Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-629/2023 (2-8891/2022;) от 08.12.2022

№2-629/2023

УИД №10RS0011-01-2022-016984-14

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

22 марта 2023 г. г.Петрозаводск

Петрозаводский городской суд Республики Карелия в составе председательствующего судьи Чернобай Н.Л., при секретаре Хуттунен О.С., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Курочка В. Н. к Министерству социальной защиты Республики Карелия, ГКУ СЗ РК «Центр социальной работы Республики Карелия» о признании решения незаконным, обязании произвести действия,

установил:

Исковые требования мотивированы тем, что ДД.ММ.ГГГГ Курочка В.Н. обратился в ГКУ СЗ РК «Центр социальной работы Республики Карелия» с заявлением о заключении социального контракта на мероприятия по осуществлению индивидуальной предпринимательской деятельности по государственной программе «Адресная социальная помощь». Письмом от ДД.ММ.ГГГГ ему сообщено, что межведомственной комиссией принято отрицательное решение в предоставлении государственной социальной помощи на основании социального контракта. ДД.ММ.ГГГГ истец обратился с заявлением о предоставлении мотивированного отказа. ДД.ММ.ГГГГ ему направлен ответ, в котором причиной отказа указано решение межведомственной комиссии, иных пояснений не представлено. ДД.ММ.ГГГГ истец обратился с жалобой в Министерство социальной защиты РК. В ответе от ДД.ММ.ГГГГ истцу указано на тот факт, что при подаче заявления на получение социального контракта им не было представлено доказательств того, что квартира, находящаяся в собственности истца, не сдается по найму, так как истец зарегистрирован и проживает по иному адресу. С таким выводом комиссии истец не согласен, поскольку при принятии от него документов он был поставлен в известность о том, что по адресу его собственности будет выезд специалистов для проверки отсутствия предпринимательской деятельности в виде сдачи квартиры в аренду. В квартире зарегистрирована и живет его мать, а также брат после переезда с <данные изъяты>, квартира никогда не сдавалась в аренду. Истец просит признать решение ответчика от незаконным.

Впоследствии сторона истца уточнила требования, просила признать решение межведомственной комиссии, оформленное протоколом от ДД.ММ.ГГГГ в части отказа в оказании государственной социальной помощи Курочка В.Н. незаконным, обязать ГКУ СЗ РК «Центр социальной работы Республики Карелия» повторно рассмотреть заявление Курочка В.Н. от ДД.ММ.ГГГГ об оказании государственной социальной помощи.

К участию в деле в качестве третьего лица привлечено ГКУ РК «Центр занятости населения Республики Карелия».

В судебном заседании истец и его представитель по устному ходатайству Саакян Г.Н. требования поддержали в полном объеме. Указали, что в случае вопросов к истцу в соответствии с п.18 Порядка №19-П должна быть проведена проверка, чего ответчиком сделано не было. Причина отказа доведена до истца только после неоднократных обращений. Между тем, квартира истца признана аварийной, в нем по договоренности с братом истца проживает их мать и брат истца, поскольку она лучше, чем та, в которой живет истец (в квартире брата), они так решили. Соответственно, квартира истца никогда не сдавалась. О наличии жилья в собственности истец от ответчика не скрывал, данная информация имеется в представленных ответчику документах. Каких-либо объяснений от него не потребовали.

Представитель ответчика ГКУ СЗ РК «Центр социальной работы Республики Карелия» по доверенности Кавандер М.Ф. иск не признала, полагала действия ответчика правомерными. Также указала на отсутствие обязанности проводить проверки, истец сам должен был поставить ответчика в известность о наличии собственности и отсутствии аренды помещения.

Министерство социальной защиты РК своего представителя в судебное заседание не направило, в представленном отзыве полагало иск не подлежащим удовлетворению, поскольку в ходе рассмотрения заявления истца было установлено, что у него в собственности находится жилое помещение, при этом, он зарегистрирован и проживает в ином жилом помещении.

