Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-2049/2022 ~ М-1073/2022 от 24.03.2022

    Дело № 2-2049/2022

            РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

    15 августа 2022 года Королёвский городской суд Московской области в составе:

    председательствующего судьи Васильевой Е.В.,

    при секретаре ФИО2,

    рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску    Прокурора г.Королёв Московской области в защиту прав, свобод и законных интересов неопределённого круга лиц к МБДОУ г.о.Королёв Московской области «Детский сад компенсирующего вида «Чебурашка» о понуждении совершить определённые действия,

    УСТАНОВИЛ:

    Прокурор г.Королёв Московской области в защиту прав, свобод и законных интересов неопределённого круга лиц обратился в суд с иском к МБДОУ г.о.Королёв Московской области «Детский сад компенсирующего вида № 23 «Чебурашка» о понуждении совершить определённые действия, ссылаясь на то, что прокуратурой г.Королёва Московской области была проведена проверка соблюдения требований федерального законодательства при подготовке образовательных учреждений к началу 2021/2022 учебного года. Учредителем муниципальных дошкольных образовательных учреждений г.о.Королёв Московской области является муниципальной образование «Городской округ Королёв Московской области» в лице Администрации г.о.Королёв Московской области. Функции и полномочия Учредителя осуществляет Комитет образования Администрации г.о.Королёв Московской области.

    Далее истец указывает, что согласно п.15 ч.3, п.2 ч.6 ст.28 ФЗ «Об образовании в РФ» от 29.12.2012 года № 273-ФЗ, к компетенции образовательных организаций относится создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья, организации питания обучающихся и работников образовательной организации. Образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе, создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра, ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации. Охрана здоровья обучающихся включает в себя обеспечение безопасности обучающихся и работников во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность (п.8 ч.1 ст.41 указанного ФЗ). Санитарно-эпидемиологические требования к обеспечению безопасных условий образовательной деятельности, оказания услуг по воспитанию и обучению, уходу и присмотру за детьми установлены санитарными правилами СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодёжи», утв. Постановлением Главного государственного санитарного вреда РФ от 28.09.2020 года № 28 (далее – СП 2.4.3648-20), «СП 118.13330.2012*.Свод правил. Общественные здания и сооружения. Актуализированная редакция СНиП 31-06-2009», утв. Приказом Минрегиона России от 29.12.2011 № 635/10 (далее – СП 118.13330.2012*), которые являются обязательными для исполнения гражданами, юридическими лицами. В соответствии с п.п. 6.1. 6.2 СП 118.13330.2012*, здание должно быть возведено и оборудовано таким образом, чтобы предупредить возможность получения травм посетителями и работающими в нём при передвижении внутри и около здания, при входе и выходе из здания, а также при пользовании его подвижными элементами и инженерным оборудованием. Несущие конструкции задний должны быть запроектированы и возведены таким образом, чтобы в процессе их строительства и в расчётных условиях эксплуатации была исключена возможность: разрушений конструкций вследствие достижения предельного состояния первой группы, приводящих к необходимости прекращения эксплуатации задний; недопустимого ухудшения эксплуатационных свойств конструкций или зданий в целом вследствие деформаций или образования трещин и достижения предельного состояния второй группы; повреждения конструкция, нарушающих их расчётные параметры. Согласно п.2.5.3 СП 2.4.3648-20, стены и потолки помещений не должны иметь дефектов и повреждений.

    Далее истец указывает, что в нарушение указанных санитарно-эпидемиологических требований в здании МБДОУ «Детский сад № 23 Чебурашка» по адресу: <адрес>. в кирпичной кладке наружной стены здания детского сада имеется трещина, ввиду этого часть помещений в группах 1 и 2 этажей закрыты и не эксплуатируются. Согласно техническому заключению по результатам обследования в 2012 году МУП «УЕЗ» состояния конструкций МБДОУ «Детский сад № 23 Чебурашка» были выявлены дефекты: наклонные и косые трещины в кирпичной кладке наружных и внутренних стен в районах оконных и дверных проёмов; развития трещины и отделение кирпичных стен пристроек от кирпичных стен основного здания; образование трещин и смещение плоскости полов 2-го этажа пристройки; смещение участка кирпичной стены из-под перемычек над дверным проёмом 2-го этажа, между помещениями спальни и кладовой (стены заваливается наружу) в пристройке. По результатам проведённой прокуратурой проверки, в адрес Главы г.о.Королёв <адрес> ДД.ММ.ГГГГ было внесено представление об устранении выявленных нарушений закона. По результатам рассмотрения представления проведено строительно-техническое исследование образовательного учреждения.

    Далее истец ссылается на то, что согласно техническому заключению по результатам обследования в 2021 году АОН «УГМ-С» состояния конструкций МБДОУ «Детский сад № 23 Чебурашка» - выявлены множественные дефекты: трещины сквозные, трещины полосные в фундаментной плите подвала, перекрытий, по несущим стенам и ограждающим конструкциям, перегородкам и плитам перекрытий, повреждения отделочного слоя, отслоение штукатурки, трещины отмостки здания, аварийное состояние системы канализации и водостока. Трещины в несущих стенах являются недопустимым дефектом механической безопасности состояния строительных конструкций и пожарной безопасности здания. Сооружения (ст.ст.2, 8, 7 Федерального закона от 30.12.2009 года № 384-ФЗ «Технический регламент безопасности зданий и сооружений»). В нарушение «СП 13-102-2003.Правила обследования несущих строительных конструкций зданий и сооружений», состояние стен и перекрытий характеризуется как недопустимое. Часть конструкций находится в аварийном состоянии, конструкции имеют значительные и критические дефекты, создают угрозу для жизни и здоровья пребывающих в пристройке граждан.

    Прокурор, ссылаясь на то, что должных мер со стороны МБДОУ «Детский сад № 23 Чебурашка» и учредителя – Администрации г.о.Королёв Московской области к устранению выявленных нарушений с 2012 года и по настоящее время не принято, нарушения являются длящимися и в настоящее время не устранены, что нарушает права неопределённого круга лиц на безопасное и надлежащее дошкольное образование, просит суд: признать бездействие МБДОУ г.о.Королёв Московской области «Детский сад компенсирующего вида № 23 «Чебурашка», выразившееся в непроведении капитального ремонта здания учреждения, незаконным; обязать МБДОУ г.о.Королёв Московской области «Детский сад компенсирующего вида № 23 «Чебурашка» произвести изготовление проектно-сметной документации, а также проведения экспертизы данной проектно-сметной документации для осуществления капитального ремонта здания МБДОУ «Детский сад № 23 «Чебурашка» в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу. (л.д. 162-166)

    04 июля 2022 года судом к участию в деле в качестве третьего лица привлечён Комитет образования Администрации г.о.Королёв Московской области.

    Представитель истца – помощник прокурора ФИО3 в судебное заседание явился, исковые требования поддержал, просил суд их удовлетворить.

    Представитель ответчика - МБДОУ «Детский сад № 23 «Чебурашка» ФИО4 в судебное заседание явилась, исковые требования признала частично, пояснив, что зданию действительно необходим капитальный ремонт, до проведения которого необходимо изготовить проектно-сметную документацию, при этом, соблюсти все необходимые процедуры, для чего в общей сложности потребуется около 10 месяцев.

    Представитель третьего лица – Администрации г.о.Королёв Московской области ФИО5 в судебное заседание явилась, доводы представителя ответчика поддержала.

    Представитель третьего лица - Комитета образования Администрации г.о.Королёв Московской области ФИО6 в судебное заседание явилась, доводы представителя ответчика поддержала.

    Суд, рассмотрев дело, выслушав пояснения представителей сторон, исследовав письменные материалы дела, приходит к следующему.

В соответствии со статьей 4 Федерального закона от 24 июля 1998 года N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" целями государственной политики в интересах детей является защита детей от факторов, негативно влияющих на их физическое, интеллектуальное, психическое, духовное и нравственное развитие.

Согласно пунктам 2, 15 части 3 статьи 28 Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относится материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья обучающихся.

В соответствии с пунктом 2 части 6 статьи 28 Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" образовательная организация обязана создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.

Согласно пункту 8 части 1 статьи 41 указанного Закона охрана здоровья обучающихся включает в себя обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность.

В силу ч. 2, 3 ст. 9.2 Федерального закона от 12 января 1996 года N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" бюджетное учреждение осуществляет свою деятельность в соответствии с предметом и целями деятельности, определенными в соответствии с федеральными законами, иными нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами, уставом и государственным заданием, утверждаемым учредителем (соответствующим органом, осуществляющий функции и полномочия учредителя).

Финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания бюджетным учреждением осуществляется в виде субсидий из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

Согласно пункту 3 части 1 статьи 17 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления муниципальных районов обладают полномочиями по финансированию муниципальных учреждений.

Пунктом 5 части 1 статьи 9 Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" предусмотрено, что к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относится обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий.

Согласно статьи 210 Гражданского кодекса Российской Федерации - собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

    Судом установлено, что прокуратурой г.Королёва Московской области была проведена проверка соблюдения требований федерального законодательства при подготовке образовательных учреждений к началу 2021/2022 учебного года.

    В ходе проведённой проверки было установлено, что в здании МБДОУ «Детский сад № 23 Чебурашка» по адресу: <адрес> являющемся муниципальным дошкольным образовательным учреждением, выявлены нарушения санитарно-эпидемиологических требований СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодёжи», утв. Постановлением Главного государственного санитарного вреда РФ от 28.09.2020 года № 28 ( далее – СП 2.4.3648-20), «СП 118.13330.2012*.Свод правил. Общественные здания и сооружения. Актуализированная редакция СНиП 31-06-2009», утв. Приказом Минрегиона России от 29.12.2011 № 635/10 (далее – СП 118.13330.2012*), которые являются обязательными для исполнения гражданами, юридическими лицами.

    По результатам проведённой прокуратурой проверки, в адрес Главы г.о.Королёв Московской области ДД.ММ.ГГГГ было внесено представление об устранении выявленных нарушений закона. (л.д. 70-73)

    В результате внесённого представления ответчиком было проведено строительно-техническое исследование здания.

    Согласно техническому заключению по результатам обследования в 2021 году АОН «УГМ-С» состояния конструкций МБДОУ «Детский сад № 23 Чебурашка» выявлены множественные дефекты: трещины сквозные, трещины полосные в фундаментной плите подвала, перекрытий, по несущим стенам и ограждающим конструкциям, перегородкам и плитам перекрытий, повреждения отделочного слоя, отслоение штукатурки, трещины отмостки здания, аварийное состояние системы канализации и водостока. Трещины в несущих стенах являются недопустимым дефектом механической безопасности состояния строительных конструкций и пожарной безопасности здания, сооружения (ст.ст.2, 8, 7 Федерального закона от 30.12.2009 года № 384-ФЗ «Технический регламент безопасности зданий и сооружений»). В нарушение «СП 13-102-2003.Правила обследования несущих строительных конструкций зданий и сооружений», состояние стен и перекрытий характеризуется как недопустимое. Часть конструкций находится в аварийном состоянии, конструкции имеют значительные и критические дефекты, создают угрозу для жизни и здоровья пребывающих в пристройке граждан. (л.д. 16-69)

    Ранее прокуратурой г.Королёв Московской области также проводились проверки соблюдения федерального законодательства по подготовке образовательных учреждений к началу учебного года.

    Согласно техническому заключению по результатам обследования в 2012 году МУП «УЕЗ» состояния конструкций МБДОУ «Детский сад № 23 Чебурашка» были выявлены дефекты: наклонные и косые трещины в кирпичной кладке наружных и внутренних стен в районах оконных и дверных проёмов; развития трещины и отделение кирпичных стен пристроек от кирпичных стен основного здания; образование трещин и смещение плоскости полов 2-го этажа пристройки; смещение участка кирпичной стены из-под перемычек над дверным проёмом 2-го этажа, между помещениями спальни и кладовой (стены заваливается наружу) в пристройке. (л.д. 12-15)

    Судом установлено и не оспаривалось сторонами, что до настоящего времени капитальный ремонт здания не проведён, проектно-сметная документация не изготовлена, экспертиза проектно-сметной документации не проведена.

     На основании изложенного, суд приходит к выводу, что исковые требования Прокурора о признании бездействий ответчика незаконными и возложении на ответчика совершить определённые действия являются обоснованными и подлежат удовлетворению.

    При определении срока исполнения решения суда суд исходит из следующего.

В силу положений статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации и статьи 3 Федерального закона от 17 ноября 1995 года N 169-ФЗ "Об архитектурной деятельности в Российской Федерации" строительство, реконструкция объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт осуществляются на основании разрешения на строительство, которое выдается органом местного самоуправления по месту нахождения земельного участка, где планируется строительство.

К заявлению о выдаче разрешения в обязательном порядке должны прилагаться помимо правоустанавливающих документов на земельный участок, также градостроительный план земельного участка, материалы проектной документации, и иные предусмотренные статьей 51 названного Кодекса документы.

Согласно части 2 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации проектная документация представляет собой документацию, содержащую материалы в текстовой форме и в виде карт (схем) и определяющую архитектурные, функционально-технологические, конструктивные и инженерно-технические решения для обеспечения строительства, реконструкции объектов капитального строительства, их частей, капитального ремонта.

Пунктом 11 данной статьи предусмотрено, что подготовка проектной документации осуществляется, в частности, на основании результатов инженерно-технических изысканий и градостроительного плана земельного участка.

Согласно пункту 12 этой же статьи в состав проектной документации объектов капитального строительства входит пояснительная записка, в том числе с результатами инженерных изысканий, техническими условиями.

В соответствии с положениями статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации проектная документация объектов капитального строительства и результаты инженерных изысканий, выполненных для подготовки такой проектной документации, подлежат экспертизе и утверждаются при наличии положительного заключения государственной экспертизы проектной документации.

Предметом экспертизы являются оценка соответствия проектной документации требованиям технических регламентов, в том числе санитарно-эпидемиологическим, экологическим требованиям, государственной охраны объектов культурного наследия, требованиям пожарной, промышленной, ядерной, радиационной и иной безопасности, а также результатам инженерных изысканий, и оценка соответствия результатов инженерных изысканий требованиям технических регламентов.

Не допускаются подготовка и реализация проектной документации без выполнения соответствующих инженерных изысканий (часть 1 статьи 47 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

Таким образом, суд полагает, что произвести работы по изготовлению проектно-сметной документации, а также осуществить проведение экспертизы данной проектно-сметной документации в короткие сроки не представляется возможным, поскольку соответствующие сроки обусловлены действующим градостроительным законодательством (ч. 1 ст. 47 ГК РФ - необходимость подготовки проектной документации для строительства или реконструкции объекта, инженерных изысканий, ст. 48 ГК РФ - архитектурно-строительное проектирование, ч. 1 ст. 49 ГК РФ - государственная экспертиза проекта), а также необходимостью выделения бюджетных средств для оплаты составления проектно-сметной документации и проведения экспертизы данной документации.

С учётом изложенного, суд полагает разумным и достаточным установить ответчику срок - 10 месяцев с даты вступления решения суда в законную силу.

    Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

    РЕШИЛ:

    Исковые требования Прокурора г.Королёв Московской области удовлетворить.

    Признать бездействие МБДОУ г.о.Королёв Московской области «Детский сад компенсирующего вида № 23 «Чебурашка», выразившееся в непроведении капитального ремонта здания учреждения, незаконным.

    Обязать МБДОУ г.о.Королёв Московской области «Детский сад компенсирующего вида № 23 «Чебурашка» произвести изготовление проектно-сметной документации, а также проведения экспертизы данной проектно-сметной документации для осуществления капитального ремонта здания МБДОУ «Детский сад № 23 «Чебурашка» в течение 10 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Московский областной суд через Королёвский городской суд Московской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья:                                                                      Е.В.Васильева

Мотивированное решение составлено 18 августа 2022 года.

Судья:                                                                      Е.В.Васильева

2-2049/2022 ~ М-1073/2022

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Прокурор г.Королева МО
Ответчики
МБДОУ г.о. Королев МО "Детский сад компенсирующего вида № 23 "Чебурашка"
Другие
Администрация г.о. Королев МО
Комитет образования Администрации г.о. Королев
Суд
Королёвский городской суд Московской области
Судья
Васильева Елена Валериевна
Дело на странице суда
korolev--mo.sudrf.ru
24.03.2022Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
24.03.2022Передача материалов судье
29.03.2022Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
04.05.2022Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
04.05.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
30.05.2022Подготовка дела (собеседование)
30.05.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
20.06.2022Судебное заседание
04.07.2022Судебное заседание
04.07.2022Судебное заседание
25.07.2022Судебное заседание
25.07.2022Судебное заседание
15.08.2022Судебное заседание
18.08.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
22.08.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее