Судебный акт #1 (Решение) по делу № 3а-272/2024 (3а-2790/2023;) ~ М-2205/2023 от 07.12.2023

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

г. Самара                          7 мая 2024 года

Самарский областной суд в составе:

председательствующего судьи Щетинкиной И.А.,

при секретаре судебного заседания Канюшевой О.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело
№ 3а-272/2024 (3а-2790/2023) по административному исковому заявлению Терехова Вячеслава Павловича об установлении кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества равной их рыночной стоимости,

у с т а н о в и л:

административный истец обратился в Самарский областной суд с административным иском, в котором первоначально просил признать незаконными и отменить решения комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости и от 01.11.2023 об отклонении заявления об оспаривании кадастровой стоимости нежилых помещений с кадастровыми номерами и ; обязать комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости на территории Самарской области осуществить пересмотр кадастровой стоимости нежилых помещений с кадастровыми номерами и .

В обоснование заявленных требований административный истец указывал, что является собственником нежилых помещений с кадастровыми номерами и , в отношении которых приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 25.11.2021 утверждены результаты определения кадастровой стоимости объектов по состоянию на 01.01.2021 в размере 6 511 229 рублей 82 коп. и в размере 2 561 069 рублей 99 коп. соответственно. Действительная рыночная стоимость составляет <данные изъяты>. и 1 521 171 рубль 82 коп. соответственно, что подтверждается отчетом об оценке от 29.08.2023 № 225-21С частнопрактикующего оценщика Гурьянова А.В.

По обращению административного истца в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости на территории Самарской области решениями и от 01.11.2023 отказано в пересмотре кадастровой стоимости каждого объекта и установлении их рыночной стоимости по отчету об оценке от 29.08.2023 № 225-21С частнопрактикующего оценщика Гурьянова А.В. С указанными решениями административный истец не согласился и обратился в суд с настоящим административным иском.

В судебном заседании 04.03.2024 от представителя административного истца поступило заявление об отказе от требований в части признания незаконными и отмене решений комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости и от 01.11.2023, в части возложения обязанности о пересмотре кадастровой стоимости нежилых помещений с кадастровыми номерами и , а также уточненные административные исковые требования о пересмотре архивной кадастровой стоимости за период с 01.01.2021 по 31.12.2023 включительно и установления ее равной рыночной стоимости помещения с кадастровым номером в размере 3 574 432 рубля 93 коп., помещения с кадастровым номером в размере 1 521 171 рубль 82 коп.; пересмотре действительной кадастровой стоимости с 01.01.2024 и установлении ее равной рыночной стоимости помещения с кадастровым номером в размере 3 574 432 рубля 93 коп., помещения с кадастровым номером в размере 1 521 171 рубль 82 коп.

Определением суда от 20.03.2024 от административного истца принят отказ от заявленных требований в части, с прекращением производства по настоящему административному делу в части признания незаконными, отмене решений комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости на территории Самарской области и от 01.11.2023, и возложении обязанности по пересмотру кадастровой стоимости нежилых помещений с кадастровыми номерами и .

В судебном заседании 10.04.2024 протокольным определением от представителя административного истца приняты уточнения административных исковых требований в части размера рыночной стоимости, ссылаясь на отчет об оценке объектов недвижимости от 08.04.2021 частнопрактикующего оценщика Гурьянова А.В., административный истец просит суд пересмотреть архивную кадастровую стоимость за период с 01.01.2021 по 31.12.2023 включительно и установить ее в размере рыночной стоимости: помещения с кадастровым номером в размере 3 916 441 рубля 27 коп., помещения с кадастровым номером в размере <данные изъяты>.

Определением суда от 10.04.2024 от административного истца истребованы доказательства заявленных требований в части оспаривания кадастровой стоимости каждого объекта, действующей с 01.01.2024, а именно выписки из ЕГРН об установлении оспариваемой кадастровой стоимости, отчета об оценке, составленный по состоянию на 01.01.2024.

В судебное заседание административный истец, административные ответчики комиссия по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости на территории Самарской области, министерство имущественных отношений Самарской области, Управление Росреестра по Самарской области, а также заинтересованные лица ГБУ Самарской области «Центр кадастровой оценки», ППК Роскадастр в лице филиала ППК Роскадастр по Самарской области, извещенные о рассмотрении дела в соответствии с требованиями положений главы 9 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ), представителей не направили, ходатайств об отложении рассмотрения дела не представили.

В письменном отзыве на иск ГБУ Самарской области «Центр кадастровой оценки» просил рассмотреть дело в отсутствие представителя, указав об отзыве ходатайства о назначении судебной экспертизы и оставлении принятие решения об установлении кадастровой стоимости нежилых помещений с кадастровыми номерами и в размере равном их рыночной стоимости на усмотрение Самарского областного суда. Рыночная стоимость нежилых помещений, определенная в отчете об оценке № 225-21С-И от 08.04.2024 ЧПО Гурьянова А.В., находится в диапазоне рыночных цен для сегмента рынка, к которому относятся рассматриваемые объекты.

Учитывая требования статьи 150, части 4 статьи 247 КАС РФ, положения статьи 14 Международного пакта о гражданских и политических правах, гарантирующие равенство всех перед судом, в соответствии с которыми неявка лица в суд есть его волеизъявление, свидетельствующее об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в разбирательстве, а потому не является преградой для рассмотрения дела, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.

Оценив имеющиеся в деле доказательства, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии с частью 1 статьи 4 КАС РФ каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.

В силу положений части 1 статьи 245 КАС РФ, части 1 статьи 22 Федерального закона от 3 июля 2016 года № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» (далее – Федеральный закон № 237-ФЗ) юридические лица и граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.

Результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в суде на основании установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости, определенной на дату, по состоянию на которую определена его кадастровая стоимость (пункт 2 части 1 статьи 248 КАС РФ, часть 7 статьи 22 Федерального закона № 237-ФЗ).

В соответствии с частью 3 статьи 24 Федерального закона № 237-ФЗ решение о дате перехода к проведению государственной кадастровой оценки в соответствии с данным Федеральным законом принимается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.

Постановлением Правительства Самарской области от 28 февраля 2018 года № 106 «О дате перехода к проведению государственной кадастровой оценки на территории Самарской области в соответствии с Федеральным законом от 03.07.2016 № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» установлена дата перехода к проведению государственной кадастровой оценки на территории Самарской области в соответствии с Федеральным законом от 3 июля 2016 года № 237-ФЗ –1 марта 2018 года.

Из материалов дела следует, что административный истец является правообладателем объектов недвижимого имущества:

- помещения с кадастровым номером по адресу: <адрес>, площадью 44,2 кв.м, назначение – нежилое, <данные изъяты>

- помещения с кадастровым номером , по адресу: <адрес>, площадью 116,2 кв.м, назначение – нежилое, <данные изъяты>.

По сведениям ЕГРН в отношении каждого из указанных объектов недвижимого имущества 03.01.2022 внесена информация об утверждении кадастровой стоимости на основании приказа министерства имущественных отношений Самарской области от 25.11.2021 № 2451 по состоянию на 01.01.2021 объекта с кадастровым номером в размере 2 561 069 рублей 99 коп. и объекта с кадастровым номером в размере 6 511 229 рублей 82 коп., началом применения 01.01.2022.

Приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 27.10.2023 утверждена кадастровая стоимость объектов капитального строительства на территории Самарской области по состоянию на 01.01.2023, применением с 01.01.2024, объекта с кадастровым номером в размере 2 665 740 рублей 45 коп. и объекта с кадастровым номером в размере 6 862 927 рублей 71 коп.

В пункте 14 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» разъяснено, что в соответствии с пунктом 7 статьи 4 Закона о кадастре при изменении кадастровых сведений ранее внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения сохраняются (далее - архивные сведения).

Требование о пересмотре кадастровой стоимости, ставшей архивной, может быть рассмотрено по существу, если на дату обращения в Комиссию или в суд сохраняется право на применение результатов такого пересмотра для целей, установленных законодательством (абзац пятый статьи 24.20 Закона об оценочной деятельности).

Исходя из представленных материалов, периода обращения в суд с настоящим иском, суд соглашается с административным истцом, что оспариваемая кадастровая стоимость каждого помещения по состоянию на 01.01.2021 (применением с 01.01.2022 по 31.12.2023) является архивной, поскольку в период рассмотрения настоящего дела по результатам очередной массовой государственной кадастровой оценки установлена действительная кадастровая стоимость объектов на 01.01.2023 применением с 01.01.2024.

Сведения об оспариваемой кадастровой стоимости каждого объекта недвижимого имущества носят статус архивный, затрагивают права и законные интересы административного истца, как плательщика налога на имущество. Налоговой базой для исчисления налога на имущество является кадастровая стоимость объектов недвижимости. Установление кадастровой стоимости помещений в размере рыночной стоимости направлено на защиту интересов административного истца, от недостоверной, экономически необоснованной базы для определения размера налога на имущество.

Согласно статье 22 Федерального закона № 237-ФЗ результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в комиссии или суде по заявлению об оспаривании.

Заявление об оспаривании может быть подано в комиссию или в суд со дня внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о кадастровой стоимости объекта недвижимости до дня внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о кадастровой стоимости такого объекта недвижимости, определенной в результате проведения новой государственной кадастровой оценки или по итогам оспаривания кадастровой стоимости в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом, или в соответствии со статьей 16 настоящего Федерального закона.

Административный истец воспользовался предоставленным статьей 22 Федерального закона № 237-ФЗ правом на оспаривание результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости и 17.10.2023 обратился в комиссию по рассмотрению споров о результате определения кадастровой стоимости на территории Самарской области. Решениями и от 01.11.2023 комиссии административному истцу отказано в пересмотре кадастровой стоимости каждого объекта и установления их рыночной стоимости по отчету об оценке от 29.08.2023 частнопрактикующего оценщика Гурьянова А.В. С указанными решениями административный истец не согласился и 07.12.2023 обратился в суд с настоящим административным иском, в котором с учетом уточнений просит установить кадастровую стоимость каждого объекта в размере рыночной стоимости на дату кадастровой оценки 01.01.2021.

При таких обстоятельствах, обращение административного истца в суд с настоящим административным исковым заявлением об установлении архивной кадастровой стоимости каждого объекта недвижимости равной их рыночной стоимости является обоснованным.

Целью настоящего административного судебного разбирательства является не опровержение кадастровой стоимости (определенной методами массовой оценки), а установление кадастровой стоимости в размере рыночной, что предусмотрено нормами действующего законодательства.

Основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является, в частности, установление в отношении каждого объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена архивная кадастровая стоимость.

Административным истцом в обоснование заявленных требований представлены отчеты об оценке № 225-21С от 27.07.2023, № 225-21С-И от 08.04.2024 частнопрактикующего оценщика Гурьянова А.В. об определении рыночной стоимости по состоянию на 01.01.2021 объектов: с кадастровым номером в размере 1 670 444 рубля и с кадастровым номером в размере 3 916 441 рубль 27 коп.

Общие требования к отчету об оценке установлены в статье 11 Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», согласно которой отчет не должен допускать неоднозначного толкования или вводить в заблуждение. В отчете в обязательном порядке должны быть указаны сведения, которые необходимы для полного и недвусмысленного толкования результатов проведения оценки объекта, установленных в отчете.

Давая оценку исследованным доказательствам, суд полагает, что приведенные в отчете об оценке № 225-21С-И от 08.04.2024 выводы оценщика не допускают их неоднозначного толкования, исходные данные и расчеты не вводят в заблуждение. Профессиональное суждение оценщика относительно рыночной стоимости объектов оценки полностью подтверждается собранной информацией и приведенными расчетами. Итоговое суждение о величине рыночной стоимости помещений основано на полном и объективном анализе ценностных характеристик и расчетных показателей стоимости, что в полной мере согласуется с требованиями федеральных стандартов оценки.

Полномочия, компетенция и квалификация оценщика подтверждены приложенными к отчету об оценке документами.

В соответствии со статьей 12 Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» итоговая величина рыночной стоимости объектов оценки, указанная в отчёте, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, признаётся достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.

Доказательств, опровергающих заявленную рыночную стоимость объектов недвижимости, содержащих сведения об иной рыночной стоимости, административными ответчиками и заинтересованными лицами не представлено, ходатайств о назначении судебной экспертизы не заявлено.

ГБУ Самарской области «Центр кадастровой оценки», являясь уполномоченным учреждением по расчету кадастровой оценки, замечаний, нарушений в представленном отчете об оценке № 225-21С-И от 08.04.2024 не выявлено, ранее заявленное ходатайство о назначении судебной экспертизы не поддержано, в связи с чем судом не разрешалось по существу.

С учетом изложенного, оснований не доверять содержащимся в отчете об оценке № 225-21С-И от 08.04.2024 выводам об итоговой величине рыночной стоимости каждого объекта недвижимого имущества на дату кадастровой оценки 01.01.2021, у суда не имеется. Правовые основания для назначения судебной экспертизы по инициативе суда отсутствуют.

Суд также учитывает, что установление рыночной стоимости, полученной в результате индивидуальной оценки объекта, и внесение ее в качестве кадастровой стоимости, направлено, прежде всего, на уточнение кадастровой стоимости, полученной методами массовой оценки, без учета уникальных характеристик конкретного объекта недвижимости. В связи с этим, установление кадастровой стоимости каждого объекта недвижимости равной их рыночной стоимости, будучи законным способом уточнения одной из основных экономических характеристик объекта, в том числе в целях налогообложения, само по себе не направлено на опровержение предполагаемой достоверности ранее установленных результатов кадастровой оценки.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что требования административного истца об установлении архивной кадастровой стоимости каждого помещения равной их рыночной стоимости по состоянию на 01.01.2021, определенной в отчете об оценке № 225-21С-И от 08.04.2024, подлежат удовлетворению.

Сведения об изменении кадастровой стоимости на основании решения комиссии или суда, включая дату подачи соответствующего заявления о пересмотре кадастровой стоимости, подлежат внесению в Единый государственный реестр недвижимости в соответствии с Федеральным законом от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».

Из материалов дела следует, что датой обращения административного истца в комиссию является 17.10.2023, в суд – 07.12.2023, период действия оспариваемой архивной кадастровой стоимости с 01.01.2022 по 31.12.2023, что следует отразить в резолютивной части решения (абзац 2 и 3 пункта 25 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости»).

Определением суда от 07.05.2024 административные исковые требования Терехова В.П. о пересмотре и установлении кадастровой стоимости с 01.01.2024 нежилых помещений с кадастровыми номерами и в размере равном их рыночной стоимости оставлены без рассмотрения.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

р е ш и л :

административный иск Терехова Вячеслава Павловича удовлетворить.

Установить архивную кадастровую стоимость объекта недвижимого имущества – помещения с кадастровым номером , по адресу: <адрес>, равной его рыночной стоимости по состоянию на 01.01.2021 в размере 3 916 441 рубль 27 коп., применением с 01.01.2022 по 31.12.2023.

Установить архивную кадастровую стоимость объекта недвижимого имущества – помещения с кадастровым номером , по адресу: <адрес>, равной его рыночной стоимости по состоянию на 01.01.2021 в размере 1 670 444 рубля, применением с 01.01.2022 по 31.12.2023.

Дата подачи заявления в комиссию - 17.10.2023, в суд – 07.12.2023.

Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции в течение одного месяца со дня его изготовления в окончательной форме.

Мотивированное решение в окончательной форме изготовлено 08.05.2024.

Судья                            И.А. Щетинкина

3а-272/2024 (3а-2790/2023;) ~ М-2205/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Терехов В.П.
Ответчики
Комиссия по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости на территории Самарской области
Министерство имущественных отношений Самарской области
Управление Росреестра по Самарской области
Другие
ЧПО Гурьянов А.В.
ГБУ СО "ЦКО"
Крылова Анна Сергеевна
ППК "Роскадастр" в лице филиала ППК "Роскадастр" по Самарской области
Суд
Самарский областной суд
Судья
Щетинкина И. А.
Дело на сайте суда
oblsud--sam.sudrf.ru
07.12.2023Регистрация административного искового заявления
08.12.2023Передача материалов судье
12.12.2023Решение вопроса о принятии к производству
12.12.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
12.12.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
10.01.2024Судебное заседание
29.01.2024Судебное заседание
04.03.2024Судебное заседание
18.03.2024Судебное заседание
20.03.2024Судебное заседание
10.04.2024Судебное заседание
07.05.2024Судебное заседание
08.05.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
27.05.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее