статьи 28 настоящего Кодекса. По достижении шестнадцати лет несовершеннолетние также вправе быть членами кооперативов в соответствии с законами о кооперативах.
Согласно ст.27 ГК РФ несовершеннолетний, достигший шестнадцати лет, может быть объявлен полностью дееспособным, если он работает по трудовому договору, в том числе по контракту, или с согласия родителей, усыновителей или попечителя занимается предпринимательской деятельностью. Объявление несовершеннолетнего полностью дееспособным (эмансипация) производится по решению органа опеки и попечительства - с согласия обоих родителей, усыновителей или попечителя либо при отсутствии такого согласия - по решению суда. Родители, усыновители и попечитель не несут ответственности по обязательствам эмансипированного несовершеннолетнего, в частности по обязательствам, возникшим вследствие причинения им вреда.
Из материалов дела следует, что истцы ФИО2, несовершеннолетняя ФИО1, которой на данный момент исполнилось 17 лет, являются родственниками матерью и дочерью, занимают две комнаты в отдельной квартире, общей площадью 43,73 кв.м., доказательств эмансипации ФИО1 суду не представлено.
Сам по себе факт проживания истиц в разных комнатах, получение ФИО1 от государства выплат в связи с потерей кормильца, не является основанием для признания ее эмансипированной и не влечет обязанность по предоставлению истцам отдельных жилых помещений.
В связи с чем, ФИО2, несовершеннолетней ФИО1 подлежит предоставлению жилое помещение общей площадью не менее 43,73 кв.м. и состоящее из двух комнат, в соответствии с характеристиками помещений ранее занимаемых и учетом компенсационной природы вновь предоставляемого помещения.
Основания для предоставления каждому истцу отдельного жилого помещения отсутствуют.
Решение вопроса о признании жилых помещений непригодными для проживания и многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу или реконструкции законодательство относит к исключительной компетенции межведомственной комиссии, создаваемой в зависимости от принадлежности жилого дома к соответствующему жилищному фонду федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления.
Решение о признании жилого дома, расположенного по адресу: <адрес> непригодным для проживания принималось в установленном жилищном законодательством порядке.
Определяя надлежащего ответчика по делу – Администрацию муниципального образования «<адрес>» суд исходил из положений Жилищного Кодекса Российской Федерации, в соответствии с которыми обязанность по обеспечению жилыми помещениями граждан, проживающих в жилых помещениях признанными непригодными для проживания возложена на органы государственной власти или органы местного самоуправления, принявшие решение о непригодности такого помещения.
Однако органами местного самоуправления меры к расселению истца приняты не были.
Данное существующее положение не соответствует требованиям статьи 7 Конституции Российской Федерации, гарантирующей создание гражданам Российской Федерации условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Возложенные на орган местного самоуправления законом обязанности по вопросу расселения граждан из непригодного жилья до настоящего времени не исполнены. Доказательств невозможности исполнения указанной обязанности не представлено.
Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ «<░░░░░>» ░░░░░░░░░░░░ ░░░2, ░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░1 ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ <░░░░░>, ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░ 43,73 ░░.░. ░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░.
░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░2, ░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░1 ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ 99/200 ░ 43/200 ░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░, ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ № ░░ ░░░░░░: <░░░░░> ░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ «<░░░░░>».
░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ <░░░░░> ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░