Третье лицо своего представителя в судебное заседание не направило, представлен отзыв на иск, согласно которому Курочка В.Н. обратился в Центр занятости ДД.ММ.ГГГГ, был признан безработным и получал пособие по безработице. В соответствии с Положением о предоставлении единовременной финансовой помощи и предоставленным истцом бизнес-планом «<данные изъяты>» между ним и Центром занятости заключен договор о предоставлении единовременной финансовой помощи на организацию и осуществление предпринимательской деятельности истцу была предоставлена помощь в размере <данные изъяты> руб. на приобретение автомобиля. После регистрации истца в качестве ИП он был снят с учета в качестве безработного.

Суд, заслушав стороны, исследовав материалы дела, приходит к следующему.

Как установлено при рассмотрении дела, истец с 2018 года имеет на праве собственности жилое помещение по адресу: <адрес>, при этом зарегистрирован и проживает по адресу: <адрес> квартире, которая принадлежит его <данные изъяты> - ФИО7 В квартире, принадлежащей истцу с <данные изъяты> года проживает его мать – ФИО2 (<данные изъяты>.

Как пояснила сторона истца, оба жилых помещения признаны в установленном законом порядке аварийным жильем, но квартира истца более благоустроена, в связи с чем, решено было, чтобы там проживала мать истца с братом, а он – в менее благоустроенной квартире брата.

Также установлено, что на основании заявления истца приказом от ДД.ММ.ГГГГ ГКУ РК «Центр занятости населения Республики Карелия» в соответствии с Положением о порядке, условиях предоставления и размере единовременной финансовой помощи при государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя, государственной регистрации создаваемого юридического лица, государственной регистрации крестьянского (фермерского) хозяйства, постановке на учет физического лица в качестве налогоплательщика налога на профессиональный доход гражданам, признанным в установленном порядке безработными, и гражданам, признанным в установленном порядке безработными, прошедшим профессиональное обучение или получившим дополнительное профессиональное образование по направлению органов службы занятости (утв.постановлением Правительства РК от ДД.ММ.ГГГГ ) ему была предоставлена единовременная финансовая помощь в размере <данные изъяты> руб. на приобретение автомобиля согласно бизнес-плану «<данные изъяты>».

Приказом ГКУ СЗ РК «Центр социальной работы Республики Карелия» от ДД.ММ.ГГГГ создана межведомственная комиссия по рассмотрению вопросов оказания государственной социальной помощи на основании социального контракта семьям с детьми, находящимся в сложной социальной ситуации, инвалидам, оказания единовременной материальной помощи одиноко проживающим гражданам и семьям, пострадавшим от пожара, в рамках реализации ведомственной целевой программы оказания гражданам государственной социальной помощи «Адресная социальная помощь» на 2022 год и утверждено Положение о межведомственной комиссии.

ДД.ММ.ГГГГ ГКУ СЗ РК «Центр социальной работы Республики Карелия» принято заявление от Курочка В.Н. об оказании государственной социальной помощи малоимущим одиноко проживающим гражданам, сформировано личное дело. ДД.ММ.ГГГГ решением межведомственной комиссии , оформленном протоколом отказано в выделении средств Курочка В.Н. на осуществление мероприятий, связанных с осуществлением индивидуальной предпринимательской деятельности.

С вынесенным решением ответчик истца не ознакомил, его подпись на выписке отсутствует. Письмом от ДД.ММ.ГГГГ истцу сообщено об отказе без указания причин. ДД.ММ.ГГГГ истец обратился к ответчику с заявлением о предоставлении мотивированного отказа. ДД.ММ.ГГГГ ему направлен ответ, в котором причиной отказа также указано решение межведомственной комиссии без дополнительных пояснений. ДД.ММ.ГГГГ истец обратился с жалобой в Министерство социальной защиты РК с просьбой разобраться в ситуации и дать мотивированный ответ. В ответе от ДД.ММ.ГГГГ истцу указано, что при рассмотрении его заявления принята во внимание информация о наличии у него в собственности квартиры при регистрации и проживании по другому адресу. Вместе с тем, в Центр не представлены объяснения, подтверждающие документы об отсутствии возможности сдачи в аренду жилого помещения.

Федеральный закон от 17.07.1999 №178-ФЗ «О государственной социальной помощи» устанавливает правовые и организационные основы оказания государственной социальной помощи малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам и иным категориям граждан, предусмотренным настоящим Федеральным законом, а также определяет порядок учета прав граждан на меры социальной защиты (поддержки), социальные услуги, предоставляемые в рамках социального обслуживания и государственной социальной помощи, иные социальные гарантии и выплаты, установленные законодательством Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными нормативными правовыми актами.

В силу ст.1 Федерального закона №178-ФЗ государственная социальная помощь - предоставление малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам, а также иным категориям граждан, указанным в настоящем Федеральном законе, социальных пособий, социальных доплат к пенсии, субсидий, социальных услуг и жизненно необходимых товаров. Под трудной жизненной ситуацией понимается обстоятельство или обстоятельства, которые ухудшают условия жизнедеятельности гражданина и последствия которых он не может преодолеть самостоятельно.

Государственная социальная помощь оказывается в целях, в том числе поддержания уровня жизни малоимущих семей, а также малоимущих одиноко проживающих граждан, среднедушевой доход которых ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте Российской Федерации (ст.3 Федерального закона от 17.07.1999 №178-ФЗ).

Согласно ч.2 ст.8 Федерального закона от 17.07.1999 №178-ФЗ порядок назначения государственной социальной помощи, оказываемой за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, а также форма социального контракта устанавливается органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

В соответствии со статьей 4 Закона Республики Карелия от 09.03.1998 №270-ЗРК «О государственной социальной помощи» право на получение государственной социальной помощи на территории Республики Карелия имеют следующие категории граждан определяемые ведомственной целевой программой оказания гражданам государственной социальной помощи категории граждан из малоимущих семей и малоимущие одиноко проживающие граждане, среднедушевой доход которых по не зависящим от них причинам ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствии с законодательством Республики Карелия, категории граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации, а также иные категории граждан, установленные законодательством Российской Федерации и законодательством Республики Карелия, в соответствии со статьей 6 настоящего Закона.

Порядок оказания государственной социальной помощи для каждой категории граждан и ее размер определяются ведомственной целевой программой оказания гражданам государственной социальной помощи (ч.2 ст.6 Закона Республики Карелия от 09.03.1998 №270-ЗРК «О государственной социальной помощи»).

В соответствии с пп.27 п.9 Положения о Министерстве социальной защиты Республики Карелия, утв. Постановлением Правительства РК от 25.10.2017 №374-П, Министерство социальной защиты Республики Карелия определяет размеры, условия и порядок назначения и выплаты государственной социальной помощи, в том числе на основании социального контракта, малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам, реабилитированным лицам и лицам, признанным пострадавшими от политических репрессий, и иным категориям граждан, предусмотренным федеральным законодательством.

Приказом Министерства социальной защиты РК от 11.01.2022 №9-П утверждена ведомственная целевая программа оказания гражданам государственной социальной помощи «Адресная социальная помощь» на 2022 год, порядок исполнения которой утвержден Приказом Министерства социальной защиты РК от 18.01.2022 №19-П (далее – Порядок №19-П).

Сроки и последовательность административных процедур и действий ГКУ СЗ РК «Центр социальной работы Республики Карелия» по предоставлению государственной услуги по оказанию государственной социальной помощи на основании социального контракта определены Административным регламентом предоставления государственной услуги по оказанию государственной социальной помощи на основании социального контракта, утв. Приказом Министерства социальной защиты РК от 28.09.2022 №609-П.

Решение об оказании государственной социальной помощи на основании социального контракта принимает межведомственная комиссия на основании информации, содержащейся в заявлении и документах, представленных гражданином, а также в листе собеседования. Решение межведомственной комиссии оформляется протоколом (п.130 Порядка №19-П).

Специалист отделения Центра, осуществляющий рассмотрение заявления и документов, для принятия решения об оказании государственной социальной помощи на основании социального контракта либо решения об отказе в оказании государственной социальной помощи на основании социального контракта передает заявление и документы, лист собеседования, сведения (документы), указанные в пункте 25 Административного регламента, и акт обследования материально-бытовых условий в межведомственную комиссию при отделении Центра, образованную с целью принятия решения о назначении государственной социальной помощи (далее - межведомственная комиссия) (п.96 Приказа Министерства социальной защиты РК от 28.09.2022 №609-П «Об утверждении Административного регламента предоставления государственной услуги по оказанию государственной социальной помощи на основании социального контракта»).

Межведомственная комиссия: 1) рассматривает заявление и документы, указанные в пункте 96 Административного регламента; 2) при отсутствии оснований для отказа в предоставлении государственной услуги, указанных в пункте 30 Административного регламента, принимает решение об оказании государственной социальной помощи на основании социального контракта; 3) при наличии оснований для отказа в предоставлении государственной услуги, указанных в пункте 30 Административного регламента, принимает решение об отказе в оказании государственной социальной помощи на основании социального контракта (п.97 Приказа Министерства социальной защиты РК от 28.09.2022 №609-П).

Результатом административной процедуры является принятие решения об оказании государственной социальной помощи на основании социального контракта либо решения об отказе в оказании государственной социальной помощи на основании социального контракта и подписание руководителем отделения Центра, либо иным должностным лицом отделения Центра, его заменяющим, уведомления (п.104 Приказа Министерства социальной защиты РК от 28.09.2022 №609-П).

В силу названных норм административная процедура в отношении истца соблюдена в установленном порядке. Однако, в решении межведомственной комиссии оформленной протоколом, отсутствует указание на основания для отказа истцу в оказании государственной социальной помощи, в связи с чем, сделать вывод о причинах отказа не представляется возможным. В письменных ответах истцу ГКУ СЗ РК «Центр социальной работы Республики Карелия» также сослался только на решение межведомственной комиссии без обоснования причин отказа.

Причина отказа в виде непредставления объяснения и подтверждающих документов об отсутствии возможности сдачи в аренду принадлежащего истцу жилого помещения отражена только в письме Министерства социальной защиты РК в ответ на жалобу истца. Между тем, представитель Министерства членом межведомственной комиссии не являлся, в голосовании не участвовал, соответственно, основания для сделанного вывода в данном случае отсутствуют.

Кроме того, в соответствии с пп.2 п.57 Порядка №19-П государственная социальная помощь на основании социального контракта предоставляется гражданам из малоимущих семей и малоимущим одиноко проживающим гражданам, среднедушевой доход которых по независящим от них причинам ниже величины прожиточного минимума соответствующей социально-демографической группы населения, на мероприятия по осуществлению индивидуальной предпринимательской деятельности.

Согласно п.128 Порядка №19-П заключение социального контракта осуществляется при условии: 1) отсутствия у гражданина (семьи) недвижимого имущества, которое может сдаваться в аренду и приносить доход; 2) отсутствия у гражданина (семьи) механического транспортного средства (прицепа, полуприцепа) стоимостью более 500000 рублей со сроком эксплуатации до 5 лет; 3) отсутствия исполнительного производства о взыскании (аресте) денежных средств, об аресте имущества, возбужденного в отношении гражданина, членов его семьи, в случаях заключения социального контракта на реализацию мероприятий, указанных в подпунктах 2-3 пункта 57 Порядка.

Согласно п.19 Порядка №19-П основаниями для отказа в предоставлении (назначении) государственной помощи является также представление гражданином неполных и (или) недостоверных сведений о составе семьи, доходах и принадлежащем ему (его семье) имуществе на праве собственности.

В силу названных норм государственная социальная помощь не предоставляется, в том числе, при наличии у гражданина недвижимого имущества, которое может сдаваться в аренду и приносить доход, а также представление неполных сведений об имуществе. Однако, вопрос о наличии/отсутствии у истца такого имущества ответчиком не поднимался, истцу не задавался, соответствующей информации у него, как гражданина, не обладающего специальными познаниями в части необходимого доказывания, не истребовалось. При этом, в материалах личного дела истца им указывалось на наличие в собственности жилого помещения.

Согласно п.18 Порядка №19-П при необходимости проведения дополнительной проверки (комиссионного обследования) представленных гражданином сведений о доходах семьи (одиноко проживающего гражданина) Отделение в течение срока, установленного для направления уведомления о назначении государственной социальной помощи (отказе в назначении государственной социальной помощи), направляет гражданину предварительный ответ с уведомлением о проведении такой проверки.

Методическими рекомендациями по оказанию государственной социальной помощи на основании социального контракта (утв. Приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 03.08.2021 №536) также определено, что в случае наличия у органа социальной защиты населения обоснованного сомнения в достоверности представленных гражданином сведений проводится дополнительная проверка (комиссионное обследование) материально-бытового положения заявителя и его семьи, в результате которой составляется акт материально-бытового обследования условий проживания семьи гражданина согласно форме, утверждаемой органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

Между тем, при разрешении спорного вопроса в установленном порядке у ответчика не возникло обоснованных сомнений в достоверности представленных истцом сведений, поскольку дополнительных проверок инициировано не было. Соответственно, отказ по мотиву, указанному в письме Министерства социальной защиты РК, оказался неожиданным для истца, побудившим его оспорить в судебном порядке.

При этом, если бы дополнительная проверка была бы проведена (или истребовалась у истца соответствующая информация), тобыло бы установлено, что в жилом помещении истца и зарегистрирована, и проживает его мать, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, которая иного жилья не имеет. В связи с чем, можно сделать вывод о том, что недвижимое имущество, которое может сдаваться в аренду и приносить доход, у истца отсутствует.

Таким образом, суд приходит к выводу о том, что право истца на получение государственной социальной помощи в виде единовременной материальной помощи одиноко проживающим гражданам ответчиком нарушено в отсутствие вины истца, в связи с чем, оно подлежит восстановлению. В связи с чем, исковые требования подлежат удовлетворению. При этом, надлежащим ответчиком по настоящему спору является ГКУ СЗ РК «Центр социальной работы Республики Карелия», соответственно, в иске к Министерству социальной защиты Республики Карелия надлежит отказать.

В соответствии с ст.98 ГПК РФ взыскать с ответчика в пользу истца расходы по уплате государственной пошлины в размере 300 руб.

Руководствуясь ст.ст.12, 56, 194-198 ГПК РФ, суд

решил:

Иск удовлетворить.

Признать решение межведомственной комиссии по реализации ведомственной целевой программы оказания гражданам государственной социальной помощи «Адресная социальная помощь» на 2022 год, оформленное протоколом от ДД.ММ.ГГГГ в части отказа в оказании государственной социальной помощи Курочка В. Н. незаконным.

Обязать ГКУ СЗ РК «Центр социальной работы Республики Карелия» повторно рассмотреть заявление Курочка В. Н. от ДД.ММ.ГГГГ об оказании государственной социальной помощи.

В иске к Министерству социальной защиты Республики Карелия отказать.

Взыскать с ГКУ СЗ РК «Центр социальной работы Республики Карелия» () в пользу Курочка В. Н. () расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 руб.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Карелия через Петрозаводский городской суд Республики Карелия в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья Н.Л.Чернобай

Мотивированное решение изготовлено 31.03.2023.

2-629/2023 (2-8891/2022;)

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Курочка Вячеслав Николаевич
Ответчики
Министерство социальной защиты Республики Карелия
ГКУ СЗ РК "Цетр Социальной работы Республики Карелия"
Другие
ГКУ РК "Центр занятости населения РК" Агентство занятости населения г. Петрозаводска (межрайонное)
Суд
Петрозаводский городской суд Республики Карелия
Судья
Чернобай Наталья Леонидовна
Дело на странице суда
petrozavodsky--kar.sudrf.ru
08.12.2022Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде и принятие его к производству
08.12.2022Передача материалов судье
12.12.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
12.12.2022Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
16.01.2023Предварительное судебное заседание
08.02.2023Судебное заседание
10.03.2023Судебное заседание
14.03.2023Судебное заседание
22.03.2023Судебное заседание
31.03.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
12.05.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
15.05.2023Дело оформлено
16.05.2023Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее